Реализация воспитательного процесса урока
Получение систематического образования основано на обучении – процессе познания, управляемом педагогом. Умение руководить познанием является главным критерием педагогического мастерства.
Рассматривая обучение в контексте теории целостного педагогического процесса, исследователи (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин и др.) отмечают неразрывную связь образования, развития и воспитания учащихся, одновременное протекание этих процессов при обучении и триединство в целеполагании и планировании каждого урока, вытекающее из основных функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной. Первые две функции связаны с расширением объёма и усложнением структуры знаний, умений и навыков (В.В. Краевский). Они достаточно успешно реализуются при обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении уроков.
Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в массовой практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности, а завуч не требует постановки и решения на уроке воспитательных задач. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным.
В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по ВР – на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность.
Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в любой школе.
Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
1) воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
2) воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (так, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем химия; уроки истории, краеведения, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);
3) воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
Поскольку 2-я и 3-я группы возможностей подробно рассматриваются в предметных методиках преподавания, остановимся на воспитательных возможностях организации урока.
Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников.
Классно-урочная система, призванная упорядочить процесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Очевидно также, что на каждом уроке учитель должен воспитывать у школьников сознательную дисциплину, в основе которой находятся осознание школьником важности дисциплины, убеждённость в том, что дисциплинированный человек добьётся большего успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя показать значения учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся продемонстрировать зависимость успехов класса и отдельных учеников от уровня их дисциплинированности.
Одним из характерных признаков современных педагогических технологий является увеличение доли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации учащимися своей учебно-познавательной деятельности. Однако на уроке учитель оценивает учеников по результату и способу его достижения в рамках своего предмета, порой совершенно обходя вниманием организацию труда школьника. На практике неумение учащихся правильно организовать свою работу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиены труда приводит к тому, что за полученное образование ребёнок часто платит своим здоровьем: нарушение осанки, близорукость, нервные расстройства становятся всё более распространёнными среди школьников. Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся диктует необходимость формирования у них навыков научной организации учебного труда.
Неотъемлемой частью школьного образования является социализация – процесс вхождения личности в общественную систему путём приспособления к социальному окружению (Р. Мертон, Т. Парсонс) и самоактуализации, самореализации личностью своего потенциала (А. Маслоу, К. Роджерс). Распространёнными причинами, препятствующими социализации, вызывающими конфликт между личностью и её социальным окружением, являются неумение человека общаться, неадекватность самооценки и оценки окружающих, негуманные отношения в группе. Поэтому процесс социализации школьников невозможен без формирования у них гуманности, навыков общения, оценочных умений.
Возможностями для решения перечисленных задач воспитания обладает каждый урок. Реализация этих возможностей позволяет повысить воспитательный эффект обучения.
Урок входит в систему учебно-воспитательной работы, следовательно, он должен детерминироваться этой системой, занимать в ней совершенно определённое место, его воспитательная направленность должна соотноситься с общей направленностью воспитательной работы школы. Поэтому, выявляя воспитательную ценность урока, необходимо определить его роль и место в воспитательной системе школы.
Обобщая вышесказанное, предлагаем схему аспектного анализа, цель которого – выявить степень реализации воспитательного потенциала урока.
Схема анализа процесса воспитания на уроке
I. Использование воспитательных возможностей организации урока.
1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).
1. Достижение воспитательной цели урока (доминирующая воспитательная цель, её соответствие теме и форме урока, возрасту учащихся, особенностям данного класса; способы поэтапного достижения цели в течение урока: формы, методы, приёмы воспитания).
2. Включение урока в воспитательную систему школы (соответствие решаемых на уроке воспитательных задач проблеме, над которой работает педагогический коллектив; связь с текущей воспитательной работой школы, с проходящими в данный период общешкольными воспитательными делами).
3. Общие выводы о воспитательной ценности урока (степень реализации воспитательного потенциала данного урока, возможные пути повышения учителем эффективности воспитания учащихся на уроке).
Источник
Воспитательный процесс в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Воспитательный процесс в педагогике – это всегда организованный процесс, имеющий конкретное направление, подразумевающий эффективное взаимодействие педагога и воспитанников. Основной целью воспитательного процесса в педагогике является целенаправленное формирование личности, путем передачи имеющегося и накопленного опыта.
Понятие и сущность воспитательного процесса
Воспитательный процесс – комплексный педагогический процесс, направленный на достижение воспитательной цели.
Комплексность процесса заключается в единстве целей и задач, разнообразии используемых форм и методов воспитания личности.
Сущность воспитательного процесса заключается в содержательной и направленной деятельности педагога, содействующей максимальному развитию личности ребенка, передаче ему опыта, его постепенной социализации в обществе, формированию навыков самовоспитания.
Цель воспитательного процесса — всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание педагогической поддержки во всестороннем развитии личности ребенка.
Воспитательный процесс направлен на общее воспитание личности ребенка, но при необходимости возможно выделение одного конкретного компонента и осуществление работы непосредственно в этом направлении.
- актуальность и связь с реальной жизнью;
- доступность для всех участников воспитательного процесса;
- учет особенностей участников воспитательного процесса (возраст, возможности и т.д.);
- определенная последовательность процесса;
- ориентир на положительный опыт;
- гуманизация.
Особенностями воспитательного процесса является:
- Целенаправленность. Воспитательный процесс не является хаотичным процессом, он имеет определенные цели и задачи, которые педагогу необходимо достигнуть в итоге.
- Комплексность. Заключается в использовании ряда методов и средств, соблюдение требований к организации воспитательного процесса, а также организации взаимодействия педагога с воспитанниками.
- Последовательность. Воспитательный процесс – это последовательный процесс воспитания личности и ее качеств, осуществляемый педагогом систематически, а не от случая к случаю.
- Вариативность. Воспитательному процессу присуща вариативность и неопределенность, в одних и тех же условиях возможно получение разных воспитательных результатов у разных личностей. Это связано с индивидуализацией личности воспитанников, их жизненных ориентиров, условий среды проживания, социального опыта, а также с профессионализмом педагога.
Готовые работы на аналогичную тему
Формы воспитательного процесса
Воспитательный процесс, как и любое социально-психологическое явление, имеет форму. Это связано с тем, что субъекты образовательного процесса с обеих сторон индивидуальны. Форма воспитательного процесса зависит от особенностей педагога (уровень профессионализма, опыт, возраст, социальный опыт и т.д.) и особенностей воспитанников (возраст, знания, умения, навыки, потребности, отношения в семье и т.п.).
Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом.
Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом порядке.
Так выделяют следующие формы воспитательного процесса в педагогике:
- простые и сложные (ситуативная работа, комплексные приемы и методы работы);
- кратковременные и длительные (краткосрочные и долгосрочные проекты, индивидуальная работа, программы);
- групповые (работа с группой детей в рамках одного учреждения, работа с детьми в рамках микрорайона, города и т.д.);
- традиционные и творческие (стандартные, креативные, нетрадиционные формы работы);
- спонтанные и специально организованные (стихийные дискуссии, запланированные беседы и т.д.);
- регулярные и эпизодические (спланированные заранее на определенный промежуток времени и ситуативные беседы, встречи и т.п.);
- интегрированные формы (в рамках клуба, детского объединения и т.п.).
В процессе педагогической работы, возможно использование как одной конкретной формы, так и их комплекса, чередование и сочетание нескольких форм в рамках воспитательного процесса.
Структура воспитательного процесса в педагогике
Основными структурными компонентами педагогического воспитательного процесса являются:
- Целевой компонент – определяет педагогам и воспитанникам цели и задачи воспитательного процесса, с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребенка, требований, предъявляемых к личности со стороны общества.
- Содержательный компонент – определяет основные направления воспитательного процесса, согласно поставленным целям и задачам. Вектор воспитательного процесса может быть комплексным, то есть направленным на общее воспитание личности, либо избирательным, направленным на воспитание каких-то ее определенных качеств.
- Операционно-деятельностный компонент – направлен на определение методов и средств, используемых педагогом в процессе реализации воспитательных задач. Выбор методов и средств, используемых педагогом в воспитательном процессе, так же зависит от индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, потребностей, умений и т.д.).
- Аналитико-результативный компонент – направлен на анализ воспитательного процесса, его эффективности (эффективность и результативность используемых методов и средств воспитательной работы), динамики изменений у детей, выявление и устранение недостатков.
Таким образом, современная педагогика рассматривает основное назначение воспитательного процесса как создание наиболее благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности нужной и полезной обществу.
Источник