Воспитательная система класса и управление её развитием
материал
Выступление на МО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa_i_upravlenie_eyo_razvitiem.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоархангельская средняя школа № 1»
Выступление на МО
«Воспитательная система класса
и управление её развитием»
Учитель начальных классов:
Рыбий Елена Евгеньевна
2020-2021 учебный год
В последние годы в педагогической среде появляется новое понятие «воспитательная система класса». Его появление обусловлено возросшим интересом к применению системного подхода в образовании школьников.
Большинство исследователей считали, что воспитательную систему можно создать в образовательном учреждении, районе, городе, области. Школьный класс принято рассматривать как компонент воспитательной системы образовательного учреждения.
Автор статей в журнале «Классный руководитель» и книги «Воспитательная система класса» Степанов Е.Н. утверждает, что создание воспитательной системы класса не только возможно, но и необходимо. Его выводы сделаны на основании экспериментальных данных, полученных в ходе экспериментальной работы по созданию воспитательных систем класса. Многолетнее изучение опыта показывает, что в реальной практике феномен воспитательной системы класса существовал и существует, но в педагогической теории он не рассматривался как воспитательная система.
Воспитательная система класса может быть создана в традиционно функционирующей, а также в условиях гуманистической воспитательной системы. Авторы данного подхода считают, что системный подход позволяет выделить и упорядочить компоненты процесса воспитания учащихся класса. Они дают следующее определение: «Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива».
Воспитательная система класса – достаточно сложное социально-педагогическое явление, в котором можно выделить несколько основных компонентов.
- Индивидуально-групповой.
- Ценностно-ориентационный.
- Функционально-деятельностный.
- Пространственно-временной.
- Диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Он состоит из таких элементов, как классный руководитель (воспитатель); учащиеся класса; родители учащихся; педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. Вышеназванные члены классного сообщества выступают субъектами воспитательного процесса, а значит создателями воспитательной системы класса. Они решают, какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и как она будет функционировать.
Важную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы играет классный руководитель (воспитатель). Его жизненные ценностные ориентации, педагогическая позиция, интересы и увлечения являются существенным системообразующим фактором. Классный руководитель является самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы.
Своеобразие классной воспитательной системы обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса. Классному руководителю необходимо понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы избрать наиболее оптимальный путь построения воспитательной системы.
Родители учащихся класса также должны быть активными участниками моделирования и функционирования воспитательной системы. Особую роль играет единая позиция группы учителей, работающих в классе, согласование и интеграции их педагогического взаимодействия с коллективом учащихся.
Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Это ценностно-смысловое ядро системы. Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целенаправленность.
В теории и практике воспитания различают 3 основных вида цели:
а) идеальная цель – некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
б) результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе ученика и который планируется достичь за определенный промежуток времени;
в) процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса.
В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из данных целей наполняется содержанием, обусловленным педагогической позицией, воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива, спецификой условий его жизнедеятельности.
При разработке результатной цели следует учесть:
— цели и задачи воспитательной системы всегда направлены на развитие личности ребенка;
— содержание целей и задач предусматривает овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностным отношением к себе и окружающей действительности;
— целевые установки соответствуют интересам и устремлениям классного сообщества, обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их реализации;
— цели и задачи четко и ясно формулируются, являются диагностичными.
В основе развития ученического коллектива и личности в нем, по мнению А.С. Макаренко, лежит закон перспективных линий. Под перспективой известный педагог понимал завтрашнюю радость, к которой стремятся члены коллектива. Перспективы по продолжительности их достижения могут быть близкими, средними, далекими, по социальной ценности «от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга». Классные руководители совместно с учащимися и их родителями пытаются определить перспективы жизнедеятельности класса, согласовать их с целями и задачами воспитательного процесса.
Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный, он состоит из следующих элементов:
— системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
— основные функции воспитательной системы;
— педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы. В качестве приоритетного и системообразующего используется различные виды деятельности: познавательная, туристско-краеведческая, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская, экологическая и т.д. Чтобы проводимая деятельность была значимой для развития ребенка, педагоги пытаются объединить воспитательные дела в более крупные дозы воспитания: ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты.
Известны следующие варианты данного подхода:
— целевые (тематические) программы «Учение», «Общение», «Досуг» и «Образ жизни», «Здоровье» (О.С. Газман). Возможна разработка других программ;
— объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знание», «Культура», «Мир», «Человек» (В.А. Караковский);
— систематизация воспитательных дел по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как ценностный, познавательный, коммуникативный, художественный, физический;
— формирование годового круга традиционных дел в классе.
В последние годы воспитательный процесс обогащается разнообразными методами и формами общения, среди которых тренинг общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. По мнению Н.Л. Селивановой, класс по отношению к личности может выполнять следующие функции:
— образовательную, направленную на формирование у детей целостной, научно-обоснованной картины мира;
— воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
— защитную, связанную, прежде всего, с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
— компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для реализации творческих способностей детей; для самореализации личности в познании, игре, общении;
— интегрирующую и корректирующую, заключающуюся в том, что класс при определенных условиях может интегрировать и корректировать различные влияния.
Четвертый компонент воспитательной системы класса – пространственно-временной. Он состоит из следующих элементов:
— эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
— связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
— место и роль в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
— этапы становления и развития воспитательной системы.
Классные руководители и родители стремятся создать в классе эмоционально и духовно-нравственно насыщенную среду, в которой происходит нравственное становление школьника, готового к самостоятельному выбору в социальном пространстве.
Открытость классной воспитательной системы заключается в том, что классный руководитель и школьники заботятся об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов внутри школы и за ее пределами, ищут друзей класса из ближайшего социального окружения. Ими могут быть люди разных возрастов, разных профессий. Интерес представляет опыт духовных наставников класса, которыми могут быть представители искусства, культуры.
Условно можно выделить 4 этапа развития классной воспитательной системы:
I этап – проектирование системы. Изучение интересов, потребностей, других членов классного сообщества, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива, проектирование желаемого образа класса.
II этап – становление системы. Установление межличностных отношений, апробирование форм и методов совместной деятельности, выращивание традиций класса.
III этап – стабильное функционирование системы. Развивается самоуправление. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного общества. Жизнь класса строится на основе традиций.
IV этап – завершение функционирования или коренного обновления системы.
Класс стремится оставить «добрый след» в школе, а также ищет новые идеи, способы, формы обновления своей жизни.
Пятым компонентом воспитательной системы класса является диагностико- аналитический, состоящий из элементов:
— критерии эффективности воспитательной системы;
— методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
— формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») классной общности. Использование перечисленных критериев поможет классному руководителю более достоверно оценивать результативность воспитательной работы в классе.
Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы класса, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Моделирование воспитательной системы класса – это очень сложный и бесконечно продолжающийся процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка детерминируют внесение корректив в первоначально созданную модель. В то же время мы считаем, что организационный период работы по построению модели не должен быть продолжительным. Его оптимальная продолжительность – 3-4 месяца. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана работы классного руководителя. Предлагаем избрать следующую форму плана:
Сентябрь. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива.
Октябрь. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.
Ноябрь. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса.
Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель).
Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса;
2. Цель и задачи воспитательной системы класса;
3. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;
4. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы);
5. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Какой должна быть программа построения воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу работы классного руководителя.
Источник
Воспитательная система класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества
Введение
“Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего, в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком”.
“Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.
Л. Новикова
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.
Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Для меня было самым важным определить, какие компоненты системного образования являются основными. Выявление основных компонентов осуществлялось мною посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности, проведения опытно-экспериментальной работы, применения теоретических методов исследования. С помощью перечисленных методов удалось выделить компоненты вспомогательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Такими составляющими являются пять компонентов.
1. Индивидуально-групповой компонент
Первый компонент – индивидуально-групповой – представляет собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.
Данный компонент имеет исключительную важность. Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию представления о качествах и компонентах воспитательной системы класса, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Процесс этот сложный, продолжающийся бесконечно, так как происходящие изменения в жизни сообщества, школы, класса, педагога, ребенка требуют внесения корректив в первоначально созданную модель. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности членов классной общности и формированию коллектива в данном классе.
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.
Опираясь на свой опыт, имея свое представление о воспитании, я определила приоритетными для построения учебно-воспитательного процесса класса следующие принципы:
- принцип развития и творчества личности;
- принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;
- принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
- принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные и местные традиции;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся.
Я считаю, что самой значительной и важной составной частью индивидуально – группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся школы. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
проведя исследования, я имела определенное представление о классном сообществе, родителях и отношении в семье, взаимоотношениях между детьми, что явилось основой для дальнейшего планирования воспитательной работы.
Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей. Результаты моих наблюдений свидетельствуют о высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Количество инициативных, активных учащихся и родителей, их сторонников оказалось достаточно высоким: эти участники воспитательного процесса на протяжении всех лет были моей группой поддержки.
“Чужими” не могут быть и педагоги, работающие в классе. Моей задачей было объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогическое воздействие на ученический коллектив. “ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. должен быть коллектив воспитателей, а там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет одного плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса”, — считал А.С. Макаренко.
Я выполнила задачу объединения учащихся, родителей и педагогов, работающих в классе в единую команду. Мы совместно решали воспитательные задачи в течение всех семи лет.
2. Ценностно-ориентационный компонент
Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Значимость данного элемента существенна, недооценивать его важность недопустимо. Необходимы разработка принципов построения учебно-воспитательного процесса в классе, определение совместно с учащимися и родителями перспектив жизнедеятельности классного коллектива, проведение анализа ценностной ориентации классного сообщества и его членов. В результате педагогическая деятельность носит целенаправленный характер.
Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса является целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
В процессе деятельности классного руководства каждая цель наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками, ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива и спецификой условий его жизнедеятельности.
Я определила следующие цели и задачи воспитательной системы:
Цели:
- Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством;
- Формирование личности гражданина, человека высокого интеллекта через воспитание в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
- Воспитание чувства национальной гордости и сопричастности судьбам родного города и Отечества;
- Воспитание законопослушных граждан;
- Формирование ценностных отношений к различным сторонам окружающей действительности и к самому себе;
- Воспитание убежденности в необходимости ведения здорового жизни;
- Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения успешно адаптироваться в условиях рыночной экономики и сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути.
На пути к достижению цели в жизнедеятельности классного сообщества происходят изменения. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе детьми и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы касса.
Принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы своего класса я выбрала следующие принципы:
5-9 кл.
10 – 11 кл.
Мир детства – часть мира взрослости, не равноценная и подчиненная ему. | Мир детства и мир взрослости – равноправные части мира человека. Их “достоинства” и “недостатки” армонично дополняют друг друга. |
- диалогизма.
Мир детства, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием. На основе диалога строится целостный учебно-воспитательный процесс.
- сосуществования.
Мир детства, как и мир взрослости достаточно независимы.
- контроля.
Это необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивающий порядок в классном обществе.
- единства.
Мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, они составляют единый мир людей.
- принятия.
Человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценками взрослости и детскости.
3. Функционально-деятельностный компонент
Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляет совместная деятельность и общение членов классного сообщества.
Для того, чтобы проводимая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, я объединила отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные дозы воспитания – тематические программы, ключевые дела. (Смотри приложение № 1)
В соответствии с воспитательной системой я определила свои ведущие роли как классного руководителя.
2. “Проводник по стране знаний”;
3. “Нравственный наставник”;
4. “Носитель культуры”;
5. “Социальный педагог”;
Тип воспитательной системы и характерный для нее вид совместной деятельности оказывают влияние и на выбор форм и способов организации самоуправления в классном сообществе.
Ведущим органом в классе, классным руководителем которого я являлась, был Совет дела. (Смотри приложение №2)
4. Пространственно-временной компонент
Четвертый компонент воспитательной системы класса – это пространственно- временной.
Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Основным “местом жительства” моего класса являлся учебный кабинет, закрепленный за мной и учащимися. В нем происходили главные события классной жизни, специально создавались или стихийно возникали ситуации, которые существенно влияли на становление личности ребенка и формирование детского коллектива
Мы вместе создали более духовно богатую и нравственно чистую атмосферу, чем в окружающем социуме. Целесообразность этого объясняется тем, что у ребенка еще не сформирован нравственный иммунитет к аморальным и асоциальным явлениям в обществе.
Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с максимально ограниченными связями и отношениями. Лишь открытость позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Поэтому я сочла необходимым заботиться об укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения. В нашем классе ими стали родители, работники краеведческого музея и его филиалов, работники военкомата, ветераны войны и труда микрорайона, заведующая библиотекой школы.
Формирование внутренней и внешней среды функционирования и развития классного коллектива и его членов неразрывно связано с определением и осознанием места и роли класса в воспитательном пространстве школы и за её пределами. (смотри приложение № 3)
Успешность развития воспитательной системы класса зависела также и от моего умения правильно определить этапы этого процесса.
Я выделила четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:
- 1 этап – этап проектирования системы; (5 класс)
- 2 этап – этап становления систем; (6-7 класс)
- 3 этап – этап стабильного функционирования системы; (8-9 класс)
- 4 этап – этап завершения функционирования системы (10-11 класс)
5. Диагностико-аналитический компонент
Пятый компонент воспитательной системы класса – диагностико-аналитический.
Я считаю, что необходимость овладения диагностическими приёмами и методами исследования эффективности учебно-воспитательного процесса очевидна. “Мерилом” эффективности функционирования классной воспитательной системы, на мой взгляд, могут быть признаны следующие критерии:
- уровень воспитанности учащихся;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- репутация класса.
Я думаю, что необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы можно объяснить тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формирования классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоёмкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Для определения основных задач воспитательной работы в классе было необходимо выяснить уровень воспитанности учащихся, ценностные ориентации личности, проблемы взаимоотношений учащихся класса, взаимоотношений в семье. С этой целью в течение нескольких лет я использовала различные диагностические методики. (Смотри приложение № 4)
В результате диагностических исследований была составлена таблица динамики уровня воспитанности “Ценностные ориентации личности учащихся” (смотрите приложение № 5).
Анализ показаний ценностных ориентаций учащихся и результатов воспитательной работы давали возможность определить направления, цели и задачи воспитательной деятельности на каждый последующий год.
Данная воспитательная система, апробируемая мною в течение семи лет принесла положительные результаты.
Классный коллектив отличают сплоченность, корпоративный дух, здоровое соперничество.
За годы учебы в классе не было отсева, не были совершены правонарушении и преступления.
Все 28 учащихся класса после окончания школы поступили в учебные заведения г. Братска, г. Иркутска, г. Новосибирска, из них 14 – на бюджетные места.
Я горжусь своими выпускниками и верю в их успех.
Источник