- Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения
- Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.» — Транскрипт:
- Конспект урока «Восемь способов решения тригонометрического уравнения»
- Алгебра 10 кл
- Тема: «Восемь способов решения тригонометрического уравнения»
Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения
Рейтинг:
/ 1
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Буинска РТ»
Исследовательская работа по
математике
Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения
Автор:
Халитов Айрат,
ученик 10 класса
Руководитель:
Камалова Эльмира Вазыховна,
учитель математики
первой квалификационной категории
Введение 2
Основная часть…………………………………………………………………… 3
Немного теории: 3
1-Й СПОСОБ. ПРИВЕДЕНИЕ УРАВНЕНИЯ К ОДНОРОДНОМУ ОТНОСИТЕЛЬНО СИНУСА И КОСИНУСА. 4
2-Й СПОСОБ. РАЗЛОЖЕНИЕ ЛЕВОЙ ЧАСТИ УРАВНЕНИЯ НА МНОЖИТЕЛИ. 5
3-й способ. Введение вспомогательного угла. 6
4-Й СПОСОБ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РАЗНОСТИ (ИЛИ СУММЫ) ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 7
5-й способ. Приведение к квадратному уравнению относительно одной из функций. 8
6-Й СПОСОБ. ВОЗВЕДЕНИЕ ОБЕИХ ЧАСТЕЙ УРАВНЕНИЯ В КВАДРАТ. 9
7-Й СПОСОБ. ВЫРАЖЕНИЕ ВСЕХ ФУНКЦИЙ ЧЕРЕЗ TG Х (УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОДСТАНОВКА) ПО ФОРМУЛАМ: 10
8-Й СПОСОБ. ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ. 11
Заключение 12
Использованная литература: 13
Введение
Слова известного французского писателя Э.Золя : «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного; в вечном усилии познать больше» являются девизом моей жизни.Особенно мне нравятся уроки математики.
В этом учебном году на уроках математики мы изучали тригонометрические уравнения. Мы узнали о нескольких методах решения этих уравнений:
1) метод замены переменной;
2)метод разложения на множители;
3)универсальная подстановка.
Выполняя домашнее задание, я заинтересовался вопросом: существуют ли другие методы решения тригонометрических уравнений?
В кабинете математики я увидел подшивки старых газет «Математика», в которых прочитал о других методах решения тригонометрических уравнений.
В данном проекте я вам хочу рассказать о 8 способах решения одного тригонометрического уравнения, о которых я узнал.
Целью моей работы является изучение разных способов решения тригонометрических уравнений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться с дополнительной литературой по данной теме.
Систематизировать знаний по теме.
Провести опрос в классе.
Проанализировать данные опроса.
Методами исследования являются опрос, сравнение, анализ и обобщение. Тему исследования, считаю, достаточно актуальной, поскольку эти знания помогут нам при подготовке к ЕГЭ: несколько заданий в части В и С связаны с тригонометрическими уравнениями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
НЕМНОГО ТЕОРИИ:
Тригонометрическое уравнение-это уравнения, в которых переменные содержатся под знаками тригонометрических функций. Простейшими тригонометрическими уравнениями называют уравнения вида: sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a – действительное число (a ∈ R).
При решении тригонометрических уравнений необходимо помнить следующие моменты:
При решении тригонометрических уравнений нельзя сокращать на переменную величину, это может привести к потере корней уравнения. Необходимо каждый множитель исследовать на решение.
При решении тригонометрических уравнений необходимо учитывать область допустимых значений (О.Д.З.).
При возведении обеих частей уравнения в четную степень могут появляться посторонние корни. Необходима отборка полученных решений, но это сложно, поэтому по возможности нужно обходиться без этой операции.
Потеря корней уравнения может произойти и от замены тригонометрических функций через тангенс tg x/2=t( универсальная тригонометрическая подстановка). Функция tg (х/2) не существует для х/2 = π/2 + πn, т.е. х ≠ π + 2πn. Но sin x и cos x определены в этих точках. Поэтому необходимо всегда проверять корни х = π + 2πn на решение отдельно
1-й способ. Приведение уравнения к однородному относительно синуса и косинуса.
Рассмотрим уравнение sin x – cos x =1.
Разложим левую часть по формуле двойного аргумента, а правую часть заменим тригонометрической единицей:
sin x = 2sin cos ; cos x = cos2 – sin2 ; 1 = sin2x + cos2 x.
2sin cos – cos2 + sin2 = sin2 + cos2
2sin cos – 2cos2 = 0
cos (sin – cos ) = 0
Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а остальные при этом не теряют смысла, поэтому
cos = 0; или sin – cos = 0 – это однородное уравнение первой
= /2 + k; степени. Делим обе части уравнения на cos (cos 0),
x = + 2k, k Z; т.к. если cos = 0, то sin =0, что противоречит основному тригонометрическому тождеству.)
Получим: tg = 1, sin /cos =1
sin = cos
= + n;
x = +2n; n Z.
Ответ: x = + 2k, k Z , x = +2n , n Z.
2-й способ. Разложение левой части уравнения на множители.
sin x – cos x =1.
sin x — (1 + cos x) = 0;
1 + cos x = 2 cos2 ;
sin x= 2 sin cos ;
2 sin cos — 2 cos2 = 0;
cos (sin – cos ) = 0. Далее так, как в первом способе.
3-й способ. Введение вспомогательного угла.
sin x – cos x =1.
В левой части вынесем — корень квадратный из суммы квадратов коэффициентов при sin х и cos х вынесем за скобки, получим
(sin x — cos x ) = 1;
sin x — cos x = ;
sin x cos — cos x sin = ; (по формуле sin cos — cos sin = sin ( — ) )
sin (x — ) = ;
1) x — = + 2n; x = + 2n, n Z;
2) x — = + 2k; x = + 2k, k Z.
Ответ: x = + 2n, n Z; x = + 2k, k Z.
4-й способ. Преобразование разности (или суммы) тригонометрических функций в произведение.
sin x – cos x =1.
Запишем уравнение в виде:
sin x – sin( — x )=1.
Применим формулу разности двух синусов:
sin — sin = 2 sin (+ )/2 cos ( — )/2.
2 sin (x — ) cos = 1;
2 sin (x — ) = 1;
sin (x — ) = ;
Далее так, как в третьем способе.
5-й способ. Приведение к квадратному уравнению относительно одной из функций.
sin x – cos x =1.
sin2x + cos2 x=1; sin x = ±√(1- cos^2 x) ;
sin x – cos x = 1 => ±√(1- cos^2 x) — cos x=1;
±√(1- cos^2 x) = 1 + cos x;
Возведём в квадрат обе части уравнения,после некоторых упрощений получим:
2cos2 x + 2cos x = 0; cos x (cos x +1) = 0;
Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а остальные при этом не теряют смысла, поэтому
cos x =0; или cos x + 1 = 0;
x = + 2k, k Z; cos x = — 1 ;
x = + 2n, n Z.
При решении уравнения обе части возводились в квадрат, что могло привести к появлению посторонних решений, поэтому необходима проверка.
Выполним её:
Полученные решения эквивалентны объединению трёх решений:
x = + 2k, k Z; x = + 2n, n Z; x =- + 2m, m Z
Первое и второе решение совпадают с ранее полученными, поэтому не являются посторонними. Проверять не будем. Проверим:
x =- + 2m, m Z
Левая часть: sin (- + 2m) – cos (- + 2m) = sin (- ) – cos (- ) = -1 – 0 = -1. Правая часть: 1.
Следовательно, x =- + 2m, m Z – постороннее решение.
Ответ: x = + 2k, k Z; x = + 2n, n Z.
6-й способ. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.
sin x – cos x = 1
(sin x – cos x)2 = 1^2;
sin2x – 2sin x ∙ cos x + cos2 x = 1;
1 — 2 sin x cos x = 1; (2 sin x cos x = sin 2x – формула двойного угла)
sin 2x = 0;
2x = k;
x = k, k Z;
Полученное решение эквивалентно объединению четырех решений:
x = 2k, k Z;
x = + 2n, n Z;
x = + 2m, m Z;
x =- + l, l Z;
После проверки понятно, что первое и четвёртое решения — посторонние.
Ответ: x = + 2m, m Z , x = + 2n, n Z.
7-й способ. Выражение всех функций через tg х (универсальная подстановка) по формулам:
sin x = (2tg )/(1 + tg² ); cos x = (1 – tg² )/(1 + tg² ); tg x = (2tg )/(1 – tg² ) .
sin x – cos x =1
(2tg )/( 1 + tg² ) – (1 – tg² )/(1 + tg² ) = 1.
Умножим обе части уравнения на 1 + tg2 (1 + tg² ≠0, т.к. tg² ≥0.)
2tg – 1 + tg² = 1 + tg² ;
2tg = 2; tg = 1;
(sin )/(cos ) =1; sin = cos
= + n;
x = + 2n; n Z.
ОДЗ первоначального уравнения — всё множество R.
При переходе к tg из рассмотрения выпали значения, при которых tg не имеет смысла, т.е. x = + 2k; k Z . Следует проверить, не является ли x = + 2k; k Z решением данного уравнения.
Левая часть: sin( + 2k) – cos(π + 2k) = sin π – cos = 0 – (-1) = 1
Правая часть: 1.
Значит, x = + 2k; k Z является решением данного уравнения.
Ответ: x = + 2k; k Z , x = + 2n; n Z.
8-й способ. Графическое решение.
sin x – cos x =1
На одном и том же чертеже построим графики функций, соответствующих левой и правой части уравнения. Абсциссы точек пересечения графиков являются решением данного уравнения.
у = sin х – график: синусоида.
у = (соs х + 1) – синусоида, смещённая на единицу вверх.
Ответ: x = + 2n; n Z; x = + 2k; k Z.
После проделанной работы я убедился в том, что существует не один метод решения тригонометрического уравнения. Проведя опрос в классе, я узнал, что в среднем (около 50%) мои одноклассники предпочитают три метода решения тригонометрических уравнений — метод замены переменной, графический и разложение на множители.37% знают 4 метода, а 13% — только 2.
У меня возникло желание познакомить с другими методами и своих одноклассников. Когда я показал свой проект на элективном занятии классу, ребята были удивлены тем, что существует столько методов решения одного тригонометрического уравнения. Я думаю, что это занятие можно считать практическим выходом моей исследовательской работы.
Источник
Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлина Мишанина
Похожие презентации
Презентация на тему: » Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.» — Транскрипт:
1 Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения
2 Человеку, изучающему алгебру часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решать три – четыре различные задачи. Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнивания выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт. У. У. Сойер /английский математик и педагог XX века/
3 Задача. Решите уравнение различными способами: sin x – cos x = 1. 1.Приведение уравнения к однородному. 2.Разложение левой части уравнения на множители. 3.Введение вспомогательного угла. 4.Преобразование разности (или суммы) тригонометрических функций в произведение. 6.Возведение обеих частей уравнения в квадрат. 7.Универсальная подстановка. 8.Графическое решение. 5.Приведение к квадратному уравнению.
4 Воспользуйтесь формулами sin x = 2 sin x/2 cos x/2, cos x = cos 2 x/2 + sin 2 x/2, 1 = sin 2 x/2 + cos 2 x/2.
5 Воспользуйтесь формулами sin x = 2 sin x/2 cos x/2, cos x = 2 cos 2 x/2 — 1
6 Вынести множитель за скобки воспользуйтесь формулами = sin /4 = cos /4 sin cos — cos sin = sin ( — )
7 cos x = sin ( / 2 – x ) Воспользуйтесь формулами sin — sin = 2 sin ( + )/2 cos ( — )/2
8 Возведите в квадрат уравнение sin x = cos x + 1 и незабудьте сделать проверку!
9 Возведите в квадрат обе части исходного уравнения и незабудьте сделать проверку!
10 Воспользуйтесь формулами Следует проверить, не является ли x = + 2 n, где n Z решением данного уравнения
11 sin x = cos x + 1
12 Решите самостоятельно, применяя разные способы решения одного и того же тригонометрического уравнения: 1. sin2x + cosx = 0 ; 2. 3 sin x – cos x = 0; 3. sin6x + sin3x = 0; 4. sin2x +cos2x = 1; 5. 3sin x + cos x = 1.
13 3. x = n/3, x = 2 /9 + 2 n /3, n Z. 2. x = /6 + n, n Z. 1. x = — /2 + 2 n, x = / n/3, n Z. 4. х = n, x = /4 + n, n Z. 5. x = n, x = — /3 + n, n Z. Проверь себя
14 Домашнее задание Решите, применяя разные способы решения одного и того же тригонометрического уравнения:
Источник
Конспект урока «Восемь способов решения тригонометрического уравнения»
Алгебра 10 кл
Тема: «Восемь способов решения тригонометрического уравнения»
Актуализация знаний, умений и навыков учащихся по темам “Тригонометрические формулы” и “Решение тригонометрических уравнений”.
Развитие навыка применять знания в новых ситуациях.
Развитие творческого математического мышления, исследовательских навыков учащихся.
Рассмотреть различные способы решения одного уравнения (приведение уравнения к однородному; разложение левой части на множители; введение вспомогательного угла; преобразование разности (или суммы) тригонометрических функций в произведении; приведение к квадратному уравнению относительно одной из функций; возведение обеих частей уравнения в квадрат; выражение sin x и cos х через tg х/2 (универсальная подстановка); графическое решение).
Развитие коммуникативных навыков (работа в группах, взаимопомощь, взаимоконтроль).
Учитель. Сегодня у нас одно главное действующее лицо:
уравнение- sinx – cos x = 1. Поставим цель урока в соответствии с темой урока.
Ученик . Применяя изученные тригонометрические формулы, попытаться решить одно тригонометрическое уравнение различными способами.
Учитель . Урок готовила творческая группа учеников. В эту группу входили 8 человек, которые методом мозговой атаки разбирали различные способы решения уравнения
sin x – cos x =1. Эти ученики не только сумели решить данное уравнение разными способами, но выполнили творческую работу – создали компьютерную презентацию.
Поэтому у нас сегодня необычный урок. Можно сказать это урок – бенефис одного уравнения. Можно сказать это урок – творческий отчет о проделанной работе группы учеников. Рассказывая о различных способах решения одного и того же уравнения, ребята будут использовать созданную ими презентацию.
1 способ — 1 ученик Приведение уравнения к однородному относительно синуса или косинуса .
Разложим левую часть по формуле двойного аргумента, а правую часть заменим тригонометрической единицей:
sin x = 2 sin x/2 cos x/2; cos x = cos 2 x/2 – sin 2 x/2; 1 = sin 2 x + cos 2 x.
2sin x/2 co sx/2 –cos 2 x/2 + sin 2 x/2 = sin 2 x/2 +cos 2 x/2
2sin x/2 co sx/2 – 2cos 2 x/2 = 0
cos x/2 (sin x/2 – cos x/2) = 0
cos x /2 = 0 или sin x /2 – cos x /2 = 0 – это однородное уравнение первой
x /2 = p /2 + p k , k Z , степени. Делим обе части уравнения на cos x /2, cos x /2
0,
x = p + 2 p k , k Z т.к. если cos x /2 = 0, то sin x /2 =0, но синус и косинус одного аргумента не могут быть одновременно равны нулю
в силу основного тригонометрического тождества.
Получим: tq x/2 = 1,
Ответ: x = p + 2 p k , k Z , x = p /2 +2 p n , n
Z .
2 способ — 2 ученик. Разложение левой части уравнения на множители
sin x – cos x =1. sin x — (1 + cos x) = 0;
1 + cos x = 2 cos 2 x/2; sin x= 2 sin x/2 cos x/2;
2sin x/2 cos x/2 — 2 cos 2 x/2 =0;
cos x/2(sin x/2 – cos x/2) = 0. Далее так, как в первом способе.
3 способ — 3 ученик. Введение вспомогательного угла .
sin x – cos x =1. В левой части вынесем — корень квадратный из суммы квадратов коэффициентов при sin х и cos х вынесем за скобки, получим
Учитель: внешне ответ другой, но с помощью тригонометрического круга можно установить, что это решение распадается на два случая:
4 способ — 4 ученик Преобразование разности функций в произведении.
Применим формулу разности двух синусов: sin a — sin b = 2 sin ( a + b )/2 cos ( a — b )/2.
Далее так, как в третьем способе.
5 способ — 5 ученик. Приведение к квадратному уравнению относительно одной из функций.
Возьмем в квадрат:
При решении уравнения обе части возводились в квадрат, что могло привести к появлению посторонних решений, поэтому необходима проверка.
Полученные решения эквивалентны объединению трёх решений:
Первое и второе решение совпадают с ранее полученными, поэтому не являются посторонними. Проверять не будем. Проверим:
Левая часть равна -1, а правая часть уравнения равна 1, следовательно, это решение является посторонним.
Ответ : x = p + 2 p k k Z , x = p /2 +2 p n, n
Z.
6 способ — 6 ученик. Возведение обеих частей уравнения в квадрат .
sin x – cos x = 1
(sin x – cos x) 2 = 1
sin2x – 2sin x cos x + cos 2 x = 1
1 -2 sin x cos x = 1
x= p /2 + p k, k Z
Полученное решение эквивалентно объединению четырех решений:
После проверки устанавливается факт, что первое и четвёртое решения — посторонние.
Ответ : x = p + 2 p k; k Z , x = p /2 +2 p n; n
Z.
7 способ -7 ученик. Выражение всех функций через tg х (универсальная подстановка) по формулам:
Умножаем обе части уравнения на 1 + tg 2 x /2.
Область допустимых значений первоначального уравнения — всё множество R При переходе к tg x /2 из рассмотрения выпали значения, при которых tg x /2 не имеет смысла, т.е. x = p + 2 p k ; k Z .Следует проверить, не является ли x = p + 2 p k ; k
Z решением данного уравнения.
Левая часть sin ( π + 2 πk ) – cos ( π + 2 πk ) = sin π – cos π = 0 – (-1) = 1 и правая часть равна единице. Значит, x = p + 2 p k ; k Z является решением данного уравнения.
Ответ: x = p + 2 p k ; k Z , x = p /2 +2 p n ; n
Z .
8 способ — 8 ученик. Графическое решение.
На одном и том же чертеже построим графики функций, соответствующих левой и правой части уравнения. Абсциссы точек пересечения графиков являются решением данного уравнения,
у = sin х — график синусоида.у = (со s х – 1) – синусоида, смещённая на единицу вверх.
Домашнее задание : решить разными способами уравнения:
Закрепление (работа в группах по 4 ученика), решить Следующие уравнения:
1. sin2x + cosx = 0 ; 2. Ö 3 sin x – cos x = 0 3. sin 6 x + sin 3 x = 0;
4. sin 2 x + cos 2 x = 1; 5. Ö 3 sin x + cos x = 1 .
После решения этих уравнений в группах ученики сравнивают свои решения с решениями, представленными на слайдах, обсуждают, какие решения оказались более доступными, почему, оценивают работу каждого ученика в своей группе, делают анализ урока (выполнена ли цель урока, как подготовилась к уроку творческая группа, положительные и отрицательные моменты в ходе урока).
Итог урока: Какие способы решения уравнения вида а sin x + b sin x = 1 (0) узнали сегодня на уроке ? Подведем итоги работы учащихся в группах (анализ делают консультанты) (как была организована работа группы, как работал каждый член группы, что вызвало затруднение, оценки каждому ученику и группе в целом, что понравилось на уроке, что не понравилось, предложения по уроку)
Как вы оцениваете подготовку к уроку творческой группы в целом и каждого члена группы?
Учитель: Урок хочется закончить словами английского математика и педагога 20-го века Сойера: Человеку, изучающему алгебру часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решать три – четыре различные задачи. Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнивания выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт.
Источник