- тесты по словообразованию тест по русскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Упражнения по теме «Словообразование»
- Тест по теме «Словообразование»
- Тест с ответами: “Словообразование”
- Подготовка к ЕГЭ. Тема урока: «Словообразование. Способы словообразования». 10-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Целеполагание.
- III. Актуализация знаний.
- IV. Фронтальный опрос.
- V. Информационный модуль
- VI. Работа с учебником.
- VII. Самостоятельная работа. Работа с тренажёром.
- VIII. Контрольный модуль.
- IX. Подведение итогов. Работа с целями урока.
тесты по словообразованию
тест по русскому языку по теме
Предложенные тесты помогут закрепить навык проведения морфемного и словообразовательного анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тест по способам словообразования | 12.18 КБ |
тесты по словообразованию | 13.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ ПО СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1. Какие слова образованы приставочным способом?
1. а) бензовоз, б) блеснуть, в) набок, г) обезболить;
2. а) удлинить, б) выведать, в) докладчик, г) звездопад;
3. а) бездумный, б) землетрясение, в) отзвук, г) журавлиный;
4. а) прокипятить, б) народонаселение, в) нежность, г) внизу.
2. Какие слова образованы суффиксальным способом?
1. а) безропотный, б) общероссийский, в) по-русски, г) низость;
2. а) пересадить, б) охотник, в) бессердечный, г) сердобольный;
3. а) переубедить, б) чернобровый, в) пожарище, г) бесшовный;
4. а) по-кошачьи, б) преподаватель, в) пошутить, г) единовластие.
3. Какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1. а) накушаться, б) кустарник, в) вертолёт, г) небезызвестный;
2. а) лесоруб, б) обессилеть, в) изобретатель, г) взломать;
3. а) людишки, б) разлюбить, в) подлокотник, г) многолюдный;
4. а) моделировать, б) непримиримый, в) одноклассник, г) предопределить.
4. Какие слова образованы путем сложения основ?
1. а) полненький, б) рыболов, в) впереди, г) напротив;
2. а) беспроцентный, б) простодушный, в) напугать, г) впятером;
3. а) пчеловод, б) речевой, в) бессильный, г) пристанционный;
4. а) кукловод, б) насухо, в) счётчик, г) несчастье.
5. Укажите правильный вариант ответа.
1. Приставочный способ словообразования
а) добросить, б) вовеки, в) густоволосый, г) даровитый;
2. Суффиксальный способ словообразования
а) великоватый, б) беззащитный, в) прозвенеть, г) самозащита;
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
а) зеркальце, б) зверобой, в) гусиный, г) настенный;
4. Сложение основ
а) нелёгкий, б) рыбак, в) молоденький, г) чужеземец.
Предварительный просмотр:
ТЕСТЫ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ
1. В каком утверждении допущена ошибка?
1) Прозводящее слово структурно и по значению является более простым, чем производное.
2) Не каждое слово, содержащее приставку и суффикс, образуется приставочно-суффиксальным способом.
3) Каждое сложное слово образуется путём сложения.
4) Бессуфиксный (бессуфиксальный, нулевая суффиксация) способ словообразования-это образование существительных от глаголов и прилагательных без прибавления суффикса.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) заглядывая, 2) пришкольный, 3) протухший, 4) свалка.
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) вдвоём, 2) наклейка, 3) прицельный, 4) связной.
4. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) выпачканный, 2) нависший, 3) примета, 4) приобщить.
5. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) заработок, 2) перешёл, 3) протаскивать, 4) сгоряча.
6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) донельзя, 2) отметина, 3) предосенний, 4) скудный.
7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) несгораемый, 2) отпускной, 3) пересохший, 4) прескверный.
8. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) выходец, 2) заоблачный, 3) нехорошо, 4) прибегая.
9. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) внаем, 2) неприкасаемый, 3) нерастворимый, 4) неспешно.
10. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) испытатель, 2) пригорок, 3) расписание, 4) соавтор.
11. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) израсходовать, 2) по-братски, 3) посерьёзнее, 4) разбиться.
12. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) внеклассный, 2) модельер, 3) наконечник, 4) румяный.
13. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) драчун, 2) знает, 3) курица, 4) спилить.
14. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) в-третьих, 2) дымоходный, 3) поименный, 4) точный.
15. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) наскоро, 2) открыл, 3) поодиночке, 4) уверенность.
16. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) вбежать, 2) отправление, 3) юннат, 4) домовладелец.
17. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) досрочный, 2) заборчик, 3) наиважнейший, 4) подписать.
18. Какое слово образовано приставочным способом?
1) наискосок, 2) направо, 3) подыскать, 4) разрыв.
19. Какое слово образовано приставочным способом?
1) невозмутимый, 2) нелегальный, 3) нелепый, 4) неразливайка.
20. Какое слово образовано приставочным способом?
1) прабабушка, 2) предгрозовой, 3) прискорбие, 4) управление.
21. Какое слово образовано приставочным способом?
1) неотложка, 2) подземный, 3) просмотрел, 4) расположение.
22. Какое слово образовано приставочным способом?
1) опаздывать, 2) подправить, 3) потихоньку, 4) распашонка.
23. Какое слово образовано приставочным способом?
1) вчетверо, 2) по-зимнему, 3) предобрый, 4) сглаз.
24. Какое слово образовано приставочным способом?
1) вдвойне, 2) закавказский, 3) раздали, 4) счастье.
25. Какое слово образовано бессуфиксным способом?
1) раздать, 2) разный, 3)разум, 4) роспись.
26. Какое слово образовано бессуфиксным способом?
1) ответ, 2) порог, 3)прибыль, 4) цвет.
27. Какое слово образовано бессуфиксным способом?
1) обновка, 2) поиск, 3)прадед, 4) свет.
28. Какое слово образовано бессуфиксным способом?
1) вред, 2) новизна, 3)пустота, 4) розыск.
29. Какое слово образовано бессуфиксным способом?
1) выход, 2) сыщик, 3)тьма, 4) чудо.
30. Какое слово образовано бессуфиксным способом?
1) грим, 2) дело, 3)походка, 4) разговор.
31. Какое слово образовано бессуфиксным способом?
1) воскресенье, 2) сгусток, 3)тишь, 4) цена.
32. Какое слово образовано бессуфиксным способом?
1) зелень, 2) игра, 3)окраска, 4) олень.
1 -3, 2 -2, 3 -1, 4 -4, 5 -4, 6 -3, 7 -1, 8 -2, 9 -2, 10 -2, 11 -2, 12 -2, 13 -1, 14 -2, 15 -4, 16 -2, 17 -2, 18 -3, 19 -2, 20 -1, 21 -3, 22 -2, 23 -3, 24 -3, 25 -4, 26 -1, 27 -2, 28 -4, 29 -1, 30 -4, 31 -3, 32 -1.
Источник
Упражнения по теме «Словообразование»
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Источник
Тест с ответами: “Словообразование”
1. Словообразование – раздел науки о языке, в котором:
а) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего) +
б) изучается история слова
в) изучается звуковая сторона слова
2. Что такое основа:
а) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова
б) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово +
в) значимая часть слова перед корнем
3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:
а) морфологией
б) фразеологией
в) морфемикой +
4. Какие слова называются однокоренными:
а) с одинаковым корнем +
б) с переносным значением
в) с прямым значением
5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:
прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.
а) приставочный
б) безаффиксный
в) суффиксальный +
6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е:
а) после основ на мягкий согласный и гласные
б) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц +
в) после основ на шипящий и Ц
7. Определите способ словообразования: лесоруб:
а) приставочный
б) приставочно-суффиксальный
в) сложение основ +
8. Определите способ словообразования: снегопад, водоустойчивый:
а) сложение основ +
б) переход одной части речи в другую
в) приставочно-суффиксальный
9. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении: Мы вошли в “столовую”:
а) наречие
б) прилагательное
в) существительное +
10. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:
а) два суффикса
б) приставка +
в) суффикс
11. Аббревиатурами называются:
а) сложносокращённые слова +
б) устаревшие слова
в) иноязычные слова
12. Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
а) городской
б) безветрие +
в) диспропорция
13. Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
а) подземелье +
б) неподвижный
в) стряпня
14. Слово, которое имеет свободные корни:
а) озорничать
б) отвергнуть
в) землишка +
15. Слово, которое имеет свободные корни:
а) пятерка +
б) озорничать
в) озадачить
16. Слово, имеющее в своем составе приставку вс-:
а) встарь
б) вскармливать +
в) вскоре
17. Слово, имеющее в своем составе приставку вс-:
а) вступить
б) вскользь
в) вспять +
18. Слово, имеющее в своем составе приставку вс-:
а) всячина
б) вспышка +
в) встарь
19. Выбрать слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание:
а) неожиданностью
б) переросший
в) исследователи +
20. Слово, образованное приставочным способом:
а) заплыв
б) диспропорция +
в) безветрие
21. Слово, образованное приставочным способом:
а) неподвижный +
б) современник
в) редакционный
22. Слово, образованное суффиксальным способом:
а) противовоспалительный
б) стряпня +
в) безветрие
23. Слово, образованное суффиксальным способом:
а) высветлить
б) приусадебный
в) городской +
24. Слово, образованное суффиксальным способом:
а) безветрие
б) редакционный +
в) высветлить
25. Слово, образованное суффиксальным способом:
а) диспропорция
б) противовоспалительный
в) будничный +
26. Какой глагол состоит из приставки, корня, одного суффикса, окончания:
а) повеселиться
б) задумать +
в) задумаешься
27. Какой глагол образован суффиксальным способом:
а) морозить +
б) разморозить
в) размораживать
28. Какой глагол образован приставочным способом:
а) перечитывать
б) похаживать
в) перечитать +
29. Какой глагол является лишним среди однокоренных:
а) нарядить +
б) перезарядить
в) зарядить
30. Какой глагол правильно разбит на морфемы:
а) пе-ре-дел-ать
б) улыб-а-ть-ся +
в) улыб-аться
Источник
Подготовка к ЕГЭ. Тема урока: «Словообразование. Способы словообразования». 10-й класс
Класс: 10
Презентация к уроку
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, плакаты «Способы словообразования», карточки раздаточный материал; рабочая карта урока, обучающие модули (информационный, практический, контрольный).
Цели:
- выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
- закрепить знания о способах словообразования;
- решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);
- учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
- развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
- развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
- развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).
- поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Задачи:
- выявить связь значения корня с лексическим значением слова;
- обобщить сведения о морфемах;
- повторить способы образования слова;
- развивать и обогащать речь учащихся.
Технология: проблемное обучение, ЭОР, ЦОР.
Литература:
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочник для учащихся. – М., 1987.
- Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках языка. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1987, №8, 1988, №3.
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1998.
- Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.
- Чуковский К.И. Живой, как жизнь. – М., 1966. С. 181-182.
- Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М. 1975. С. 210-211;
- Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка. – М.: Просвещение, 1989.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…»
В. Песков.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь. На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование».
II. Целеполагание.
Сегодня на уроке нам предстоит:
- вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»;
- разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ;
- отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме.
Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока (Приложение 1). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?
Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?
Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?
Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
«+» – я это знаю;
«-» – я этого не знал;
«?» – непонятная или недостаточная информация.
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».
Теоретические положения по теме «Словообразование»
Основные положения | Этапы урока («+», «–», «?») | |
первый | заключительный | |
1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов | ||
2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное | ||
3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим | ||
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой | ||
5. Производящее слово может быть производным и непроизводным | ||
6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик | ||
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым | ||
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. | ||
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам: – морфологические; – неморфологический. |
Работа с эпиграфом.
– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
III. Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.
Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.
IV. Фронтальный опрос.
– Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? (,
,
,
).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим
- «Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов» (Корень)
- «Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.» (Приставка)
- «Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении» (Окончание)
- «Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» (Суффикс)
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).
Запись в тетрадях учащихся:
| – заключено лексическое значение |
| – образуют новые слова |
| |
– образует формы слов |
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? (,
)
- Что такое основа?
- Как называются слова с одним и тем же корнем?
- Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
- Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
- Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход
, проход
).
– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм позволяющий успешно справиться с заданиями на ЕГЭ
1. Буквенный диктант. |
|
– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова. Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о). |
|
2. Доказательство. – Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.) |
|
3. Нахождение ошибок в группировках. – Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите. |
|
- Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
- Водяной, водолаз, водить.
- Дар, дарить, подарок.
- Славный, славить, слава, прославлять.
- Переносица, носить, носилки.
- Речка, заречье, наречие, междуречье.
- Слово, словарь, дословный.
- Обсудить, суд, судоходство, присудить.
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).
– Как называются такие корни? (Омонимичные).
Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)
V. Информационный модуль
С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.
Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.
Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Но отвечая на этот вопрос нам необходимо учитывать мнение лингвистов, составляющих КИМы для экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, который вам предстоит сдавать в будущем году
Просмотр модуля
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.
Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.
Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ | ||
Морфологические способы | Неморфологический способ | |
1. Приставочный | 2. Беспорядок 10. Соавтор | Переход слова из одной части речи в другую |
2. Суффиксальный | 4. Лесничество 6. Героизм | 11. Чебуречная 12. Столовая |
3. Приставочно-суффиксальный | 3. Безветрие 8. Бескозырка | |
4. Бессуффиксный | 1. Говор 7. Сторож | |
5. Сложение а) словосложение б) основосложение в) основосложение с одновременной суффиксацией г) Аббревиация | 5. Языкознание 9. Лесопарк |
– Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?
– В чём здесь суть?
– На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?
– владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько
Теория без практики мертва – переходим к практической части
Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
- Распределите слова в соответствии со способом образования:
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
приставочный | суффиксальный | приставочно-суффиксальный | сложение |
VI. Работа с учебником.
Упражнение 128 на странице 69. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.( каждый ученик – два слова)
Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий)
VII. Самостоятельная работа. Работа с тренажёром.
Мы потренировались в определении способа словообразования, а теперь давайте обратимся к заданиям, нацеленным на определение структуры слова. Это умение пригодится вам на ЕГЭ для этого поработаем с тренажёром
Ученики по очереди выполняют задания. Знакомство с практическим модулем teleschool.russian.10.05p1.oms (Приложение 3)
Ученики по очереди выполняют задания с практическим модулем
Итак, всем понятно, как работать с подобными ресурсами?
VIII. Контрольный модуль.
teleschool.russian.10.05k1.oms, teleschool.russian.10.05k2.oms (Приложение 3)
Есть ли среди вас, ребята, кто хочет попытаться пройти контрольный тест и получить за него оценку независимого эксперта, т.е. компьютера
Садимся за компьютеры. В правом верхнем углу есть значок в виде зеленого пазла. Выберите любой из них. Кликните по нему мышкой и нажмите воспроизвести модуль. Задания появились. Приступаем к выполнению.
Когда закончите, нажмите раздел итоги урока. Там каждому из вас будет поставлена оценка. Вы поставите её в свою рабочую карту а в конце урока мы подведём итог.
А мы с вами выполним тестовые задания
(Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой и занесением результатов в карту урока)
IX. Подведение итогов. Работа с целями урока.
1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).
- Что изучается в разделе «Словообразование»?
- Какие способы словообразования существуют?
- На какие группы делятся способы словообразования?
2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
- Что нового узнали?
- Как реализовались цели?
- Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
- Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
- Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
- Что на уроке удалось лучше всего?
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
- Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
Написание синквейна
- Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
- Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.
- основные способы словообразования.
- морфемный и словообразовательный разбор.
- производные и производящие основы
- омонимичные корни
- словообразовательные и формообразовательные морфемы
Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!
Словообразование
Сложное, неоднозначное
Привлекает, завораживает, развивает
Ясным становится слова суть!
А это главное!
Словообразование
Сложное, но очень важное
Манит, влечёт, зовёт
Во всём разобраться хочется
Справиться с этим хочу!
Способы словообразования
Морфологический, неморфологический
Запутывают, волнуют, страшат
Очень трудно всё это понять!
Но я обязательно справлюсь!
Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ по теме «словообразование» (это задание В1). Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
– Завершим работу на веселой, шутливой ноте.
1. Миниатюра «Родственники»
– Вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
– Я ваша тётя – Гусеница.
(Родня ли Гусеница Гусю?)
2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен
Источник