Способы синтезирования образа воображения
1. Агглютинация – «склеивание», процесс образования новых образов путем объединения уже существующих элементов, несовместимых в реальности частей предметов, качеств, свойств, размеров, например: русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, аккордеон, человек-амфибия.
2. Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предметов, их частей и качеств. Например, Гоголь писал, что «редкая птица долетит до середины Днепра», желая показать его мощь и необъятную ширину, хотя, в действительности, он не так и широк. Примером гиперболизации могут служить образы Гаргантюа, Пантагрюэля, Гулливера, мальчика-с-пальчика, Дюймовочки.
3. Заострение – это подчёркивание каких-либо признаков, акцентирование какого-то одного элемента в образе, при котором он доводится до неузнаваемости и появляется новый образ или новый взгляд на него: шаржи, карикатуры.
4. Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощения его в каком-либо конкретном образе; создание характерных, общепринятых образов из несуществующих предметов или явлений, например, в одной песне поется о том, что юной девушке желают идеального супруга со следующими чертами: «чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил, тёщу мамой называл, никогда не обижал» и т. д. Практика показывает, что «идеальный муж» – образ воображения.
5. Схематизация – сглаживание различий и выявление сходства.
Воображение – это психический процесс по созданию новых образов, предметов и явлений, программ поведения, которые помогают представить ход и результат труда до его начала.
Воображение является необходимой стороной любой деятельности: элементы, из которых воображение комбинирует свои построения, являются элементами прошлого опыта или знаниями об окружающем; результат воображения тесно связан с действительностью, так как позволяет познать её и изменять; результат воображения, реализованный практически, влияет на саму действительность, становится её частью; воображение тесно связано с внутренней деятельностью человека: с его психическими процессами и свойствами личности, с его представлениями об окружающем мире – он может на них влиять и изменять.
Содержание данной темы отражено в рис. 16, 17.
Вопросы для повторения
1. В чем основное отличие представления от воображения? По каким признакам это можно установить?
2. Какие виды и свойства представления вы знаете?
3. Охарактеризуйте каждый вид воображения и покажите его значимость в практической деятельности человека.
4. Какие способы синтезирования образов воображения вы знаете?
5. Какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса, аккордеона и других механизмов?
6. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей жизни и трудовой деятельности.
7. Какие методические приемы могут способствовать развитию воображения?
Рис. 16. Представление и воображение (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 17. Представление и воображение (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
ТЕМА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИНТЕЛЛЕКТ
План
Понятие мышления. Мышление как процесс.
Виды мышления.
Индивидуальные особенности мышления.
Формы логического мышления.
Интеллект.
Основные понятия: мышление, абстракция, анализ, синтез, сравнение, дедукция, инсайт, опосредование, проблемная ситуация, когнитивные процессы, понятие, суждение, умозаключение, посылка, силлогизм, креативность, рефлексия, логика, интеллект.
1. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. – Т.2. Мышление и интеллект. – Л., 1976.
2. Микалко, М. Тренинг интеллекта / М. Микалко. – СПб.: Питер, 2000.
3. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов. – СПб.: Издательство Союз, 2000.
4. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
5. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М.: Издательство «Центр», 1996.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – Т.1. – М., 1989.
7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
8. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.
9. Сухарев, В. А. Психология интеллекта / В. А. Сухарев. – Донецк: Сталкер, 1997.
10. Холодная, М. А. Интегральные структуры понятийного мышления / М. А. Холодная. – Томск, 1983.
11. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.
1. Понятие мышления. Мышление как процесс.Мышление в чистом виде как совершенно независимый, самодостаточный психический процесс реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций.
Умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова продуктивно (У. Джемс). Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента. Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, единичных, а общих свойств и закономерностей.
Если главная задача ощущений и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем, а памяти – точное сохранение накопленного, то у воображения и мышления на первый взгляд задача другая – преобразовать полученное. Это творческое начало позволяет считать фантазию и мышление как бы единой мыслительной деятельностью.
Но между ними есть и различия: воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых, а мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Результатом воображения является образ, а результатом мышления – выраженные в словах мысли – суждения и понятия. Но различие это очень относительно: ведь любой, даже самый фантастический образ, отражает реальную действительность, а в продуктах мышления всегда есть кусочек фантазии, есть отлет от непосредственной реальности.
И мышление, и фантазия возникли в трудовой деятельности человека. Без преобразующей творческой работы мысли невозможно было бы спланировать трудовые процессы, создать орудия труда, поставить новые цели.
Очень хорошо сравнивал поведение животных с трудовой деятельностью человека К. Маркс: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда появляется результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».
Благодаря творческой мыслительной деятельности человек способен отражать, познавать такие свойства окружающего мира, которые недоступны непосредственному восприятию. Так, о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, измерив температуру тела с помощью термометра. Учитель не видел, как вы дома готовили урок, но на основании ответа почти безошибочно определяет степень вашего прилежания. С такого рода примерами опосредованного познания мы встречаемся на каждом шагу и в повседневной жизни.
Непосредственно воспринимать можно только конкретные признаки предметов и явлений, единичные, данные объекты: вот эту книгу, этот стол, это окно, это дерево. Мыслить можно о книгах, столах, деревьях и т. д. вообще. Наша мысль вырывает нас из плена непосредственной конкретной видимости и позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, позволяет открывать закономерные связи между явлениями и событиями.
Образ и мысль всегда выступают в неразрывном сплаве.
Великий испанский художник Ф. Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес.
А вот слова выдающегося физика Э. Резерфорда: «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обеих сил».
Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение – первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления – его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает его как бы «из себя», оперируя имеющейся в его распоряжении информацией.
Мышление– это высший познавательный психический процесс, заключающийся в опосредованном и обобщенном отражении наиболее существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями действительности (опосредованное – когда не нужен непосредственный контакт; обобщенное – не о частном явлении идет речь, а об отражении обобщенных свойств предметов; отражение существенных свойств предметов – значит характерных для целого класса, а не только конкретному, единичному предмету).
Мышление противопоставляется чувственному познанию мира. Как можно чувственным познанием отразить скорость света? Любой процесс имеет внутреннее движение (начало – фазовую динамику – окончание).
Мышление как процесс
Исходными моментами мышления являются вопросы или проблемы типа: «Что такое? Почему? Как от этого избавиться? Кто виноват? Что делать?». Появление подобных вопросов обычно свидетельствует о «проблемной ситуации», в которой оказался индивид, ситуации, вызывающей мыслительное напряжение. Психологи определяют ее как «стимул» мыслительной активности.
Осознать, сформулировать вопрос – значит подняться до известного понимания. А понять, правильно определить проблему – значит найти метод для ее разрешения.
Для того чтобы мышление состоялось, нужна потребность и проблемная ситуация.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
2. Анализ проблемы.
3. Поиск решения.
4. Логическое обоснование найденной идеи решения.
5. Реализация решения.
6. Проверка найденного решения.
Если нет желания включиться в проблему, мышление не начнется. Мышление будет присутствовать, пока не решена проблема: от нескольких минут до несколько часов. Есть люди, решающие все проблемы тривиально, на основе своего опыта, не включая мышление. «Проблема – это развернутое противоречие» (В.И. Ленин). Для того чтобы ее решить, надо выдвигать и перебирать гипотезы, то есть совершать мыслительные операции. Когда несколько гипотез сформулировано, происходит взвешивание, анализ, отбрасывание и т.д. Завершается мыслительная деятельность формулированием ответа-мысли, формулировкой нового суждения.
Необходимо различать продуктивное и репродуктивное мышление, основанное на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта»; непроизвольное и произвольное мышление: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Выделяют 4 стадии решения проблемы:
– проверка найденного решения.
Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».
Источник
Воображение способы синтезирования образов воображения
Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека (Е.И. Рогов).
Изучением воображения занимались Андрей Владимирович Брушлинский, Лев Семенович Выготский, Ольга Михайловна Дьяченко, Тамара Семеновна Комарова, Алексей Михайлович Матюшкин, Зинаида Николаевна Новлянская, Николай Николаевич Поддьяков, Нина Павловна Сакулина, Борис Михайлович Теплов и другие.
Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее. Воображение обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения — в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.
Основными функциями воображения являются: представление действительности в образах, регулирование эмоциональных состояний, участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование деятельности, преображение действительности.
Активное воображение, как правило, направлено в будущее и представляет собой процесс решения творческой или личностной задачи. При активном создании образов фантазии человек оперирует единицами конкретной информации в определенной области для создания новых оригинальных связей между ними.
Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающих внутренним потребностям личности. Как правило, образы пассивного воображения направлены на сохранение и усиление положительных эмоций, и вытеснение и снижение интенсивности отрицательных эмоций.
Воссоздающее воображение формирует новые образы — представления по описанию событий или его следам, фрагментам, схематическим изображениям. Так, читая описание морского дна, мы на основе воссоздающего воображения представляем картину морского дна. Воссоздающее воображение дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.
Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвидеть результаты своей деятельности.
Непреднамеренное (непроизвольное) воображение — возникновение образов при ослаблении сознательного контроля и наличии малоосознанных или неосознанных потребностей. Примером могут служит образы, возникающие в дремотном, сонном состоянии, сновидения, галлюцинации а также грезы. Человек грезит, создавая свой идеальный мир, в котором ему уютно и комфортно. Это образы, не связанные с волей и поведением.
Синтез представлений в процессе воображения осуществляется в различных формах .
Наиболее элементарная форма синтезирования образов — агглютинация — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Например, образы русалки и избушки на курьих ножках в сказках.
Близка агглютинации как форме преобразования представления гиперболизация , которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан — огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и так далее.
Возможный путь создания образа фантазии — заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливается, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации. Хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации , широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
Диагностику воображения можно проводить, опираясь на такие методики, как «Дорисуй фигуру», «Назови картинку», «Что может быть одновременно. », «Незаконченные рисунки» (Л.Ф. Тихомирова), «Нарисуй сказку», «Найди буквы и цифры, которые спрятались», «Собери картинку и составь рассказ», «Обведи и дорисуй», «Разрезные картинки», «Нарисуй что-нибудь» (Т.Д. Марцинковская), «Придумай рассказ» (Р.С. Немов) и другие.
К нарушениям воображения относят, прежде всего, галлюцинации.
Галлюцинации — восприятие объекта или сенсорного образа, который возникает без наличия реального объекта, но сопровождается уверенностью в том, что этот объект существует.
Они возникают под влиянием сильных переживаний (страх, тоска и так далее); при различных психических заболеваниях; под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алкоголь, психотропные препараты). Галлюцинации могут быть слуховыми (человек слышит музыку, звуки, голоса, которые ему что-то приказывают, сообщают, угрожают и так далее); зрительными (человек видит несуществующее в реальности: зеленых человечков, чертей и так далее), тактильными (человеку кажется что по нему ползают насекомые, что в него что-то впивается и так далее) и комбинированными.
Возрастные особенности. Процесс воображения у дошкольников с нормальным психофизиологическим развитием развертывается в виде двух относительно самостоятельных этапов. Первый этап — оформление замысла действия или события, второй — формирование плана реализации замысла.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе.
В возрасте от трех до четырех лет возникает способность оформления замысла будущего действия, включающего неполные отдельные и конкретные впечатления от реальных предметов и событий, которые дополняются с помощью воображения до какой-либо целостной схемы. Например, образ картонной коробки в игровом сюжете может трансформироваться в гараж или вокзал. Эти первые проблески творческой силы воображения заметны еще в раннем возрасте, когда ребенок начинает осваивать игру с предметами-заместителями (палка — это боевой конь, сабля, меч или еще что-либо в зависимости от игровой необходимости).
Именно на этом этапе развития воображение связано с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое воображение.
Согласно современным исследованиям, эмоционально-аффективное воображение, которое характерно для трехлетних детей, позволяет снизить негативные переживания и сохранить личность ребенка (В.Г. Каменская, 1999)
Первоначально отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных (в кино, по телевидению) сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как об обладающих особо выраженными положительными качествами). Наконец, начинает появляться способность снять возникшее эмоциональное напряжение через механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, эмоционально и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным.
Таким образом в период от 3 до 4 лет воображение начинаетпревращаться в произвольный, знаково опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
Однако, в возрасте до пяти лет еще не развито планирование и построение действия в уме в соответствии с замыслом. Затруднено прогнозирование результата воображаемого и практически не реализованного действия. Достаточно долго дошкольники не могут сообщить о том, что они собираются сделать фактически до начала действия. В большинстве случаев у трех-четырехлетних детей появляется сначала рисунок, изображение, фигурка, а потом уже ее обозначение. Процесс обозначения замысла чрезвычайно труден для детей этого возраста, поэтому любые предложения ребенку заранее составить программу и потом по ней действовать приводят к разрушению спонтанной и самостоятельной деятельности и отказу от нее.
В возрасте от четырех до пяти лет происходят существенные изменения в развитии механизмов мышления и сознания ребенка в форме усвоения норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет его «Я». При этом поведение дошкольника становится все более осознанным в сравнении с предыдущим периодом, но при этом снижается вклад воображаемых действий в его психические процессы. Возможно, этим обстоятельством объясняется снижение продуктивности творческого воображения на границе пяти-шести лет, когда дошкольник начинает контролировать речевую и игровую активность, сверяя свои побуждения и замыслы с реалистичностью их исполнения и стандартами принятых действий.
К возрасту около шести-семи лет развитие эмоционально-аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире.
На этом же периоде детства получает свое развитие перцептивно-когнитивное воображение.
В связи с тем, что дети старшего дошкольного возраста уже хорошо владеют речью у них начинают появляться элементы планирования: дошкольники планируют первый этап действий, затем его совершают, оценивают результаты и планируют следующий. На этом этапе возрастного развития воображение представлено в двух основных формах: произвольное, самостоятельное порождение детьми некоторой идеи и возникновение воображаемого плана ее реализации.
Таким образом, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны детей являются сенсорные эталоны.
Особенности воображения при речевых нарушениях были изучены в работах Олеси Владимировны Арзыбовой, Вадима Петровича Глухова, Татьяны Сергеевой Овчинниковой, Натальи Владимировны Рыжовой и других.
Чем значительнее выражены речевые нарушения, тем больше ограничиваются возможности детей проявить творческое воображение. Они оказываются беспомощными в создании новых образов.
В игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел оказывается неустойчивым, и игра распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным развитием речи.
Детям оказываются недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор.
В. П. Глухов (1985) исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.
В целом, согласно проведенным ранее исследованиям (В.П. Глухов, О.М. Дьяченко, Т.С. Овчинникова и другие) можно выделить специфические особенности воображения , характерные для детей с речевыми нарушениями: снижение мотивации деятельности, снижение познавательных интересов, бедный запас общих сведений об окружающем мире, отсутствие целенаправленности в деятельности, несформированность операционных компонентов, сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточную точность предметных образов — представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Источник