Воображение способ создания образов воображения

Способы создания образов воображения

Воображение создает новые образы путем преобразования известных образов предметов и явлений. Существует ряд способов такого преобразования:

1.Создание образа о какой-либо части предмета, его свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса составляет анализ в форме мысленного выделения части или свойства объекта, их отвлечения от целого с определенной познавательной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»).

2.Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Часто используется в карикатурах.

3.Миниатюризация (преуменьшение)–способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет место сочетание миниатюризации и гиперболизации, когда в создании образа одновременно применяются приемы и увеличения, и уменьшения.

4.Акцентирования (заострение)является приемом создания образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). Акцентирование в художественном творчестве, рекламе, имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем позволяет получить индивидуализацию образа, его незабываемость.

5.Агглютинация–способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности (сочетании), которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры).

6.Схематизациязаключается в исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах).

7.Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям и т.п. Его применяют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам (работы М.М. Герасимова по созданию портретов Ивана Грозного, Тамерлана и др.)

Виды воображения

Как и всякий другой психический познавательный процесс, воображение может быть рассмотрено с разных сторон. Если учитывать доминирующее значение отельных психологических компонентов в образах воображения, тогда мы должны говорить, например, об эмоциональном и интеллектуальном воображении. Если за основу классификации взять связь образов воображения с реальностью, то нужно говорить о воссоздающем и творческом воображении.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активноевоображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное, при котором не ставится цель использования результатов воображения, и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображениеу человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.

Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человекомкак нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного, но заведомо несбыточного. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причины возникновения грез: грезы возникают под влиянием умиротворения, благодушия и довольства; в результате утомительной работы, длительных переходов, когда сознание человека притупляется; под влиянием специальных раздражителей (любимой музыки и пр.). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, чем она и отличается как от галлюцинаций, так и от иллюзий. Грезы появляются без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любым раздражителем.

Часто в житейской психологии грезы считаются синонимом либо сновидения («грезить наяву»), либо мечты, но тогда ее определяют как «пассивную» мечту, подчеркивая этим изначально нереалистичность созданного образа.

Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Подсновидениеммногие ученые понимаютобразы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня.По мнению З. Фрейда и его последователей,сновиденияэто символическое выражение бессознательного для сознания.Галлюцинацииэтопсихологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания.Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что в данную минуту он имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него данный предмет не действует. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры, недостатка кислорода и т.п.) и психогенный (состояние аффекта) характер.

Активное воображение также имеет два подвида: воссоздающее и творческое. Особенностью активного воображения можно назвать тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче – научной, художественной, учебной или практической.

Воссоздающее воображение – такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения лежит в создании образа, максимально приближенного к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

Читайте также:  Какие способы социального контроля существуют

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу последних относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.

Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).

Активное воображение у конкретного человека может достигать разного уровня. Об уровне развития воображения можно судить по содержательности образов, их жизненному значению для теоретической и практической деятельности, перспективной целеустремленности образов, их новизне, оригинальности и др.

Особое место в системе видов воображения занимает мечта. Мечта – это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. Из всех проявлений активного, произвольного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов. По мере того, как осуществляются одни мечты, появляются другие. Мечта отличается от творческого воображения следующим: 1) представляет собой создание образов желаемого будущего самого человека; 2) не включена в творческую деятельность, т.е. не дает немедленный и непосредственно объективный продукт в виде научного изобретения, художественного произведения, технического изобретения и т.п.

Воображение и личность

Между воображением и личностными особенностями человека существует взаимная связь. У разных людей в зависимости от склада их личности образы воображения отличаются яркостью, степенью соотнесенности с реальностью, жизненностью и правдивостью этих образов. Умение подчинять воображение поставленной задаче определяет организованность или неорганизованность процесса воображения.

Одновременно из особенностей воображения вытекают, формируясь на их основе, различные черты характера человека. Отсутствие возвышенной мечты связано с прозаичностью. Недостаточное соотнесение образов воображения с реальностью ведет к развитию фантазерства. Грезы могут служить основой мечтательности. Творческое воображение неразрывно с одухотворенностью, которая, в свою очередь, проявляется либо в поэтичности человеческой натуры, либо в романтичности.

Предполагается, что воображение принимает участие в формировании у человека чуткости, тактичности, сочувствия и умения сопереживать другому человеку.

Источник

Понятие воображения, способы создания образов воображения

Воображение – это процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Воображение – необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Т.е. воображение позволяет представить результат труда до его начала, представить не только конечный продукт, но и промежуточные результаты.

Воображение тесно связано с мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. тогда, когда нужно отыскать новое решение. Но опережающее отражение действительности в процессе воображения происходит в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессе мышления происходит путем оперирования понятиями. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления (например, научная проблема).

Если проблемная ситуация отличается неопределенностью и исходные данные с трудом поддаются точному анализу, то в действие приходят преимущественно механизмы воображения (например, работа писателя). Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления, когда отсутствует нужная полнота знаний, и все-таки представить себе конечный результат. Хотя иногда намеченные фантазией пути решения бывают недостаточно точны.

Воображение тесно связано с восприятием и памятью, т.к. воображение всегда строится на переработанном материале прошлых восприятий, которые человек запомнил. Например, создавая образ пустыни, человек опирается на прошлый опыт (он знает, что такое песок, видел на картинке или в зоопарке верблюда).

Процессы создания образов воображения.

Технология создания образов воображения имеет аналитико-синтетический характер, т.е. осуществляется с помощью анализа и синтеза. Человек расчленяет ранее сложившуюся систему представлений и создает на этой основе новые образы. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Но анализ и синтез при создании образов воображения могут осуществляться в различных формах .

1. Агглютинация (в переводе с греческого — склеивание) – соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон – сочетает фортепьяно и баян, троллейбус).

2. Гиперболизация (гипербола – увеличить объект, литола — уменьшить) – увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп).

3. Подчеркивание – заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи или злые карикатуры).

4. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т.д.).

5. Типизация – используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе.

Виды воображения

По степени активности в процессе создания новых образов различают два вида воображения: активное и пассивное.

Активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Читайте также:  Способы ликвидации радиоактивных веществ

Воссоздающее – это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию.

Творческое – это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности (открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства). Творчество – это работа и памяти, и мышления.

Воображение необходимо и в педагогической деятельности (педагогическое творчество). Учитель должен быть в состоянии предвидеть комплекс причин, обусловливающих поведение учащихся, предвидеть ход урока, предугадать реакции учеников. Кроме этого, воспитание – это проектирование личности, создание идеального образа, но в индивидуальном порядке.

Пассивное воображение – это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач.

Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Особый вид воображения – мечта — это создание образов желаемого будущего. В отличие от грез мечта выступает побудительной силой деятельности.

Сензитивным периодом для развития воображения является дошкольный возраст, т.к. ведущей деятельностью здесь является игра, а необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто». Богатую пищу воображению дают ролевые игры, которые позволяют не только усваивать общественный опыт, но и углубляют и закрепляют ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Хотя говорить о настоящем творчестве в дошкольном возрасте еще рано, т.к. недостаточно опыта.

Эмоции и чувства, свойства и виды эмоций.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие – нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен.

Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции — физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний.

Эмоции и чувства для человека выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее.

Функции эмоций и чувств:

1. Отражательная (позволяют определить полезность или вредность события).

2. Побудительная (эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию).

3. Подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти).

4. Переключательная (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность).

5. Приспособительная (благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям).

6. Коммуникативная (мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям). Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей.

Выражение эмоций и чувств.

Нередко слова «эмоции» и «чувства» употребляются как синонимы. Но эмоции имеют ситуативный характер. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, а состояние восхищения, которое человек переживает в данный момент, слушая концерт.

Эмоции и чувства по своему качеству могут быть положительными и отрицательными. Но иногда отрицательные эмоции могут иметь положительную окраску (гнев на плохой поступок). А иногда возможно переживание противоположных эмоций («Мне грустно и легко», — Пушкин). Это явление называют амбивалентностью (двойственностью) чувств (любовь и ненависть при ревности).

Эмоции и чувства можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают они активное или пассивное состояние. Если эмоции побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, их называют стеническими (от греч. «стенос» — сила). Например, человек готов «свернуть горы». Радость, гнев, ненависть — стенические эмоции. Если же переживание эмоции характеризуется пассивностью, расслабляет человека, то говорят об астенических эмоциях («астенос» — слабость).

Как говорят, «подкашиваются ноги». Печаль, тоска, уныние — астенические эмоции. Но у некоторых людей одни и те же эмоции могут переживаться как стенические, у некоторых — как астенические. Например, эмоция страха может вызвать у одного человека беспомощное состояние, у другого — бурную реакцию.

По форме протекания все многообразие эмоций и чувств можно разделить на эмоции (в узком смысле этого слова), аффекты, настроения, фрустрация, стрессовые состояния, высшие чувства, страсти, увлечения. Эти формы переживания эмоций и чувств и образуют эмоциональную сферу личности.

Эмоции (в узком смысле этого слова) — непосредственное переживание какого-либо чувства.

Выделяют следующие «фундаментальные эмоции» (по К. Изарду) или основные эмоциональные состояния:

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствует развитию умений и навыков, приобретению знаний.

2. Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.

3. Удивление — не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, возникает внезапно, тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на объект его вызвавший. Может переходить в интерес.

4. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Им астенический характер.

Читайте также:  Современные способы социальной работы

5. Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. Имеет стенический характер.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, предметами, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами субъекта.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями или поведением самого объекта.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Имеет как стенический так и астенический характер.

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении.

Аффект – (от лат. аffectuctus – душевное волнение) сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания. Быстро овладевает человеком и бурно протекает. Аффекты кратковременны, т.к. вызывают огромную затрату сил. Если обычная эмоция — это душевное волнение, то аффект — буря, взрыв.

Человек утрачивает контроль над собой, совершая безрассудные действия, а потом может жалеть об этом и вспоминать как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость и упадок сил. Любая эмоция может перерасти в аффект: радость в восторг, злость в гнев, страх в ужас, страдание в отчаяние. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какая эмоция переживается человеком. Человек может управлять аффектом, сдерживать его наступление на первых этапах.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека (радостное, печальное, серьезное, легкомысленное, бодрое, вялое). Обычно настроение не осознается человеком, но иногда имеет значительную интенсивность и накладывает отпечаток и на умственную деятельность и на продуктивность работы (все спорится).

Настроение – бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Источники настроения: удовлетворенность или нет ходом жизни, делами на работе, в семье; состояние здоровья, погода и т.д. Настроения различаются и по продолжительности. Это зависит от: возраста (у детей – быстро меняется), характера, темперамента, силы воли и т.д. Настроение оказывает влияние на поведение, стимулирует или подавляет деятельность.

Стресс — (от англ. stress — давление, напряжение) возникает в необычно трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. По своим психологическим характеристикам близок к аффекту, по длительности протекания — к настроению. Может иметь стенический или астенический характер (пример с экзаменом). Возникает при опасности, больших физических и умственных нагрузках и т.д. Стресс может быть физиологическим и психическим.

Психологический стресс в свою очередь – информационным (человек не справляется с задачей, не успевает быстро принять верное решение при высокой ответственности) и эмоциональным (угроза, опасность, обида). Разные люди по-разному переживают стресс («стресс льва», «стресс кролика»). По своей направленности выделяют стресс (положительная направленность, обеспечивает мобилизацию систем организма, например, в случае опасности) и дистресс (отрицательная направленность, носит разрушающий характер, приводит к истощению организма).

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.

Фрустрация – (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность.

В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию, расстройство, двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные движения), апатию. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, типа темперамента и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источник фрустрации — отрицательная социальная оценка.

Высшие чувства.

В отличие от эмоций, аффектов, настроений, стрессов, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение человека к объекту в данный момент, чувства (в узком смысле этого слова) отражают более сложные, постоянные, устоявшиеся отношения человека. Измеряются не часами, днями, а месяцами, годами. Чувства определяют динамику и содержание эмоций. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить сиюминутные эмоции.

Чувства различают по содержанию:

1. Моральные или нравственные — эмоциональное отношение личности к поведению других людей и своему. Возникают под влиянием нравственных норм общества и малых групп. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность, чувство долга, дружба, симпатии, уважение, чувство чести и т.д.

Аморальные или безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность и т.д.

2. Интеллектуальные — переживания, возникающие в ходе умственной деятельности, выражающие отношение личности к процессу познания. К ним относятся: удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любопытство, чувство юмора, ирония (хотя иногда 2 последних чувства относят к 3 группе чувств).

Чувство юмора – относительно-положительное отношение к другим людям с указанием на незначительные недостатки.

Чувство иронии – выражение остро-критического отношения.

3. Эстетические — чувства, возникающие при восприятии или создании прекрасного в природе, искусстве и т.д. Переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения.

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства иногда именуют высшими чувствами, т.к. в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. Начинают развиваться у дошкольников.

По силе стремления к объекту выделяют такие виды чувств:

1. Страсть — устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть направляет все помыслы и действия человека на один объект. Страсть может быть положительной и отрицательной. Объектом страсти может быть другой человек, хобби, наука и т.д., алкоголь, наркотики, накопительство и т.п.

2. Увлечение — менее устойчивое, приходящее чувство (в спорте, любви и т.д.).

Чувства людей могут отличаться своей направленностью. Направленность чувств может быть альтруистической, праксической, интеллектуальной, эстетической, гедонистской (потребность в душевном и телесном комфорте).

Источник

Оцените статью
Разные способы