Воображение это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания. Определим его место в ряду других способов открытия. Назовем важнейшие особенности творческого познания и выясним, в чем состоит сущность научного открытия.
Воображение как способность к открытию
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей, хотя «новые идеи придумывать очень трудно. Для этого требуется совершенно исключительное воображение. «
Созидание нового в негативном плане есть всегда некоторое отрицание имеющихся представлений. В позитивном плане оно представляет как «распредмечивание » созданных творческих результатов и переосмысливание имеющихся знаний и возникших новых представлений и понятий. Творческую природу деятельности выражает не всякое новое, формирующееся в ходе практики. К творческой относится деятельность, создающая новое, которое служит дальнейшему развитию человеческого общества. Открытие есть выявление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры, и воображение играет в этом процессе значительную роль. «Для меня воображение, пишет Ф.Лорка, это синоним способности к открытию. Воображать, открывать, нести слабый свет в живой сумрак, где скрыты его бесконечные возможности, все формы и ритмы. Но воображение действует в пределах человеческой логики, оно контролируется разумом и не может от него освободиться «.
Еще философы Древней Греции задумывались над следующим парадоксом: как можно искать то, что неизвестно, а если мы знаем, что ищем, то что же тогда искать. Неизвестное не есть «абсолютная пустота «, оно существует в определенной системе отношений, связывающих его с тем, что уже известно. В процессе познания недостаточно только воспроизведение старых связей. Для того чтобы глубже проникнуть в действительность, иногда требуется «отлет » от нее. Поэтому творчество начинается уже тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его, и люди ставят новые вопросы и находят загадки, казалось бы, в обычном.
Для определения специфики воображения необходимо выяснить, как свершается научное открытие. Исследование творческого акта является весьма затруднительным вследствие того, что решение проблемы и получение нового знания часто совершается как бы внезапно, путем «инсайта «, «озарения «, непосредственного «проникновения в сущность » (А.Пуанкаре, Р.Дизель, Л. Де Бройль). Рассмотрение творческого процесса как самопроизвольной деятельности принимает значение сознания и ведет к отрыву знания человека от объективной действительности. Однако в познании имеют место элементы неосознанного.
Достаточно часто творческое понимание рассматривается как решение задачи путем перебора различных вариантов (теория «проб и ошибок «). Такой способ познания тоже находит свое выражение в мышлении человека. Человек с неразвитой силой воображения, отмечает Э.В.Ильенков, ищет по методу «проб и ошибок «, но закон этого метода чистый случай. В действии в поле свободного выбора всегда участвует способность продуктивного воображения. Это один из способов познания, подчиненный эвристическому мышлению, когда человек решает задачу неосознанно, не осуществляя перебора всех вариантов, а сразу же отбрасывает многие, ненужные для решения.
Источник
gekkon12
ШКОЛА — G
Альтернативная самооброзовательная программа &презентация&
Можете доверять этим слухам)))
Упражнение с вопросами
Так можно развить свою интуицию где угодно. Всегда спрашивайте себя:
*Кто придет; *когда; *как; *почему ко мне? Или: *кто скажет *что; *когда; *как; *почему? Часто становится значительно легче, когда находится прочное убежище, надежное местечко, где всегда можно укрыться, где уютно, можно чувствовать себя непринужденно, отдаться мечтам. Так возведите для себя такое убежище, где интуиции предоставлен будет простор. Туда вы сможете попасть в любой момент. Как и в любом жилище, здесь всегда можно заняться преобразованиями и улучше ниями. Интуитивное убежище — это ваш внутренний мир, пространство, где раскроется ваша истинная сущность. Там вы наберетесь сил, там ключом бьют творческие идеи, решаются проблемы и познается суть вещей и людей. И каждый раз, попадая в пространство интуиции, вы ощутите нечто новое, отметите какие-то изменения. Это изменения, которые произошли в вас.
Опережающее ментальное переживание
Для развития интуиции Вы представляете себе, что вы совершенствуете свое интуитивное восприятие. Вы ясно видите, как сознание направляется на определенный предмет, как вы проникаетесь своей задачей. Вы ощущаете, что вам это удается. Вы отмечаете корректировку своего восприятия, слышите похвалы себе. Вы чувствуете энергию, колебания, создаваемые биополями, излучения. Вы усваиваете лучшие виды и способы восприятия. Вы открываетесь всевозможным воздействиям, видите — слышите — ощущаете энергию — переживаете. Настраивайтесь этим способом, пока не обретете уверенности в своем интуитивном восприятии. Может быть, настройка пройдет успешнее при условии подключения конкретной ситуации? Вы хотели бы, чтобы человек, с которым вы познакомились в отпуске, позвонил вам и пригласил на чай. Расслабьтесь, направьте свое сознание полностью на этого человека. Пусть он предстанет перед вашим духовным взором. Рассмотрите его внимательно, определите, соответствует ли его образ реальности. * Всмотритесь в себя. Все ли подходит, все ли правильно? * Слышите телефонный звонок? * Слышите голос? * Что вы слышите? * Вы слышите именно то, что нужно? * Вы как следует вслушиваетесь в себя? * Что вы чувствуете? * Ощущаете ли вы энергию? Зрительный образ, звук и ощущения таковы, как требуется? * Все взаимно соответствует? * Гармонирует ли видимое с услышанным и ощущаемым? * Живы ли ваши представления? Исключите рассудочный подход, отдайтесь переживаниям. Они должны быть живы, почувствуйте обстоятельства, ощутите радость, вызванную телефонным звонком, звуком желанного голоса. Живите в этом представлении. Интуиция дает вам правильную информацию. Если ваши представления, ваши переживания адекватны, вам позвонят. В противном случае ваши старания будут напрасными. Тогда интуиция даст вам сигнал несоответствия.
Название: Роль воображения в науке Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 21:04:11 26 июля 2005 Похожие работы Просмотров: 252 Комментариев: 21 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Муниципальное образовательное учреждение
Тема: «Роль воображения в науке»
Ученица 9А класса
Глава I. Воображение — важнейшее свойство человеческой психики. 4
1. 1 Определение воображения. 4
1. 2 Воображение как отражение действительности. 5
1. 3 роль Воображения в научном познании мира. 14
список Литературы. 24
Темой своего сообщения я выбрала воображение. Я постаралась выявить его место и роль в структуре познания. Для этого я использовала теоретический метод
Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний. Функции воображения исследуются в работе на ряде процедур научного познания: гипотезе, наглядном моделировании, умственном эксперименте.
Целью воображения является способность создавать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить доступное человеку с тем, что прямо ему не дано.
Глава I. Воображение — важнейшее свойство человеческой психики.
1.1 Определение воображения
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский, Кестлер, С.Л.Рубинштейн, “Философской энциклопедии”.
Из определений видно, что существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности. Ощущения — перви чные образы определенных свойств действительности — прямо или косвенно вкл ючаются в формирование всех (в том числе и обобщен ных) мыс ленных образов.
Воображение, создавая наглядные образы, вбира ет в себя ощущения. Но п ри этом воображение опи рает ся на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Воображение — прод укт преобразования прежде всего функциональн ых характеристик отображения. Восприятие — образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности.
В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания.
Элементы воображения обнаружи вают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “достраивать” образы данных объектов явственно обнаруживается способность человека раскрывать для себя функциональную значимость воспринимаемых объ ектов и делать саму эту значимость предметом особ ого рассмотрения и специальных процедур.
Тот факт, что в восприятии человек способен п о данным отдельным элементам “ достраивать” недостающие стороны объекта, “ вид еть” целое при р еальной доступности лишь его частей, с видетельствует о развитии предметно-деятельностных х арактеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в ни х опыта индив идуальной и коллективной деятельности есть проя вление воз никающего воображения. Сущность воображения заключается в том, что образ ы воображения сознател ьно п родуцируются человеко м.
Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности.
Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого “вычерпываются” новые впечатления и создаются новые образы. Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Оно выполняет функции: эвристическую, антиципирующую, практическую, познавательную, эстетическую и другие. Воображение способно преображать весь мир без исключения. Воображение — это одна из способностей человека продуцировать новые образы. Особенностью воображения как средства переноса знаний с одной области на другой является своеобразный сплав чувственного и рационального.
Воображение является специфическим отражением действительности и служит средством ее познания. Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.
Образы, которыми оперирует сознание человека, не сводимы только к воспроизведению прошлого опыта. Воспроизведение — основная функция памяти; воображение же связано с преобразованием содержания, протекающим в наглядном плане.
Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, который протекает при активной деятельности мышления субъекта и подчинен осознаваемой задаче. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.
Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные (часто случайные) связи явлений, событий, предметов. Они способны “замкнуть цепь”, вызвать свободную игру ассоциаций. Различают активное, практически-деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы. Определенное место в деятельности воображения занимает мечта.
Рассматривая воображение в самом широком смысле, его можно определить как процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью наблюдаемых явлений.
Воображение — это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания.
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей.
Открытие есть выявление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры, и воображение играет в этом процессе значительную роль. Творчество начинается уже тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его, и люди ставят новые вопросы и находят загадки, казалось бы, в обычном.
Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объективную действительность. Возникающие вопросы выражают наличие проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает тогда, когда знания, методы и способы действия оказываются недостаточными для решения той или иной задачи. Вследствие этого человек пытается найти новые средства для достижения своей цели.
В ходе выдвижения задачи определенные функции выполняет и воображение. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.
Необходимо выделить специфический характер воображения как способа получения нового знания. Функции воображения в процессе творческого решения задачи следует видеть в том, что оно выступает видом познания, не сковываемым шаблонами и схемами мышления. Новое здесь формируется при активной мысленной деятельности. Гносеологическое содержание данного процесса состоит в выявлении новых особенностей объекта на основе имеющихся у субъекта знаний.
Воображение является не только средством переноса знания с одной области на другую, но и формой его преобразования. Сформировавшиеся с помощью воображения образы включают в себя как воспроизведение прошлого и настоящего, так и элементы будущего. Познание становится тем более творческим, чем больше места в нем находит подчинение прошлого и настоящего будущему.
Таким образом, функцию воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний. Отчетливо эвристическая функция воображения проявляется в наглядном моделировании.
Существует мнение, что наглядное моделирование — это воображение в сфере научного познания. Но функции воображения в научном познании не исчерпываются только построением наглядных моделей. Воображение активно проявляется и в мысленном эксперименте, который включает в качестве своего компонента моделирование, но не сводится к нему.
Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
Все модели можно разделить на два типа: материальные модели и идеальные (мысленные, воображаемые) модели.
Под воображаемой моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция. Воображаемая модель характеризуется специфическими особенностями, связанными с ее замещающими функциями. Воображаемая модель в науке выступает обязательно как средство исследования, служащее приобретению новых знаний. Объект выступает в качестве модели лишь постольку, поскольку он соотносим с моделируемым явлением, представляет его и служит средством его познания.
Наглядные представления формируются из нескольких операций. Важнейшими процедурами являются операции абстрагирования и обобщения, анализа и синтеза. Как воображаемая модель, так и воображаемое представление — продукт одних и тех же форм деятельности. Представление выступает в качестве воображаемой модели лишь при условии реализации им функции замещения, репрезентации.
Реализация модельной функции наглядных представлений обязательно требует их внешнего выражения в каких-то материальных средствах (схема, чертежах, изображениях), благодаря чему они становятся общедоступными и коммуникабельными.
Наглядность не сводится ни непосредственно к наблюдаемости, ни к воспроизведению результатов наблюдения. Воспроизводить можно лишь то, что было наблюдаемо. Специфическая особенность воображаемых моделей при отражении наблюдаемых структур состоит в том, чтобы выделить в объекте некоторые элементы и с их помощью воссоздать характер внутреннего строения объекта.
Следует отметить, что наглядные модели элементарных частиц являются моделями, в которых присутствует элемент символичности. В качестве строительного материала при создании моделей использовали условные элементы. Наиболее удобными здесь оказались корпускулярные характеристики, которые и принимаются при построении моделей атомов и элементарных частиц. Модель такого вида является символом. Поскольку символ выступает формой организации воображения, его многозначность делает воображение незаменимым компонентом творчества.
Существует группа воображаемых моделей, выступающих результатом отвлечения от целого тех частей предмета, которые вызывают интерес в практической и познавательной деятельности. Это модели, создаваемые в процессе формирования абстрактных и идеальных объектов. Процесс абстрагирования при построении моделей, называемый идеализацией, состоит в мысленном конструировании объектов, не существующих в действительности, но имеющих свой прообраз в объективной реальности (идеальный газ, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело и так далее). Процесс построения идеализированных объектов складывается из мысленного выделения какого-либо условия существования или свойства изучаемого объекта и из изменения и постепенного сведения к минимуму или максимуму действия данного условия или свойства. Будучи разновидностью моделей, такие построения отличаются от других моделей тем, что они не возможны в действительности в той форме, которая предусматривает выполнение условий идеализации.
Доведение до конца процесса идеализации не означает завершение познания, а лишь закрепление результата идеализации в виде определенной модели, подлежащей дальнейшему исследованию, экспериментальной проверке и так далее. Воображаемая модель выступает здесь в качестве важного средства движения познания от конкретной действительности к ее абстрактному отражению и от абстракции к более конкретному, всестороннему знанию, воспроизведению действительности в сознании человека.
Особенность воображаемой модели как формы научного познания — в сочетании двух взаимосвязанных функций: изображения и обозначения, символизации, что позволяет ей быть своеобразным носителем обобщенного содержания мысли. Это возможно потому, что наглядное содержание способно служить средством выражения отвлеченной мысли. Использование модели в процессе познания заключается в том, чтобы вскрыть ее внутренний смысл, который можно перенести на объект исследования. Подобно тому как знаковая форма языка важна не сама по себе, а в качестве носителя определенной информации, так и чувственно-наглядные элементы модели имеют значение, прежде всего как носители информации, обобщенного знания, выходящего за рамки наглядных характеристик самого образа.
По своей внутренней структуре воображаемая модель является системой знаний, в которой чувственно-наглядные компоненты играют роль элементов, а рационально-логические — роль программы, определяющей порядок связи и синтеза этих элементов. Наполняя чувственный образ определенным смыслом и значением, которые соответствуют экспериментально установленным фактам и измерениям, исследователь вносит в него некоторое количество добавочной информации, которая затем экстраполируется на предмет исследования.
Помимо эвристической роли, которую успешно выполняют многие удачно подобранные или сконструированные мысленные модели, они удовлетворяют еще и внутренней психологической потребности человека в том, чтобы наглядная картина объекта познания постоянно находилась пред его мысленным взором. Наглядные модели расширяют и обогащают отвлеченную мысль, придавая ей силу конкретности, связывая ее с эмпирическим фундаментом знаний. Воображаемая модель — важная форма научно-исследовательского творческого мышления и эффективное средство получения новых знаний о мире.
Объектом моего исследования было воображение. Я стремились выявить его место и роль в структуре познания. Анализ воображения связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, так как оно переплетается со всеми видами познания.
Воображение есть способность субъекта продуцировать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить непосредственно доступное человеку с тем, что прямо ему не дано. Основания для возникновения и развития воображения раскрываются при анализе процесса целеполагания. Выдвижение целей, целеполагание и воображение взаимосвязаны. Прежде чем создать что-либо, субъект предваряет результат идеально в виде плана. В цели зафиксировано значение создаваемого. Воображение формируется как познавательная деятельность, позволяющая субъекту осуществлять целеполагание.
Действительная природа воображения понимается как форма отражения действительности. Воображение — это образ предметов и явлений, которые ранее частично или полностью не воспринимались человеком. Основная его функция состоит в преобразовании опыта в соответствии с целями, задачами и потребностями человека. Характерная черта воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, протекающим при активной деятельности субъекта и подчиненным осознаваемой задаче — научной, художественной, практической. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, необходимо соблюдение субъектом ряда ограничительных условий.
В самом широком смысле воображение можно определить как процесс преобразования наглядных образов на основе логических понятий и формирования образов ранее частично или полностью не воспринимавшихся явлений. Особенность структуры воображения состоит в том, что в нем обязательно имеет место органическое единство чувственного и логического моментов. Поскольку функции воображения состоят в конструировании идеального объекта, оно (воображение) включает в себя логическую деятельность. Воображение существует в связи с наглядным образом при ведущей роли мышления, которое рассматривается как программа, определяющая течение процесса преобразования наглядного образа.
Деятельность воображения связана проблемной ситуацией. Ее разрешение состоит в создании некоторого предвосхищения искомого решения путем построения гипотез, планов. Важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему средствам формирования нового знания.
Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую.
1. Брушлинский А.В. Воображение и познание. // Вопросы философии. — 1967. — №11.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1950
3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979
4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. — М., 1989
5. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. — М., 1984
6. Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. — М., 1940
7. Штофф В.А Моделирование и философия. — М., 1966