Вольтер был противником монархии главным способом переустройства

Задания к теме: «Великие просветители Европы» (7 класс)

Представлены задания для закрепления материала по теме в виде презентации

Просмотр содержимого документа
«Задания к теме: «Великие просветители Европы» (7 класс)»

1. Мыслители эпохи Просвещения

1) считали разум главным средством совершенствования общества 2) критически относились к возможностям и способностям человека 3) призывали к революции, насильственному свержению старого общества

2. Французские философы-просветители

1) Вольтер 2) А. Смит 3) Ш. Монтескьё

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

3. Закончите высказывание Вольтера.

Самое большое счастье для людей, когда государь —

1) философ 2) добр 3) честен

4. Установите соответствие между именами мыслителей эпохи Просвещения и их деятельностью.

А) Ш. Монтескьё Б) Ж.Ж. Руссо В) Д. Дидро

1) издание «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» 2) учение о происхождении неравенства 3) учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Закончите мысль Ш.Монтескьё.

Свобода есть право делать всё, что дозволено…

1) законом 2) королём 3) народом

6. Установите соответствие между именами деятелей эпохи Просвещения и их деятельностью.

А) Ш. Монтескьё Б) Д’Аламбер В) А. Смит

1) учение о труде как о главном источнике общественного богатства 2) издание «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» 3) учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Прочитайте текст и найдите ошибку в описании.

Вольтер был противником монархии. Главным способом переустройства общества он считал разум. При этом он полагал, что религия необходима для того, чтобы держать в узде простой народ.

1) на самом деле Вольтер отвергал религию и церковь 2) на самом деле он связывал переустройство общества с революцией 3) на самом деле он был противником деспотизма и выступал за просвещённую монархию

8. Какое положение из перечисленных относится к идеям Джона Локка?

1) развитие частного предпринимательства 2) необходимость разделения государственной власти на законодательную и исполнительную 3) сохранение абсолютизма как гарантии для нормального развития общества 4) необходимость единой официальной обязательной рели­гии в стране

9. Способом достижения идеального общества Вольтер считал

1) революцию, проведенную с помощью широких народных масс 2) реформы, проводимые по прихоти короля 3) реформы, проводимые просвещенным монархом 4) развитие образования привилегированных слоев населения

10. Главным врагом просвещения называл церковь и призывал «разрушить старое здание обмана!» философ-просветитель

1) Жан Жак Руссо 2) Вольтер 3) Дени Дидро 4) Шарль Монтескье

11. Установите соответствие между именем философа-просветителя и его идеями.

А) А. Смит Б) Дж. Локк В) Вольтер Г) Ж.Ж. Руссо

1) Идеал государства — демократическая республика мелких собственников, где каждая семья производит для себя все необходимое 2) Добрый король есть лучший подарок, который небо может дать земле 3) Свободный обмен товарами и свобод­ная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны 4) В идеальном государстве законода­тельная власть должна быть отделена от исполнительной

12. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Политико-правовая теория, предложенная Джоном Локком, согласно которой государственная власть должна быть раз­делена между независимыми друг от друга (но при необхо­димости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной, это теория __________ ___________.

Источник

Тест по теме: «Великие просветители Европы»

Тест для проверки самостоятельного изучения учащимися седьмого класса темы: Великие просветители Европы.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме: «Великие просветители Европы»»

1. Мыслителям эпохи Просвещения было свойственно критическое отношение к

1) современной им действительности
2) человеку, его возможностям и способностям
3) науке, её способности изменить мир

2. Французские философы-просветители

1) Вольтер
2) А. Смит
3) Ш. Монтескьё

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

3. Закончите высказывание Вольтера.

Самое большое счастье для людей, когда государь —

1) философ
2) добр
3) честен

4. Установите соответствие между именами мыслителей эпохи Просвещения и их деятельностью.

Мыслители

А) Ш. Монтескьё
Б) Ж.Ж. Руссо
В) Д. Дидро

Деятельность

1) издание «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел»
2) учение о происхождении неравенства
3) учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Прочитайте текст и найдите ошибку в описании.

По мнению А. Смита, главный источник общественного богатства — это труд. Он считал, что государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, и предлагал отменить крупную частную собственность.

1) на самом деле Смит выступал за активное вмешательство государства в экономическое развитие
2) на самом деле главным источником общественного богатства он считал торговлю
3) на самом деле Смит считал частную собственность естественной и

1. Мыслители эпохи Просвещения

1) считали разум главным средством совершенствования общества
2) критически относились к возможностям и способностям человека
3) призывали к революции, насильственному свержению старого общества

2. Ж.Ж. Руссо

1) осуждал общественное неравенство
2) выступал за ликвидацию частной собственности
3) считал появление частной собственности причиной общественного неравенства

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

3. Закончите мысль Ш. Монтескьё.

Свобода есть право делать всё, что дозволено…

1) законом
2) королём
3) народом

4. Установите соответствие между именами деятелей эпохи Просвещения и их деятельностью.

Имена

А) Ш. Монтескьё
Б) Д’ Аламбер
В) А. Смит

Деятельность

1) учение о труде как о главном источнике общественного богатства
2) издание «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел»
3) учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Читайте также:  Какими способами можно взламывать

5. Прочитайте текст и найдите ошибку в описании.

Вольтер был противником монархии. Главным способом переустройства общества он считал разум. При этом он полагал, что религия необходима для того, чтобы держать в узде простой народ.

1) на самом деле Вольтер отвергал религию и церковь
2) на самом деле он связывал переустройство общества с революцией
3) на самом деле он был противником деспотизма и выступал за просвещённую монархию

Ответы на тест истории Великие просветители Европы 7 класс
Вариант 1
1-1
2-2
3-1
4-321
5-3
Вариант 2
1-1
2-2
3-1
4-321
5-3

Источник

Задания к теме: «Великие просветители Европы» (7 класс)

Представлены задания для закрепления материала по теме в виде презентации

Просмотр содержимого документа
«Задания к теме: «Великие просветители Европы» (7 класс)»

1. Мыслители эпохи Просвещения

1) считали разум главным средством совершенствования общества 2) критически относились к возможностям и способностям человека 3) призывали к революции, насильственному свержению старого общества

2. Французские философы-просветители

1) Вольтер 2) А. Смит 3) Ш. Монтескьё

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

3. Закончите высказывание Вольтера.

Самое большое счастье для людей, когда государь —

1) философ 2) добр 3) честен

4. Установите соответствие между именами мыслителей эпохи Просвещения и их деятельностью.

А) Ш. Монтескьё Б) Ж.Ж. Руссо В) Д. Дидро

1) издание «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» 2) учение о происхождении неравенства 3) учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Закончите мысль Ш.Монтескьё.

Свобода есть право делать всё, что дозволено…

1) законом 2) королём 3) народом

6. Установите соответствие между именами деятелей эпохи Просвещения и их деятельностью.

А) Ш. Монтескьё Б) Д’Аламбер В) А. Смит

1) учение о труде как о главном источнике общественного богатства 2) издание «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» 3) учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Прочитайте текст и найдите ошибку в описании.

Вольтер был противником монархии. Главным способом переустройства общества он считал разум. При этом он полагал, что религия необходима для того, чтобы держать в узде простой народ.

1) на самом деле Вольтер отвергал религию и церковь 2) на самом деле он связывал переустройство общества с революцией 3) на самом деле он был противником деспотизма и выступал за просвещённую монархию

8. Какое положение из перечисленных относится к идеям Джона Локка?

1) развитие частного предпринимательства 2) необходимость разделения государственной власти на законодательную и исполнительную 3) сохранение абсолютизма как гарантии для нормального развития общества 4) необходимость единой официальной обязательной рели­гии в стране

9. Способом достижения идеального общества Вольтер считал

1) революцию, проведенную с помощью широких народных масс 2) реформы, проводимые по прихоти короля 3) реформы, проводимые просвещенным монархом 4) развитие образования привилегированных слоев населения

10. Главным врагом просвещения называл церковь и призывал «разрушить старое здание обмана!» философ-просветитель

1) Жан Жак Руссо 2) Вольтер 3) Дени Дидро 4) Шарль Монтескье

11. Установите соответствие между именем философа-просветителя и его идеями.

А) А. Смит Б) Дж. Локк В) Вольтер Г) Ж.Ж. Руссо

1) Идеал государства — демократическая республика мелких собственников, где каждая семья производит для себя все необходимое 2) Добрый король есть лучший подарок, который небо может дать земле 3) Свободный обмен товарами и свобод­ная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны 4) В идеальном государстве законода­тельная власть должна быть отделена от исполнительной

12. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Политико-правовая теория, предложенная Джоном Локком, согласно которой государственная власть должна быть раз­делена между независимыми друг от друга (но при необхо­димости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной, это теория __________ ___________.

Источник

Вольтер — сторонник «просвещенного» абсолютизма. Он считал, что «просвещённый» король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную программу реформ.

Однако первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя.

Прежде всего, он требовал уничтожения привилегий духовенства, упразднения тех особых судов, которые свирепствовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния с передачей её органам государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалование, превращение духовных в государственных чиновников.

Вольтер отстаивал принцип соразмерности преступлений и наказаний. Выступая против чрезмерно суровых наказаний, он возмущался их бессмысленной жестокостью и решительно осуждал смертную казнь. Вместе с тем он указывал на необходимость принятия мер для предупреждения преступления. С огромной силой он выступал против продиктованных фанатизмом и суевериями преследований людей за богохульство, кощунство, колдовство, за несогласие с догматами веры. С негодованием говорит он о массовых истреблениях «еретиков», совершённых католической церковью. Вольтер.

Вольтер стоял также за реформу уголовного судопроизводства, высказываясь за отмену системы формальных доказательств и за широкое допущение защиты в процессе. Вольтер требовал реформировать юстицию, в частности отменить существующую в его время продажу судебных и иных должностей, которые составляли наследственное достояние частных лиц. Он добивался уничтожения инквизиции и пыток, которые продолжали ещё применяться во Франции.

Вольтер гневно бичевал бесчеловечные истребления мирного населения, нередко предпринимавшиеся тиранами в различные эпохи истории. Он видел в них «заговоры тиранов против народов». Вольтер был противником войн и надеялся, что они будут редким исключением, когда каждому станет ясно, что даже самые удачные войны могут приносить выгоды только небольшому числу лиц, и когда начавший войну из побуждений честолюбия будет рассматриваться как враг народов. Он клеймит позором безжалостное истребление европейцами туземцев в захваченных ими землях Нового Света.

Вольтер был убеждён в том, что политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. О массах он говорил свысока, обнаруживая полное неверие в силы и способности народа. Активность масс пугала Вольтера: «Когда чернь примется рассуждать, всё погибло».

Вольтер не хотел революционного переворота и все свои надежды возлагал на реформы сверху. Он не верил в быстрый и резкий поворот к лучшему и не считал возможным коренное улучшение общественных отношений в близком будущем.

Читайте также:  Способ изложения информации это стиль или тип

Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально — политическими и правовыми принципами являлась свобода, собственность, законность, гуманность.

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.).Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе «Персидские письма», а также в историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и других сравнительно небольших работах. В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд — книга «О духе законов» (1748 г.).

Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился расширить базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей.

Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Не имея достаточных материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытается объяснить этот процесс, анализируя то, как зарождались конкретные социальные и правовые институты. В связи с этим он полемизирует с предшествующими ему теоретиками, которые вопреки историческим фактам переносили в естественное состояние такие социальные явления, как собственность (Дж. Локк) и войну (Т. Гоббс). Монтескье был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства, эмпирического правоведения.

В своем учении Монтескье поднимается до осознания того, что историческое развитие общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и субъективных причин. Он верно подметил и тенденцию к возрастанию субъективного фактора в истории. Однако эти положения были истолкованы мыслителем идеалистически, в духе философии рационализма, противопоставлявшей объективную необходимость и свободный разум. Написание книги «О духе законов», по словам автора, преследовало цель показать «триумф морали над климатом».

Среди моральных причин важнейшими являются принципы государственного строя. Для Монтескье, как и для многих других идеологов либерализма, проблема рациональной организации общества — это проблема главным образом политическая и правовая, а не социальная. В идеологии раннего либерализма свобода означала разумную организацию государства и обеспечение режима законности. Подобно Вольтеру, Монтескье отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал он, «есть право делать все, что дозволено законами».

Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существовавших форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.

Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству.

Монархия — это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем монархического принципа Монтескье называл дворянство.

Деспотия, в отличие от монархии, — единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Она держится на страхе и является неправильной формой государства. «Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении», — писал Монтескье. Если где-нибудь в Европе воцарится деспотизм, то тут уже никакие нравы и климаты не помогут. Предотвратить перерождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти. Эти и подобные им рассуждения просветителя воспринимались современниками как завуалированная критика абсолютизма во Франции и призыв к свержению тиранов.

Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит, прежде всего, в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает также предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую».

Самым последовательным воплощением этих принципов мыслитель называл государственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — королю, а судебная — присяжным.

Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства.

В условиях предреволюционной Франции это учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Компромиссный характер теории Монтескье проявился в том, что он допускал сохранение привилегий дворянства и предусматривал образование в законодательном собрании верхней палаты, состоящей из наследственной аристократии. Стремясь заручиться поддержкой знати, Монтескье расписывал древние вольности дворянства, которые были попраны королевской властью при создании централизованного государства. Просветитель хотел доказать наследственной аристократии, что ограничение прав монархов ей будет столь же выгодно, как и буржуазии. Будущее Франции представлялось ему в виде конституционной монархии.

Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье — родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений. В начале XX в. интерес к Монтескье заметно возрос например, предложенное им определение закона (законы суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»), казавшееся современникам пережитком римского стоицизма, было взято на вооружение последователями социологической юриспруденции.

Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и ряда других государств Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма.

Читайте также:  Электрогидравлический способ демонтажа зданий

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли — политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты.

Литературную известность Руссо принесла работа «Рассуждение о науках и искусствах». В последующих трудах Руссо приступает к созданию целостной социально-политической доктрины. Наиболее полное обоснование она получила в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.; это — главное произведение мыслителя) и в историческом очерке «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

По описанию Руссо, сначала люди жили, как звери. У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности или морали. Они были равны между собой и свободны. Руссо показывает, как по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи, как постепенно зарождались социальные формирования — семья, народность. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся Руссо «самой счастливой эпохой».

Согласно взглядам Руссо, в естественном состоянии (как в первом, так и во втором) права не существует. Применительно к изначальному состоянию им была отвергнута идея естественных прав человека. На самых ранних этапах человеческой истории у людей, по мнению философа, вообще не было представлений о праве и морали. В своем описании «самой счастливой эпохи», предшествующей возникновению собственности, Руссо использует термин «естественное право», но употребляет его в специфическом смысле — для обозначения свободы морального выбора, которой люди наделены от природы, и возникающего на этой почве чувства естественной (общей) для всего человеческого рода справедливости. Понятия естественного права и естественного закона утрачивают у него юридическое значение и становятся исключительно моральными категориями.

Что касается деспотии, или второго естественного состояния, то в нем все действия определяются силой, и, следовательно, тут тоже нет права. «Слово право ничего не прибавляет к силе. Оно здесь просто ничего не значит», — указывал Руссо. Восстание против деспота точно так же правомерно лишь по законам деспотии, но само по себе оно не приводит к образованию законной власти. Основанием права, по словам мыслителя, могут служить только договоры и соглашения. В противовес естественному праву им была выдвинута идея права политического, т.е. основанного на договорах.

Руссо клеймит частную собственность, порождающую роскошь и нищету, обличает «избыток праздности у одних, избыток работы у других». Его критика была направлена при этом не только против феодальных порядков, но и против растущего промышленного капитализма. Отражая настроения крестьян, которым развитие капитализма несло разорение, Руссо противопоставил промышленной цивилизации (городской культуре) простоту нравов и образа жизни свободных земледельцев.

Переход в состояние свободы предполагает, по Руссо, заключение подлинного общественного договора. Для этого необходимо, чтобы каждый из индивидов отказался от ранее принадлежавших ему прав на защиту своего имущества и своей личности. Взамен этих мнимых прав, основанных на силе, он приобретает гражданские права и свободы, в том числе право собственности. Его имущество и личность поступают теперь под защиту сообщества. Индивидуальные права тем самым приобретают юридический характер, ибо они обеспечены взаимным согласием и совокупной силой всех граждан.

В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Руссо отвергает учения, определявшие договор как соглашение между подданными и правителями. С его точки зрения, договор является соглашением равных между собой субъектов. По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы.

Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с идеологами либеральной буржуазии, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого, он формулирует и определение закона. «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон».

Подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против доктрины разделения властей. Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Для того чтобы избежать произвола и беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов (законодатель не должен, например, выносить решения в отношении отдельных граждан, как в Древних Афинах, поскольку это компетенция правительства) и, во-вторых, подчинить исполнительную власть суверену. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

При народовластии возможна только одна форма правления — республика, тогда как форма организации правительства может быть различной — монархией, аристократией или демократией, в зависимости, от числа лиц, участвующих в управлении.

Разделяя мнение большинства философов XVIII в., Руссо полагал, что республиканский строй возможен лишь в государствах с небольшой территорией. Прообразом народовластия для него служили плебисциты в Римской республике, а также коммунальное самоуправление в кантонах Швейцарии.

Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Великой французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов вплоть до сторонников коммунизма.

Идеи Руссо сыграли важную роль в последующем развитии теоретических представлений о государстве и праве. Его социальная доктрина, по признанию И. Канта и Г. Гегеля, послужила одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII — начала XIX в. Разработанная им программа перехода к справедливому обществу путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии политического радикализма. Оформление взглядов Руссо в теоретическую доктрину явилось, с этой точки зрения, поворотным событием в истории общественно-политической мысли XVIII в.

Источник

Оцените статью
Разные способы