VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
Молодёжной среде как особой группе населения свойственно энергичное, иногда спонтанное поведение и не всегда оно соответствует определённым нормам морали. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, которое наносит вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.
По данным социологических исследований, проведенных в Нижегородской области, 18 % респондентов причиной, по которой молодых люди начинают принимать наркотики, считаю безделье [1]. В современных условиях традиционные формы воспитания «не работают». Значит нужно искать механизмы вовлечения молодёжи в конструктивную социально-значимую деятельность, способствующую формированию положительных социальных установок, которые в свою очередь определят дальнейшее поведение личности и направленность деятельности, не противоречащей системе общественных ценностей.
Социально- политическое и педагогическое значение волонтёрской деятельности заключается в том, что она выступает одним их факторов социализации [3, 99]. В процессе вовлечения личности в организацию и реализацию различных конструктивных проектов, направленных на её саморазвитие и самореализацию, происходит формирование положительных социальных установок, формируется гражданская позиция, что является профилактикой девиантных проявлений среди молодёжи.
Организация и развитие молодёжного добровольческого движения возможны только на основе и при участия объективной информации об интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтёров [2, 178].
Волонтёры — это не только альтруисты. Они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установление личных контактов. Часто волонтёрская деятельность – это прямой путь в оплачиваемой работе, всегда – возможность проявить и зарекомендовать себя. Эффективная социализация будет невозможна, если вовлечение в добровольчество будет навязанной извне обузой. Только, когда старшеклассник поймет важность своего участия в волонтёрской деятельности и заинтересуется этим, можно ожидать результат.
Добровольческий труд может удовлетворять и сопутствующие интересы: получения образования, знакомства, приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предполагаемым видом деятельности.
Через получение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности в молодежной среде формируются установки на активную жизненную позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, подготовкой к взрослой продуктивной жизни.
Н.А. Теренова среди мотивов, на основании которых личность включается в волонтёрскую деятельность, называет следующие: желание помочь другим людям, знакомство с новыми людьми, получение новых знаний и новых навыков в работе, желание « попробовать» себя в новой сфере, сострадание нуждающимся, желание узнать о проблемах других людей, групповая работа с друзьями, религиозные соображения, отсутствие другого способа применить имеющийся опыт работы, стремление приобрести новых друзей, развеять скуку, отсутствие общения, получения признания в обществе [2, 179].
На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: молодёжь стремиться получить какие-либо нефинансовые выгоды, хотят работать в организованной группе, получить эмоционально-психологический комфорт.
Таким образом, для того, чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтёрской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативно насыщенные формы работы.
Для того, чтобы процесс социализации через волонтерскую деятельность был эффективен необходимо более или менее длительное участие в волонтёрской деятельности [2,180].
Планировать и осуществлять добровольческие программы должен руководитель (может быть из числа волонтёров), способный постоянно взаимодействовать со штатными сотрудниками организации, выяснять их потребности и организовывать работу по набору добровольцев, постоянно её анализируя: что может быть в организации сделано силами добровольцев, что может быть для них достаточно привлекательным и так далее. Именно от деятельности руководителя зависит эффективность работы группы добровольцев, их желание дальше работать на благо общества и других людей. Следовательно, при наличии грамотного руководителя, способного вовлечь в данный процесс старшеклассников и организовать их работу зависит, каким будет уровень социализации молодёжи в процессе волонтёрской деятельности.
При создании определенных организационных и экономических условий поддержки молодежного добровольчества, молодежь будет выступать мощным ресурсом для решения проблем общества, в том числе и решения проблем собственно молодежи усилиями самой молодежи. При этом для молодого человека очень важна социальная значимость выполняемой им работы. Только понимая значимость того, что он делает, волонтёр будет и дальше продолжать трудиться на благо других людей и общества в целом. Если же волонтёры нужны, например, для офисной или административной работы, следует подчеркнуть важность этих функций для решения проблемы в целом. Кроме того, предлагаемая добровольцу работа должна быть результативной, четко локализованной во времени и объеме и не носить характер рутинной.
Заключительным, но не менее важным этапом в работе с волонтёрами является их поощрение за проделанную работу. Поощрение волонтера тесно связано с его мотивацией и моральной компенсацией и основывается на удовлетворении потребностей в «признании» и «развитии и самовыражении». Поощрения можно условно разделить на официальные и неформальные [4].
Официальное поощрение – это формализованное признание успехов волонтера. Оно может включать: подарки, грамоты, значки, благодарственные письма на основное место работы/учёбы, семье. Организации необходимо выстроить иерархию официальных поощрений, в зависимости от уровня достижений волонтера. Это может быть (в порядке возрастания степени заслуг):
• вручение памятного значка на волонтёрском собрании;
• вручение грамоты на отчётной конференции организации;
• благодарственное письмо по месту учёбы;
• вручение ценных подарков на районном слёте волонтеров;
• вручение грамот администрации города/области на общегородском мероприятии;
• участие волонтёрских проектов во всероссийских конкурсах;
• делегирование волонтера на межрегиональные/всероссийские мероприятия.
Официальные поощрения весьма полезны. Но они не могут заменить собой непрерывный процесс удовлетворения потребностей волонтеров в признании их заслуг.
Неформальные поощрения более эффективны. Они подразумевают признание успехов волонтёра в процессе его постоянного общения с сотрудниками и другими волонтерами (добровольцами) организации, получение благодарности от персонала за проделанную работу. Такая форма поощрения формирует ощущение принадлежности к организации и постоянного внимания.
Самая важная награда – слова «спасибо». Создание благоприятной атмосферы для работы, обращение к волонтёру по имени, посвящение им свободного времени – тоже награда. Но хотя бы раз в год координаторы молодёжного волонтерского движения должны организовать общее собрание волонтёров и выразить благодарность по итогам работы за год. В этот момент очень важно напомнить каждому о цели деятельности, которой волонтеры занимаются. Важно использовать разные формы поощрения волонтёров.
Таким образом, на основе вышеперечисленного, можно сделать вывод, что социализация молодёжи через волонтёрскую деятельность будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:
1) участие в волонтёрской деятельности должно носить комплексный и системный характер;
2) наличие сильной мотивации молодёжи к волонтёрской деятельности, включая поощрение за проделанную работу;
3) руководство грамотным наставником, способным организовывать работы группы добровольцев;
4) осознание волонтёром социальной значимости и важности выполняемой работы;
Нижегородская государственная медицинская академия [Электронный ресурс] (http://www.nizhgma.ru/zdorov/opros/) Проверено: 11.01.2014.
Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодёжью / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2009,- 328 с.
Семенова И.Ю. Социально-ценностные установки молодежи и их роль в формировании мотивации к волонтерской деятельности. Материалы конференции «Социально-ценностные установки и формирования позитивных мотиваций в молодежной среде», Ульяновск – 2012.- 387 с.
Источник
Роль волонтерской работы в социализации личности
Содержание
ТЕМА: ВОЛОНТЕРСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ № 2
ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с факторами развития личности волонтера; рассмотреть личностные качества волонтеров, которые определяют эффективность волонтерской работы; определить роль волонтерской работы в социализации личности. Воспитывать у студентов чувство сопереживания, уважения и ответственности.
1. Роль волонтерской работы в социализации личности.
2. Социально-педагогическая деятельность как один из факторов развития личности волонтера.
3. Личностные качества волонтеров, которые определяют эффективность волонтерской работы.
Основная литература
1. Введення у соціальну роботу. Навч. посібник. – К.: Фенікс, 2001. – 288 с.
2. Волонтерство в соціальній роботі / Упоряд.: О. Главник, Н. Романова, Т. Дружченко. – К.: Главник, 2006. – 126 с.
3. Волонтерство як ресурс соціальної роботи у громаді: Зб. статей. – К.: Християнський Дитячий Фонд, 2006. – 96 с.
4. Голованова Т.П., Гапон Ю.А. Волонтерство в соціальній роботі як феномен цивілізованого суспільства. – Запоріжжя, 1996. – 134 с.
5. Доброчинність в Україні: минуле, сучасне, майбутнє / Ресурсний центр розвитку громадських організацій «Гурт». – К., 1998. – 55 с.
6. Технологізація волонтерської роботи в сучасних умовах / За ред. проф. А.Й. Капської. – К.: ДЦССМ, 2001. – 140 с.
Дополнительная литература
1. Волонтерська служба недержавної організації соціальної сфери / Упорядник Кравченко Р.І. – К.: Благодійне товариство «Джерела», 2000. – 92 с.
2. Закон України «Про соціальні послуги» від 19 червня 2003 року № 966-ІV.
3. Закон України «Про соціальну роботу з дітьми та молоддю» від 21 червня 2001 року № 2558-ІІІ.
4. Капська А.Й. Соціальна робота: деякі аспекти роботи з дітьми та молоддю: Навчально-методичний посібник. – К. УДЦССМ, 2001. – 220 с.
5. Організація волонтерського руху у вищих навчальних закладах: Діагностичний інструментарій: Методичні розробки / Укладач Рудякевич Т.О. – Житомир: ЖДУ, 2004. – 20 с.
6. Підготовка волонтерів та їх роль у реалізації соціальних проектів / Під заг. ред: І. Звєрєвої, Г. Лактіонової. – К.: Наук. світ, 2001. – 49 с.
7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.
Волонтерская работа способствует социализации личности, обеспечивает усвоение будущими специалистами социальной действительности, новых социальных ролей, норм и общественных поведенческих стереотипов; помогает личностному росту, самореализации; по-новому осмыслить значение общечеловеческих ценностей, в том числе сочувствие, милосердие, их роль в гуманизации междучеловеческих отношений; знакомит с общей культурой и специфическими субкультурами социума.
Существует ряд взглядов на процесс социализации. Их наличие связано с разными подходами к пониманию возможностей, потребностей и интересов человека и общества. При этом социализация трактуется как система, которая имеет общий, национальный, философский, политический, социологический, педагогический, психологический направления. Именно они в совокупности формируют человека как социальную личность с ее мировоззрением, пониманием своего места и назначения в общественной жизни.
Следует отметить, что социализация имеет два аспекта:
1. усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
2. активное воссоздание системы социальных связей индивида за счет его личной активной деятельности, активного привлечения в социальную среду.
Первый аспект процесса социализации отображает то, как среда влияет на человека, второй – как человек влияет на среду благодаря собственной деятельности.
Волонтерская работа обеспечивает естественное вхождение студентов в общество, включение в социальные связки, интеграцию в разные типы социальных сообществ, овладение студенческой субкультурой через организованную деятельность и личностно ориентированное воспитание, в результате чего происходит становление социальности индивида. Волонтерская работа как часть процесса социализации дает возможность социальному педагогу включиться во всю совокупность социальных ролей, норм и поведенческих стереотипов общества; знакомит с общей культурой и специфическими субкультурами социума.
Она содействует развитию разных специфических социальных ролей путем промеривания их на себя, сравнивания, выбора:
аниматора (организатор, координатор, контролер деятельности из разработки, создания и реализации разнообразных проектов);
социального организатора, менеджера (его задание – видеть реальную цель, планировать этапы ее достижения, проводить мониторинг процесса изменений и оценку результатов; привлекать граждан к развитию, учебе средствами современных технологий, решению имеющихся проблем; инициировать участие детей и взрослых в разнообразных социальных проектах; внедрять разнообразные массовые формы социально-педагогической работы (благотворительные акции, фестивали и тому подобное); представлять интересы общества в органах власти; вести переговоры, устанавливать деловые межинституционные отношения;
преподавателя (эта роль требует сформированности таких качеств, как: эмпатия (понимание чувств тех, кто учится); уважение (принятие тех, кто учится, как конструктивных личностей); искренность (открытое проявление преподавателем своих чувств); конкретность коммуникации (избежание нечетких, обобщенных высказываний, точное описание чувств и переживаний);
консультанта, консультанта-клинициста (его задание устанавливать доверчивые отношения с клиентом; получать, анализировать, классифицировать, оценивать и интерпретировать данные социального и персонального характера, договариваться с клиентом о цели услуг, которые предоставляются, достигать изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах клиента или условиях его жизни; наставника, посредника, эксперта, адвоката, помощника, координатора но др.
Следовательно, благодаря выполнению волонтерской работы человек становится дееспособным участником общественных отношений.
Волонтерская работа – это разнообразные виды социально-педагогической деятельности: предоставление социально-педагогической помощи, поддержки, услуг; реализация планов, проектов и программ; создание, развитие и координация социальной сети (волонтерских организаций, общественных формирований социально значимой направленности, групп самопомощи и тому подобное); организация воспитательных и благотворительных мероприятий и акций за разным направлением, тематическими направлениями но др.).
Деятельный подход глубоко проработан в научных трудах С. Рубинштейна, где сформулирован принцип единства сознания и деятельности, сущность которого заключается в том, что отображение человеческим сознанием объективной действительности всегда связано с активной деятельностью человека, происходит из нее, осуществляется в ней. Активность, будучи неотъемлемым свойством личности, выражает отношение человека к цели деятельности, которая оказывается в отстаивании собственных взглядов, действиях, завершающей стадией которых является умение; выступает предпосылкой и результатом развития личности.
При этом подходе механизмом формирования внутреннего мира человека является интериоризация и экстериоризация опыта. Человек интериоризует знания и наблюдения относительно эффективности форм разновидностей волонтерской работы и экстериоризует их в виде соответствующих доброчинних действий и поступков, что нуждается в определенных волевых усилиях.
Волонтерская работа обеспечивает разносторонность влияния на личность, одновременное влияние на сознание, чувство и поведение, основу которых составляют убеждения. И. Марьенко подчеркивает, что убеждения дают возможность личности делать тот или другой поступок сознательно, то есть с пониманием его целесообразности. Обусловливая поведение личности, убеждения, обычно, приобретают формы мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности.
Настоящую человеческую нравственность невозможно развить с помощью наследования, а тем более принуждению. И. Бех отмечает: «Навеяное добро – не добро в настоящем смысле этого слова. Любое поведение личности лишь тогда моральная, когда она является результатом сознательной воли и убеждения».
Действия личности, направленные на достижение результатов, важных и полезных для других людей, психологи называют просоциальными. Особенным случаем просоциального поведения определенно альтруистичную, которая заключается в предоставлении помощи другим людям для улучшения благополучия этих людей без направленности на сознательное достижение полезных для себя результатов.
В психолого-педагогической литературе последнего времени достаточно известными стали разнообразные теоретические версии просоциального поведения: теория социального обмена, теория социальных норм.
Теория социального обмена объясняет, что альтруистичное (как добровольная деятельность) поведение имеет целью определены явные полезные для другого лица результаты и неявные полезные последствия для действующего лица (признание, статус, информация и тому подобное). Эти полезные результаты могут быть как внутренним, так и внешним вознаграждением.
Исследователи указывают на существование причин, которые объясняют, почему люди добровольно предоставляют помощь:
· стремление к знаниям (желание понять людей, их жизненные обстоятельства и чего-то научиться);
· карьерные мотиви (получая опыт и связки, они хотели бы расширить перспективы своей работы);
· мотивы социального приспособления (войти к определенной группе и достичь признания);
· защита своего «Я» (уменьшение чувства вины или лишения от собственных проблем, рост самоуважения, зміцнення чувства собственного достоинства, уверенности в себе);
· выражение ценностей (действия согласно общечеловеческим ценностям).
Поэтому во время предоставления помощи каждое действующее лицо руководствуется стратегией так называемого минимаксу: пытается, насколько возможно, уменьшить расходы и увеличить достижения (даже если эти достижения и не является реальными, а лишь субъективными ценностями). Следовательно, в основе предоставления помощи другим людям может функционировать как альтруистичная, так и эгоистичная мотивация. Конечно, исключить эгоистичную мотивацию (мотив социального признания, вознаграждения, мотив избежания осуждения со стороны других, то есть абсолютно эгоистичная мотивация избежать внутреннего дискомфорта) очень трудно. Но, с другой стороны, эти придирчивые искатели эгоистичных нюансов социально безукоризненного поведения не могут отбросить и те бесспорные факты, что некоторые люди действительно беспокоятся об интересах и благополуччя других, а не о собственных, и их никоим образом нельзя считать хорошо замаскированными эгоистами. Поэтому волонтерскую работу могут осуществлять люди, которые действительно беспокоятся об интересах и благополучии других, а не о своих.
Теория социальных норм объясняет альтруистичное поведение тем, что этот тип поведения диктуется совокупностью упорядоченных норм (своеобразные каузально атрибутивные схемы, которые дают ориентиры во время возникновения ситуации с потребностью помощи другим людям):
норма взаимности и ожидания социальных дивидендов – «если я помогу этому человеку, то она будет отвечать мне так же взаимностью и поможет»;
норма социальной ответственности – «помощь нужно оказывать тем, кто имеет проблемы независимо от того, вознаграждается ли такое поведение».
Можно согласиться с тем, что осуществление волонтерской работы предусматривает соблюдение норм социальной ответственности. При таких условиях благодаря интериоризации внешних форм волонтерской работы формируется, а затем обогащается личностный опыт предоставления помощи всем, кто в ней нуждается. На основании приобретенного опыта возникает возможность моделировать обобщенный идеальный образ действия, отображать реальный способ действия, осуществлять контроль и оценку, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности. Моделирование собственной волонтерской работы способствует овладению профессиональным опытом, личностному росту, успешной социализации, привлечению к милосердным гуманистическим традициям украинского народа; элементов мировоззрения (убеждений, взглядов, отношений) из позиций гуманности, филантропии и социальной ценности.
Волонтерская работа побуждает человека к активному взаимодействию с социальной средой, к становлению длительных взаимоотношений с представителями разных социальных групп общества, которое способствует усвоению социального опыта.
По мнению К. Роджерса, «взаимоотношения с другими людьми дают человеку прекрасную возможность полноценно функционировать. Они позволяют человеку почувствовать гармонию с собой, другими людьми и окружением. Во взаимоотношениях удовлетворяются основные потребности человека. Стремление к их удовлетворению вынуждает людей тратить большое количество энергии на взаимоотношения с другими, – даже на те отношения, которые могут казаться нездоровыми и неудовлетворительными».
По утверждению Г. Ложкина, М. Коця, Т. Петровской, И. Зубковой, в зависимости от того, в какой мере люди во время взаимодействия придерживаются интересов друг друга, существуют три основных принципа: сотрудничество, доминирование, соперничество.
Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди способствуют удовлетворению интересов друг друга, придерживаются приблизительного паритета и объединяют свои усилия добровольно, спираючися на осознание значения и потребности решения общего задания, на стремление помочь другим участникам общего дела. Между людьми возникают взаимные обязанности и ответственность. Однако ситуация взаимодействия может сложиться так, что один из участников, користуючися слабостью позиции другого, начинает подчинять его интересы собственным. Тогда рождается второй тип взаимодействия – доминирование.
Доминирование – здесь уже нет соблюдения интересов двух сторон – игра идет главным образом в «одни ворота», содействие становится односторонним, слабый действует в интересах сильного и получает от него мало.
Если попытка построить взаимодействие на свою пользу наталкивается на достойное сопротивление, возникает соперничество – третий тип взаимодействия.
Соперничество самое частое не имеет самостоятельного значения: каждый из его участников вступает в борьбу с надеждой победить или отстоять предыдущий статус. Когда преимущество одной из сторон становится явным, равновесие нарушается и начинается доминирование. Относительно волонтерской работы, то она предусматривает взаимодействие лишь на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаємовідповідальності, толерантного отношения к другим, соблюдение этических принципов: уважение достоинства каждого человека; приоритетность интересов клиентов; толерантность и гуманизм; доверие и взаимодействие в решении проблем клиента; доступность услуг; ориентированность на потребность клиентов, привлечения их к процессу позитивных изменений; ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Источник