Волонтерство как способ негосударственной поддержки социально культурной сферы

Волонтёры культуры: кто они и чем занимаются

С июля 2021 года в Гдовском районе действует Молодёжный лагерь «Самолва». Основной целью проекта является благоустройство деревень, расположенных в непосредственной близости с мемориальным комплексом «Князь Александр Невский с дружиной». Российские студенческие отряды совместно с волонтёрами культуры в течение всего лета оказывали адресную помощь жителям деревень Самолва и Кобылье Городище, занимались благоустройством общественных территорий, работали на территории мемориала. Кроме того, они занимались с местными детьми, проводили различные мероприятия для местных жителей, оказывали помощь музеям.

О том, кто такие волонтёры культуры, как развивается движение в Псковской области и зачем вступать в ряды волонтёров, в интервью Псковскому агентству информации рассказала кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, региональный координатор волонтеров культуры Псковской области Екатерина Гончарова.

– Какова основная цель проекта «Волонтёры культуры»? Что это за проект?

– Волонтёры культуры – это всероссийское движение, осуществляющее деятельность по пяти ключевым направлениям от разработки и организации новых туристических маршрутов до сохранения объектов историко-культурного наследия. В рамках нацпроекта «Культура» также поддерживается добровольчество в сфере культуры. Это очень широкое направление, которое охватывает разные сферы, в том числе популяризацию объектов историко-культурного наследия.

– Как давно работает программа? Чего удалось достичь за это время?

– Направление существует уже достаточно давно. Я к нему подключилась в 2019 году и с лета 2020 года стала региональным координатором волонтёров культуры. Я организую взаимодействие движения с другими организациями: начиная от комитета по культуре до музеев, где создаются центры волонтёров культуры. Мы стараемся агитировать культурные учреждения, чтобы они создавали у себя волонтерские центры, и, как правило, музеи очень активно откликаются.

– Что такое волонтёрские центры?

– Это может быть просто объединение взрослых или молодежи, совершенно различные формы. Он создается, если в музее есть группа лиц, которая готова работать с волонтёрами, в том числе с молодежью. Его могут оформлять юридически или нет, это на усмотрение руководителя. Иногда это может быть отдельная группа лиц, которая в перспективе может стать некоммерческой организацией. То есть необязательно привязывать свою деятельность к самой организации.

– Чем занимаются волонтёры культуры в музеях?

– Это может быть как простая хозяйственная помощь, так и организация сопровождения гостей. Например, мы помогали в Великих Луках принимать «Поезд Победы». Также в музеях ребята часто помогают организовывать экспозиции. Ведь чтобы сделать что-то новое, нужно сначала что-то старое вынести, помыть, убрать, покрасить, а затем уже сформировать новую экспозицию.

– По каким направлениям осуществляется деятельность волонтеров культуры? Чем занимаются волонтёры культуры?

– Ребята работают в учреждениях культуры, занимаются организацией волонтерских программ крупных культурных событий. Также важными являются реализация творческих и социокультурных проектов и работа, направленная на сохранение культурного наследия, восстановление памятников истории и культуры. Отдельно хочется выделить организацию экскурсионных маршрутов и культурных программ в муниципалитетах. Например, в Молодёжном лагере «Самолва» ребята формируют квест-программу «По следам Александра Невского».

– Сколько на данный момент волонтёров культуры в России, в Пскове? Охотно ли люди приходят на данное направление деятельности?

– Согласно данным с официального сайта, их более тысячи. Но нужно понимать, что если человек зарегистрировался на сайте Добро.ру, отметил, что он будет работать в сфере культуры, и принял участие в советующем мероприятии, он уже в эту статистику попадает и считается волонтёром культуры. То есть называть какую-то фиксированную стабильную цифру нельзя. Кроме того, кто-то будет выбирать для себя волонтёрство и в другой сфере, в таком случае считать этих людей исключительно волонтерами культуры не очень правильно, получается двойной подсчет.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы стать волонтёром культуры?

– Главное качество – это желание помогать. Если у вас такое желание есть – всё сопутствующее очень легко приобрести. Если вы не знаете истории или не обладаете глубокими познаниями об объектах историко-культурного наследия – все можно узнать, научиться и приобщиться к этому.

– Какую обычно цель преследуют люди, которые приходят в данную программу и остаются в ней надолго?

– Сохранить то, что у нас есть, или создать что-то новое. Например, этим занимаются ребята в Молодёжном лагере «Самолва», там будет новый объект историко-культурного наследия – памятник Александру Невскому.

Также волонтеры обычно стремятся максимально улучшить имеющуюся ситуацию с точки зрения популяризации: рассказать и показать другим, что у нас есть. Сделать мир вокруг себя лучше – это, наверное, самая глобальная цель, которую преследует любой волонтер. Для них важно сделать свой собственный вклад в то, что мир вокруг станет лучше.

– В рамках нацпроекта «Культура» реализуется ежегодный проект «Школа волонтёров наследия». В чем его специфика?

– «Школа волонтёров наследия» – это федеральный проект. В 2019 году у нас он реализовывался в Печорах, в прошлом году мы организовывали лекции на подворье Псково-Печерского монастыря. В этом году также планируем его продолжить. Задачи этого проекта двухступенчатые. На первом этапе ребят погружают в сферу волонтёрства, стоит задача усвоить максимальное количество информации в сфере историко-культурного наследия.

Продвинутый курс предназначен для людей со специальным образованием, он включает в себя элементы реставрации, реконструкции. Тут уже идет речь о работе с объектами, которые требуют определенных умений.

– Какие уникальные проекты или мероприятия реализуются в Псковской области? В каких федеральных проектах принимают участие наши волонтеры?

– В Псковской области реализуется проект «Доброхоты наследия» и «Свидетели Победы», по формированию музейной экспозиции Музея Победы ПсковГУ. Мы его не привязывали к волонтёрам культуры, потому что он находится на стыке патриотического воспитания и историко-культурного наследия. Вещи, попадающие в музей, это, с одной стороны, историко-культурное наследие, а с другой – память о Великой Отечественной войне, зона патриотического воспитания.

Большая часть деятельности не относится к проектам – это просто помощь. Ее ребята оказывают постоянно – от уборки территории до помощи в организации мероприятий, например фестиваля «Музыка на воде» и Пушкинского театрального фестиваля. Что касается федеральных проектов, ребята, например, участвуют в «Школе волонтёров наследия», Молодёжный лагерь «Самолва» – также федеральный проект.

– Проводят ли для волонтёров в Псковской области по их направлению какие-то мастер-классы или курсы по повышению квалификации?

– Организуют ли для них какие-то встречи или направленные на сплочение мероприятия? Обучающие мероприятия — это как раз про проект «Доброхоты наследия». В рамках этого проекта волонтеры наносят на карты объекты историко-культурного наследия, которых там нет, и пишут о них материалы. Соответственно, прежде чем вывести их на объекты, с ними проводятся обучающие мастер-классы. Сначала с ними работает курирующий их преподаватель, а потом уже проводят практическую часть.

Читайте также:  По способу принятия конституции народные

– Организуют ли для них какие-то встречи или направленные на сплочение мероприятия?

– Этому учат с самого начала. Умение работать в команде и в коллективе, распределение ролей – это все идет сразу же. Каждому дается возможность поруководить.

В этом плане очень интересны мастер-классы, которые проходили в Молодёжном лагере «Самолва», так как туда приезжали федеральные тренеры. Уровень прокачки волонтеров в этом лагере очень высокий. Ребята очень довольны той программой, которую им привезли коучи.

– Кто может стать волонтером культуры?

– Любой человек. Единственное, есть ограничение по возрасту. Ехать в лагерь можно только после 18 лет. Мы работаем в рамках законодательства РФ, и все наши действия строго подчиняются закону. Несовершеннолетние не могут участвовать в полном спектре мероприятий исключительно из-за того, что есть ограничения по их выездам, проживанию, нахождению. Но они могут участвовать во многих других акциях.

– Многие опасаются, что, если стал волонтером, тебе придется ходить на все мероприятия. Так ли это? Или ты имеешь право выбирать и ходить и ездить туда, куда тебе захочется?

– Как любое волонтерство – деятельность в нашем движении – это абсолютно добровольное мероприятие. Когда ты зарегистрирован на сайте, тебе приходят предложения вакансий в соответствии с тем функционалом, который ты указал. И уже когда у тебя возникает желание включиться в какую-то акцию – ты подаешь заявку.

– Что ребята получают взамен, став волонтерами культуры?

– Сейчас действует большой проект с точки зрения учета волонтерского опыта при поступлении в высшие учебные заведения. Если ребята уже учатся – они получают благодарности, грамоты и письма, которые важны для тех, кто претендует на повышенную стипендию. Ну и конечно, это имеет большое значение для вашего резюме. Участвуя в каких-то проектах или тем более руководя ими, вы формируете свой социальный капитал. Это хорошая возможность заявить работодателю о своих soft skills. [комплекс личностных качеств, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. – Ред.].

– Как стать волонтёром культуры? Что делать человеку, когда он осознал, что хочет заниматься добровольчеством?

– Зайти на сайт, при регистрации отметить направление «культура и искусство», указать свой регион, и система автоматически будет предлагать тебе все зарегистрированные мероприятия по этому направлению. Появится большой выбор не только в вашем регионе, но и за его пределами: участие в различных грантовых конкурсах, слетах, приглашения на мероприятия в качестве слушателя.

Источник

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, СПОНСОРСТВО И ПАТРОНАЖ.

Тема 7. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ : БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, СПОНСОРСТВО И ПАТРОНАЖ. МОТИВЫ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

В связи с ростом затрат учреждений социально-культурной сферы и снижением субсидирования со стороны государства особое значение приобретают экономические технологии привлечения альтернативных источников финансового обеспечения СК сферы.

Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в соци альной сфере, науке, образовании, культуре, нередко дале ко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, торговых фирм, связанные с организационной, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц.

Причем не всегда речь идет о чистом альтруизме. Очень часто подобная деятельность удовлетворяет взаимные интересы, в том числе и интересы учреждения, связанные с перспективами его развития.

Сфера организационно -экономического сотрудничества бизнеса и социально -культурной сферы достаточно богата формами. По крайней мере, следует разли чать три основных их вида: спонсорство, благотворительность и патронаж. В первом случае — это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т. е. взаимовыгодное со трудничество, реализация совместных проектов.

Спонсорствоосуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Спонсирование может осуществляться в виде выделе ния финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично -возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении пре мий, стипендий, гонораров, призов и т. д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская под держка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами.

Чем же может быть привлекательно спонсорство для потенциального спонсора? Прежде всего, разумеется, это дополнительные возможности рекламы, формирование и продвижение привлекательного позитивного имиджа учреждения и ее руководства, формированию круга друзей учреждения из авторитетных, извест ных, уважаемых и влиятельных политиков, ученых, дея телей искусства, культуры, образования — известных людей с приличной репутацией, дополнительные возможности в развитии деловых контактов, расширении их круга, Реализация некоторых проектов может давать и дополнительные доходы, а то и прибыль, дополнительные возможности маркетинга в целом, новой сферой, новым направлением бизнеса учреждения, ос воения новых услуг и товаров, рынков, проникновению на зарубежные рынки.

Спонсорство может использоваться в качестве инструмента брендинга. Спонсорство в качестве инструмента брендинга позволяет значительным образом расширить потенциальные целевые аудитории. Спонсируя значимые социальные и культурно-художественные проекты, корпорации и компании имеют возможность:

· превратить свое имя в более известное, усилить его продвижение и укрепить позиции и соответственно поддерживать их,

· сформировать добавленную стоимости к товарам и услугам своей компании,

· увеличить нематериальные активы компании.

Наиболее привлекательные сферы для спонсирования: и зобразительное и музыкальное искусство, литература, кино, театры, музеи, библиотеки, спорт, медицина, экология, наука, сфера социальной поддержки.

В качестве субсидируемой стороны в данной сфере спонсорства могут выступать:

· деятели искусств и артисты (например, популярная американская эстрадная певица Бритни Спирс и компания по производству фототоваров Polaroid);

· творческие коллективы (например, спонсор поп-группы «Иванушки-International» — компания Collin’sJeans);

· конкретные проекты в сфере культуры и искусства (например, швейцарский производитель часов Swatch — Чемпионат мира по брейк-дансингу в Нью-Йорке (Swatch World Break-Dancing Championship), а также Альтернативный конкурс красоты и конкурс уличного рисунка в Париже);

Читайте также:  Он первая перчатка способ переноса значения

· творческие конкурсы (производители высококачественных фортепиано, чешская фирма Petroff, традиционно выступает спонсором крупного международного конкурса юных пианистов соответственно в чешском городе Усть-над-Лабем. Японская Yamaha спонсирует подобный конкурс имени Владимира Крайнева в Харькове);

· отдельные концерты и турне (например, серию концертов петербургской рок-группы «ДДТ» спонсировал Минский автомобильный завод — марка МАЗ;

· постановка спектаклей (например, ИНКОМбанк являлся спонсором ряда постановок спектаклей театра-студии Олега Табакова);

· производство кинофильмов, телесериалов (например, Ford Motors Со — телевизионный сериал «Улицы Сан-Франциско» и др.);

· телевизионные программы (например, КВН традиционно поддерживает марка кофе Elite, а в последнее время — компания Gefest;

· образование в сфере культуры (например, ЮниКредит Банк уделяет особое внимание проектам, направленным на развитие культуры, искусства и образования в России, а также поддерживает молодые таланты. ЮниКредит Банк оказывал помощь Академическому музыкальному училищу при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Московскому академическому художественному лицею при Российской академии художеств. Также Банк активно сотрудничает с крупнейшими музеями в Москве.)

Договорами спонсоринга может предусматриваться обязательное упоминание спонсора в интервью, с эстрады на концертах, на афишах, в титрах кинофильмов, публичных выступлениях, пресс-конференциях, в рекламных анонсах и т. д. Элементы фирменного стиля спонсора могут размещаться на программах спектаклей или концертов, на входных билетах, на заставках, предшествующих началу передач или транслируемых по их окончанию. Иногда деятели искусств принимают непосредственное участие в рекламе спонсора.

Благотворительная деятельностьдеятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки из ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» от 11.08.1995 г. N135-ФЗ

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг.

Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:

1. социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

2. подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3. оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

4. содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

5. содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

6. содействия защите материнства, детства и отцовства;

7. содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

8. содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

9. содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;

10. охраны окружающей среды и защиты животных;

11. охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

12. подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

13. социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

14. оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

15. содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;

16. участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

17. содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

18. содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

19. поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

20. содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

21. содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Благотворительность является проявлением фи лантропии, демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам — тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом да рения.

Под участниками благотворительной понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели. Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.

Благотворител и — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования.

Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность.

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (волонтеров).

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в ФЗ, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.

Негосударственная поддержка сферы культуры и искусства может осуществляться не только со стороны частного бизнеса, но и со стороны разнообразных благотворительных организаций.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Ø Международный благотворительный фонд «Фонд Владимира Спивакова» осуществляет помощь детям, одаренным в музыке и изобразительном искусстве.

Ø Международный благотворительный фонд «Фонд Юрия Башмета» — деятельность направлена на сохранение духовных и художественных ценностей мировой и отечественной культуры, а также содействие укреплению и развитию международных контактов в области искусства.

Ø Благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева» — цель фонда: поддержка юных артистов, музыкальных коллективов и талантливых российских исполнителей, содействие в профессиональном обучении и организация бесплатных акций для детей и студенчества с целью привлечения новой молодой аудитории, а также благотворительные концерты для оказания адресной гуманитарной помощи нуждающимся и людям, попавшим в беду.

Ø Благотворительный фонд возрождения культуры и традиций малых городов Руси занимается приглашением исполнителей и деятелей культуры в провинцию, а провинциальных исполнителей и деятелей культуры и изо в Москву.

Читайте также:  Три способа поддержки государством безработных

Ø Международный фонд К.С.Станиславского — книгоиздание, постановка спектаклей, Премия К.С. Станиславского, театральный фестиваль «Сезон Станиславского», режиссерская лаборатория в Любимовке.

На сегодняшний день официально зарегистрировано 70 Благотворительных фондов в области образования, культуры и искусств.

Наиболее привлекательные сферы для благотворительности: дети, пенсионеры, ветераны, медицинские учреждения, спортивные учреждения, религиозные организации, учебные, УК и искусства, частные лица и т. д.

Спонсорство и благотворительность вообще могут рассматриваться как часть Public Relations, как одно из направлений развития общественных отношений. Они дают возможность достичь publicity — известности, в некотором смысле — популярности. Спонсорство и благотворительность способствуют формированию круга друзей учреждения из авторитетных, известных, уважаемых и влиятельных политиков, ученых, деятелей искусства, культуры, образования — известных людей с приличной репутацией. Помимо прямой пользы (в качестве экспертов, возможных проводников интересов учреждения, поддержка в поисках инвесторов), уважаемые в обществе люди в качестве друзей учреждения, несомненно, способствуют росту ее репутации.

Спонсорство и благотворительность предстают технологией проникновения на зарубежные рынки, создают дополнительные возможности в развитии деловых контактов, расширении их круга, открывают новые дополнительные возможности маркетинга в целом. Реализация некоторых проектов может давать и дополнительные доходы, а то и прибыль.

Патронаж — покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей с определенными правами и обязательствами. Примером членства может служить, например, создание попечительских советов, члены которых, в зависимости от объемов и масштабов поддержки, имеют конкретные права влиять на деятельность патронируемой организации.

Более распространена в современной России другая форма патронажа — foundation — создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.

Такие фонды созданы, например, при Большом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии, Мариинском и Михайловском театрах. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм. Их участие в фонде дает им определенные преимущества: не только возможности формирования привлекательного имиджа, но и использования помещений, привлечения артистов для проведения корпоративных мероприятий. Такие отношения оформляются также организационными документами — уставом фонда, учредительскими договорами. Само же учреждение культуры получает дополнительные возможности финансового маневра.

А также можно отметить социальные инвестиции и партнёрство как формы негосударственной поддержки СКС. Их направления: образовательные программы, молодёжные программы, поддержка ветеранов, волонтёрство, поддержка образования, культуры и спорта, программы социально незащищённым слоям населения, поддержка молодёжи, борьба с наркоманией и т.д. Формами социального партнерства являются:

· организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;

· государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;

· гранты, финансируемые на конкурсной основе;

Меценатство также является разновидностью благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования. Законодательные акты РФ не содержат понятий «меценат», «меценатская деятельность», хотя на практике термин «меценатство» применяется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выделить «меценатство» как культурную категорию и закрепить в законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Меценат – это лицо обладающее властью и/или богатством; и оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или определенным начинаниям в художественной жизни.

В Древнем Риме (между 74-64 гг. — 8 г. до н. э.) Меценат — приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические и частные поручения. Покровительство поэтам сделало Мецената именем нарицательным, а сейчас это слово приобрело новый, важный, фактически экономический смысл. История развития меценатства знает немало примеров, достойных подражания. Ведь были в истории России и такие времена, когда практически все состоятельные люди занимались благотворительностью. Общеизвестны факты проявления меценатства со стороны русских купцов. Грандиозный вклад в повышение благосостояния России внесли такие меценаты, как Демидов, Шереметьев, Хлудов, Третьяков, Мамонтов и многие другие. Широко известна благотворительная деятельность русского фабриканта Саввы Морозова. Уже в 1896 году российская пресса сообщала, что размер ассигнований Саввы Морозова на создание общедоступного театра для рабочих и служащих Орехово-Зуева, ставшего первым в Московской губернии театром для рабочих и служащих, составил 200 000 руб. Общеизвестным фактом является и неоднократная материальная помощь Саввы Морозова театрам Чарского, Абрамовой, Суворина, Корша. Будучи председателем ярмарочного комитета в Нижнем Новгороде, он выделал крупные денежные суммы на организацию и проведение театральных гастролей. Савва Морозов содержал также огромное количество стипендиатов, обучавшихся как в России, так и за рубежом. Он осуществлял пожертвования Покровскому собору, старообрядческой Рогожской общине. Наконец, огромную роль, как известно, этот величайший меценат сыграл в процессе создания будущего МХАТа. Общие расходы Саввы Морозова на строительство и обустройство помещения этого театра в Камергерском переулке г.Москвы составили около 500 000 руб., что по тем временам считалось огромной суммой. «Даровитый русский делец с непомерной нравственной силищей» — так отзывались о Морозове его современники.

Государственную поддержку благотворительности и спонсорства можно подразделить на материальную и моральную.

Материальное стимулирование спонсоров. Спонсорский взнос разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора, если спонсорская помощь оказывается на условиях предоставления рекламы. При этом устанавливаются жесткие предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли (до 1% от полученной выручки).

Материальное стимулирование благотворителей – юридических лиц.

В 1994 – 2001 годах при направлении благотворительных взносов на восстановление объектов культурного наследия налоговая льгота составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Данная льгота отменена с 2002 года при введении 25 главы НК РФ.

Материальное стимулирование благотворителей — физических лиц. Физические лица при направлении благотворительных взносов организациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, имеют право на налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде (ст. 219 НК РФ).

Моральное стимулирование — присуждение почетных званий, государственных наград и т.п. Почетный диплом Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства (с 1998 г.).

Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров.

Источник

Оцените статью
Разные способы