Волонтёры культуры: кто они и чем занимаются
С июля 2021 года в Гдовском районе действует Молодёжный лагерь «Самолва». Основной целью проекта является благоустройство деревень, расположенных в непосредственной близости с мемориальным комплексом «Князь Александр Невский с дружиной». Российские студенческие отряды совместно с волонтёрами культуры в течение всего лета оказывали адресную помощь жителям деревень Самолва и Кобылье Городище, занимались благоустройством общественных территорий, работали на территории мемориала. Кроме того, они занимались с местными детьми, проводили различные мероприятия для местных жителей, оказывали помощь музеям.
О том, кто такие волонтёры культуры, как развивается движение в Псковской области и зачем вступать в ряды волонтёров, в интервью Псковскому агентству информации рассказала кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, региональный координатор волонтеров культуры Псковской области Екатерина Гончарова.
– Какова основная цель проекта «Волонтёры культуры»? Что это за проект?
– Волонтёры культуры – это всероссийское движение, осуществляющее деятельность по пяти ключевым направлениям от разработки и организации новых туристических маршрутов до сохранения объектов историко-культурного наследия. В рамках нацпроекта «Культура» также поддерживается добровольчество в сфере культуры. Это очень широкое направление, которое охватывает разные сферы, в том числе популяризацию объектов историко-культурного наследия.
– Как давно работает программа? Чего удалось достичь за это время?
– Направление существует уже достаточно давно. Я к нему подключилась в 2019 году и с лета 2020 года стала региональным координатором волонтёров культуры. Я организую взаимодействие движения с другими организациями: начиная от комитета по культуре до музеев, где создаются центры волонтёров культуры. Мы стараемся агитировать культурные учреждения, чтобы они создавали у себя волонтерские центры, и, как правило, музеи очень активно откликаются.
– Что такое волонтёрские центры?
– Это может быть просто объединение взрослых или молодежи, совершенно различные формы. Он создается, если в музее есть группа лиц, которая готова работать с волонтёрами, в том числе с молодежью. Его могут оформлять юридически или нет, это на усмотрение руководителя. Иногда это может быть отдельная группа лиц, которая в перспективе может стать некоммерческой организацией. То есть необязательно привязывать свою деятельность к самой организации.
– Чем занимаются волонтёры культуры в музеях?
– Это может быть как простая хозяйственная помощь, так и организация сопровождения гостей. Например, мы помогали в Великих Луках принимать «Поезд Победы». Также в музеях ребята часто помогают организовывать экспозиции. Ведь чтобы сделать что-то новое, нужно сначала что-то старое вынести, помыть, убрать, покрасить, а затем уже сформировать новую экспозицию.
– По каким направлениям осуществляется деятельность волонтеров культуры? Чем занимаются волонтёры культуры?
– Ребята работают в учреждениях культуры, занимаются организацией волонтерских программ крупных культурных событий. Также важными являются реализация творческих и социокультурных проектов и работа, направленная на сохранение культурного наследия, восстановление памятников истории и культуры. Отдельно хочется выделить организацию экскурсионных маршрутов и культурных программ в муниципалитетах. Например, в Молодёжном лагере «Самолва» ребята формируют квест-программу «По следам Александра Невского».
– Сколько на данный момент волонтёров культуры в России, в Пскове? Охотно ли люди приходят на данное направление деятельности?
– Согласно данным с официального сайта, их более тысячи. Но нужно понимать, что если человек зарегистрировался на сайте Добро.ру, отметил, что он будет работать в сфере культуры, и принял участие в советующем мероприятии, он уже в эту статистику попадает и считается волонтёром культуры. То есть называть какую-то фиксированную стабильную цифру нельзя. Кроме того, кто-то будет выбирать для себя волонтёрство и в другой сфере, в таком случае считать этих людей исключительно волонтерами культуры не очень правильно, получается двойной подсчет.
– Какими качествами нужно обладать, чтобы стать волонтёром культуры?
– Главное качество – это желание помогать. Если у вас такое желание есть – всё сопутствующее очень легко приобрести. Если вы не знаете истории или не обладаете глубокими познаниями об объектах историко-культурного наследия – все можно узнать, научиться и приобщиться к этому.
– Какую обычно цель преследуют люди, которые приходят в данную программу и остаются в ней надолго?
– Сохранить то, что у нас есть, или создать что-то новое. Например, этим занимаются ребята в Молодёжном лагере «Самолва», там будет новый объект историко-культурного наследия – памятник Александру Невскому.
Также волонтеры обычно стремятся максимально улучшить имеющуюся ситуацию с точки зрения популяризации: рассказать и показать другим, что у нас есть. Сделать мир вокруг себя лучше – это, наверное, самая глобальная цель, которую преследует любой волонтер. Для них важно сделать свой собственный вклад в то, что мир вокруг станет лучше.
– В рамках нацпроекта «Культура» реализуется ежегодный проект «Школа волонтёров наследия». В чем его специфика?
– «Школа волонтёров наследия» – это федеральный проект. В 2019 году у нас он реализовывался в Печорах, в прошлом году мы организовывали лекции на подворье Псково-Печерского монастыря. В этом году также планируем его продолжить. Задачи этого проекта двухступенчатые. На первом этапе ребят погружают в сферу волонтёрства, стоит задача усвоить максимальное количество информации в сфере историко-культурного наследия.
Продвинутый курс предназначен для людей со специальным образованием, он включает в себя элементы реставрации, реконструкции. Тут уже идет речь о работе с объектами, которые требуют определенных умений.
– Какие уникальные проекты или мероприятия реализуются в Псковской области? В каких федеральных проектах принимают участие наши волонтеры?
– В Псковской области реализуется проект «Доброхоты наследия» и «Свидетели Победы», по формированию музейной экспозиции Музея Победы ПсковГУ. Мы его не привязывали к волонтёрам культуры, потому что он находится на стыке патриотического воспитания и историко-культурного наследия. Вещи, попадающие в музей, это, с одной стороны, историко-культурное наследие, а с другой – память о Великой Отечественной войне, зона патриотического воспитания.
Большая часть деятельности не относится к проектам – это просто помощь. Ее ребята оказывают постоянно – от уборки территории до помощи в организации мероприятий, например фестиваля «Музыка на воде» и Пушкинского театрального фестиваля. Что касается федеральных проектов, ребята, например, участвуют в «Школе волонтёров наследия», Молодёжный лагерь «Самолва» – также федеральный проект.
– Проводят ли для волонтёров в Псковской области по их направлению какие-то мастер-классы или курсы по повышению квалификации?
– Организуют ли для них какие-то встречи или направленные на сплочение мероприятия? Обучающие мероприятия — это как раз про проект «Доброхоты наследия». В рамках этого проекта волонтеры наносят на карты объекты историко-культурного наследия, которых там нет, и пишут о них материалы. Соответственно, прежде чем вывести их на объекты, с ними проводятся обучающие мастер-классы. Сначала с ними работает курирующий их преподаватель, а потом уже проводят практическую часть.
– Организуют ли для них какие-то встречи или направленные на сплочение мероприятия?
– Этому учат с самого начала. Умение работать в команде и в коллективе, распределение ролей – это все идет сразу же. Каждому дается возможность поруководить.
В этом плане очень интересны мастер-классы, которые проходили в Молодёжном лагере «Самолва», так как туда приезжали федеральные тренеры. Уровень прокачки волонтеров в этом лагере очень высокий. Ребята очень довольны той программой, которую им привезли коучи.
– Кто может стать волонтером культуры?
– Любой человек. Единственное, есть ограничение по возрасту. Ехать в лагерь можно только после 18 лет. Мы работаем в рамках законодательства РФ, и все наши действия строго подчиняются закону. Несовершеннолетние не могут участвовать в полном спектре мероприятий исключительно из-за того, что есть ограничения по их выездам, проживанию, нахождению. Но они могут участвовать во многих других акциях.
– Многие опасаются, что, если стал волонтером, тебе придется ходить на все мероприятия. Так ли это? Или ты имеешь право выбирать и ходить и ездить туда, куда тебе захочется?
– Как любое волонтерство – деятельность в нашем движении – это абсолютно добровольное мероприятие. Когда ты зарегистрирован на сайте, тебе приходят предложения вакансий в соответствии с тем функционалом, который ты указал. И уже когда у тебя возникает желание включиться в какую-то акцию – ты подаешь заявку.
– Что ребята получают взамен, став волонтерами культуры?
– Сейчас действует большой проект с точки зрения учета волонтерского опыта при поступлении в высшие учебные заведения. Если ребята уже учатся – они получают благодарности, грамоты и письма, которые важны для тех, кто претендует на повышенную стипендию. Ну и конечно, это имеет большое значение для вашего резюме. Участвуя в каких-то проектах или тем более руководя ими, вы формируете свой социальный капитал. Это хорошая возможность заявить работодателю о своих soft skills. [комплекс личностных качеств, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. – Ред.].
– Как стать волонтёром культуры? Что делать человеку, когда он осознал, что хочет заниматься добровольчеством?
– Зайти на сайт, при регистрации отметить направление «культура и искусство», указать свой регион, и система автоматически будет предлагать тебе все зарегистрированные мероприятия по этому направлению. Появится большой выбор не только в вашем регионе, но и за его пределами: участие в различных грантовых конкурсах, слетах, приглашения на мероприятия в качестве слушателя.
Источник
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, СПОНСОРСТВО И ПАТРОНАЖ.
Тема 7. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ : БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, СПОНСОРСТВО И ПАТРОНАЖ. МОТИВЫ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
В связи с ростом затрат учреждений социально-культурной сферы и снижением субсидирования со стороны государства особое значение приобретают экономические технологии привлечения альтернативных источников финансового обеспечения СК сферы.
Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в соци альной сфере, науке, образовании, культуре, нередко дале ко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, торговых фирм, связанные с организационной, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц.
Причем не всегда речь идет о чистом альтруизме. Очень часто подобная деятельность удовлетворяет взаимные интересы, в том числе и интересы учреждения, связанные с перспективами его развития.
Сфера организационно -экономического сотрудничества бизнеса и социально -культурной сферы достаточно богата формами. По крайней мере, следует разли чать три основных их вида: спонсорство, благотворительность и патронаж. В первом случае — это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т. е. взаимовыгодное со трудничество, реализация совместных проектов.
Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Спонсирование может осуществляться в виде выделе ния финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично -возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении пре мий, стипендий, гонораров, призов и т. д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская под держка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами.
Чем же может быть привлекательно спонсорство для потенциального спонсора? Прежде всего, разумеется, это дополнительные возможности рекламы, формирование и продвижение привлекательного позитивного имиджа учреждения и ее руководства, формированию круга друзей учреждения из авторитетных, извест ных, уважаемых и влиятельных политиков, ученых, дея телей искусства, культуры, образования — известных людей с приличной репутацией, дополнительные возможности в развитии деловых контактов, расширении их круга, Реализация некоторых проектов может давать и дополнительные доходы, а то и прибыль, дополнительные возможности маркетинга в целом, новой сферой, новым направлением бизнеса учреждения, ос воения новых услуг и товаров, рынков, проникновению на зарубежные рынки.
Спонсорство может использоваться в качестве инструмента брендинга. Спонсорство в качестве инструмента брендинга позволяет значительным образом расширить потенциальные целевые аудитории. Спонсируя значимые социальные и культурно-художественные проекты, корпорации и компании имеют возможность:
· превратить свое имя в более известное, усилить его продвижение и укрепить позиции и соответственно поддерживать их,
· сформировать добавленную стоимости к товарам и услугам своей компании,
· увеличить нематериальные активы компании.
Наиболее привлекательные сферы для спонсирования: и зобразительное и музыкальное искусство, литература, кино, театры, музеи, библиотеки, спорт, медицина, экология, наука, сфера социальной поддержки.
В качестве субсидируемой стороны в данной сфере спонсорства могут выступать:
· деятели искусств и артисты (например, популярная американская эстрадная певица Бритни Спирс и компания по производству фототоваров Polaroid);
· творческие коллективы (например, спонсор поп-группы «Иванушки-International» — компания Collin’sJeans);
· конкретные проекты в сфере культуры и искусства (например, швейцарский производитель часов Swatch — Чемпионат мира по брейк-дансингу в Нью-Йорке (Swatch World Break-Dancing Championship), а также Альтернативный конкурс красоты и конкурс уличного рисунка в Париже);
· творческие конкурсы (производители высококачественных фортепиано, чешская фирма Petroff, традиционно выступает спонсором крупного международного конкурса юных пианистов соответственно в чешском городе Усть-над-Лабем. Японская Yamaha спонсирует подобный конкурс имени Владимира Крайнева в Харькове);
· отдельные концерты и турне (например, серию концертов петербургской рок-группы «ДДТ» спонсировал Минский автомобильный завод — марка МАЗ;
· постановка спектаклей (например, ИНКОМбанк являлся спонсором ряда постановок спектаклей театра-студии Олега Табакова);
· производство кинофильмов, телесериалов (например, Ford Motors Со — телевизионный сериал «Улицы Сан-Франциско» и др.);
· телевизионные программы (например, КВН традиционно поддерживает марка кофе Elite, а в последнее время — компания Gefest;
· образование в сфере культуры (например, ЮниКредит Банк уделяет особое внимание проектам, направленным на развитие культуры, искусства и образования в России, а также поддерживает молодые таланты. ЮниКредит Банк оказывал помощь Академическому музыкальному училищу при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Московскому академическому художественному лицею при Российской академии художеств. Также Банк активно сотрудничает с крупнейшими музеями в Москве.)
Договорами спонсоринга может предусматриваться обязательное упоминание спонсора в интервью, с эстрады на концертах, на афишах, в титрах кинофильмов, публичных выступлениях, пресс-конференциях, в рекламных анонсах и т. д. Элементы фирменного стиля спонсора могут размещаться на программах спектаклей или концертов, на входных билетах, на заставках, предшествующих началу передач или транслируемых по их окончанию. Иногда деятели искусств принимают непосредственное участие в рекламе спонсора.
Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки из ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» от 11.08.1995 г. N135-ФЗ
Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг.
Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:
1. социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
2. подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3. оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
4. содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
5. содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
6. содействия защите материнства, детства и отцовства;
7. содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
8. содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
9. содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
10. охраны окружающей среды и защиты животных;
11. охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
12. подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
13. социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
14. оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
15. содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
16. участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
17. содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
18. содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
19. поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
20. содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
21. содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Благотворительность является проявлением фи лантропии, демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам — тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом да рения.
Под участниками благотворительной понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели. Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.
Благотворител и — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования.
Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (волонтеров).
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в ФЗ, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
Негосударственная поддержка сферы культуры и искусства может осуществляться не только со стороны частного бизнеса, но и со стороны разнообразных благотворительных организаций.
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Ø Международный благотворительный фонд «Фонд Владимира Спивакова» осуществляет помощь детям, одаренным в музыке и изобразительном искусстве.
Ø Международный благотворительный фонд «Фонд Юрия Башмета» — деятельность направлена на сохранение духовных и художественных ценностей мировой и отечественной культуры, а также содействие укреплению и развитию международных контактов в области искусства.
Ø Благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева» — цель фонда: поддержка юных артистов, музыкальных коллективов и талантливых российских исполнителей, содействие в профессиональном обучении и организация бесплатных акций для детей и студенчества с целью привлечения новой молодой аудитории, а также благотворительные концерты для оказания адресной гуманитарной помощи нуждающимся и людям, попавшим в беду.
Ø Благотворительный фонд возрождения культуры и традиций малых городов Руси занимается приглашением исполнителей и деятелей культуры в провинцию, а провинциальных исполнителей и деятелей культуры и изо в Москву.
Ø Международный фонд К.С.Станиславского — книгоиздание, постановка спектаклей, Премия К.С. Станиславского, театральный фестиваль «Сезон Станиславского», режиссерская лаборатория в Любимовке.
На сегодняшний день официально зарегистрировано 70 Благотворительных фондов в области образования, культуры и искусств.
Наиболее привлекательные сферы для благотворительности: дети, пенсионеры, ветераны, медицинские учреждения, спортивные учреждения, религиозные организации, учебные, УК и искусства, частные лица и т. д.
Спонсорство и благотворительность вообще могут рассматриваться как часть Public Relations, как одно из направлений развития общественных отношений. Они дают возможность достичь publicity — известности, в некотором смысле — популярности. Спонсорство и благотворительность способствуют формированию круга друзей учреждения из авторитетных, известных, уважаемых и влиятельных политиков, ученых, деятелей искусства, культуры, образования — известных людей с приличной репутацией. Помимо прямой пользы (в качестве экспертов, возможных проводников интересов учреждения, поддержка в поисках инвесторов), уважаемые в обществе люди в качестве друзей учреждения, несомненно, способствуют росту ее репутации.
Спонсорство и благотворительность предстают технологией проникновения на зарубежные рынки, создают дополнительные возможности в развитии деловых контактов, расширении их круга, открывают новые дополнительные возможности маркетинга в целом. Реализация некоторых проектов может давать и дополнительные доходы, а то и прибыль.
Патронаж — покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей с определенными правами и обязательствами. Примером членства может служить, например, создание попечительских советов, члены которых, в зависимости от объемов и масштабов поддержки, имеют конкретные права влиять на деятельность патронируемой организации.
Более распространена в современной России другая форма патронажа — foundation — создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.
Такие фонды созданы, например, при Большом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии, Мариинском и Михайловском театрах. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм. Их участие в фонде дает им определенные преимущества: не только возможности формирования привлекательного имиджа, но и использования помещений, привлечения артистов для проведения корпоративных мероприятий. Такие отношения оформляются также организационными документами — уставом фонда, учредительскими договорами. Само же учреждение культуры получает дополнительные возможности финансового маневра.
А также можно отметить социальные инвестиции и партнёрство как формы негосударственной поддержки СКС. Их направления: образовательные программы, молодёжные программы, поддержка ветеранов, волонтёрство, поддержка образования, культуры и спорта, программы социально незащищённым слоям населения, поддержка молодёжи, борьба с наркоманией и т.д. Формами социального партнерства являются:
· организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;
· государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;
· гранты, финансируемые на конкурсной основе;
Меценатство также является разновидностью благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования. Законодательные акты РФ не содержат понятий «меценат», «меценатская деятельность», хотя на практике термин «меценатство» применяется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выделить «меценатство» как культурную категорию и закрепить в законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Меценат – это лицо обладающее властью и/или богатством; и оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или определенным начинаниям в художественной жизни.
В Древнем Риме (между 74-64 гг. — 8 г. до н. э.) Меценат — приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические и частные поручения. Покровительство поэтам сделало Мецената именем нарицательным, а сейчас это слово приобрело новый, важный, фактически экономический смысл. История развития меценатства знает немало примеров, достойных подражания. Ведь были в истории России и такие времена, когда практически все состоятельные люди занимались благотворительностью. Общеизвестны факты проявления меценатства со стороны русских купцов. Грандиозный вклад в повышение благосостояния России внесли такие меценаты, как Демидов, Шереметьев, Хлудов, Третьяков, Мамонтов и многие другие. Широко известна благотворительная деятельность русского фабриканта Саввы Морозова. Уже в 1896 году российская пресса сообщала, что размер ассигнований Саввы Морозова на создание общедоступного театра для рабочих и служащих Орехово-Зуева, ставшего первым в Московской губернии театром для рабочих и служащих, составил 200 000 руб. Общеизвестным фактом является и неоднократная материальная помощь Саввы Морозова театрам Чарского, Абрамовой, Суворина, Корша. Будучи председателем ярмарочного комитета в Нижнем Новгороде, он выделал крупные денежные суммы на организацию и проведение театральных гастролей. Савва Морозов содержал также огромное количество стипендиатов, обучавшихся как в России, так и за рубежом. Он осуществлял пожертвования Покровскому собору, старообрядческой Рогожской общине. Наконец, огромную роль, как известно, этот величайший меценат сыграл в процессе создания будущего МХАТа. Общие расходы Саввы Морозова на строительство и обустройство помещения этого театра в Камергерском переулке г.Москвы составили около 500 000 руб., что по тем временам считалось огромной суммой. «Даровитый русский делец с непомерной нравственной силищей» — так отзывались о Морозове его современники.
Государственную поддержку благотворительности и спонсорства можно подразделить на материальную и моральную.
Материальное стимулирование спонсоров. Спонсорский взнос разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора, если спонсорская помощь оказывается на условиях предоставления рекламы. При этом устанавливаются жесткие предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли (до 1% от полученной выручки).
Материальное стимулирование благотворителей – юридических лиц.
В 1994 – 2001 годах при направлении благотворительных взносов на восстановление объектов культурного наследия налоговая льгота составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Данная льгота отменена с 2002 года при введении 25 главы НК РФ.
Материальное стимулирование благотворителей — физических лиц. Физические лица при направлении благотворительных взносов организациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, имеют право на налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде (ст. 219 НК РФ).
Моральное стимулирование — присуждение почетных званий, государственных наград и т.п. Почетный диплом Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства (с 1998 г.).
Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров.
Источник