Волгина способы выражения подлежащего
Самой распространенной формой выражения подлежащего является именительный падеж имени существительного. Предметное значение имени существительного и независимый именительный падеж наиболее приспособлены для выполнения функции подлежащего как независимого члена в предложении, обозначающего предмет высказывания. Например: Лошади шли шагом и скоро стали (П.).
Для выражения подлежащего широко используются также местоимения-существительные:
а) личные местоимения: Он едва удостоил бедную девушку беглым и равнодушным взглядом (Т.);
б) вопросительные: Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (Жук.);
в) относительные: Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (Гонч.);
г) неопределенные: Жил некто человек безродный, одинокий (Кр.);
д) отрицательные: С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной (Т.). В роли подлежащего может выступать любая часть речи, употребленная в значении имени существительного, например: Сытый голодного не разумеет (посл.); Прошлое страстно глядится в грядущее, нет настоящего. Жалкого — нет. (Бл.); Окружавшие молчали (Фурм.); Первые будут последними (посл.); Что волки жадны — всякий знает (Кр.); Иных уж нет, а те далече. (П.); Наше сегодня полно чудесных свершений, наше завтра будет еще лучше (ср. наш сегодняшний день, наш завтрашний день); Но — противительный союз (ср.: Слово но — противительный союз); По лесу разносилось громкое ау.
Подлежащее может быть выражено именем числительным, например: Пятнадцать — нечетное число; Семеро одного не ждут (погов.) (в последнем примере числительное субстантивировано).
Неопределенная форма глагола, выполняющая функцию названия действия-состояния, также может выступать в роли подлежащего, например: Расчудесное это занятие — снегирей ловить (М. Г.) (ср.: Ловля снегирей — расчудесное занятие). Эту роль выполняет так называемый независимый инфинитив, т.е. инфинитив, не зависящий от других членов предложения. Ср.: Ходить ночью по горам опасно (предложение интонационно членится на две части, перед сказуемым опасно делается пауза; предложение это двусоставное, подлежащее в нем выражено инфинитивом). — Опасно ходить ночью по горам (при измененном порядке слов инфинитив стал зависимым и образует часть сложного сказуемого опасно ходить в односоставном безличном предложении).
Источник
Волгина способы выражения подлежащего
Сказуемое бывает глагольное и именное. Как то, так и другое может быть простым и составное. Кроме того, выделяется особый тип сказуемого — сложное (трехчленное, многочленное).
Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами. Глагольные простые сказуемые делятся на формально уподобленные подлежащему и неуподобленные. Особую группу образуют осложненные формы простого глагольного сказуемого.
Составное глагольное сказуемое (иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего поэтому вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются глаголы двух разновидностей: 1) глаголы, обозначающие протекание действия (начало, продолжение, конец действия), и 2) глаголы, обозначающие желание, возможность или намерение совершить действие, способность или предрасположенность к его совершению, волеизъявление, также внутренние переживания, процессы мысли и т.п. (так называемые модальные глаголы).
Именное сказуемое является простым, если состоит только из именной части (например: Моя сестра учительница), и составным, если состоит из глагольной связки и именной части (например: Моя сестра была учительницей).
Примечание. Некоторые грамматисты считают, что в первом случае имеется так называемая нулевая связка, поэтому всякое именное сказуемое является составным.
Вещественное значение в именном сказуемом выражается именной частью (иначе предикативным членом, присвязочным словом), а грамматическое (обозначение времени, лица, числа и наклонения) — связкой.
Источник
Волгина способы выражения подлежащего
Наиболее распространенным способом выражения подлежащего является форма именительного падежа существительного . Это объясняется тем, что существительное как часть речи обладает обобщенным значением предметности, а форма именительного падежа, как падежа исходного, независимого, наиболее приспособлена к выражению предмета мысли: Пастух присел около теплички и тотчас вызвал меня на полную откровенность (Сол.). В принципе быть подлежащим может существительное любого лексического разряда, однако некоторые ограничения в этом плане все-таки имеются. В качестве подлежащих употребляются обычно существительные с конкретным вещественным значением или абстрактным, но опредмеченным. Существительные, которые заключают в себе значение оценочное, по существу предикативное, как правило, в роли подлежащего не выступают.
Такие, например, существительные, как озорник, негодник, скопидом, дуралей, умник, враль и др., ограничены в употреблении в роли подлежащего. В предложениях типа Озорник сидел за партой; Дуралей появился только утром явно ощущается необычность употребления существительных в роли подлежащих, которая объясняется вторичностью их функции и может быть оправдана лишь условиями особого контекста: предварительно эти слова были уже использованы в роли сказуемого, функциональное качество которого вполне соответствует семантике данных существительных.
Кроме существительных, в роли подлежащего используются местоимения-существительные : а) личные: Я встретил ее у своего приятеля (Сол.); В гостинице горела одна всего лампочка. Она вспыхнула, когда едко затрещал телефонный звонок (Паст.); б) неопределенные: Все кто-то ходит, не спит (Паст.); И, мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной (П.); в) отрицательные: Ничто не сблизит больше нас (Л.); г) вопросительно-относительные: Кто не проклинал станционных смотрителей (П.); Не понимаю, что со мною было (П.).
Местоимения других разрядов употребляются как подлежащие, если они выступают в значении имени существительного: а) указательные: То правда, что петух уж больше не поет (Кр.); Это было в семидесятых годах (Л. Т.); б) определительные: Этак всякий может петь (Ч.); в) притяжательные: Пускай мое пропадает (Я. Т.).
Подлежащим может быть любая часть речи, способная субстантивироваться или употребляться в значении имени существительного: Хорошее всегда зажигает желание лучшего (М. Г.); . Произошло непоправимое (Фед.); Танцующие теснились и толкали друг друга (Купр.). В роли подлежащего может быть числительное: а) количественное: Пятнадцать делится на три , б) собирательное: Оба были заняты, кажется, серьезным разговором (Л.); в) порядковое: Один ходит, другой водит, третий песенку поет (загадка).
Значительно реже в роли подлежащего используются неизменяемые части речи, которые в таком случае функционально замещают существительные, — союзы, частицы, наречия, междометия , например: Это «если бы» , отнесенное им к прошедшему, сбылось (Т.); . И опять слышится «бу-бу-бу» (Ч.); А это «так» для меня нож острый (Писем.).
В особых случаях в качестве подлежащих могут использоваться формы слов (например, глаголов), предназначенных для иных функций: Наши невиннейшие «здравствуйте» и «прощайте» не имели бы никакого смысла, если бы время не было пронизано единством жизненных событий (Паст.); Цветаевское «знаю» поэтически более компетентно, чем «вижу» (С. Вайман). Такие необычные формы требуют подкрепления их позиции определяющими членами.
В качестве подлежащего может выступать
инфинитив , который не получает предметного значения, сохраняет значение действия, не субстантивируется. И потому в отличие от других «заместителей» существительного в роли подлежащего инфинитив не может иметь определений: Любить — вот счастье! В структуре таких предложений существенную роль играет порядок слов и способ выражения сказуемого. Обычно инфинитивное подлежащее предшествует сказуемому, выраженному как безлично-предикативным словом, так и существительным. При сказуемом, выраженном безлично-предикативным словом, такой порядок единственно возможный. Подлежащее отделяется от сказуемого паузой, членящей предложения на два состава: Подойти к брату было страшно (М. Г.) — пауза перед сказуемым было страшно . Такой порядок слов — инфинитивное подлежащее (одно или вместе с пояснительными словами), затем сказуемое после паузы — признак двусоставности предложения. При ином порядке слов предложение легко переходит в безличное, так как инфинитив, помещенный после сказуемого, выраженного безлично-предикативным словом, попадает в зависимую позицию: Было страшно подойти к брату . Если сказуемое выражено существительным, то инфинитивное подлежащее может помещаться и в позиции после паузы, однако такой порядок слов ощущается как инверсированный, например: Большое это удовольствие — жить на земле (М. Г.), ср.: Жить на земле — это большое удовольствие (прямой порядок слов).
Существуют и особые, контекстуально обусловленные способы выражения подлежащего. Они необычны в том смысле, что обозначают действующее лицо или предмет через его признаки или приметы, например: На его зов в переднюю выбежал маленький , прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу (Булг.).
В роли подлежащего могут использоваться
синтаксически несвободные словосочетания . Особенность этих словосочетаний заключается в том, что главная словоформа в них лексически неопределенна или опустошена, а зависимая содержит вещественное значение ( щепотка чаю, килограмм сахару ). Кроме того, словосочетание может выражать некоторые совокупности ( дед с бабкой, мы с тобой ).
Среди подлежащих, выраженных словосочетанием, выделяются: 1) существительное количественного значения в сочетании с существительным в форме родительного падежа: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (Шол.); близко по значению этой разновидности подлежащее, имеющее в качестве главного слова существительное со значением группы, совокупности: Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (М. Г.); По скатам. стелются пучки желтого пушистого ковыля (Шол); 2) числительное, местоимение, прилагательное в сочетании с именем существительным (или частями речи, замещающими его) в форме родительного падежа множественного числа с предлогом: Каждый из нас мечтал стать геологом; Один из мальчиков возвратился поздно вечером (Ч.); 3) существительное или местоимение в сочетании с формой творительного падежа существительного или местоимения: Базаров с Аркадием уехали на другой день (Т.); Чук с Геком переглянулись (Гайд.); Мы с тобой , как ты говоришь, молоды, мы хорошие люди (Т.); 4) сочетание собирательного существительного ( большинство, меньшинство, множество и т.п.) с существительным в форме родительного падежа: Большинство студентов уже приехали на сессию .
В роли подлежащего часто выступают определенно-количественные сочетания,
неопределенно-количественные и сочетания со значением приблизительного количества: четыре стула, несколько студентов, много книг, мало орехов, немного цветов, человек десять школьников, с десяток тетрадей . Например: В квартире обитали только два рояля , скрипка и виолончель (Фед.); Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (П.); Постепенно в комнату влезло десятка полтора мрачных гимназистов, студентов , булочник и стекольщик (М. Г.); Прошло несколько недель (П.); Как много неба и земли осталось позади (Тв.).
Особенность подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов около, свыше, больше, меньше и т.п., заключается в отсутствии формы именительного падежа: Больше ста километров оставалось еще впереди; Около десятка книг прочитано залпом .
Кроме синтаксически несвободных словосочетаний, в роли подлежащего используются и другие нечленимые сочетания . Это могут быть географические наименования: мыс Доброй Надежды, залив Святого Лаврентия, Главный Кавказский хребет, Восточно-Европейская равнина, Военно-Осетинская дорога, город Минеральные Воды, Большой Каменный мост ; названия учреждений, организаций, предприятий: Организация Объединенных Наций, Государственный Исторический музей , названия исторических эпох и событий: Римская империя, эпоха Возрождения ; названия знаменательных дат, праздников: День Победы, Новый год .
Не членятся и подлежащие, выраженные устойчивыми сочетаниями терминологического характера ( красная смородина, геометрическая фигура, глагольная форма ), а также крылатые выражения типа: авгиевы конюшни, ариаднина нить, геркулесовы столбы, эзопов язык, архимедов рычаг .
В роли подлежащего могут выступать и другие сочетания слов , в частности обнаруживающие семантическую нерасчлененность : По всему было видно, что со Щукарем произошло что-то неладное (Шол.).
Наряду с этим позицию подлежащего могут занимать целые предикативные единицы . Входя в состав простого предложения в качестве его члена, они теряют признаки отдельного предложения и приобретают способность распространяться обычным для подлежащего путем, т.е. присоединять к себе определительные члены предложения, например: . Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну (Акс.).
© Центр дистанционного образования МГУП
Источник
Таблица «Способы выражения подлежащего»
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
Таблица служит средством наглядности, пригодится при повторении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_det_sposoby_vyrazheniya_podlezhashchego_2.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – гл член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (И.п.) и обозначает действующее лицо (предмет). «О ком (о чем) говорится в предложении?»
Подлежащее нередко путают с прямым дополнением – существительным в В.п. без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего смысловой анализ . Подлежащее обозначает действующее лицо, а дополнение – лицо (предмет), на которое переходит действие.
Велосипед разбил грузовик . Пыль поднимает ветер . Берег размывает море.
Сравни: Ярко светило (кто? что? И.п.) солнце . Облако скрыло (кого? что? В.п.) солнце .
Подлежащее может быть выражено словом
1. Именем существительным (в И.п.)
Гости приехали утром.
2. Местоимением (в И.п.)
3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.
Старшие помогали младшим.
4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.
Желающи е могли покататься.
Встречающие вышли на перрон.
5. Именем числительным (в И.п.)
Два да два — четыре.
Семеро одного не ждут .
Завтр а не наступит никогда.
7. Неопределенной формой глагола
Курить — здоровью вредить .
Друга спасти – высшая честь .
8. Междометием, звукоподражанием
Га-га-га слышалось на лугу.
Далече грянуло ура .
Подлежащее может быть выражено словосочетанием
1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.)
Мы с сестрой радовались.
Подружились мы с тобой .
2. И.п. числительного + Р.п.
После этого вечера прошло семь недель.
3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.
Пришло несколько новых журналов.
4. Собир числит. + из + Р.п.
Трое из них приехали недавно.
Двое из ларца одинаковых с лица.
5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.
Любой из нас готов помочь.
Кто из нас не знает этого?
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – гл член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (И.п.) и обозначает действующее лицо (предмет). «О ком (о чем) говорится в предложении?»
Подлежащее нередко путают с прямым дополнением – существительным в В.п. без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего смысловой анализ . Подлежащее обозначает действующее лицо, а дополнение – лицо (предмет), на которое переходит действие.
Велосипед разбил грузовик . Пыль поднимает ветер . Берег размывает море.
Сравни: Ярко светило (кто? что? И.п.) солнце . Облако скрыло (кого? что? В.п.) солнце .
Подлежащее может быть выражено словом
1. Именем существительным (в И.п.)
Гости приехали утром.
2. Местоимением (в И.п.)
3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.
Старшие помогали младшим.
4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.
Желающи е могли покататься.
Встречающие вышли на перрон.
5. Именем числительным (в И.п.)
Два да два — четыре.
Семеро одного не ждут .
Завтр а не наступит никогда.
7. Неопределенной формой глагола
Курить — здоровью вредить .
Друга спасти – высшая честь .
8. Междометием, звукоподражанием
Га-га-га слышалось на лугу.
Далече грянуло ура .
Подлежащее может быть выражено словосочетанием
1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.)
Мы с сестрой радовались.
Подружились мы с тобой .
2. И.п. числительного + Р.п.
После этого вечера прошло семь недель.
3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.
Пришло несколько новых журналов.
4. Собир числит. + из + Р.п.
Трое из них приехали недавно.
Двое из ларца одинаковых с лица.
5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.
Любой из нас готов помочь.
Кто из нас не знает этого?
Словосочетание – сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.
Словосочетанием не являются: 1) грамм основа Зима прошла
2) слово с предлогом Благодаря случаю, насчет письма, несмотря на ветер и т.п.
3) однородные члены предложения Красные и синие; не то ветер, не то дождь
Виды связи в словосочетании
Завис слово употреблено в том же роде, числе, падеже, что и гл слово
К опытному педагогу
Завис слово ставится в том падеже, которого требует главное
Зависимое слово связано с главн только по смыслу
Работал не отвлекаясь
прич, алеющий закат
прил, крашеный пол
мест, любой человек, моя книга
числит первая парта
сущ в кос пад, рубить топором
мест в косв пад, заходи ко мне
нареч , быстро плавит
деепр, глядя шёл
инфинитив хочу учиться
его шляпа, её ручка,
Виды связи в предложении
Слова не зависят друг от друга (однородные)
Одно слово подчиняется другому (отвечает на вопрос)
Птицы и звери. То справа, то слева
Как вчера, так и сегодня
Мал, да дорог. Умен, да пригож
Словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, называют синонимичными. Расчетные таблицы – таблицы для расчета. Материнские слезы – слезы матери.
Ударить сильно – ударить с силой. Слушать внимательно- слушать со вниманием.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – гл член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (И.п.) и обозначает действующее лицо (предмет). «О ком (о чем) говорится в предложении?»
Подлежащее нередко путают с прямым дополнением – существительным в В.п. без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего смысловой анализ . Подлежащее обозначает действующее лицо, а дополнение – лицо (предмет), на которое переходит действие.
Велосипед разбил грузовик . Пыль поднимает ветер . Берег размывает море.
Сравни: Ярко светило (кто? что? И.п.) солнце . Облако скрыло (кого? что? В.п.) солнце .
Подлежащее может быть выражено словом
1. Именем существительным (в И.п.)
Гости приехали утром.
2. Местоимением (в И.п.)
3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.
Старшие помогали младшим.
4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.
Желающи е могли покататься.
Встречающие вышли на перрон.
5. Именем числительным (в И.п.)
Два да два — четыре.
Семеро одного не ждут .
Завтр а не наступит никогда.
7. Неопределенной формой глагола
Курить — здоровью вредить .
Друга спасти – высшая честь .
8. Междометием, звукоподражанием
Га-га-га слышалось на лугу.
Далече грянуло ура .
Подлежащее может быть выражено словосочетанием
1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.)
Мы с сестрой радовались.
Подружились мы с тобой .
2. И.п. числительного + Р.п.
После этого вечера прошло семь недель.
3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.
Пришло несколько новых журналов.
4. Собир числит. + из + Р.п.
Трое из них приехали недавно.
Двое из ларца одинаковых с лица.
5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.
Любой из нас готов помочь.
Кто из нас не знает этого?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме «Подлежащее. способы выражения подлежащего.»
Цель:· отработать умение находить грамматическую основу предложения;· знать способы выражения подлежащего разными частями речи и.
урок русского языка в 8 классе «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об.
Презентация «Подлежащее.Способы выражения подлежащего.»
Данная презентация — хорошее подспорье для изучения темы «Подлежащее». Представлен материал для изучения новой темы,для закрепления и рефлексии.
Урок «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Урок открытия новых знаний. Создание условий для формирования ключевых компетенций.
Подлежащее. Способы выражения подлежащего
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП.
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)
Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, .
Источник