Волейбол как способ физического воспитания

Волейбол как средство физического воспитания

Содержание

1.1. Волейбол как средство физического воспитания……………………….. 5

1.2. Особенности информатизации школьников………………………………7

Глава 2. Методы и организация исследования……………. ………….. 9

2.2. Анализ и обобщение научной и методической литературы……………9

2.3. Контрольные испытания…………………………………………………. 9

2.5. Педагогический эксперимент……………………………………………. 10

2.6. Метод математическо статистики………………………………………. 11

Глава 3. Анализ результатов исследования…………………. …………..12

Список использованных литературных источников………. ….…..20

Введение.

Актуальность:

Специалисты физической культуры относят волейбол к категории наиболее доступных игр. Это связано с относительной простотой оборудования, в ходе игры отсутствуют физические контакты между соперниками, что минимизирует влияние на игровой процесс индивидуальных особенностей занимающихся, а также существенно снижает риск их травматизации. Волейбол в школе пользуется заслуженной популярностью вследствие минимальных требований к материально-техническому обеспечению, возможностью вовлечь в занятия школьников с различным уровнем физической подготовленностью и даже с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Нагрузочные средства, используемые в волейбольной тренировке, разнообразны, позволяют осуществлять развитие всех физических качеств, оказывать направленное воздействие на функциональное состояние основных жизнеобеспечивающих функций и систем организма [15, с. 34-36; 19, с. 9-14].

Волейбол, в рамках предмета «Физическая культура и здоровье», позволяет обеспечивать эффективное решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных задач. Необходимо отметить, что для использования потенциала волейбола необходимо сформировать у занимающихся определенный уровень владения приемами игры. Качество исполнения технико-тактических действий в волейболе зависит от уровня соответствующих двигательных умений и степени сформированности навыков. Поэтому основным акцентом всех учебных программ по физическому воспитанию в разделе «Волейбол» является формирование у занимающихся арсенала приемов техники игры.

В учебной программе для общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура и здоровье» волейбол представлен в разделе «Основы видов спорта» (раздел спортивных игр) как игра по выбору. Волейбол представлен как в базовом, так и в вариативном компоненте программы с V по XI класс [3]. Распределение часов представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Распределение часов темы «Спортивные и подвижные игры»

Компонент учебной программы Классы
Базовый
Вариативный

Гипотеза исследования: Предполагается, что применения электронного пособия по волейболу позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Цель: Повышения качества физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений, на основе применения электронного пособия по волейболу.

1) Анализ научно и учебно-методической литературы.

2) Разработать и апробировать методику применения электронного пособия по волейболу в образовательном процессе.

3) Выявить эффективность разработанной методики.

Объект исследования: Учебный процесс по физическо культуре и здоровью.

Предмет исследования : Методика применения электронного пособия по волейболу в образовательном процессе.

Глава I

Волейбол как средство физического воспитания

Широкий диапазон физиологического воздействия игры в волейбол на организм занимающихся в сочетании с несложными правилами и посильными игровыми приемами позволяют средне школе заниматься это доступно игрой начиная уже с пятого класса.

Игра в волейбол характеризуется богатым и разнообразным двигательным содержанием. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно изменять движению по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой ,ловкостью и выносливостью.

Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжение играющих .Вызывает активизацию деятельности ССС и дыхательной системы.

Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате занимающихся. В результате выполнения большого количества прыжков при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляется костная система, суставы становятся более подвижными, развивается сила и эластичность мышц.

Постоянные упражнения с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения ,точности и ориентировки в пространстве.

Читайте также:  Способы защиты от мошенничества кратко

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакции. На зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованием напряжении и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на ускорения роста учащихся. Исследованиями установлено, что школьники, занимающиеся волейболам превосходят своих сверстников по ростовым показателям.

Занятие волейболом способствуют развитию многих физических качеств. Разнообразные прыжки, выполнение приемов техники игры в падении развивают силу мышц ног, туловища и рук. У волейболистов сила проявляется на ряду с большой скоростью мышечных сокращений. Это в свою очередь ведет к развитию быстроты, которая содействует овладению техникой волейбола.

Частая смена игровых ситуации развивает способность волейболистов быстро овладевать новыми движениями и мгновенно перестраивать двигательную деятельность. По мере овладевай приемами игры координационные трудности с которыми сталкивается волейболист, постепенно повышаются: требуется более высокая точность движения, их взаимная согласованность, умение реагировать на внезапные изменения обстановке, необходимость многократного выполнения приемов, доведение их до автоматизма, требует от волейболиста проявления выносливости. В связи с этим важное значение имеет воспитание волевых качеств умения заставлять себя продолжать работу с заданной интенсивностью, не смотря на трудности.

Занятие волейболом развивают в основном скоростную и прыжковую выносливость , то есть способность совершать быстрое движение в течении длительного времени.

В процессе игровой деятельности у занимающихся возникают положительные эмоции.

Игра в волейбол требует максимального проявления физических возможностей волевых усилий ,умения пользоваться приобретёнными навыками.

Благодаря свое доступности и эмоциональности волейбол не только служит физическому развитию но и является средствам активного отдыха.

Правильная организация работы по обучению волейболу и проведения соревнований имеют большое воспитательное значения. Учебные и контрольные игры содействуют развитию силы воли, выдержки ,дисциплины, воспитывают товарищества и взаимопомощи, открывают широкие возможности для проявления и развития творческой инициативы и коллектива команды.

В целом волейбол как командная спортивная игра способствуют развитию у спортсменов многих ценных качеств и навыков, необходимых их в дальнейшее производственной деятельности. Эта вполне заслужено ставит волейбол на одно из первых мест развития физического воспитания.

Источник

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания.
статья (физкультура и спорт) по теме

Характеристика волейбола как игрового вида спорта.

Скачать:

Вложение Размер
voleybol_kak_vid_sporta_i_sredstvo_fizicheskogo_vospitaniya.docx 18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания.

§ 1.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта.

Игровые виды спорта, в том числе волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований, прежде всего на уровне спорта высших достижений в основном его проявлениях: профессиональном, некоммерческом и профессионально-коммерческом.

Волейбол (англ. Volleyball от volley — «залп», «удар с лета», и ball — «мяч») – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника так, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), или игрок защищающейся команды, допустил ошибку. При этом для организации нападения игрокам одной команды дается не более трех касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB (англ.) — Международная волейбольная федерация. Волейбол – олимпийский вид спорта с 1964 года. Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет свою специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейболе является прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективных ударов. Для любителей волейбол — распространенное развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря. Существуют многочисленные варианты волейбола, что отпочковались от основного вида, — пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года),мини-волейбол. Также сидячий волейбол с 1992 года в Барселона внесен в программу параолимпийских игр.

Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол,

широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне. Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий — приемов игры (техники).

При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого элемента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания — блок действий типа «защита – «нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.

В индивидуальных спортивных играх (теннис, настольный теннис, бадминтон и др.) спортивный результат полностью зависит от каждого противодействующего спортсмена (игрока).В командных же спортивных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены: как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он, и наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена здесь должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть, и «во вред себе» в том или ином отношении).

При присутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективные интересы в каждый данный момент состязания есть важнейшая часть, важнейшая задача процесса подготовки игрока для командных игр. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на спортсменов. Часто такое воздействие бывает весьма жёстким, сильным, действенным, что развивает у человека соответствующие личные качества.В связи с этим командные игры, условия спортивной жизни в них является действенным средством воспитания — естественно, при соответствующей деятельности тренеров, воспитателей, педагогов и др.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности, например, в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий — приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности

навыков и т.д. В волейболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).

В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов, и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.

Для волейбола особенностью является ступенчатый характер движения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов — двигательного потенциала и рациональной техники — в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания). В играх это своеобразная первая ступень — « технико-физическая», нужна ещё организация действий спортсменов — индивидуальных, групповых и командных.

Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх служит победа над соперником, количество побед определяет место в турнирной таблице всех участников — спортивный результат. В многолетней спортивной практике сложилось так, что спортивный результат -занятное место в соревнованиях — стал критерием оценки уровня спортивного мастерства команды и его членов. Как показывает статистика, такой критерий в игровых видах спорта в полной мере не отражает уровня мастерства спортсмена из-за отсутствия объективных показателей в количественном выражении; при одинаково высоком уровне мастерства всех участвующих в соревновании команд различное положение их в турнирной таблице (первое и последнее место) неизбежно. Теоретически и при заведомо слабых командах будет выявлен чемпионстраны, а игроки победившей команды получат право на присвоение высокого спортивного звания. Необходимо установление объективных (количественно выраженных) показателей, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс спортивной подготовки и осуществлять контроль за ним.В число объективных показателей в спортивных играх входят: элементный набор приёмов игры (аспект техники); способность быстро и правильно оценивать ситуацию; выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль. Очень важно всё это выразить в количественных величинах. Наличие таких сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, разработки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и др.

Командные и личностно — командные спортивные игры имеют различия по характеру взаимоотношений участников игры: игроки одной команды — партнёры; игроки противоборствующих команд — соперники.
Взаимоотношения игроков одной команды определяются спецификой спортивной игры, структурой соревновательной игровой деятельности с учётом своей команды и игроков соперника. В этой сложной обстановке можно выделить для каждой команды ряд «состязательных структур» на основе «совместной состязательной структуры», образованной соревновательной деятельности обеих соперничающих команд.

Итак, во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств, свойств личности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре для учрежденийобщего образования, начального среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, волейбол — необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это — силовая подача в прыжке, мощные нападающие

удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.

Источник

Читайте также:  Способ борьбы с паразитическими червями
Оцените статью
Разные способы