- Измерение суточного диуреза и определение водного баланса
- Подготовительный этап выполнения манипуляции:
- Основной этап выполнения манипуляции:
- Заключительный этап выполнения манипуляции:
- Измерение суточного диуреза и определение водного баланса
- Учет и определение водного баланса
- 1. Подготовка к процедуре:
- 2. Выполнение процедуры:
- Определение суточного объема мочи
- Методическая разработка Водный баланс, суточный диурез. Василенко Ю.А (ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж») учебно-методическое пособие
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Измерение суточного диуреза и определение водного баланса
Суточным диурезом называется общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток.
Суточный диурез у взрослых колеблется от 800 мл до 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условия питания, физических нагрузок и др. факторов, должен составлять 75-80% от количества выпитой жидкости, 20-25 % жидкости выводится с потом, дыханием, стулом.
Суточный водный баланс – это соотношение между количеством введенной жидкости и количеством выведенной жидкости из организма в течение суток. Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также парентерально вводимых растворах.
Показания:
1) наблюдение за пациентом с отеками;
2) выявление скрытых отеков, нарастания отеков и контроль за действием диуретических средств.
Оснащение рабочего места:
1) мерная стеклянная градуированная емкость для сбора мочи;
2) лист учета водного баланса.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
— Убедиться, что больной сможет проводить учет жидкости (для тяжелобольных проводить учет медицинская сестра)
— Объяснить больному необходимость соблюдения обычного водно-пищевого и двигательного режима.
— Убедиться, что больной не принимал диуретики в течение 3-х дней до исследования.
— Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса. Убедиться в умении заполнить лист.
— Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания (твердые продукты питания могут содержать от 60 до 80% воды).
Основной этап выполнения манипуляции:
— Объяснить, что в 600 необходимо выпустить мочу в унитаз.
— Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез.
— Фиксировать количество выделяемой жидкости в листе учета.
— Фиксировать количество поступившей в организм жидкости в листе учета.
— Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до 600 следующего дня.
— В 600 следующего дня сдать лист учета медицинской сестре.
Заключительный этап выполнения манипуляции:
— Определить какое количество жидкости должно выделиться с мочой. Расчет водного баланса определяется по формуле: количество принятой жидкости х на 0,8 (80%) = количеству мочи, которое должно выделиться в норме.
— Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости в (норме).
— Считать водный баланс отрицательным, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано (в норме).
— Считать водный баланс положительным, если выделено больше жидкости, чем рассчитано (это может быть результатом действия диуретических лекарственных средств, употребление мочегонных продуктов питания, влияние холодного времени года).
Примечание: положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения и схождении отеков. Отрицательный водный баланс свидетельствует о нарастании отеков или неэффективности дозы диуретических средств.
Источник
Измерение суточного диуреза и определение водного баланса
Диурез – это выделение мочи за известный промежуток времени.
Суточный диурез – общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток. Суточный диурез у взрослых 800 — 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и других факторов и должен составлять 75-80% от количества выпитой жидкости; 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом.
Суточный водный баланс — это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной жидкости из организма в течение суток. Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т. д., а также объем парентерально вводимых растворов.
Учет и определение водного баланса
диагностика скрытых отеков,
контроль эффективности применения диуретиков.
мерная стеклянная градуированная емкость для сбора мочи
лист учета водного баланса
1. Подготовка к процедуре:
Убедиться, что пациент сможет самостоятельно проводить учет жидкости.
Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного водно-пищевого и двигательного режима.
Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса. Убедиться в умении заполнять лист.
Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета введенной жидкости (учитывается не только содержание воды в пище, но и введенные парентеральные растворы).
2. Выполнение процедуры:
Объяснить, что в 6.00 часов необходимо помочиться в унитаз.
Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез.
Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета.
Фиксировать количество поступившей в организм жидкости в листе учета.
Источник
Определение суточного объема мочи
Определение суточного объема мочи
Суточный диурез – это общее количество мочи, выделяемой человеком за 24 часа с учетом употребленной в этот период жидкости. Этот анализ необходим для определения нормального функционирования почек.
Состав мочи включает в себя воду и продукты распада химических веществ, таких как белок, креатинин, натрий и др.
Если уровень веществ превышает допустимую норму или урина содержит посторонние химические элементы, это может являться признаком заболевания почек или другого недуга.
Анализ суточного объема мочи дает врачу возможность диагностировать патологию.
Для диагностики заболеваний почек используются и другие методы, такие как УЗИ, компьютерная томография, биопсия и ангиография артерий почек.
Принципы работы мочевой системы
Вместе с пищей человек получает ценные вещества, которые подпитывают организм энергией. После получения организмом питательных веществ часть продуктов распада выводится через органы выделения, другая часть остается в крови и проходит очистку через почки.
Мочевая система регулирует солевой и водный баланс в организме и помогает поддерживать его на должном уровне. Мочевина образуется в результате распада животных и растительных белков, а затем выводится из организма через почки.
Почки играют немаловажную роль в регулировке кровяного давления и производстве гликопротеинового гормона эритропоэтина, без которого невозможно образование эритроцитов.
Мочевыделительная система и ее функциональная роль
- Почки – это парный орган, который расположен в поясничной области под ребрами с обеих сторон позвоночника. Почки избавляют организм от шлаков, которые выводятся с мочой и обеспечивают оптимальный уровень солей и других веществ. Образующийся в почках эритропоэтин формирует эритроциты костного мозга. Почки принимают участие в регулировании артериального давления.
- Нефрон – это функционально-структурная единица почек. Состоит из почечного тельца, отвечающего за фильтрацию, и канальцев. В нефроне при поступлении мочевины и других веществ образуется первичная моча.
- Мочеточники – это две полые трубки, которые соединяют почки с мочевым пузырем для транспортировки урины. Нарушение данного процесса в виде поступления мочи из мочевого пузыря в почки может спровоцировать инфекцию.
- Мочевой пузырь – это мышечный орган в форме треугольника, который находится внизу брюшной полости. Представляет собой накопительный резервуар для мочи перед непосредственным ее выведением из организма. Для удержания мочи стенки пузыря способны растягиваться и наоборот сжиматься для выталкивания мочи через уретру наружу.
- Сфинктеры – пара мышечных колец, которые создают препятствия для оттока мочи.
- Нервы мочевого пузыря выполняют функцию оповещения о необходимости опустошить орган.
- Уретра – канал для выведения мочи из организма.
Полезные сведения о моче:
- В среднем у взрослого человека накапливается от 700 до 2000 мл мочи в день. Количество напрямую зависит от объема жидкости и пищи, потребляемой в течение дня.
- У здорового человека моча не содержит микроорганизмов, грибков, вирусов и является стерильной.
- За ночь образуется половина от общего объема мочи, выделяемой за сутки.
- На стенках мочевого пузыря существует защитное покрытие, препятствующее росту и развитию на ней микроорганизмов.
Показания для суточного диуреза
Суточный диурез представляет собой быстрый анализ для диагностики нарушения работы почек. Его назначают для определения объема креатинина, который проходит через почечный фильтр, а также для измерения объема потери белка в течение суток, а также гормональной секреции и минеральных веществ.
Как и у любого другого органа, у почек могут быть выявлены патологии.
Заболевания почек могут носить как острый, так и хронический характер.
Острая патология появляется мгновенно и подлежит излечению.
Хронические заболевания имеют долгий путь развития и могут вызвать почечную недостаточность. Причины патологий так же, как их симпомы и методы лечения, могут быть различны.
Заболевания, вызывающие поражение почек:
- диабетическая нефропатия – поражение почек у людей с сахарным диабетом;
- эссенциальная гипертензия – повышенное давление вызывает хроническое поражение почек;
- системная красная волчанка – хроническое заболевание воспалительного характера, которое провоцирует поражение кожи, почек, суставов и нервной системы;
- инфекционные заболевания мочевыводящих путей;
- затруднение или блокада оттока мочи;
- наследственный нефрит или синдром Альпорта – вызывает глухоту и слепоту, поражение почек;
- нефротический синдром – патология почек, при которой в моче появляется белок, снижается уровень белка в крови, повышается уровень холестерина. Сопровождается отеками;
- поликистозная болезнь почек – генетическое заболевание, при котором характерно образование кист с жидкостью в почках;
- цистиноз – наследственная патология, при которой в цитоплазме клеток образуется аномальное количество белкового компоненита – цистина;
- интерстициальный нефрит – воспаление структуры почечной ткани и канальцев;
- пиелонефрит – воспаление почек инфекционного характера, которое поражает почечную ткань и лоханку.
В качестве диагностики, суточный диурез назначается в комплексе с другими процедурами. Помимо вышеперечисленных существуют и другие причины для назначения анализа суточной мочи, которые может выявить лечащий врач.
Нарушения при суточном диурезе, влияющие на результат.
Как правило, процедура сбор суточной мочи является простой, безопасной и не требует постороннего вмешательства. Нарушение элементарных правил сбора мочи могут существенно повлиять на исходный результат анализа. Например:
- если был произведен сбор не всей мочи, выделившейся в указанный промежуток времени;
- если был осуществлен выход за пределы суток и собрана лишняя моча;
- если по какой-то причине из контейнера пролилась моча;
- нарушение условий хранения во время проведения процедуры;
- прием лекарств и употребление продуктов, которые стоит исключить во время проведения анализа.
Подготовка перед сдачей анализа суточной мочи.
- Консультация лечащего врача о процедуре и возможность задать интересующие вопросы.
- Врач может установить конкретное время для начала сбора мочи.
- Для вашего удобства во время суточного диуреза рекомендуется провести этот день дома.
- Если существует вероятность беременности – предупредите лечащего врача.
- Необходимо предоставить врачу полную информацию о всех препаратах и витаминах, которые вы принимаете.
- Индивидуальные рекомендации по подготовке к процедуре могут быть назначены в соответствии с состоянием здоровья пациента.
Суточный диурез может быть назначен в комплексе с другими медицинскими процедурами или амбулаторно.
Порядок сбора мочи при суточном диурезе:
- Предварительно вам будет выдана емкость для проведения анализа. Чаще всего используется специальный пластиковый контейнер коричневого цвета. Для сбора мочи будет удобнее всего использовать писсуар или подкладное судно.
- Рекомендуется начинать сбор мочи уже с утра, однако вы можете начать в удобное для вас время. Главное – строго придерживаться 24-часового графика сбора.
- Во время первого утреннего сеанса мочеиспускания урину сохранять не нужно. Начинайте отсчет со следующего раза.
- Хранить собранную мочу на протяжении 24 часов рекомендуется в прохладном месте, можно в холодильнике.
- Последний сбор мочи желательно осуществить в то же время, что и первый.
- По завершению процедуры собранную в контейнер мочу необходимо переместить в лабораторию.
Никаких ограничений и правил для пациента после сдачи анализа суточной мочи, как правило, не существует. В индивидуальном порядке врач может назначить повторное проведение суточного диуреза.
Источник
Методическая разработка Водный баланс, суточный диурез. Василенко Ю.А (ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж»)
учебно-методическое пособие
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Данная методическая разработка разработана с целью подготовки студентов медицинского колледжа к практической деятельности медицинского работника, который должен выполнять манипуляции, связанные с математическими расчетами.
Пособие включает формирование математических навыков по темам: «Суточный диурез» и «Водный баланс».
Материал пособия потребовал дополнительных данных из области медицины и подбора их в соответствии с изучаемыми темами на I курсе.
Используя предлагаемый материал вне аудитории, студент имеет возможность повторить и закрепить знания. Для самоконтроля студенту предлагаются задачи с решением, а также задачи для самопроверки с ответами.
После изучения данного пособия проводится контроль знаний по материалу (самостоятельные работы и тестовые задания), что дает студенту и преподавателю возможность оценить полученные знания.
Освоенный материал поможет:
- избежать ошибок (расчет суточного диуреза, водного баланса);
- правильно выполнить назначение врача;
- ответственно подойти к уходу за пациентом;
- обучить пациентов контролировать водный баланс.
Пособие рассчитано на студентов, заинтересованных в качественном освоении своей будущей профессии, и помогает им в этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
troitskiy_med._kolledzh_vodnyy_balans_-_sutochnyy_diurez_vasilenko_yu.a.pptx | 2.04 МБ |
metodicheskaya_razrabotka_vodnyy_balans_sutochnyy_diurez_vasilenko_yu.a.docx | 689.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателей ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл ЕН.02 Математика тема: Расчет суточного диуреза и водного баланса специальность: 31.02.01 Лечебное дело программа подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования углубленной подготовки Составила: преподаватель математики, Василенко Ю.А . г. Троицк, 2019 г. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Троицкий медицинский колледж»
Содержание методической разработки Методическое пояснение Методы и методические приемы обучения Схема интегрированных связей Требования к подготовке студентов Перечень внеаудиторной самостоятельной работы студентов ОК и ПК Оснащение занятия. Технические средства обучения Хронокарта аудиторной самостоятельной работы Этапы планирования занятия Литература Практическое занятие
Методическое пояснение Данная методическая разработка разработана с целью подготовки студентов медицинского колледжа к практической деятельности медицинского работника, который должен выполнять манипуляции, связанные с математическими расчетами. Пособие включает формирование математических навыков по темам: «Суточный диурез» и «Водный баланс». Материал пособия потребовал дополнительных данных из области медицины и подбора их в соответствии с изучаемыми темами на I курсе. Используя предлагаемый материал вне аудитории, студент имеет возможность повторить и закрепить знания. Для самоконтроля студенту предлагаются задачи с решением, а также задачи для самопроверки с ответами. После изучения данного пособия проводится контроль знаний по материалу (самостоятельные работы и тестовые задания), что дает студенту и преподавателю возможность оценить полученные знания. Освоенный материал поможет: избежать ошибок (расчет суточного диуреза, водного баланса); правильно выполнить назначение врача; ответственно подойти к уходу за пациентом; обучить пациентов контролировать водный баланс. Пособие рассчитано на студентов, заинтересованных в качественном освоении своей будущей профессии, и помогает им в этом. Содержание методической разработки Страница 2
Методическое пояснение Цель занятия: изучить и научиться применять методику определения диуреза, водного баланса, давать оценку выполненным расчетам. Учебные: развитие логических и вычислительных способностей студента; развитие и закрепление знаний по расчету суточного диуреза, водного баланса; освоение обучающей программы; совершенствование владения ПК; применение математических знаний в практической работе. Развивающие: развить клиническое и логическое мышление; развить самостоятельность; развить профессиональные навыки и положительные личностные качества; развить письменную и устную речь; развить навыки работы с документацией; развить организационные способности. Воспитательные: воспитать чувство ответственности при выполнении профессиональных обязанностей. Тип занятия: практическое Место проведения: учебная аудитория №6. Количество часов: 90 минут. Содержание методической разработки
Методы и методические приемы обучения Содержание методической разработки Метод Основное назначение Уровень усвоения Приемы Мотивация 1. Объяснительно-иллюстративный Организация усвоения информации студентами путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. I Словесные: — беседа, рассказ, работа с учебным пособием, объяснение. Наглядные: — презентации . Формирует теоретические и фактические знания. Воспитывает нравственность, терпение, логическое мышление. 2.Репродуктивный Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. II — III Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий. Обогащают знания, формируют умение и навыки, трудолюбие наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе. 3. Проблемное изложение Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. II-III Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей. Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений. 4. Частично-поисковый Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем. III Эвристическая беседа, работа с книгой, наглядными пособиями, доказательства, сравнение, обобщение. Развивает самостоятельность мышления, исследовательские умения, творческий подход к делу.
Схема интегрированных связей Содержание методической разработки
Требования к подготовке студентов Содержание методической разработки В результате освоения темы студент должен знать: — нормы суточного диуреза и водного баланса, их отклонения; — методику определения диуреза, водного баланса. В результате освоения темы студент должен уметь: — измерять водный баланс; — давать оценку водного баланса пациента; — применять математические знания при выполнении профессиональных обязанностей.
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы студентов Содержание методической разработки В конце методической разработки даются задачи с целью проверки усвоения текущего материала и для контроля приводятся правильные ответы. — самостоятельная работа для студентов (7 задач) — теоретический контроль (7 вопросов) Критерии оценки В рамках контролирующей знания программы собственной разработки учтены рекомендации Федеральной программы по математике для студентов медицинских колледжей при оценке ответов на тесты используются следующие критерии: до 10% ошибок – 5 (отлично) до 20% ошибок – 4 (хорошо) до 30% ошибок – 3 (удовлетворительно)
ОК и ПК Содержание методической разработки Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; ОК 3-5 ПК 1.7 ПК 2.1-2.2 ПК 2.8 ПК 3.7 ПК 4.9 ПК 6.1-6.2; ПК 6.3-6.4 Оценка результатов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. Оценка результатов выполнения практической работы. знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; ОК 1-2 ОК 12; ОК 14 ПК 1.2-1.5 ПК 1.7 ПК 2.1-2.5 ПК 2.8 ПК 3.1-3.5 ПК 3.7 ПК 4.1-4.6 ПК 4.9 ПК 6.1-6.4. Оценка правильности и точности знания основных математических понятий. Оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов, таблиц. Оценка результатов устного опроса на практических занятиях. основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; ПК 1.3 ПК 2.1-2.4 ПК 3.1-3.3 Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов работы на практических занятиях.
Оснащение занятия. Технические средства обучения Содержание методической разработки Методические: учебно-методическая разработка, справочные таблицы; информационный материал: мультимедийная презентация « Расчет суточного диуреза, водного баланса » в программе Power Point ; рабочая учебная программа, календарно-тематический план, технологическая карта. ТСО : мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Хронокарта аудиторной самостоятельной работы Содержание методической разработки № п/п Элементы занятия Время 1. Организация начала занятия 1 мин 2. Сообщение темы, её обоснование 1 мин 3. Постановка целей и ознакомление с планом занятия 3 мин 4. Контроль исходного уровня знаний 10 мин 5. Изучение новой темы 40 мин 6. Самостоятельная работа студентов: 15 мин 7. Закрепление изученного материала 10 мин 8. Подведение итогов занятия 5 мин 9. Домашнее задание 3 мин 10 Окончание занятия 2 мин
Этапы планирования занятия Содержание методической разработки № п / п Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов Мотивация Время 1. Организация начала занятия Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов, готовность к занятию. Студенты готовят тетради, ручки, карандаши. Концентрация внимания студентов 1 мин 2. Сообщение темы, её обоснование Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, межпредметные связи. Записывают тему занятия, слушают, осознают. Активизация и целенаправленность мышления студентов на тему занятия, осознание её значения для будущей работы 1 мин 3. Постановка целей и ознакомление с планом занятия Обращает внимание студентов на цели и задачи, стоящие перед студентами, важность хорошего знания учебной дисциплины для успешного овладения профессией в целом. Слушают, осмысливают. Обеспечить прочное активное усвоение знаний, создать у студентов цельное представление о занятии 3 мин 4. Контроль исходного уровня знаний Раздает тестовые задания, проводит инструктаж. Сообщает критерий оценки. Отвечают на тестовые задания и решают задачи. (Приложение 1) Управление процессом усвоения, обсуждение результатов контроля. 10 мин 5. Изучение новой темы Раскрывает содержание темы. Слушают, наблюдают, осмысливают полученную информацию. (Приложение 2) (Приложение 7) Подготовить студентов для решения ситуационных задач, развивать мыслительную деятельность. 40 мин Страница 2
Этапы планирования занятия Содержание методической разработки 6. Самостоятельная работа студентов: Создает условия для самостоятельной работы студентов, корректирует самостоятельную работу студентов, обращает внимание на правильность выполнения задания. Пользуясь методическими указаниями, разбирают решение ситуационных задач под контролем преподавателя. (Приложение 3) (Приложение 7) Подготовить студентов к самостоятельной работе — к решению задач. 15 мин 7. Закрепление изученного материала Создает условия для закрепления изучаемого материала, дает методические указания, корректирует, руководит, дополняет, исправляет, оценивает действия студентов. Выполняют практические задания – решают задачи, анализируют полученный результат. (Приложение 5) (Приложение 6) (Приложение 7) Выяснение степени усвоения знаний и умений, способность применять полученные знания и умения на практике 10 мин 8. Подведение итогов занятия Высказывает свою точку зрения в отношении работы студентов на занятии, учитывает мнение студентов, оценивает каждого индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, проверяет выполненную работу, задает дополнительные вопросы, выставляет оценку каждому студенту с комментариями. Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы. Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию. 5 мин 9. Домашнее задание Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Слушают, записывают задания, задают вопросы. (Приложение 4) Осознание студентами важности владения знаниями в полном объёме. 3 мин 10 Окончание занятия Даёт указания по приведению в порядок рабочего стола. Приводят в порядок рабочее место. Вырабатывать аккуратность, дисциплинированность 2 мин
Литература Содержание методической разработки 1. Кормилкина Е.В. « Прикладная математика в сестринском деле терапии, фармакологии и педиатрии » СПБАК, 2002. 2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. Учебное пособие. М., « Медицина » , 1989 стр. 301. 3. Обуховская Т.П., Склярова Т.А. , Чернова О.С. Основы сестринского дела, Ростов-на-Дону, « Феникс » , 2004. 4. Сборник манипуляций по предмету « Сестринское дело » .
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Контроль исходного уровня знаний Приложение 2 Изучение новой темы Приложение 3 Самостоятельная работа студентов Приложение 4 Домашнее задание Приложение 5 Закрепление изученного материала Приложение 6 Эталон ответа Приложение 7 Наглядный материал Открыть Методическую разработку в Microsoft Office Word
Суточный диурез – общее количество мочи, выделенное пациентом в течение суток (у взрослых колеблется от 800 — 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания и физических нагрузок и др. факторов). Суточный диурез должен составлять 70-80% от количества выпитой жидкости; 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом. Н еобходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до 6:00 следующего дня. Водный баланс отличается от суточного диуреза дополнительным учётом принятой жидкости за время измерения (сутки), и представляет собой разницу между введённой в организм и выведенной жидкостью. При этом подсчитывается не только объём выпитой жидкости (суп, компот, чай, отвары), но и введенной внутривенно при проведении инфузий . Жидкие первые блюда, съеденные пациентом, учитывают, деля вес или объём наполовину (оставшаяся половина — твёрдые продукты, овощи, мясо и так далее). Назначает учёт водного баланса врач. В норме за сутки должно потребляться 1,5 – 2 литра воды , а выделяться не менее 70 – 80% выпитого и введённого. У здорового человека поступление воды в организм равно ее выделению. (см Приложение 7, рис.5 Водный баланс организма человека) Суточный диурез и водный баланс Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
На водный баланс влияют следующие составляющие: Поступление воды ( энтеральное , парентеральное, эндогенная вода) – 200-300 мл/24 ч. 2. Физиологические потери: суточный диурез; выделение через легкие — 500 мл/24 ч; выделение через кожу — 500 мл/24 ч; выделение с калом – 150-200 мл/24 ч; при повышении температуры тела выше 37°C на каждый 1°C прибавляют 500 мл . 3. Патологические потери (рвота, понос, свищи, дренажи, аспирация ). При расчете суточного водного баланса исходят из средней величины суточной потребности организма в воде – 35-40 мл/1 кг массы тела . Данные измерения производят для выявления отёков (особенно скрытых) и контроль за ними в динамике. Положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения и схождении отеков. Отрицательный водный баланс о нарастании отеков или неэффективности дозы диуретических средств. (1) Должен выделить в норме = количество выпитой жидкости (л) * 0,8. Измерение суточного диуреза и водного баланса Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
При заболеваниях почек и мочевыводящих путей жидкость может накапливаться и задерживаться в организме незаметно для глаз. Скрытые отеки в организме могут проявляться быстрым увеличением массы тела и уменьшением выделения мочи. Отеками называется н акопление жидкости в тканях или полостях организма. Отеки бывают скрытыми (не видимые при внешнем осмотре) и явными. Дизурия — (греч. dys — расстройство, uron — моча) — расстройство акта мочеиспускания. Нарушение процесса выделения мочи может заключаться в болезненности, затруднении выведения мочи из мочевого пузыря, ненормально редком или учащенном мочеиспускании и др. Водянка ( hydrops ) – скопление отёчной жидкости в серозных полостях (плевральной, брюшной, суставной, перикардиальной и т.д .). Наблюдение за отеками Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Возраст ребенка Объем мочи в сутки, мл Количество мочеиспусканий в сутки, раз Объем мочи за одно мочеиспускание, мл 0-6 месяцев 300-500 20-25 20-35 6-12 месяцев 300-600 15-16 25-45 1-3 лет 760-820 10-12 60-90 3-5 лет 900-1070 7-9 70-90 5-7 лет 1070-1300 7-9 100-150 7-9 лет 1240-1520 7-8 145-190 9-11 лет 1520-1670 6-7 220-260 11-13 лет 1600-1900 6-7 250-270 Таблица 1. Количество мочи и частота мочеиспускания у детей (Папаян А.В., 1997 г.) Справочные таблицы Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Таблица 2. Нормы суточного диуреза Категория Возраст Норма суточного диуреза, мл в сутки Новорожденные 1 — 2 дня 30-60 Дети до 1 года 3 — 10 дней 100-300 10 — 60 дней 250-450 2 месяца – 1 год 400-500 Дети 1-3 года 500-600 3-5 лет 600-700 5-8 лет 650-1000 8-14 лет 800-1400 Взрослые Мужчины 800-1800 Женщины 600-1600 Люди старше 60 лет 2200-2400 Справочные таблицы Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Водный баланс рассчитывается у больных за сутки в определенное время. При нулевом водном балансе количество введенной жидкости примерно соответствует ее потерям. При превышении потерь над поступлением говорят об отрицательном водном балансе. При превышении поступления воды над ее потерями говорят о положительном водном балансе. Формула водного баланса: (2) V = V 1 -V 2 (3) V 1 = 40m + 500k – x 1 (или x 2, условие смотрите ниже) (4) V 2 = 14,5m + 500k + d — 200 V — суточный водный баланс (водный баланс за сутки); V 1 — суточная потребность организма в воде в мл/24ч; V 2 — расчет суточного необходимого для введения количества воды в мл/24ч. m — масса пациента (кг); d — диурез (мл). k — коэффициент температуры ( k=t°C больного — 37°C): X 1 = 300 (для взрослых) — количество эндогенной воды; Х 2 = 150 (для детей) — количество эндогенной воды; Критерии водного баланса: Если V ` = 0— нулевой водный баланс, V`> 0 — положительный водный баланс, выделено мочи > 80% V` ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж» Василенко Ю.А.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Троицкий медицинский колледж
Источник