Внушение как способ педагогического воздействия проект

Условия эффективности педагогического внушения.
статья

В педагогической деятельности внушение играет свою роль.

Правильно организованное внушение опосредованно стимулирует сознательную активность. Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают воспитателю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к детям. Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является спосо-бом внушения, самым мощным и могуще-ственным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека, «всякий говорящий внушает».

Скачать:

Вложение Размер
usloviya_effektivnosti_pedagogicheskogo_vnusheniya.ubezhdenie.odt 28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Условия эффективности педагогического внушения.

Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является спосо-бом внушения, самым мощным и могуще-ственным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека, «всякий говорящий внушает».

В основе внуше-ния лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, че-ловек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависи-мости от опыта совместной с ними деятельности.

Главное, что отличает внушение от других видов влия-ния (убеждение, заражение, подражание), — это существен-ное снижение критичного отношения человека к посту-пающей информации.

В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание. Б.Ф. Поршнев определяет вну-шение как полное, безоговорочное доверие, при котором слова говорящего с абсолютной необходимостью вызы-вают у слушающего те самые представления, образы, ощущения, которые изначально имелись в виду.

Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчи-вом воздействии может последовать совсем обратная ре-акция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее, есть более внушаемые люди, но распространяется действие внушения практически на каждого.

Важно учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность воздействия внушением. Это, прежде, всего возраст. Каждое слово взрослого маленький ребенок воспринимает как абсолютную истину, усваивая необыкновенно прочно правила и нормы, первичные сведе-ния о мире и людях. Внушаемость ребенка обратно про-порциональна его возрасту. «Доверие ребенка к хорошему педагогу поистине безгранично.

Перешагнув порог школы, став вашим воспитанником, он безгранично верит вам, ка-ждое ваше слово для него — святая истина» (Сухомлинский В. А.) .

С возрастом критичность повышается, но не в связи с биологическим ростом, а в связи с ростом объема знаний. Чем он больше, тем более широкий спектр информации подвергается со-мнению. Старшеклассники гораздо чаще, чем младшие школьники, отвергают бездоказательную информацию. Пренебрежение аргументами в работе с ними может суще-ственно подорвать авторитет педагога.

В педагогической деятельности внушение играет свою роль. Правильно организованное внушение опосредованно стимулирует сознательную активность школьников.

Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Общими условиями эффективности педагогического внушения являются:

— содержание учебного материала;

— отношение самого педагога к тому, что он внушает уверенность в успехе;

— отношение учеников к учителю (его авторитет);

— учет возрастных особенностей;

— учет индивидуальных качеств и состояний детей на момент внушения;

— владение учителем техникой внушения;

— создание условий для реализации обусловленных внушением качеств.

1. В зависимости от источника внушающего воздействия различают:

— внушение — действие, производимое другим человеком,

— самовнушение — объект внушения совпадает с его субъектом.

2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают:

— внушение в состоянии бодрствования,

— внушение в состоянии естественного сна,

— внушение в гипнотическом состоянии.

3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения различают:

4. По результатам внушающее воздействие может быть:

5. В зависимости от содержания различают:

— закрытое (косвенное или опосредованное).

В педагогической практике используют достаточно часто преднамеренное открытое внушение, которое может реализоваться через команды, внушающие наставления, приказы

Кроме прямого педагогического внушения, большое значение в практике школы имеет и косвенное внушение, которое подается в виде раскрытия какого-то внешне нейтрального по отношению к происходящим событиям факта или описания какого — либо случая. Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное, некритическое принятие информации, но в этом случае позиция учителя не навязывается ученику, она не затрагивает его самолюбия, а потому сообщаемая информация не отвергается до того, как она понята и принята учеником.

Различают следующие формы косвенного внушения : намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение.

Таким образом, в педагогической деятельности использование внушения возможно, но при этом необходимо соблюдать ряд требований, условий и использовать различные формы внушения в их сочетании.

Изучение передовой практики учителей и проведенная опытная работа позволяют выделить следующие общие принципы , лежащие в основе техники внушающего воздействия:

1. Педагогическая целесообразность применяемого внушающего воздействия. Техника внушающего воздействия, прежде всего, обусловливается содержанием и задачей внушения. Это воздействие всегда применяется в гуманных целях; его основа — оптимистический подход к возможностям и силам школьника.

2. Педагогический такт. Соблюдение такта требует, чтобы в технике внушающего воздействия высокая требовательность сочеталась с глубоким уважением к личности школьника.

3. Соответствие используемых при внушении средств педагогической техники задачам воспитания. Темп речи, интонация, жест, мимика должны быть адекватны содержанию внушающего воздействия.

4. Лаконизм. Словесное внушение не требует аргументации, разъяснения. Оно обычно выражается краткими фразами, точность и строгость построения которых дает право называть их формулами внушения.

5. Сочетание новизны информации со стереотипностью формул. Результатом отдельных видов внушения является автоматизм действия. Это определяет необходимость применять в процессе внушения стереотипные фразы. При сформированном автоматизме сигнальное слово или фраза вызывают адекватную реакцию. Однако, применяя в педагогическом процессе широкий арсенал средств внушения, нельзя пользоваться только стандартными словесными формулами. Новизна, оригинальность и яркость выражений особенно впечатляют и в процессе внушающего воздействия. Поэтому в педагогической практике, наряду со стандартными формулами внушения, следует применять и нестереотипные фразы внушения.

6. Самоконтроль педагога. Точность применения техники педагогического воздействия зависит от умения педагога «видеть» самого себя. При систематическом самоконтроле соблюдается должная мера в интонации, жесте и мимике.

Убеждение. Одна из основных форм воздействия учителя на учащихся является основой которого служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждать можно не только словом, но и делом, личным примером. Убеждение наиболее надежно в психологическом отношении

Убеждение – это ключевой метод доказательства при помощи веских аргументов и фактов истинности идей, утверждений, оценок, действий, взглядов. Оно используется в целях воспитания мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, обусловливающих выбор стилей поведения. Убеждение вырабатывает у детей сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. С диагностической точки зрения метод убеждения полезен тем, что он выявляет состояние способности детей независимо мыслить, бороться за свои взгляды и т.д.

Существует несколько приемов убеждения.

1.Обсуждение. Оно позволяет формировать групповое мнение, развивать убеждения по отношению к личности, социальным событиям, к различным проблемам в отношениях. У учеников возникают навыки участия в дискуссии, диалоге, споре и т.д.

2.Понимание. Оно создает доверительную атмосферу, стимулирует к открытости, желанию выслушать и ответить на переживания, стремлению выразить содействие в разрешении проблем собеседников.

3.Доверие. Представляет собой способ привлечения учащихся к требующей самостоятельности ситуации. Такой прием стимулирует у ребенка стремление показать себя с лучшей стороны в обстоятельствах, которые не контролируются взрослыми. Педагогическое доверие укрепляет взаимоотношения педагогов и детей, духовную самостоятельность, а также направленность на высокие нравственные ценности у последних.

4.Побуждение. Этот прием является способом стимулирования детей к активной деятельности в учебе, труде, коллективной работе, творчестве, физкультуре путем опоры на интересы, потребности, влечения, желания. Стимулами развития при этом выступают всевозможные формы моральной поддержки.

5.Сочувствие. Представляет собой способ корректного формулирования педагогом своих чувств и отношения в связи с переживаниями ребенком ситуаций успеха или неуспеха, а также состояния радости или несчастья. Сочувствие призвано формировать у детей эмпатию и сострадание. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, освобождает от чувства напряжения или неуверенности.

6.Предостережение. Способ корректного предотвращения, профилактики и торможения потенциальных безнравственных действий школьников. Этот прием помогает учащимся развить усебя такие качества, как выдержанность, осмотрительность, привычку продумывать свои поступки, самоконтроль. При помощи предостережения преподаватель притягивает внимание учащихся к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком.

7.Критика. Критика представляет собой способ нелицеприятного раскрытия, обнаружения и рассмотрения несовершенств, погрешностей, просчетов в мышлении и поступках учащихся и преподавателей. Обоюдная корректная критика учащихся и педагогов в деловых, нравственных отношениях вырабатывает критический тип мышления, взаимную прямоту, позволяет вовремя ликвидировать различные недостатки и взаимодействия.

Источник

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. АСТРАХАНИ« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 »

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Учитель английского языка

МБОУ г. Астрахани СОШ№29

Ляхова Алевтина Николаевна

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Внушение – это одно из средств взаимодействия людей в процессе их общения и деятельности.

Долгое время роль внушения в педагогическом процессе не признавалась. Однако хотим мы этого или нет, элемент внушения имеет место практически в любом акте педагогического взаимодействия.

Различные виды внушение обогащают, арсенал средств педагогического воздействия дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Поэтому учитель не должен игнорировать этот метод воздействия, пренебрегать им.

В последние годы, как за рубежом, так и у нас в стране издано немало работ, в которых рассматриваются отдельные вопросы применения внушения в учебной и воспитательной практике.

Классифицируя внушение, встречающееся в педагогическом процессе, мы, прежде всего, различаем сопутствующее внушение и внушение, применяемое как целенаправленное средство педагогического воздействия.

Сопутствующее внушение — своеобразное влияние на психику ребенка, встречающееся в любом педагогическом акте. Это — непреднамеренное влияние всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. Здесь отсутствует специальная целенаправленность суггестивного влияния, хотя различные факторы, составляющие педагогический процесс, воздействуют по механизму внушения на психическое состояние школьника.

Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие классного коллектива, обстановка школы. Отношение школьника к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений учителя, но и тем, кто ведет это объяснение (степень авторитета педагога).

Понимание сущности сопутствующего внушения и учет его в конкретной педагогической ситуации дают возможность учителю усилить или ослабить этот сильный фактор воздействия на внутренний мир школьника.

Пользуясь методом убеждения в условиях хорошей восприимчивости к нему и высокой готовности к усвоению знаний и требований, педагог обязан снизить удельный вес сопутствующего внушения. В ситуациях недоверия учащихся к слову педагога роль сопутствующего внушения должна возрасти.

Изучение возможностей использования различных видов внушения в возрастном аспекте выявило определенную тенденцию. Она заключается в смене одних видов внушения другими в связи со становлением и развитием личности: от внушения в виде обычных наставлений в младшем возрасте к специальным внушениям с помощью релаксации в подростковом возрасте и от них к самовнушению, охотно используемому юношами и девушками. Разумеется, это только схема, отражающая существенную тенденцию. Жизнь настолько многообразна, что все случаи педагогического влияния невозможно вместить в прокрустово ложе схемы.

Значительную роль в выборе средств внушающего воздействия играет учет индивидуальных особенностей школьника. Необходимо учитывать тип нервной деятельности школьника, степень его внушаемости и другие показатели, дающие возможность избрать оптимальный для данного случая вид внушения.

. Воспринятое воздействие в условиях сниженной критики оказывает действенное влияние на поведение школьника.

Изучение «передовой практики и опытные данные позволяют сформулировать основные принципы применения прямого и косвенного внушения в школе: идейная направленность внушаемого содержания, использование внушения для развития духовных качеств и преодоления, недостатков личности, связь внушения со всей системой средств педагогического воздействия.

Прямое внушение, согласно его психологической природе, следует рассматривать в двух аспектах: влияние внушения на эмоции, установку, неосознаваемые мотивы (внушающие наставления) и влияние на автоматические акты поведения (команды и приказы). Такое деление свидетельствует, что путем внушения мы можем адресоваться к неосознаваемым внутренним побудительным силам, формировать необходимую нам предуготовленность организма к соответствующему действию. Наряду с этим внушающее слово способно также вызвать акты поведения, которые, некогда усвоенные сознательно, после соответствующей тренировки стали автоматизмами действия и регулируются подсознанием. Первый тип воздействия характерен для внушающих наставлений, второй — для команд и приказов.

Отличие внушающего наставления от других форм словесного воздействия заключается не только в смысловом содержании информации (стимул к действию или ограничение действия), но и в структурном построении словесной формулы и ее эмоциональной окраске. Для этого вида воздействия характерно лаконичное и императивное построение речи. Словесная форма внушающего наставления — повеление, указание, распоряжение, запрещение.

Использование внушающего наставления допустимо при положительном отношении между учителем и учеником; в условиях стабильной конфликтности этих отношений оно обречено на неудачу.

Внушающие наставления применяются не только в повседневной педагогической практике. Этот вид воздействия дает положительный результат и в качестве специально организованного влияния на трудных подростков.

Наряду с внушающим наставлением к прямому внушению относятся также команды и приказы.

По своим внешним признакам команды и приказы представляют собой вербальное воздействие, выраженное в краткой форме, точно определяемой существующими нормативными указаниями или традициями. Педагогическое значение команд и приказов заключается в том, что они являются средствами дисциплинированные учащихся и способствуют совершенствованию эстетики детского коллектива. В диссертации раскрываются педагогически целесообразные условия применения команд и приказов в учебно-воспитательной практике.

Ограничить практику вербального воздействия педагога только наставлениями, приказами и командами было бы непростительной ошибкой. Категорический императив приемлем только в определенных ситуациях. Воспитание в целом требует более тонких средств. Особенно ценны такие способы воздействия, которые дают возможность не выставлять на первый план педагогическую позицию воспитателя. Этот психологический момент хорошо реализуется в косвенном внушении.

Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подается не в приказной форме, а в виде рассказа, описания какого-либо случая или намека, которые помимо воли и критики воспринимаются человеком и оказывают существенное влияние на его поведение.

Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника. В диссертации показано, как воздействие их на мотивационную сферу ставит школьника в позицию самооценки своих поступков. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Так как содержание косвенного внушения опирается на положительный опыт школьника, он, как правило, находит силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению.

При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным

Задача учителя при организации коммуникативного воздействия на ребёнка — чётко определить степень воздействия и подобрать соответствующие средства, делающие его убеждения внушительным, а внушение убеждающим.

Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

Психология и педагогика, Кравченко, Альберт Иванович, 2010г.

Источник

Читайте также:  Таблица умножения разными способами
Оцените статью
Разные способы