Внеклассное занятие по теме: «Как развивать внимание»
Цель: изучение комплекса упражнений по развитию внимания.
Задачи:
- познакомить уч-ся с понятием “внимание”;
- формировать мотивационную сферу развития внимания;
- воспитывать желание заниматься саморазвитием;
- формировать коммуникативные навыки.
I. Включение в работу. Создание положительного фона
– Ребята, вы любите сказки?
– Нам пришло приглашение от сказочного героя Здоровейки побывать в сказочной стране, где он будет нас ждать. А что он предложит, мы узнаем, когда окажемся в сказке.
– Для того, чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть поудобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
И так. реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы в волшебную страну с вами отправляемся.
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот поляна перед нами
С необычными цветами.
Здесь и бабочки кружатся,
На цветы они садятся.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел.
Звенит колокольчик. Учитель открывает доску.
– Ребята, вот мы с вами и оказались в сказочной стране на волшебной цветочной поляне. Посмотрите на доску. Цветы это не простые. Сорвав цветок, вы получите крупицу знаний, а о чём, вы догадаетесь, если разберём такую ситуацию.
II. Постановка проблемы и определение темы занятия
– В одной из сказок жили 2 героя, которых вы прекрасно знаете. (Буратино и Мальвина). Пошли учиться они в школу. Мальвина спокойно сидела за партой, сосредоточенно слушала каждое слово учителя и легко справлялась с заданием. Буратино постоянно отвлекался, всем на уроке мешал, не мог сосредоточиться и совершенно не соображал, что от него требует учитель, хотя мальчик он был очень даже не глупый.
– Как вы думаете, что было развито у Мальвины в большей степени, чем у Буратино? (Внимание)
– А что такое внимание? (Умение сосредоточиться на чём-либо)
– Вы хотите учиться как Мальвина или как Буратино?
– Значит, мы будем работать сегодня над развитием чего?
(Открываю тему занятия)
– Подумайте, а зачем ещё нам надо работать над вниманием? (Чтобы хорошо учиться, экономить время на уроке, не мешать учиться своим одноклассникам, слышать то, о чём говорят на уроке, быть умным, быть уверенным в себе, меньше утомляться, освободить время для интересных занятий, быть здоровее.)
– Как вы думаете, а работать над собой легко или трудно?
– Вы не боитесь трудностей?
III. Выполнение практических упражнений
– Сорвём цветочек и прочитаем задание.
Оказывается, что тренировкой внимания может быть интересная игра.
Воздух – руки вверх.
Огонь – согнутые руки вращаем.
Вода – плывём.
Земля – приседаем.
2 упр. Работа с набором картинок: “Что изменилось?”
Дети смотрят на доску и запоминают предметы. После команды учителя кладут головы на парту и закрывают глаза. Учитель одни предметы убирает, другие добавляет, третьи меняет местами. После команды учителя ученики смотрят на доску и отмечают, что изменилось.
3 упр. “Что ты обо мне знаешь”
– Повернитесь друг к другу лицом и внимательно друг на друга посмотрите 1минуту. Отвернитесь друг от друга.
Учитель задаёт вопросы, дети отвечают.
Например: Саша, какого цвета банты у твоей соседки Алёны? Наташа, есть ли у Димы на рубашке карманы? Сколько их? И т.д.
Найдите 10 названий животных. Работа в парах по вариантам.
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
К | Ш | Л | И | С | А | В | Ч | О | Р | В | А | Р | Я | С |
О | Н | Б | У | Ь | К | П | К | А | Н | У | Ж | З | В | Ю |
П | Д | Г | Ё | Г | Р | Х | Н | О | Ч | Ы | Б | Р | У | Ф |
Т | О | Л | Е | В | К | Ф | Ь | И | К | Р | С | Л | О | Н |
Ш | З | Ю | К | Щ | Ъ | Н | Г | Р | У | С | Ц | А | Д | К |
Ж | М | У | П | Б | А | Р | С | У | К | З | В | Р | Е | Д |
Н | С | Ь | Ж | Т | К | А | Р | Ю | Б | Т | Ф | М | Т | В |
Ф | Ж | О | В | А | П | Ь | Б | У | З | Т | М | Ы | Ш | Ь |
Н | Б | Ы | К | С | Д | К | Т | Ю | Р | М | А | У | Д | Ы |
Х | Ч | О | Н | Т | К | И | Т | З | А | Н | П | Р | У | С |
Щ | Ы | Л | К | Ф | Ю | Я | Ъ | М | В | Р | У | О | З | К |
Ф | У | Т | К | А | Р | П | О | С | Т | И | Г | Р | Н | Я |
– Помогите друг другу. Проверка.
IV. Коллективная работа
– А теперь, дети, я предлагаю вам поработать в группах.
– Подумайте и назовите причины, которые мешают на уроке сохранять внимание. (Шум, движения перед лицом, усталость, непонимание того, что мы учимся для себя, резкие звуки, отвлекающие разговоры).
– Выберите из предложенных иллюстраций те профессии, где развитое внимание в работе играет большую роль.
– Сформулируйте правила поведения на уроке “Как я должен организовать учебный труд, чтобы ничто не отвлекало внимание”. (Не клади на парту лишние предметы. Не шуми. Не отвлекай разговорами соседа. Старайся не делать руками ненужных движений.)
Проверка. Защита наработок в группах.
V. Продолжение выполнения практических упражнений
5 упр. “Капитаны, делай так”
Упражнение проводят дети. Ведущий показывает упражнение, дети повторяют его лишь в том случае, если ведущий перед показом употребил слово “капитаны”.
6 упр. “Ладошки”
Дети в парах повторяют упражнение с ладошками, показанное учителем.
7 упр. “Не собьюсь”
1. Хлопни в ладоши 3 раза.
2. Назови предмет из мебели.
3. Встань рядом с предметом на букву с.
8 упр. “Найди в слове слово”
Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
9 упр. “Летает – не летает”
Учитель кидает детям мяч и называет предметы. Если предмет летает, дети его ловят.
10 упр. “Лучший счётчик”
Счёт “1, 2, не собьюсь. 4, 5, не собьюсь . ”
– Можете ли вы играть в такие игры на перемене, на прогулке, в гостях?
– Здоровейка советует вам, чтобы быть здоровым не только физически, но и интеллектуально, т.е. быть умным, надо развивать своё. (внимание).
– Те дети, которые считают урок Здоровейки полезным, положите жетон в красный карман; кому безразлично – в синий, а кому не понравился урок – в чёрный.
Источник
Конспект урока: Внимание
план-конспект урока по психологии на тему
Конспект урока: Внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Внимание.
Цель: познакомить учащихся с понятием Внимание, рассмотреть виды, структуру, механизмы познавательного процесса внимания; обучить приемам развития внимания, сформировать навыки регуляции произвольного внимания.
Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100 000 раз. Представьте себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель сможет разобраться в таком хаосе впечатлений. Поэтому ему нужен своеобразный компас, который бы указывал направление наблюдения. Роль такого компаса выполняет внимание.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Например, внимание невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок. Нам не нужно заставлять себя сосредотачиваться на этих событиях. Здесь мы невольно останавливаем свой взгляд.
Приведите свои примеры проявления непроизвольного внимания?
Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут. Например, чтение учебного материала. Если себя не заставлять, то можно получить завтра плохую оценку. Именно здесь нас выручает наша способность к произвольному вниманию.
Когда к нам на помощь приходит произвольное внимание?
Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Например, книга сначала показалась вам скучной, а затем человек зачитался. Или, в начале урока вы меня слушали только из вежливости, а потом вдруг заинтересовались и перестали себя заставлять быть сосредоточенными на том материале, который я излагаю.
В каких ситуациях может проявляться послепроизвольное внимание?
- Структура и характеристика внимания
Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Несомненно, вы слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, он мог одновременно выполнять несколько дел одинаково качественно, то есть имел большой объем внимания.
Мы, конечно, не претендуем на лавры Юлия Цезаря, но иногда можем охватывать вниманием несколько объектов сразу. Приведите ваши примеры?
Распределение – это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Хорошее распределение внимания необходимо, например, для учителя: нужно одновременно слушать отвечающего ученика или записывать на доске новый материал, и в то же время не выпускать из виду весь класс.
Переключение – намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.
Вспомните ситуации, когда на уроке прозвучала шутка, все отвлеклись и сосредоточились на комичности происходящего. Но потом все равно необходимо возвращаться к работе. Так вот здесь проявляется ваша способность к переключению.
Персеверация – явление, связанное с затруднением переключения внимания. Чтобы вы смогли испытать на себе, что значит это явление, давайте проведем маленький эксперимент.
Упражнение. Попробуйте быстро рисовать треугольники то вверх, то вниз вершинами. Вы увидели, что это довольно сложно. Это и есть явление персеверации, которое возникает у человека при утомлении. Оно может проявляться еще при каких-то навязчивых мыслях или постоянно прокручивающейся в мозгу популярное песня.
Устойчивость внимания – характеризуется длительностью сосредоточения внимания на объекте. Если вы способны долго быть сосредоточены на каком-то одном виде деятельности, и при этом качество выполняемой вами работы не снижается, значит, можно говорить о высоком уровне развития устойчивости вашего внимания.
Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте. Особенно ценно данное качество в ситуациях с повышенной эмоциональной нагрузкой.
Какие профессии требуют высокой концентрации внимания?
Мини-тест. Учащимся на 3 секунды предъявляется лист бумаги с рисунком и дается задание запомнить цифры. Круг – 8. Треугольник – 5. Квадрат – 3. Затем задается вопрос: в какую фигуру была заключена каждая из цифр.
- Факторы, влияющие на произвольное внимание
Результаты выполненного вами задания свидетельствуют о том, что внимание зависит от установки к другим причинам, оказывающим влияние на способность к произвольному вниманию и его характеристики,
личностные особенности (например склонность волноваться или тревожиться),
значимость стимула и ситуации,
Нарушение концентрации внимания – это рассеянность.
Виды рассеянности (по К.К.Платонову):
Внимание можно развивать. Тренировка внимания очень важна для успешной учебы, да и для дальнейшей профессиональной деятельности. Существует много способов развития внимания. Вот некоторые из них.
1) рассмотреть предмет и, удалив его из поля зрения, перечислить как можно больше деталей.
2) запомнить расположение предметов и при перестановке поставить в первоначальном порядке.
3) считать до 30 заменяя хлопками числа, которые делятся на 3 или содержат в себе 3 (9 или 13).
4) Для развития способности к сосредоточению можно практиковать специальные упражнения, например: длительное время (не менее 5 минут) смотреть на какой-то предмет, не допуская посторонних мыслей и отвлечения на другие вещи. Лучше, чтобы это был простой предмет – например, карандаш, стакан или красная точка, нарисованная на белом листе. Упражнение достаточно трудное, я предлагаю вам попрактиковаться дома и на следующем уроке поделиться впечатлениями.
5) Упражнение «Муха» — групповая игра.
Требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным (или более) игровым полем и небольшая присоска или кусочек пластилина. Правила игры состоят в том, что перемещение «Мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из 4 возможных команд («Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево») «Муха» перемещается в соответствии на соседнюю клетку. Играющие подают команды по очереди, причем они не видят игровое поле, они должны держать игровое поле в воображении, неотступно следить за перемещением «Мухи» и не допускать ее выхода за пределы поля. Игра проводится так, что один из участников стоит перед доской (или держит листок с игровым полем перед собой) и перемещает муху по команде играющих. Последние сидят отвернувшись и подают по очереди команды, ориентируясь на воображаемое поле. Если ведущий видит, что играющий потерял нить игры, или муха покинула поле, он дает команду «Стоп», и вернув муху на центральную клетку, начинает игра сначала. Тот, кто дал неверную команду выбывает из игры.
6) Корректурная работа в парах.
7) выбрать текст и попробовать его читать вставляя после каждого слова «О-ля-ля», контролировать друг друга.
8) упражнение – шифровка.
Переписать текст, заменяя некоторые буквы определенными значками (постепенно количество закодированных букв можно увеличивать). Через один день восстановите текст, вставляя вместо значков соответствующие буквы, стараясь не заглядывать в табличку – ключ.
Внимание очень важно в нашей жизни, и повседневной и профессиональной.
Спасибо за внимание! Скажите, что вам сегодня понравилось на уроке?
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Основы психологии., «Владос», М., 2009.
- Коноваленко С.В. Удача – не случайность. Как без проблем сдать экзамен., Эксмо, М., 2004.
Источник