- Доклад на тему: «Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка». картотека
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»: РИСКИ, РЕСУРСЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Доклад на тему: «Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».
картотека
В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_20_avgusta.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьевский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2»
«Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Сорокина Олеся Алексеевна
В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка».
Обращаясь к Федеральному собранию (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом — успех России».
Целью его реализации: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли успешными и счастливыми!
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех даёт уверенность в своих силах. Успех побеждает страх. Успех делает людей победителями. Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. Успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была выбрана ребёнком, необходимо помогать ему в достижении цели. И обязательно праздновать успех с детьми. Ребёнок, который испытал успех, очень отчётливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова.
Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие. Неслучайно существует такая мудрость: «Под лежачий камень вода не течёт».
В нашей школе, сложилась стойкая система мониторинга , одаренности детей. Начиная с начальной школы , педагоги школы используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» . Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольниками ( так как на базе школы имеется группа кратковременного пребывания). Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое может предъявить при поступлении в ВУЗ.
И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.
В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.
Индивидуальный подход к обучению и выявлению одаренных детей , на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Для 9 класса в нашей школе предлагается элективный курс » Профессия в деталях» .. Курс состоит из таких блоков как 1. Мир профессий .2.. Профессиональное самоопределение .3. Проектирование профессиональной карьеры.4. Личный профессиональный план
Этот кур направлен на самоопределение выбора профессии учащихся 9-х классов.
Конечно , большое внимание уделяется ранней профориентации учащихся. Проводятся встречи с представителями учебных заведений ,(ВУЗов), дети принимают ,участвуют в Днях открытых дверей.
Учащиеся 8-9 классов принимали участие в таком проекте как «Билет в будущее», «Большая перемена «.Проходили проф.- пробы в колледже сахарной промышленности ( пробуя свои способности в разных профессия)
Ребята 4-9 классов участовали в предметной олимпиаде «Сириус».(2 человека , стали призерами олимпиады).
Так -же ,для поддержки и развития творческих способностей мы используем дополнительное образование:
На сегодняшний день в Григорьвском филиале реализуется одна программа по дополнительному образованию естественно научной направленности «Занимательная биология»
Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по биологии и экологии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
-Изучаем разделы биологии по таким направлениям как, антропология,цитология,бактериология,зоология,этология,ботаника.
-Моделируем макеты этапов развития семени фасоли из пластилина
-Работаем с микроскопом
-Строим ленты времени
-Посещаем заочные экскурсии в прошлое нашей планеты
— Оформляем коллажи «Братья наши меньшие»
-Исследуем приспособление животных и растений к жизни в их среде обитания.
Изучаем такие темы ( Зеркальные животные,Животные барометры,Мастера маскировки.Чюдо — пчелы,Райские птички.Разноцветный мир бабочек и т.д . )
Так-же в нашей школе реализуются курсы внеурочной деятельности .
1 программа по естественно научной направленности «Удивительный мир природы»
Рассматриваем такие темы как :
-Жизненные формы растений.
-Лекарственные растения моей местности и их использование в медицине.
-химический состав клетки,строение растительной клетки, ткани растений, органы растений роль цветка,способы размножения растений,,условия проростания семян,всхожесть посева.Глубина заделки семян и т.д.)
Индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Так-же ,по естественно научной направленности в 2019-2020 году были проведены 2 Всероссийских экологических урок на эко-классе. Каждый урок , проходил по ступеням 1-4 класс,5-9 класс.
- «Сделаем планету лучше»
- «Сохранение редких видов животных и растений»
Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры конкурсов различных уровней.
Конкурсы за 2019-2020 год.
1.Человек и природа 2 место (муниципальный уровень)
2.Детский экологический форум «Зеленая планета» у 5-ти обучающихся нашей школы были призовые места на (муниципальный уровень ) и один учащийся занял 2 место (областной уровень)
3.Юношеские чтения имени Вернандского 2 место( областной уровень) 2 обучающихся
Школа создаёт равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывает помощь и условий. Даже самые маленькие успехи не остаются незамеченными, что является результатом работы всех участников учебно-воспитательного процесса.
— достижения учащихся в разных направлениях отражены на стендах в фойе школы «Спортивные достижения», «Наши успехи»,
— размещение информации на официальном сайте школы, в классных уголках;
— успех ребенка стимулируется вручением благодарственных писем, грамот, дипломов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей»
Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. .
Создание в образовательном учреждении условий по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей
Выступление на педсовете.
Инновационный проект БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ федерального проекта «Успех каждого ребенка»
Реализация проекта БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ.
Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО «Бичурская ДЮСШ»)
В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Программа дополнительного образования «Думай глобально, действуй локально» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»национального проекта «Образование» в 2020-2021 гг. на территории Республики Бурятия
Здесь представлена рабочая программа по дополнительному образованию.
Реализация федерального проекта «Успех каждого ребёнка»
Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
Статья Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2020-2021 учебном году
В данной статье рассказывается о реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка".
Источник
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»: РИСКИ, РЕСУРСЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»: РИСКИ, РЕСУРСЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеет ко- лоссальное значение для воспитания и успешной социализации детей и подро- стков, а также является важнейшим ресурсом в выполнении целей и задач на- ционального проекта «Образование». В его основе лежат десять федеральных проектов (Современная школа, Успех каждого ребенка, Билет в будущее, Со- временные родители, Цифровая образовательная среда, Социальная активность и т.д.)16. В нацпроекте большое место отводится формированию личности ре- бенка XXI, подготовке его к жизни в информационном обществе.
От педагогов во многом зависит, станет ли школа надежной базой для обучения и воспитания наших детей, развития их личностных качеств, для профессионального самоопределения и развития творческой активности детей и подростков. Цель школы сегодня состоит в формировании самостоятельной личности, обладающей навыками жить в информационном обществе, владею- щей компетенциями XXI века, умеющей учиться на протяжении всей жизни.
16 http://government.ru/docs/37201/ Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проек-
там (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16))
Национальный проект «Образования» призван противостоять опасным проявлениям в детско-подростковой среде в условиях серьезных вызовов всей системе образования и воспитания. К ним можно отнести негативные последст- вия информационной социализации, экономические трудности, социальное расслоение граждан, кризис семьи (каждый второй брак распадается). Эти фак- торы ведут к сложностям в формировании ценностных ориентиров личности.
Наблюдаются существенные риски в детско-подростковой среде, под
«рисками» в научно-педагогической литературе понимаются серьезные про- блемы детства. Риски связаны с угрозами здоровью наших детей, падением трудовой морали, виртуальной зависимостью, употреблением психоактивных веществ, ростом потребительского поведения.
Что касается потребительства, то само по себе оно нейтрально и свиде- тельствует об уровне материальной состоятельности граждан (отсюда термин
«общество потребления», которое сложилось на Западе в 50-60 гг. XIX века и стало показателем массового потребления и социального благополучия). Одна- ко потребительское поведение подростков тогда несет негативный смысл, когда потребительские ценности (желание иметь все больше новых вещей, игрушек, техники и т.д.) становится смыслом жизни ребенка в ущерб личным достиже- ниям, помощи другим людям, в ущерб личностному развитию, где нужно при- ложить силы – интеллектуальные, физические, эмоциональные и т.д. Все это дает основание многим экспертам говорить о ценностном кризисе.
Страшным явлением нашей жизни являются факты насилия в учениче- ской среде, когда подростки берутся за оружие и гибнут от суицидов. Все это вызывает обоснованную тревогу у педагогов, родителей и у общества в целом.
Говоря о деструктивном поведении подростков необходимо отметить рост числа тяжких преступлений, совершенных детьми в 2019 г. По заявлению главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, несовершеннолет- ние в РФ в 2019 году совершили 10 тысяч тяжких и особо тяжких преступле- ний, что на 4% выше показателей предшествующего года. По его словам, в
суды передано 8 тысяч уголовных дел в отношении более чем 11 тысяч несо- вершеннолетних обвиняемых17.
В настоящее время по данным МВД и Генеральной прокуратуры увели- чилась доля групповых преступлений несовершеннолетних, характеризующих- ся повышенной жестокостью и цинизмом18. Чаще стало применяться огне- стрельное и холодное оружие, снотворные препараты; увеличилось количество преступлений совершенных девочками-подростками; более 1/3 преступлений совершается под воздействием взрослых. Необходимо подчеркнуть, что в под- ростковые банды все чаще вовлекаются подростки из внешне благополучных семей. Хотя в целом наблюдается снижение подростковой преступности,
Все эти факты свидетельствуют об отсутствие внимания и должного кон- троля со стороны взрослых, проявление актов насилие в семье; негативного ближайшего окружении подростка. Сюда же можно отнести и влияние нега- тивного контента СМИ Интернета и других факторов.
Обращаясь к деструктивному поведению подростков, необходимо отме- тить, что хотя в целом наблюдается снижение подростковой преступности, существуют регионы, где она остается достаточно высокой, эксперты отмеча- ют «возрастание дерзости, циничности совершаемых несовершеннолетними преступлений, наиболее опасных проявлений для жизни и здоровья окружаю- щих»19.
В ряде регионов состоялись экстренные совещания с участием силовых структур по профилактике подростковых правонарушений, была озвучена не- утешительная статистика, было отмечено изменение состава группировок, если раньше там преобладали подростки группы риска, то сегодня преступления со- вершают дети из вполне, казалось бы, благополучных семей.
17 https://news.rambler.ru/crime/43772169-sk-otmetil-rost-podrostkovoy-prestupnosti-v-2019-godu/ Москва
3 марта 2020 г. РИА Новости
18 https://genproc.gov.ru/stat/data/1776722/ Статистический сборник «Состояние преступности в Рос- сии за декабрь 2019 г.». – Москва, 28 января 2020.
19 https://мвд.рф/upload/site163/document_text/Kompleksnyy_analiz original-maket_24_04.pdf Ю.М. Антонян, Д.А. Бражников и др. Комплексный анализ состояния преступности в российской федера- ции и расчетные варианты ее развития. Аналитический обзор. – 2018 г. – С.68-71.
И в этих условиях, в условиях вызовов, приоритетом становится воспита- тельная составляющая в образовании, формирование толерантности, ценностей добра и справедливости в обществе.
Сегодня представители научного сообщества, молодежной политики, МВД и других заинтересованных ведомств занимаются глубокими исследова- ниями в области изучения структуры криминальных молодежных субкультур, феномена АУЕ, механизмов и методик распознания деструктивных информа- ционно-психологических воздействий на подростка. Без этого невозможно по- нять и переформатировать это явление, необходима системная воспитательная работа педагогов-практиков, психологов, классных руководителей, социаль- ных педагогов во взаимодействии с семьей по противодействию социальным девиациям в детско-подростковой среде, в том числе, требуется серьезная про- филактическая работа с трудными подростками.
Ряду государственных институций, структурам дополнительного и не- формального образования поручена разработка тем по противодействию аг- рессии и ее профилактике среди детей и молодежи. На 2020 год запланирован запуск пилотного межрегионального проекта для руководителей общеобразова- тельных организаций «Эффективные психолого-педагогические практики по профилактике деструктивных проявлений в детско-подростковой среде» (его реализацией занят культурно-образовательный фонд «Просвещение», г. Казань, Татарстан). И наконец, сегодня, при подготовке поправок к Конституции Рос- сийской Федерации предлагается внести в основной закон предложения, о том, что власти РФ обязаны создавать условия для духовного и нравственного воспитания детей: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всесторонне- му духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к стар-
шим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения»20.
В федеральном проекте «Современная школа» в условиях современных вызовов, акцент делается на мотивационные факторы в процессе воспитания и образования, на обновление программ, методик, технологий с учетом мотива- ции школьника. Сегодня необходимы новые нестандартные интерактивные формы работы с молодежью, с педагогами и, конечно, с родителями, на это на- целен федеральный проект «Современные родители». Все родители хотят ви- деть своих детей успешными, счастливыми, образованными, востребованными в избранной профессии.
Успешность решения проблем современного детства видится в тес- ном партнерстве семьи, школы, структур дополнительного образования и гра- жданского общества в лице социально-ориентированных некоммерческих ор- ганизаций. Так, например, в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» некоммерческим орга- низациям должны предоставляться гранты для оказания услуг по психолого- педагогическому, методическому и консультативному сопровождению родите- лей учеников. Такую помощь родители могут получить в специальных кон- сультационных центрах, действующих в том числе на базе образовательных ор- ганизаций21.
Для реализации целей и задач национального проекта «Образования» в настоящее время востребованы современные воспитательные программы, учебно-методические материалы для школ по системному социальному и граж- данскому воспитанию личности как во внеурочной деятельности так и в систе- ме дополнительного образования детей.
20 http://duma.gov.ru/news/48045/ Полный текст Закона «О поправке к Конституции Российской Феде- рации»
21 http://government.ru/docs/37201/ Постановление от 20 июня 2019 года №784. Некоммерческие орга- низации, признанные исполнителями общественно полезных услуг, получили право оказывать услуги по психолого-педагогическому, методическому и консультативному сопровождению родителей или законных представителей учащихся и образовательных организаций
Гражданская активность и социальная ответственность детей и подрост- ков может выражаться в их готовности участвовать в самых разнообразных со- циокультурных практиках: экологических, краеведческих, культурных, граж- данско-патриотических, в акциях, нацеленных на здоровый образ жизни, в во- лонтерском движении. В современном обществе растет понимание, того, что волонтерство – это социальный лифт, который дает возможность подросткам проявить свои личностные качества, получить опыт коммуникаций, приобрести навыки работы в команде, умения действовать в ситуации неопределенности, разрешать конфликты и договариваться. Сегодня существует множество волон- терских программ профессиональной направленности (культурное, спортивное, экологическое, медицинское волонтерство и т.д.), которые могут помочь моло- дежи определиться в жизни, найти интересную и востребованную обществом работу.
С одной стороны, подростков привлекает возможность поучаствовать в интересных и престижных мероприятиях (спортивных состязаниях, форумах, праздниках, встречах с интересными людьми и т.д.), с другой – имиджевая со- ставляющая волонтерства (значки, форма, футболки, всевозможная атрибути- ка). С точки зрения полезности и эффективности, вклад добровольцев в ВВП страны, по подсчетам ВШЭ, составляет 16,5 млрд рублей в год22.
Учитывая запрос общества и государства на волонтерское движение в рамках федерального проекта «Социальная активность» был создан учебно- методический комплект к.и.н. Загладиной Х.Т. и к.п.н. И.Б. Шульгиной «Доро- гою добра». УМК представляет собой первый в России, полный завершенный курс по организации и развитию добровольчества в общеобразовательных орга- низациях. Учебно-методический комплект УМК разрабатывался в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к организации внеурочной деятельности в основной школе, комплект состоит из
22 https://www.tatar-inform.ru/news/society/18-12-2018/vklad-dobrovoltsev-v-vvp-rossii-ravnyaetsya-16- mlrd-rubley-v-god-5416838 Вклад добровольцев в ВВП России
программы, рабочих тетрадей, методических рекомендаций и сборника инфор- мационных материалов для родителей.
Профессиональное самоопределение является важнейшим направлением воспитательной работы в общеобразовательной школе. Профориентация нор- мативно закреплена в двух видах образования: общем (во внеурочной деятель- ности, ФГОС) и дополнительном (ФЗ № 273). Учебно-методический комплект доктора педагогических наук Антоновой М.В. «Профессиональный навигатор» разработан и успешно прошел апробацию. УМК состоит из программы, мето- дических рекомендаций и рабочих тетрадей для учащихся, он преследует цель мотивировать подростков на правильный выбор будущей профессии, учитывая возможности ребенка, его желания и стремления, а также востребованность той или иной специальности на рынке труда.
Курс члена-корреспондента Российской академии образования Солдато- вой Г.У. «Кибербезопасность» по культуре информационной безопасности для основной школы учит минимизировать риски, связанные с негативным контен- том Интернета. Входящие в УМК по курсу тренажеры раскрывают детям воз- можности разумного и полезного использования цифрового пространства, пока- зывают школьникам и их родителям как правильно ориентироваться в мире цифровых технологий. Кроме того, в курсе содержатся ответы на вопросы о том, как:
– успешно разрешать проблемные ситуации в Сети;
– защитить свои персональные данные и управлять ими;
– обезопасить себя в цифровом пространстве;
– научиться вовремя распознавать онлайн-риски (коммуникационные, по- требительские, технические, контентные и др.).
Методические пособия кандидата психологических наук Кривцовой С.В.
«Вместе против насилия в школе» и «Буллинг в классе. Как избежать беды?» посвящены проблемам насилия в ученической среде. Автор проанализировала отечественные и зарубежные разработки специального инструментария по вы- явлению степени угроз по отношению к сверстникам и педагогам школы, по
созданию позитивной атмосферы, взаимного уважения и сотрудничества в об- щеобразовательной организации.
Существующую острую нехватку педагогической литературы по воспита- тельной работе в детских оздоровительных лагерях восполнит серия пособий для педагогов, вожатых и управленческого персонала лагерей кандидата педа- гогических наук Поповой И.Н. «Педагогика каникул». Бóльшая часть лагерей (74%) организуется на базе общеобразовательных учреждений – это, так назы- ваемые, «летние смены». В настоящее время детский отдых в лагере рассматри- вается экспертами не только как пространство для отдыха, но и для развития у детей актуальных навыков и личностного роста детей и подростков.
Учебно-методический комплект «Путь к успеху» кандидата психологиче- ских наук Максимовой С.В. обогатит педагогов новыми методиками и техноло- гиями по развитию творческой активности и в работе с одаренными детьми. К сожалению, современные исследования показывают о «затухании» творческой энергии подростков к окончанию школы, о чем свидетельствуют соответст- вующие мониторинги.
В заключение необходимо подчеркнуть, что обновление содержания вне- урочной деятельности и дополнительного образования в условиях современных вызовов и рисков в детско-подростковой среде, становится настоятельной не- обходимостью. Распространение эффективных социокультурных воспитатель- ных практик, освоение подростками ключевых компетенций XXI века будет способствовать успешной социализации личности, поможет школьникам осу- ществить свои мечты и желания, реализовать себя в жизни и профессии
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник