- Внеурочная деятельность как форма организации обучения
- Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
- Методички Педсовета
- Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
- Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
- Структура внеурочной деятельности
- Направления, виды и формы внеурочной деятельности
- Направления внеурочной деятельности:
- Виды внеурочной деятельности:
- Формы внеурочной деятельности:
- Формы внеурочной деятельности по направлениям:
- Формы внеурочной деятельности по видам:
- Результаты внеурочной деятельности
- Литература:
Внеурочная деятельность как форма организации обучения
Классы: 3 , 4 , 5 , 6 , 7
В педагогическом словаре определение внеурочной деятельности имеет определение, как комбинированная часть воспитания и обучения в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Организация, форма и метод внеурочной деятельности совпадают с дополнительным образованием школьников [1]. В школе преимущество отдается образовательному процессу, организации различных кружков, научных обществ учащихся и развитию художественного творчества, спорта и др. Опираясь на Федеральный базисный учебный план для государственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по различным видам внеурочной деятельности является обязательным занятием в рамках образовательного процесса в школе. Педагоги Д.В.Григорьев и П.В.Степанов считают, что внеурочная деятельность в школе связывает между собой основные виды деятельности школьников, за исключением учебной деятельности и деятельности на уроке, в которых решаются поставленные задачи [2], где они рассматривают внеурочную деятельность как первостепенный акцент интеграции всех видов деятельности учащихся (кроме учебной), в которых существует возможность и эффективность в решении задач их воспитания и социализации и развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), внеурочная деятельность учащихся определяется как существенная и неотъемлемая часть обучения школьников младшего и среднего возраста. Специфика данной формы организации образовательного процесса является предоставление возможности обучающимся значительного выбора занятий, которые направлены на их развитие.
В соответствии с ФГОС рассматривается организация внеурочной деятельности по пяти аспектам развития личности учащихся: общекультурный, общеинтеллектуальный, социальный, духовно-нравственный и спортивно- оздоровительный. Данные аспекты являются опорой для создания соответствующих образовательных программ, но каждое образовательное учреждение может самостоятельно отбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, назначать временные рамки и формы её организации.
При рациональном осуществлении внеурочной деятельности важно организовать её с учётом разнообразия видов деятельности и организационных форм. При этом основную роль при проектировании деятельности должна играть система организации с опорой на основные направления развития личности учащегося. В среде образовательного учреждения как воспитательной системы внеурочная деятельность является одним из элементов системы, который, при объединении с различными предметами, будет способствовать эффективному развитию и воспитанию школьников.
Рассмотрим формы реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС, каковыми являются:
- Дополнительные образовательные занятия общеобразовательного учреждения, в которые входят кружки, секции, студии и т.п.
- Образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей, например, научные исследования и сообщества, проектная деятельность, практика и объединение учащихся.
Для целесообразного проектирования и организации системы внеурочной деятельности учащихся можно рассмотреть научно-методические исследования отечественных педагогов по классификации видов деятельности. Например, выделив субъект-объектные отношения, которые возникают в процессе работы, Н.Е.Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом) [3]. Основоположники методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.Григорьев и П.В.Степанов рассматривают такие виды деятельности [2]:
- Игровая;
- Познавательная;
- Художественное творчество;
- Социальное творчество;
- Техническое творчество;
- Трудовая;
- Спортивно-оздоровительная;
- Проектная деятельность;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
Согласно ФГОС реализация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях направлена на достижение планируемых воспитательных результатов:
- приобретение опыта различного характера;
- активизация положительного отношения к социальным ценностям;
- приобретение опыта действовать и принимать решения самостоятельно.
Внеурочная деятельность по английскому языку в общеобразовательной школе может быть организована по разнообразным направлениям, например:
- Научно-познавательная деятельность включает в себя факультативы, кружки, научные общества, интеллектуальные встречи, олимпиады, викторины и т.д.;
- Художественно-эстетическое направление основано на постановках спектаклей с использованием иностранного языка, выставках детского искусства на иностранном языке;
При реализации внеурочной деятельности велика вероятность достигнуть таких результатов как:
- личностные результаты — саморазвитие учащихся, внутренняя и внешняя мотивация к учению и познанию, отражение индивидуально-личностных идей в обучении, социальные компетентности, личные качества обучающегося;
- формировавшиеся основы российского гражданина;
- метапредметные результаты — усвоенные УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность администрации школы и педагогам решить ряд важных задач:
- организовать благоприятную атмосферу общения и нахождения ребенка в школе;
- правильно распределить учебную нагрузку;
- создать благоприятные условия для развития и мотивации учащегося;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Самое главное, что необходимо учитывать при реализации внеурочной деятельности в школе, это возможность самостоятельного выбора ребенка.
Делая выбор, ребенок свободно проявляет свое желание, раскрывает свои возможности и развивается как личность. Во время проведения внеурочной деятельности необходимо создать своеобразная эмоциональную среду и личностно-ориентированный подход, для того чтобы правильно вовлечь учащихся и педагогов. В связи с этим важной целью образовательного учреждения является организация практичной, мотивированной и привлекательной внеурочной деятельности.
Рассмотрим два основных определения деятельности, ведь с терминами «урочная» и «внеурочная деятельность», приходится сталкиваться ежедневно каждому из учащихся. Основное отличие урочной и внеурочной деятельности, сводится к их определению, поэтому предлагаю сравнить эти два термина и их роль в образовательной системе.
Урочная деятельность — это занятия, которые осуществляются с помощью учителей в рамках отведенного времени. В связи с этим, можно утверждать, что внеурочная деятельность внесена в школьное расписание и учебный план школы. Основной структурой формы учебно-воспитательной работы является урок, который проводится во всех школах. Правильно организованные уроки, обеспечивают точное планирование и организацию учебно-воспитательной деятельности. Кроме этого, именно урочной деятельностью обеспечивается систематический контроль процесса, а также результатов, которые получаются в результате учебно-познавательной деятельности каждого из учащихся.
Рассмотрим отличительные особенности внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность способствует построению пространства для саморазвития, всячески способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независима и будет обладать собственным мнением.
Такое образование является реабилитирующим и всячески развивает учащихся, помогая им раскрыть какие-либо личные интересы, склонности и так далее. Кроме этого, именно с ее помощью существует возможность раскрыть ценностно-смысловые компоненты необходимые для развития детской самодеятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основного образования и играет важнейшую роль в процессе обучения и в это же время не является аналогом программ дополнительного образования.
Цель урочной и внеурочной деятельности является одинаковой. Ее суть сводится к развитию умственных способностей каждого из учащихся. При этом, совершенно разным в урочной и внеурочной деятельности, является процесс учебы. Несмотря на то, что задачи и цели урочной и внеурочной деятельности совпадают, в их содержании, организации и формах наблюдаются существенные различия:
1. Участие во внеурочной деятельности является добровольным в отличие урочной. Учащиеся ставят перед собой задачу решить принимать ли участие в разнообразных видах внеклассной деятельности прежде всего отталкиваясь от своих интересов, желаний познать неизвестное и новое, изучать язык объединяя его изучение с определенными целями. Такой способ проведения внеурочной деятельности дает учителю возможность вовремя увлечь учащихся в актуальную для них деятельность во внеурочное время.
2. Внеурочная деятельность не обладает строгой регламентацией времени, места и формы организации. Например, проведение внеурочной деятельности можно организовать в парке, музее, спортивном зале, библиотеке и т.д. Также отсутствует строгий учет знаний, умений, навыков и каких-либо оценок. Результаты внеурочной деятельности организуются в форме отчетов, выставок, КВН конкурсов, постановок школьного театра на иностранном языке и т.д.
3. Самостоятельная работа школьника, его инициатива, желание и мотивация. Во время внеурочной деятельности школьники самостоятельно используют собственные навыки и умения, как в выполнении, так и в проведении внеурочных занятий, принимают решение выбирая форму работы, которые актуальны для них.
Очень важно поддерживать определенную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности для обеспечения цельной структуры образования и не сводить внеурочную деятельность к примитивным, неинтересным и формальным мероприятиям. Организуя внеурочную деятельность, необходимо учитывать содержательный ориентир, а планирование и реализацию определённых форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Внеурочная деятельность по английскому языку имеет большое значение в школе. Работа во время внеурочной деятельность помогает расширить знания иностранного языка, способствует развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, их личного мнения и вкуса и в итоге, мотивирует к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Внеурочная деятельность, которая повышает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка поможет учащимся достигнуть поставленной задачи и преуспеть в ее решении.
Внеурочные мероприятия помогают учащимся освоить материал и овладеть языком с помощью актуальных, современных, доступных и интересных методов. Реализация внеурочной деятельности по иностранному языку направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:
- Усовершенствовать умения и навыки, приобретенных на уроках иностранного языка, достижение предметных результатов;
- Развивать коммуникативные универсальные учебные действия, которые влекут за собой приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов;
- Развивать память, мышление, воображение, внимания (метапредметные результаты);
- Повышать интерес к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретать страноведческие знания (предметные и личностные результаты);
- Воспитывать любовь к родному краю, культуре и толерантности к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).
Таким образом изучение литературы и федерального образовательного государственного стандарта позволило выделить ключевой аспект внеурочной деятельности. Его можно определить, как системное развитие учащихся в образовательном и духовно-нравственном направлении с высокой степенью личной вовлеченности в процесс. Неподдельный интерес учащихся в рамках внеурочной деятельности обуславливается широким спектром возможностей усвоения информации и практических навыков.
Список литературы
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
- Григорьев Д.В., П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.
- Щуркова Н.Е., Жизнь и воспитание. М., 2010.
Источник
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Методички Педсовета
01 января 2020 • 11:35
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения;
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- классное руководство.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно — нравственное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
- Социальное
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно — ценностное общение
- Досугово — развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
- Кружок
- Студия
- Секция
- Клуб
- Объединение
- Факультатив
- Научное общество
- Конференция
- Слет
- Игра
- Соревнование
- Турнир
- Встреча
- Концерт
- Спектакль
- Практика
- Экскурсия
- Культпоход
- Туристический поход
- Субботник
- Десант
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
- Посещение спортивных секций
- Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
- Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
- Участие в спортивных соревнованиях.
- Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Общекультурное:
- Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
- Проектная деятельность;
- Участие в научно-исследовательских конференциях;
- Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
- Выставки рисунков.
- Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
- Тематические классные часы.
- Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
- Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Социальное:
- Проведение субботников.
- Работа на пришкольном участке.
- Разведение комнатных растений и уход за ними.
- Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
- Беседы на различные темы
- Дискуссии
- Собрания
- Конференции
- Лекции
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
- Работа на пришкольном участке
- Работа по оформлению и уборке кабинета
- Уход за комнатными растениями
- Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
- Помощь школьному библиотекарю
- Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
- Совместные праздники
- Подготовка концертов, спектаклей
- Неделя театра, танца, вокала
- Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
- Соревнования
- Конкурсы
- КВНы
- Туристические походы
- Экскурсионные прогулки в парк
- Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
- Лекции
- Беседы
- Дискуссии
- Психологические упражнения
- Консультации
- Тренинги
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой.
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Источник