Внеурочная деятельность как способ обучения

Внеурочная деятельность как форма организации обучения

Классы: 3 , 4 , 5 , 6 , 7

В педагогическом словаре определение внеурочной деятельности имеет определение, как комбинированная часть воспитания и обучения в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Организация, форма и метод внеурочной деятельности совпадают с дополнительным образованием школьников [1]. В школе преимущество отдается образовательному процессу, организации различных кружков, научных обществ учащихся и развитию художественного творчества, спорта и др. Опираясь на Федеральный базисный учебный план для государственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по различным видам внеурочной деятельности является обязательным занятием в рамках образовательного процесса в школе. Педагоги Д.В.Григорьев и П.В.Степанов считают, что внеурочная деятельность в школе связывает между собой основные виды деятельности школьников, за исключением учебной деятельности и деятельности на уроке, в которых решаются поставленные задачи [2], где они рассматривают внеурочную деятельность как первостепенный акцент интеграции всех видов деятельности учащихся (кроме учебной), в которых существует возможность и эффективность в решении задач их воспитания и социализации и развития.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), внеурочная деятельность учащихся определяется как существенная и неотъемлемая часть обучения школьников младшего и среднего возраста. Специфика данной формы организации образовательного процесса является предоставление возможности обучающимся значительного выбора занятий, которые направлены на их развитие.

В соответствии с ФГОС рассматривается организация внеурочной деятельности по пяти аспектам развития личности учащихся: общекультурный, общеинтеллектуальный, социальный, духовно-нравственный и спортивно- оздоровительный. Данные аспекты являются опорой для создания соответствующих образовательных программ, но каждое образовательное учреждение может самостоятельно отбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, назначать временные рамки и формы её организации.

При рациональном осуществлении внеурочной деятельности важно организовать её с учётом разнообразия видов деятельности и организационных форм. При этом основную роль при проектировании деятельности должна играть система организации с опорой на основные направления развития личности учащегося. В среде образовательного учреждения как воспитательной системы внеурочная деятельность является одним из элементов системы, который, при объединении с различными предметами, будет способствовать эффективному развитию и воспитанию школьников.

Рассмотрим формы реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС, каковыми являются:

  1. Дополнительные образовательные занятия общеобразовательного учреждения, в которые входят кружки, секции, студии и т.п.
  2. Образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей, например, научные исследования и сообщества, проектная деятельность, практика и объединение учащихся.

Для целесообразного проектирования и организации системы внеурочной деятельности учащихся можно рассмотреть научно-методические исследования отечественных педагогов по классификации видов деятельности. Например, выделив субъект-объектные отношения, которые возникают в процессе работы, Н.Е.Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом) [3]. Основоположники методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.Григорьев и П.В.Степанов рассматривают такие виды деятельности [2]:

  1. Игровая;
  2. Познавательная;
  3. Художественное творчество;
  4. Социальное творчество;
  5. Техническое творчество;
  6. Трудовая;
  7. Спортивно-оздоровительная;
  8. Проектная деятельность;
  9. Проблемно-ценностное общение;
  10. Досугово-развлекательная деятельность;
  11. Туристско-краеведческая деятельность.

Согласно ФГОС реализация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях направлена на достижение планируемых воспитательных результатов:

  1. приобретение опыта различного характера;
  2. активизация положительного отношения к социальным ценностям;
  3. приобретение опыта действовать и принимать решения самостоятельно.

Внеурочная деятельность по английскому языку в общеобразовательной школе может быть организована по разнообразным направлениям, например:

  1. Научно-познавательная деятельность включает в себя факультативы, кружки, научные общества, интеллектуальные встречи, олимпиады, викторины и т.д.;
  2. Художественно-эстетическое направление основано на постановках спектаклей с использованием иностранного языка, выставках детского искусства на иностранном языке;

При реализации внеурочной деятельности велика вероятность достигнуть таких результатов как:

  • личностные результаты — саморазвитие учащихся, внутренняя и внешняя мотивация к учению и познанию, отражение индивидуально-личностных идей в обучении, социальные компетентности, личные качества обучающегося;
  • формировавшиеся основы российского гражданина;
  • метапредметные результаты — усвоенные УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Читайте также:  Способ применения туалетного утенка

Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность администрации школы и педагогам решить ряд важных задач:

  • организовать благоприятную атмосферу общения и нахождения ребенка в школе;
  • правильно распределить учебную нагрузку;
  • создать благоприятные условия для развития и мотивации учащегося;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Самое главное, что необходимо учитывать при реализации внеурочной деятельности в школе, это возможность самостоятельного выбора ребенка.

Делая выбор, ребенок свободно проявляет свое желание, раскрывает свои возможности и развивается как личность. Во время проведения внеурочной деятельности необходимо создать своеобразная эмоциональную среду и личностно-ориентированный подход, для того чтобы правильно вовлечь учащихся и педагогов. В связи с этим важной целью образовательного учреждения является организация практичной, мотивированной и привлекательной внеурочной деятельности.

Рассмотрим два основных определения деятельности, ведь с терминами «урочная» и «внеурочная деятельность», приходится сталкиваться ежедневно каждому из учащихся. Основное отличие урочной и внеурочной деятельности, сводится к их определению, поэтому предлагаю сравнить эти два термина и их роль в образовательной системе.

Урочная деятельность — это занятия, которые осуществляются с помощью учителей в рамках отведенного времени. В связи с этим, можно утверждать, что внеурочная деятельность внесена в школьное расписание и учебный план школы. Основной структурой формы учебно-воспитательной работы является урок, который проводится во всех школах. Правильно организованные уроки, обеспечивают точное планирование и организацию учебно-воспитательной деятельности. Кроме этого, именно урочной деятельностью обеспечивается систематический контроль процесса, а также результатов, которые получаются в результате учебно-познавательной деятельности каждого из учащихся.

Рассмотрим отличительные особенности внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность способствует построению пространства для саморазвития, всячески способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независима и будет обладать собственным мнением.

Такое образование является реабилитирующим и всячески развивает учащихся, помогая им раскрыть какие-либо личные интересы, склонности и так далее. Кроме этого, именно с ее помощью существует возможность раскрыть ценностно-смысловые компоненты необходимые для развития детской самодеятельности.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основного образования и играет важнейшую роль в процессе обучения и в это же время не является аналогом программ дополнительного образования.

Цель урочной и внеурочной деятельности является одинаковой. Ее суть сводится к развитию умственных способностей каждого из учащихся. При этом, совершенно разным в урочной и внеурочной деятельности, является процесс учебы. Несмотря на то, что задачи и цели урочной и внеурочной деятельности совпадают, в их содержании, организации и формах наблюдаются существенные различия:

1. Участие во внеурочной деятельности является добровольным в отличие урочной. Учащиеся ставят перед собой задачу решить принимать ли участие в разнообразных видах внеклассной деятельности прежде всего отталкиваясь от своих интересов, желаний познать неизвестное и новое, изучать язык объединяя его изучение с определенными целями. Такой способ проведения внеурочной деятельности дает учителю возможность вовремя увлечь учащихся в актуальную для них деятельность во внеурочное время.

2. Внеурочная деятельность не обладает строгой регламентацией времени, места и формы организации. Например, проведение внеурочной деятельности можно организовать в парке, музее, спортивном зале, библиотеке и т.д. Также отсутствует строгий учет знаний, умений, навыков и каких-либо оценок. Результаты внеурочной деятельности организуются в форме отчетов, выставок, КВН конкурсов, постановок школьного театра на иностранном языке и т.д.

3. Самостоятельная работа школьника, его инициатива, желание и мотивация. Во время внеурочной деятельности школьники самостоятельно используют собственные навыки и умения, как в выполнении, так и в проведении внеурочных занятий, принимают решение выбирая форму работы, которые актуальны для них.

Очень важно поддерживать определенную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности для обеспечения цельной структуры образования и не сводить внеурочную деятельность к примитивным, неинтересным и формальным мероприятиям. Организуя внеурочную деятельность, необходимо учитывать содержательный ориентир, а планирование и реализацию определённых форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Внеурочная деятельность по английскому языку имеет большое значение в школе. Работа во время внеурочной деятельность помогает расширить знания иностранного языка, способствует развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, их личного мнения и вкуса и в итоге, мотивирует к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Внеурочная деятельность, которая повышает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка поможет учащимся достигнуть поставленной задачи и преуспеть в ее решении.

Читайте также:  По способу получения измерительной информации измерения могут быть

Внеурочные мероприятия помогают учащимся освоить материал и овладеть языком с помощью актуальных, современных, доступных и интересных методов. Реализация внеурочной деятельности по иностранному языку направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:

  1. Усовершенствовать умения и навыки, приобретенных на уроках иностранного языка, достижение предметных результатов;
  2. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия, которые влекут за собой приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов;
  3. Развивать память, мышление, воображение, внимания (метапредметные результаты);
  4. Повышать интерес к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретать страноведческие знания (предметные и личностные результаты);
  5. Воспитывать любовь к родному краю, культуре и толерантности к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).

Таким образом изучение литературы и федерального образовательного государственного стандарта позволило выделить ключевой аспект внеурочной деятельности. Его можно определить, как системное развитие учащихся в образовательном и духовно-нравственном направлении с высокой степенью личной вовлеченности в процесс. Неподдельный интерес учащихся в рамках внеурочной деятельности обуславливается широким спектром возможностей усвоения информации и практических навыков.

Список литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
  2. Григорьев Д.В., П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.
  3. Щуркова Н.Е., Жизнь и воспитание. М., 2010.

Источник

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Методички Педсовета

01 января 2020 • 11:35

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант
Читайте также:  Способы формирования публичного права

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Источник

Оцените статью
Разные способы