Внеурочная деятельность как способ мотивации

Статья «Повышение мотивации учащихся через внеурочную деятельность»
статья

Статья «Повышение мотивации школьников через внеурочную деятельность. В статье отражены вопросы: что такое мотивация, почему она важна. показана взаимосвязь урочной и внеурочной работы. приведены краткие примеры технологий и форм организации внеурочной деятельности. описаны результаты.

Скачать:

Вложение Размер
Повышение мотивации через внеурочную деятельность 20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Повышение мотивации учащихся через внеурочную деятельность»

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающиеся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою , но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? Решение этих вопросов мы определяем для себя как приоритетное направление не только в урочной, но и внеурочной деятельности.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего/основного общего образования.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне его является следующее:

— для внеурочной деятельности — формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной — удовлетворение этой потребности.

При всем многообразии форм внеурочная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Проектируя свою внеурочную деятельность, мы используем разнообразные формы проведения занятий, направленных на повышение интереса ребят по предметам.

Формы внеурочной деятельности нам широко известны:

— участие в предметных олимпиадах

— выпуск тематических газет,

-создание клубов знатоков,

-проведение викторин и тематических вечеров по предмету

-продуктивные (инновационные) игры,

— групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ,

-посещение объектов с исследовательской целью.

Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Примеры педагогических приемов и технологий, повышающих мотивацию учащихся.

Чтобы мотивировать учащихся, мы, конечно, используем разные формы организации деятельности, разные технологии на уроках, но всё же «рамки урока» (время, запланированный учебный материал) ограничивают нас в возможности выбора некоторых форм, в возможности более широко, полно, углублённо осуществить задуманное. Здесь-то и выступает «помощником» внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе форм, средств и методик, нежели учебная деятельность.

Приведу несколько примеров использования разных технологий и форм организации деятельности в рамках внеурочной деятельности:

Использование игровых технологий.

Цель учителя: закрепляем, и углубляем, и расширяем знания по предметам.

А дети, с большим удовольствием включаясь в игровую деятельность, может быть сами того не понимая, становятся участниками образовательного процесса. Для них – это в первую очередь, игра. Но, как показывает опыт, очень эффективная.

1. Игра «Иду в гости».

3. Игра «Интервью».

В процессе игры мы видим каждого ученика, мы можем индивидуально побеседовать с каждым и увидеть, где, в чём нужна помощь и, соответственно, корректировать и создавать для ребёнка «ситуацию успеха» ( ура! Получилось! Я понял! Я разобрался!) — что является одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у ученика.

Это и ребусы, кроссворды, выпуск газет, создание книг, выставки, спектакли и др.

Начальная школа активно участвует в творческих делах школы (праздники, проекты). Внутри классов есть индивидуальные проекты. Опять же во внеурочной деятельности в полной мере мы можем это осуществить.

Мы замечаем, что дети действительно раскрываются и психологически, и творчески, у них замечается положительная динамика по успеваемости. Дети полны разных идей. Они сами пытаются вносить разные предложения: «А можно я сделаю дополнительно…? А можно сделать вот это… ? А что если я…. А по тексту можно ещё вот так поработать…» А это и есть мотивация ребёнка, его желание что-то делать, вносить что-то новое, быть полезным. А задача учителя – это поддерживать.

В начале выступления было сказано – во внеурочной деятельности формируется потребность в приобретении знаний, а в урочной – удовлетворение этой потребности.

Закончить своё выступление хочу словами выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа:

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»,

А это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя сделать так, чтобы на его уроках было интересно приобретать знания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.

У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Оди.

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность».

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность».

Развитие творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность

В материале рассказывается о внеурочной деятельности в начальных классах «Волшебный сундучок», целью которой является создание работ в технике торцевания. Проделан отчёт о достижениях ребят .

Развитие индивидуальных способностей учащихся через внеурочную деятельность

Цель моей деятельности – развитие художественных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

Программа ВД на 4 года «Развитие коммуникативных навыков учащихся через внеурочную деятельность»

Программа развития класса расчитана на 4 года обучения в начальных классах. Включает в себя все стороны жизни человека. Учит ценить то, что человек имеет, и стремиться к тому, чего еще не достиг.

«Создание условий для развития способностей учащихся через внеурочную деятельность»

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобраз.

Источник

«Формирование мотивации на занятиях внеурочной деятельности»

«Формирование мотивации на занятиях внеурочной деятельности»

Без мотива нет поступка, нет действия. Что же движет нашими учениками, когда они хотят или наоборот не хотят учиться или идти на тот или иной урок? Как учить, чтобы научить? Как сделать процесс учения интересным и доступным для каждого ученика?

Мотивация – побуждение к действию, процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности

Чтобы правильно оценить действия ученика, надо, прежде всего, понять мотивы его действий. Поскольку нас интересуют мотивы нашего ученика в учебном процессе, мы будем рассматривать учебные мотивы его поступков.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет

Виды мотивов следующей классификации опираются на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой цель. Обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности.

Психологические условия возникновения познавательного интереса (как мотива) в процессе обучения:

· Трудность задания – основной внешний фактор. Наибольший комфорт и привлекательность вызывают задачи средней трудности.

· Чем более интересную творческую деятельность осуществляет ученик, тем более удовлетворяется его мотив личностного роста.

· Активность поисковых действий и правильное решение учебной задачи получает положительную оценку (одобрение учителя или коллектива класса, учебной группы), это способствует развитию уверенности ученика в своих силах (позитивная самооценка).

· Получаемые знания обладают новизной для учеников.

· Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой прогресс

Способы формирования мотивации учащихся во внеурочной деятельности:

· Эстетический вид и оснащённость кабинета

· Атмосфера энтузиазма, оптимизма и веры в способности и возможности учеников, пришедших на урок

· Разные типы уроков и разнообразные приёмы работы на уроке

Важный путь повышения учебной мотивации мне представляется во внеурочной деятельности. Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока

В своей работе на занятиях внеурочной деятельности я использую как ведущую технологию — технологию проблемного обучения.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого занятия, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями.

Технология проблемного диалога универсальна , так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

Приведу пример использования этой технологии на занятии внеурочной деятельности.

Источник

Читайте также:  Пинетки спицами самый простой способ вязания
Оцените статью
Разные способы