Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка.
23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах.
Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Оно возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.
В состав правительства входит возглавляющий правительство премьер-министр, который может иметь другие официальные названия – премьер, министр-председатель, государственный министр. Под руководством премьера работают министры, государственные министры, государственные секретари, парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами.
В составе правительства создаются более узкие структуры:
– Правительство и кабинет. Правительство включает всех министров, младших министров. Заседает и правит страной кабинет, включающий около 20 или немногим более министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою резиденцию на заседания обычно раз-два в неделю;
– Совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;
– Президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;
– Межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств.
Премьер-министр. От него зависит подбор кандидатур в состав правительства, остальных министров он назначает и смещает сам, принимает решения от имени правительства.
Способ и порядок формирования правительства определяются формой правления, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны:
1. В президентской республике глава государства назначает министров по своему усмотрению из известных деятелей своей партии, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата. Это президентский (внепарламентский) способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик.
2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента. Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства.
3. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными, словами, парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов.
По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой традиционный порядок формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран, глава государства назначает главу правительства, который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия.
Источник
Состав и формирование правительства
Полномочия правительства как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они охватывают важнейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ между исполнительной, законодательной и судебной властями.
В строгом понимании правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране.
Общая характеристика правительства и его компетенция.
IX. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств.
Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования:
• Правительство — в Чехии, Колумбии;
• Кабинет — в Японии;
• Совет министров — в Индии;
• Совет министров (Правительство) — во Франции, на Кубе;
• Государственный совет — в Китае;
• Федеральное правительство — в Германии;
• Федеральный совет — в Швейцарии;
• Административный совет — в КНДР и т.д.
Различия в наименовании не влекут за собой изменение сущности правительства. Оно создается практически при любых формах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране.
Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера: Кабинет — в Великобритании, Постоянное бюро — в Китае, Президиум — в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры — комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются.
С точки зрения своего политического состава правительство бывает:
• однопартийным;
• коалиционных;
• беспартийным.
Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) — образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате. (Великобритания).
Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) — образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство — это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. (Германия, Италия).
Беспартийное правительство — образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе.Полномочия:
• формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью (направление и координация деятельности аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства);
• участие в законодательной деятельности (использование делегированного законодательства, проявление законодательной инициативы);
• исполнение законов (активные действия правительства по претворению обязывающих предписаний законов, самостоятельная нормотворческая деятельность);
• составление и исполнение бюджета (здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат правительству);
• осуществление внешней политики (контролирует и направляет деятельность всех органов, осуществляющих внешнеполитические функции, комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения);
• полномочия в условиях чрезвычайного положения (во многих странах действует специальное законодательство (Великобритания, США, ФРГ и т.д.).
В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:
• парламентским;
• внепарламентским.
Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой в неконкретной форме (Италия, ФРГ, Индия). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республиках. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, т.к. правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.
В некоторых президентских республиках парламент все же принимает известное участие в формировании центральной исполнительной власти. Так, в США Президент производит назначения членов Кабинета по совету и с согласия Сената. Для производства назначений Президентом Филиппин требуется согласие парламентской комиссии по назначениям. Тем не менее, в обеих странах есть основания считать способ формирования правительства внепарламентским, ибо контроль за назначениями со стороны Сената США или комиссии по назначениям Конгресса Филиппин не носит политического характера (проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов на должности) и не зависит от исхода парламентских выборов.
Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.
— В Италии, ФРГ, Франции в состав правительства входят все главы центральных ведомств (министры, главы департаментов, государственные секретари), хотя в конституциях это не оговаривается.
— В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания, Польша).
Так, в Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке.
Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром (Великобритания, Франция). В других странах глава правительства называется председателем Совета министров (Италия), председателем Правительства (Испания, Чехия), министром-председателем (Болгария), федеральным канцлером (Германия и Австрия).
Глава правительства наделен большими полномочиями:
• устанавливает число министерских постов, формирует правительство, осуществляя назначение и смещение его членов;
• вносит на рассмотрение парламента законопроекты;
• докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений;
• осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления;
• организует проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
• руководит внешней политикой, заключает договоры;
• организует гражданскую службу;
• составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента;
• издает правительственные указы;
• принимает решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.
Источник
Порядок формирования Правительства
В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами: парламентским и внепарламентским.
Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой весьма в неконкретной форме (например, конституции Италии, ФРГ). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (например, в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.В случае, если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента (или его нижней палаты), то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.
В качестве примера парламентского способа формирования правительства приведем положения конституции Итальянской Республики. Так, в ст.92 говорится, что президент республики назначает председателя Совета министров (одного из лидеров партий парламентского большинства) и, по его предложению, министров. Однако затем, исходя из положений ст. 94, правительство должно получить доверие обеих палат парламента в течение десяти дней после его сформирования. Таким образом, юридическое закрепление кандидатуры председателя и состава правительства Италии осуществляет парламент республики с помощью важнейшего права — вынесения вотума доверия.
Другой пример. В Великобритании правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин парламента. По его рекомендации глава государства (королева Великобритании) назначает остальных членов правительства. В случае вынесения Палатой общин парламента вотума недоверия правительству оно должно подать в отставку.
В Германии главой правительства является Федеральный канцлер. Президент, как глава республики выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера, который избирается Бундестагом — палатой парламента Германии. В случае, если кандидат на пост Федерального канцлера не получает большинства голосов членов Бундестага, президент может распустить палату. Министры правительства назначаются и увольняются президентом по предложению Федерального канцлера. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или его отдельным членам, а только Федеральному канцлеру. В случае же отставки Федерального канцлера в отставку должно уйти и все правительство.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, так как правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.
В США, например, главой правительства — Кабинета является Президент США. Впрочем, можно сказать, что президент в США возглавляет всю структуру органов исполнительной власти. Должность премьер-министра в США не предусмотрена. Кабинет состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются президентом «по совету и с согласия» Сената. В соответствии с Конституцией США Сенат должен одобрить назначения президента на высшие государственные должности большинством в 2/3 голосов. Политическая практика США показывает, что отказов в одобрении со стороны верхней палаты Конгресса США практически не бывает, несмотря на ситуацию, когда правительство формируется одной партией, а большинство в парламенте принадлежит другой.
При смешанной форме правления, где сочетаются элементы президентской и парламентарной республик, также применяется внепарламентский способ формирования правительства. В качестве примера можно привести положения конституции Республики Франция. Так, в ст. 8 Конституции говорится, что президент республики назначает премьер-министра — главу правительства. По предложению премьер-министра он же назначает других членов правительства и может прекратить исполнение ими их служебных обязанностей. Однако правительство несет ответственность не только перед президентом республики, но и перед парламентом (ст. 20). Для нормальной работы правительство нуждается в доверии Национального собрания. В соответствии с Конституцией и парламентской традицией, решение премьер-министра об отставке правительства должно быть связано с «выражением недоверия» Национального собрания правительству.
Источник