Внеклассная работа как средство мотивации к изучению иностранного языка.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Поныровская средняя общеобразовательная школа»
« Внеклассная работа как средство мотивации к изучению иностранного языка ».
Учитель английского языка
МКОУ «Поныровкой СОШ»
п. Поныри Поныровского района
Алехина Елена Геннадьевна
Вопрос об организации внеклассной работы становится в современном образовании особенно актуальным, оно является одним из основных направлений развития общего образования на современном этапе. Внеклассная работа способствует овладению многими современными науками: литературой, музыкой, историей, географией, благодаря своей разносторонней направленности. В процесс овладения иностранными языками она вносит огромный вклад.
Еще в 2016 году Сергей Кравцов на расширенном заседании коллегии Минобрнауки РФ глава Рособрнадзора заявил о введении экзамена по иностранному языку после девятого класса с 2020 года и обязательного ЕГЭ по иностранному языку с 2022 года. Таким образом, планируется качественное изменение в ближайшее время экзаменационных моделей для государственного экзамена.
Перед учителями иностранного языка стоит важная задача: подготовить каждого учащегося школы к выпускному экзамену по иностранному языку, а ведь язык — это один из сложнейших школьных предметов. Неслучайно изучение иностранного в школьной программе начинается со 2 класса и продолжается весь период обучения, а количество уроков в неделю в среднем — 3часа.
Первым действительно мировым языком — языком всей планеты — удалось стать английскому. Чаще всего именно его выбирают школьники для изучения. И главная задача, стоящая перед учителем, — сделать все, чтобы привить интерес ребенка к языку и поддержать его вплоть до окончания школы.
Для выполнения этой задачи можно использовать хорошо зарекомендовавшие себя нетрадиционные формы уроков: урок — экскурсия, урок-интервью урок — игра, урок-проект и т.д. Они помогают в более увлекательной и живой форме развивать коммуникативные навыки учащихся. Но особая роль отводится внеклассной работе учителя-предметника. В тандеме с обязательными уроками она создает условия для более полного осуществления общеобразовательных и воспитательных целей обучения иностранному языку, а также расширяет сферу применения навыков и умений, полученных на уроках.
Внеклассная работа — отличное средство мотивации к изучению иностранного языка.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая определяет выбор приемов и средств, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, понимание или общение.
Просто не существует учащихся без мотивации к обучению. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником направленности и активности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, чувством долга перед своими близкими, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются порицанием, наказанием, угрозой, выговором, плохой оценкой.
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию смыслообразования и побуждения.
Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности, во внешних проявлениях. Учебно-познавательная мотивация младших школьников — это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Можно выделить еще пять типов мотивации:
1. Целевая мотивация – хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2. Мотивация успеха – если предмет «удается», то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
3. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
5. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
Можно рассмотреть мотивацию по важным функциям:
1. Развлекательная (игры, творчество)
2. Релаксационная (песни, стихи, рифмовки)
3.Самоконтроль (возможность видеть свой успех)
Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (цели, эмоции, мотивы) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придает деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.
Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о методике ее формирования.
В результате форсированного обучения дети порой, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут безынициативными и учатся подчиняться взрослым.
Актуальность данной проблемы, обусловлена поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.
Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка.
Не секрет, что 7-8 летние дети будут заниматься только тем, что им понятно, доступно, увлекательно и интересно. Игровые методики при изучении английского языка в начальной школе — основной способ формирования мотивации. При этом важно помнить, что игра проводится не ради игры, она всегда должна иметь определённую цель и результат на выходе, то есть, формировать у учеников конкретные речевые навыки (фонетические, грамматические, лексические, восприятие и понимание речи на слух, диалогическую и монологическую речь). Нужно стремиться к тому, чтобы все упражнения, используемые на занятиях для отработки учебного материала, носили речевую, коммуникативную направленность. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.
Внеурочная работа по английскому языку – дополнительный источник формирования мотивации и пробуждения интереса к изучению иностранного языка. Проведение недель иностранного языка, праздников, тематических вечеров помогает выявить способности школьников, дает возможность примерить накопленные знания и умения.
Урок, пусть даже самый удачный, имеет один недостаток: он ограничен по времени и не допускает отвлечений, даже когда класс остро интересуется каким-либо вопросом, поскольку есть установленный план занятия.
Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации. Это составная часть учебно-воспитательной работы, цель которой — формирование развитой, гармоничной личности ребенка.
Внеклассная работа помогает раскрыть индивидуальные способности и творческий потенциал учащегося, а также его умения и навыки, которые не всегда можно рассмотреть на уроке. Проведение подобных мероприятий направлено, в первую очередь, на удовлетворение интересов школьников, приобретение опыта в общении и других сферах деятельности. Кроме того, внеклассная работа — это эффективное средство для сплочения детей, развития таких социальных качеств, как коммуникативность, стремиться жить в мире друг с другом, умение подчиняться или руководить. Все это не только расширяет и углубляет знание языка, а также способствует формированию эстетических вкусов, духовно-нравственной сферы, развитию культурного кругозора, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Внеклассную работу по английскому языку можно определить как систему неоднородных по назначению, содержанию, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, которые выходят за пределы учебных образовательных программ.
Работа строится на следующих принципах:
─ принцип связи с жизнью;
─ принцип учета возрастных особенностей обучающихся;
─ принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
─ принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками английского языка;
─ принцип коммуникативной активности учащихся;
─ принцип межпредметных связей в подготовке и проведении мероприятий, что обогащает внеклассную работу по английскому языку и способствует повышению интереса к ней.
Нельзя не учитывать и такие условия как добровольность участия, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы, сочетание инициативы с направляющей ролью учителя, эстетичность всех проводимых мероприятий, четкая организация, гласность, методы педагогического стимулирования.
Среди разнообразных форм внеклассной работы по английскому языку можно выделить следующие:
*состязательные (различные конкурсы, игры, олимпиады);
*информационные (стенгазеты, рисунки, радиопередачи);
*культурно-массовые (вечер-праздник, концерт, спектакли).
Начальный этап организации внеклассной работы (2-4 классы) строится таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов. Некоторые участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах, предназначенных для определенной ступени обучения. Какие бы мероприятия ни проводились, главное, чтобы дети сказали: «Внеклассная работа – это самый лучший урок!»
Во время проведения недели английского языка всех ребят ждали викторины и соревнования. Также была проведен конкурс рисунков «Моя любимая буква» (2-е классы), «Мой дом — моя крепость» (5-е классы) и сочинений на тему «Почему для важно изучать иностранный язык» (3-и классы), изготовление книжек-малышек и буклетов «В мире Рифм» (4-е классы). Подводя итоги, скажу, что:
— Очень важна установка на успех.
— Встать на одну ступень с теми, кого обучаю (если у доски отвечает ученик – займите его место за партой, послушайте «из народа»).
— Приношу на урок хорошее настроение и оптимизм – они передаются учащимся и помогут сформировать у них мотивацию на успех.
— Немаловажно, что внеклассная работа призвана также организовать свободное время учащихся. Особенно это актуально в век гаджетов и социальных сетей, ведь ничего не может заменить живого человеческого общения.
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагога). М.,2000.
2. Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения / М.В. Зайцева // Первое сентября. — 2003. — № 1. – С. 2-4.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
4. Ляховицкий, М.В. Методика обучения иностранного языка в средней школе/ М.В.Ляховицкий. — М.: Высшая школа, 1982. – 154 с.
5. Пономарева Е . В . English For Kids. СПб ,1999.
6. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
7. Рогова, Г.В., Никитенко, З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников IV — VII классов \ Г.В. Рогова, З.Н.Никитенко // Иностранные языки в школе. — 1982.- № 6. – С.37.
8.Талызина, П.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / П.Ф. Талызина. — М.: Просвещение, 1988. – 136 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Статья на тему «Внеклассная работа по иностранному языку: формы и содержание»
Внеклассная работа по иностранному языку: формы и содержание
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Чтобы уменьшить падение интереса и уровня мотивации, учитель может многое сделать. Особое место здесь занимает внеклассная работа по предмету, регулярно проводимая многими учителями, которая обеспечивает наибольший процент активности учащихся и на уроках, что говорит о повышении интереса к предмету в целом. И это не удивительно, так как внеклассная работа по иностранному языку дает возможность ученикам использовать иностранный язык как средство общения, показывает широкие возможности его использования, доказывает необходимость изучения этого предмета.
В.А. Сухомлинский писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки… Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеклассной работе, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления.
1. ЦЕЛЬ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Современная школа имеет большой опыт проведения внеклассной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ можно охарактеризовать как систему неоднородных по содержанию, назначению и методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:
-усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
-расширение мировоззрения учеников;
-развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
— воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность, направлен
на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемым и развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.
На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношей приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них — неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников — необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность .учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Принципы внеклассной работы по ИЯ — исходные положения, которые определяют требования к ее содержанию, методов и организационных форм. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по ИЯ в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя — организатора внеклассной работы.
Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников развития, принцип связи внеклассной работы с уроками (В.И.Шепелева).
Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий. Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип связи внеклассной работы с уроками прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих учебно-методических комплексов по ИЯ.
Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку. Г.И.Мокроусова и Н.Ю.Кузовлева дополняют вышеупомянутые принципы принципами комплексности, увлеченности и развития инициативы и самодеятельности. Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по ИЯ должна воспитывать искреннего гражданина, который с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает. Этот гражданин должен быть честным, порядочным, понимать людей, с которыми общается, уважать и понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимо прививать ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и понимать музыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разный реквизит к спектаклям.
Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.
Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководя этим процессом. Самодеятельность — это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее. Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику и формы внеклассного общения.
Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.
3. ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И.Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые — к неструктурным.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов — литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
Форма теснейшим образом связана с содержанием, она его производное, зависит от него. Значит, главным и основным критерием в определении формы работы должно быть содержание.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
2) средства массовой информации,
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации — стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.
В педагогической литературе есть понятие «объединяющие формы внеклассной работы» (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму. Как «домашнее задание» участники клуба готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и драматургов.
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.
I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы. Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов, диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.
// этап — это проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение от своего участия в празднике
Образец плана проведения Недели иностранного языка в школе
Объявление по школьном радио об открытии Недели. Открытие выставки стенгазет.
Викторина, посвященная обычаям и традициям страны, язык которой изучаетс.
Ролевая игра «Телемост» (между столицами родной страны и страны, язык которой изучается).
III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отметился.
Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является «Школьный почтамт», который помогает ученикам в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том, как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.
Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
» информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;
» коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;
» ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать «набор» ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;
» ориентация задач на повышение языковой активности учеников;
эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.
К таким требованиям можно отнести следующие:
1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы. Внеклассная работа таким образом может оказать положительное воздействие на учебную деятельность учащихся на иностранном языке.
Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается в какой-то мере к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком . Наиболее полная реализация этого методического требования возможна при соблюдении ряда условий.
Во-первых, тематика учебного языкового материала и последовательность его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и во внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его. Учебники по иностранным языкам позволяют развивать, комбинировать и объединять учебную тематику в новых ситуациях общения и в новых темах во внеурочных мероприятиях в основном в пределах изученного языкового материала.
На этой базе возможно проведение массовых школьных мероприятий на иностранном языке. Разумеется, введение определенного количества нового языкового материала неизбежно и даже желательно, потому что этот материал позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности и тем самым существенно обогащать индивидуально-речевой опыт учащихся в иностранном языке. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать внеклассные занятия большим количеством нового материала, потому что это снижает интерес учащихся к такого рода занятиям в силу его трудности, недоступности, особенно для экспрессивных видов речевой деятельности учащихся.
Вторым условием реализации органической связи учебной и внеклассной работы является заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеурочной работы.
Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальности, склонности и уровень подготовки учащихся по языку.
Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), возраста учащихся, специфики внеклассной работы является одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся (об этом см. далее).
2. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы (например, в кружках, массовых мероприятиях). Без этого невозможно выполнение следующего третьего требования.
3. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год (см. об этом далее).
4. Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В настоящее время использование средств сети Интернет во внеклассной работе стало очень популярным и доступным.
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик в сети во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком?
1. Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формированию или совершенствованию грамматических, лексических навыков.
2. Проектная деятельность учащихся является распространенным видом работы с использованием Интернет.
Это наиболее эффективная деятельность учащихся во внеурочное время. Однако сразу следует оговориться, что ее эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны педагогов. Так чем же так привлекательна проектная деятельность для учебного процесса по иностранному языку? Ответ вполне очевиден. Только с помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов в исполнении носителей языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур. В Интернете школьники и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информацию о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, информацию об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздниках и т.д. Можно побеседовать в режиме on-line (в режиме реального времени), пользуясь услугами IRC (Internet Relay Chat) со сверстниками или со специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Вот почему совместные международные проекты с носителями языка столь привлекательны для изучения иностранных языков. Олимпиады, викторины на иностранном языке могут также вносить свою лепту в совершенствование иностранного языка, но они касаются, в основном, продвинутых учащихся. В проектах же участвуют все.
Проекты могут выполняться, как на уроке, так и во внеурочное время. Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания учащихся в процессе работы над проектом. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Проект не должен ограничиваться темой. Нужна пусть небольшая, но значимая проблема. Только таким образом удается переключить внимание школьников с формы высказывания на содержание.
Мысль ребят в этом случае занята тем, как решить проблему, какие найти рациональные способы ее решения, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. В основе речевой деятельности, как мы знаем, лежит именно мысль. Язык является средством формирования и формулирования мысли. Если проблема решается в совместной деятельности с носителями языка, нет возможности обсуждать эту проблему на родном языке. Необходимо донести свои мысли до партнеров и точно понять ход их мыслей. Всю работа по обсуждению проблемы, поиску ее решения лучше проводить на уроке в группах с тем, чтобы ребята вели все обсуждения, дискуссии на иностранном языке, готовили материал совместно, распределяя роли для каждого участника проекта с нашей стороны. Многое зависит от проблемы, которая предлагается для решения. Если проблема оказывается интересной, как для наших школьников, так и для школьников из других стран, то возникают подходящие условия для организации международного телекоммуникационного проекта. Поиск партнеров под свою проблему — дело нелегкое, здесь необходима настойчивость, время. Если найдены зарубежные партнеры, которых данная проблема заинтересовала, необходимо, прежде всего, познакомиться. Для этого принято обмениваться так называемыми представительскими письмами. Можно воспользоваться web-страничками своих школ или даже личными страничками, сообщив потенциальным партнерам адреса. Тогда можно познакомиться поближе, увидеть друг друга на фотографиях, показать свою школу и т.д. После знакомства можно договориться о подгруппах-партнерах с каждой стороны, распределив между этими подгруппами задачи общего проекта. Далее приступают к обсуждению плана совместных действий, сроков промежуточных результатов и итоговых, способов оформления результатов. Договариваются в случае необходимости об он-лайновых чатах, конференциях. Можно создать совместную web-страничку, на которой будут размещаться итоговые материалы совместного проекта, результаты дискуссий. Все необходимые письма, материалы обсуждаются в классе. Проект идет как бы внутри класса и вне его, в Интернете. Письма партнеров также могут обсуждаться в группах на уроках.
Это один возможный вариант. Могут быть, разумеется, и чисто внеклассные проекты, особенно, если ребята присоединяются к какому-то предлагаемому в сетях международному проекту. Такие проекты всегда организуются вокруг какой-то интересной проблемы. Если предлагаемая проблема интересна для группы школьников или даже для отдельных школьников, надо стимулировать их к индивидуальной или групповой проектной деятельности во внеурочное время. Но и в этом случае нельзя отпускать их в свободное плавание. Контроль и необходимая помощь должны оказываться систематически. В противном случае, если ученик не видит искренней заинтересованности учителя, родителей в его деятельности, энтузиазм быстро гаснет. Дел у наших ребят и так хватает, а проектная деятельность весьма трудоемка.
Очень интересны межпредметные проекты, также организуемые вокруг определенной проблемы. Это могут быть международные проекты по экологии, географии, демографические проекты, исторические, творческие, пр. Но если они международные, значит они должны проводиться на иностранном языке. В любом случае в проектной деятельности с носителями языка иностранный язык выступает в своей основной функции — средства формирования и формулирования мысли, средства общения. Причем общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается школьниками. Следовательно, овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Ребята не только решают проблему совместно, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров, узнают массу интересных вещей друг о друге, о которых порой и не догадывались. И что особенно важно и ценно, они учатся понимать друг друга и осознавать тот факт, что все мы живем на одной планете, что делить нам нечего. Значит надо научиться уважать друг друга. В настоящее время проектная деятельность стала наиболее популярным видом деятельности школьников в сетях. Вместе с тем, как это часто бывает, когда что-то входит в моду, проектом именуют все что угодно. Учитель предлагает собрать материал по родному краю — проект, выпустить газету — проект, организовать вечер английского языка — проект. Если обратиться к семантике слова, то, возможно, они и правы. Но с педагогической точки зрения, нас интересуют способы, пути достижения целей воспитания и развития. Именно поэтому мы в свое время обратились к методу проектов, понимая под этим совокупность приемов, операций, направленных на решение определенной исследовательской проблемы, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
Можно сформулировать основные требования к использованию метода проектов в курсе иностранного языка:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах St.Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers’ Day, etc; организация путешествий в разные страны, сопоставление особенностей такой организации для путешествия в нашей стране и за рубеж; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий, много других);
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута со всеми подробностями, касающимися особенностей зарубежной поездки; план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»,творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):
1. Цели проекта с определением знаний, умений, навыков, которые должны приобрести школьники в результате работы над проектом.
2. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
3. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
4. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах ( в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы.
5. Обсуждение оформления результатов.
6. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
7. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
Выдвижение новых проблем.
Важно обратить внимание учителей на сам факт исключительной роли международных телекоммуникационных проектов для целей овладения иностранным языком.
При работе с компьютером деятельность учащихся чаще носит характер индивидуальной деятельности, особенно, если ученик работает не в школьной медиатеке, а у себя дома, за собственным домашним компьютером.
В медиатеке за одним компьютером часто работают несколько учащихся, причем работают совместно. То, что реально один из них осуществляет поиск информации в сети, не является столь уж важным фактом. Главное, что они совместно обсуждают саму проблему и возможные пути поиска нужной информации. Ожидать, что это обсуждение происходит на иностранном языке — верх наивности, разумеется, на родном языке. Но сама информация, необходимая им для тех или иных целей проекта должна быть на иностранном языке или предполагается ее использовать в задании на иностранном языке.
В своей деятельности я уделяю огромное значение внеклассной работе, которая решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.
Внеурочная и внешкольная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения .
Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.
Ежегодно мои учащиеся принимают активное участие в неделе иностранного языка. Мы выпускаем газеты и плакаты, я провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на иностранном языке ( “Кто хочет быть миллионером”, “ Звездный час”и т.д.) Проекты выполняются учениками уже в начальной школе (например: нарисуй алфавит), учащиеся средней школы выполняют более серьезные проектные работы, учатся работать в команде, так, например, семиклассники представляли проекты по защите окружающей среды, девятиклассники рассказывали о проблемах современной молодежи, о выборе будущей профессии).
Мероприятия мы проводим с использованием мультимедийных средств, ученики выполняют творческие работы, пишут и представляют доклады
( например, девятиклассники писали доклады о знаменитых поэтах и писателях), используя компьютеры и Интернет, делают компьютерные презентации (семиклассники создавали презентации по защите окружающей среды, восьмиклассники — о путешествии по Германии), учащиеся с удовольствием выполняют задания в компьютерном варианте, мне самой, как и ученикам, очень нравится проводить мероприятия с помощью учебных презентаций. Я также веду работу по осознанию учащимися сущности языковых явлений, различий в системе понятий родного и иностранного языка, сквозь которые люди могут воспринимать действительность, понимать друг друга, что помогает воспитывать у учащихся потребность и готовность включиться в диалог культур. Сейчас ребята сами находят контакты с немецкими ровесниками. Мой ученик, Александр Рубцов, сам познакомился, подружился и пригласил к нам в школу немецкого друга на общешкольное внеклассное мероприятие „ Диалог двух культур“, где ребята из разных классов задавали друг другу интересные вопросы, младшие школьники показали сценки, танец, пели песни, обменялись небольшими подарочными сувенирами.
В нашем городе и районе ежегодно проводятся различные конкурсы , олимпиады , викторины , конференции , фестивали, в которых мы также принимаем участие. Мне и моим ученикам очень нравиться принимать участие в таких мероприятиях . Ведь подготовка требует огромных усилий , раскрытие своих способностей , проявление творческих способностей , открытие в себе новых талантов , дает возможность научиться мыслить , грамотно оформлять свои выводы , систематизировать данные и работать в команде . Это не только хороший способ углубить свои знания по предмету , но и возможность проявить себя . А каждому участнику выдаются сертификаты , грамоты , дипломы , памятные подарки , а также свидетельства , которые могут стать отличным дополнением к характеристике и аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования.
1. М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов — Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М: Высшая школа,1982
2. Л.З. Якушина- Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку, М: Высшая школа,1990
3. Я.М. Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева — Практическая методика обучения иностранному языку, М: Издательский центр «Академия», 2001
4. З.М.Цветкова — Особенности факультативных занятий для старшеклассников
5. В.И. Шепелева. Принципы организации внеклассной работы
6. Мокроусова Г.И, Кузовлева Н.Е – Организация внеклассной работы в школе, М.: Просвещение, 1989
Источник