Методы маркетинговых исследований
Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение, эксперимент. Выбор конкретного метода зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака (человек, предмет).
Таблица 1 — Методы сбора информации
Метод | Определение | Формы | Экономический пример | Преимущества и проблемы |
Первичные исследования | Сбор данных при их возникновении | |||
Наблюдение | Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения | Полевое и лабораторное, личное, с участием и без участия наблюдающего | Наблюдение за поведением потребителей в магазине перед витринами | Часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются наблюдению. Высокие расходы |
Интервью | Опрос участников рынка и экспертов | Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное | Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок, фирм и мотивации | Исследование невоспринимаемых обстоятельств (мотивов, например). Надежность интервью, влияние интервьюера, репрезентативность выборки |
Панель | Повторяющийся сбор данных в одной группе через равные промежутки времени | Торговая, потребительская | Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов | Выявление развития во времени. Смертность панели, эффективность панели |
Эксперимент | Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов | Полевые, лабораторные | Тест рынка, исследование продукта и рекламы | Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных Контроль ситуации, реалистичность условий. Большие затраты времени и денег. |
Вторичные исследова-ния | Обработка уже имеющихся данных | Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики | Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных |
Наблюдение – сбор первичных данных, когда исследователь наблюдает за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события.
Например, производители продуктов питания посылают своих исследователей в супермаркеты , где они узнают все о ценах конкурирующих товаров или о том сколько места они занимают на полках и как демонстрируются розничными торговцами.
Музеи оценивают популярность различных экспонатов по степени износа пола вокруг них.
Наблюдение можно использовать для получения информации, которую люди не хотят или не в состоянии предоставить. Вместе с тем существуют вещи, которые невозможно определить путем наблюдения: чувства, мотивы или поведение. Плохо поддаются наблюдению события, происходящие в течение длительного времени или происходящие редко. Поэтому исследователи часто пользуются наблюдением в сочетании с другими методами сбора информации.
Эксперимент предусматривает плановое воздействие на события. Это активный метод. В ходе эксперимента выделяют сопоставимые группы людей и контролируют переменные составляющие и реакции групп в различных ситуациях. Цель эксперимента – выявить причинно-следственные связи.
Чтобы узнать влияние цены на сбыт, нужно провести простой эксперимент. Нужно представить товар в одном городе по одной цене, а в другом по другой. При выборе схожих городов и маркетинговых мероприятий различия в объеме продаж можно связать с фактором цены. Более сложные эксперименты могут включать другие переменные и другие места.
Опрос— сбор первичных данных, направленных на выяснение знаний, взглядов, предпочтений потребителей и особенностей покупательского поведения. Опрос лучше всего подходит для сбора описательной информации. Опросы могут проводиться в устной или письменной форме.
Способы связи с аудиторией. Информацию можно собирать по почте, телефону, посредством личного интервью и с помощью Internet.
Критерии оценки для выбора той или иной формы опроса приведены в табл. 2.
Таблица 2 — Критерии оценки различных форм опроса
Критерий | Форма опроса | ||
письменная | личное интервью | телефонная | |
Доля ответивших | — | + | |
Затраты | + | — | + |
Влияние интервьюера | + | — | |
Объем опроса | — | + | — |
Соблюдение порядка вопросов | — | + | + |
Влияние посторонних | — | + | |
Быстрота получения результатов | — | — | + |
Неправильное истолкование вопросов | — | + | + |
Комплексность информации | — | + | |
Гарантии анонимности | — | + | — |
Учет несловесной реакции | — | + | — |
Примечание. Знак «+» означает, что данная форма опроса имеет преимущества с точки зрения этого критерия, — недостатки, пробел — отсутствие как особых преимуществ, так и недостатков. Например, письменный опрос требует относительно невысоких затрат, однако не исключает влияния посторонних лиц на формулирование ответов.
Анкета – самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.
В ходе разработки анкеты исследователь отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Выделяют 2 типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос содержит все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них.
Открытый вопрос дает опрашиваемому возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше информации, но ответы на закрытые вопросы легче интерпретировать, сводить в таблицы, подвергать статистическому анализу.
До начала широкого использования анкеты вопросы следует предварительно опробовать. Большое значение имеет последовательность вопросов. Первый из них должен пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце интервью. Вопросы следует задавать в логической последовательности.
Помимо анкет используют также и технические средства. Для замеров интенсивности интереса и чувств опрашиваемого при изучении конкретного рекламного объявления используют энцефалографы, гальванометры и др. приборы.
Измерение спроса.
Измерение и прогнозирование спроса носит многоуровневый характер. Спрос можно измерить на шести различных уровнях товара:
· Единица ассортимента товара,
· Объем продаж компании,
· Объем продаж в отрасли,
· Общий объем продаж.
На пяти пространственных уровнях:
На трех временных уровнях:
Обычно текущий рыночный спрос оценивают в трех различных аспектах.
С точки зрения совокупного рыночного спроса, регионального рыночного спроса, фактического сбыта и доли рынка.
Совокупный рыночный спрос – это общее количество товаров, которое может быть приобретено определенной группой потребителей за определенный период времени.
Совокупный рыночный спрос – это не фиксированное число, а функция заданных условий, таких как уровень маркетинговых усилий, состояние окружающей среды и т.д.
Обычно для оценки совокупного рыночного спроса используется выражение:
где Q – совокупный рыночный спрос,
n –число покупателей на рынке,
q – количество покупок, произведенных средним покупателем за год,
Источник
Документ. Документ Microsoft Word (2). Модуль 1 Какие из перечисленных ниже организаций не принадлежат к микроокружению современного предприятия
Название | Модуль 1 Какие из перечисленных ниже организаций не принадлежат к микроокружению современного предприятия |
Анкор | Документ |
Дата | 23.05.2020 |
Размер | 88.42 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Документ Microsoft Word (2).docx |
Тип | Документы #124950 |
страница | 3 из 10 |
Подборка по базе: Вопросы к коллоквиуму для студентов 1 курса лечебного факультета, КР модуль 1 Суший Д.В..pdf, 3 модуль Айдарбекова А.К.doc, Вопросы к коллоквиуму для студентов 1 курса лечебного факультета, 2 модуль -1.docx, Коллоквиум по химии – первый модуль.docx, ИЗ модуль 17 от 15.09.2021.docx, практическое задание 3, модуль 3 Основы профдиагностики и профес, Практическое задание 3, Модуль 3. Современные педагогические тех, ВЖЖ 3 сабак 1 Модуль.doc 106. К какому виду исследования рынка относится интервьюирование? 1) Кабинетные исследования; 2) Полевые исследования; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 107. К какому виду исследования рынка относится наблюдение? 1) Кабинетные исследования; 2) Полевые исследования; 3) Не относится к исследованиям; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 108. К какому виду исследования рынка относится анкетирование? 1) Кабинетные исследования; 2) Полевые исследования; 3) Не относится к исследованиям; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 109. К какому виду исследования рынка относится изучение различных справочников и статистической литературы? 1) Кабинетные исследования; 2) Некабинетные исследования; 3) Полевые исследования; 4) Не относится к исследованиям; 5) Все ответы верны; 6) Нет верного ответа. 110. К какому виду исследования рынка относится работа с интернетом? 1) Кабинетные исследования; 2) Некабинетные исследования; 3) Полевые исследования; 4) Не относится к исследованиям; 5) Все ответы верны; 6) Нет верного ответа. 111. совокупность сведений об объекте, перемещающихся в устойчивом направлении, представляет собой: 2) Информационный поток; 3) Маркетинговую информационную систему; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 112. Маркетинговое наблюдение представляет собой: 1) Источник внешней маркетинговой информации; 2) Систему сбора и обработки внешней текущей информации; 3) Метод сбора маркетинговой информации; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 113. Источник информации, передающий сведения о состоянии других объектов, является: 1) Источником первичной информации; 2) Источником вторичной информации; 3) Сводкой результатов маркетингового исследования; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 114. Маркетинговая информация в зависимости от стадии переработки может быть: 5) Все ответы верны; 6) Нет верного ответа. 115. Маркетинговая информация в зависимости от охвата: 5) Все ответы верны; 6) Нет верного ответа. 116. Какие кабинетные методы исследования рынка могут использоваться специалистами по маркетингу? 1) Выборочное наблюдение; 2) Сплошное наблюдение; 3) Телефонный опрос; 4) Проведение экспериментальной продажи товара; 5) Анализ отчетов предыдущих исследований. 117. Традиционный анализ документов представляет собой: 1) Анализ цепочки умозаключений, отражающих суть материала с конкретной точки зрения; 3) Анализ отношения автора к описываемым событиям; 4) Все ответы верны; 5) Верного ответа нет. 118. Под информативностью первого рода понимается: 1) Совокупность сведений, изложенных в документе; 2) Совокупность намерений автора донести определенный смысл; 3) Основное содержание текста; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 119. Предприятию необходимо оценить в процентах ту часть посетителей магазина, которые сделали покупки. Какой метод исследования целесообразно использовать? 4) Кабинетное исследование; 5) Нет правильного ответа; 6) Все ответы верны. 120. Исследование зависимости между объемом рекламы и ценой товара может быть проведено с помощью: 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 121. Проведение тестирования товара предполагает: 1) Эксперимент в лабораторных условиях; 2) Эксперимент в полевых условиях; 3) Наблюдение в лабораторных условиях; 4) Наблюдение в полевых условиях; 5) Все ответы верны; 6) Нет верного ответа 122. Характерной чертой наблюдения как метода получения маркетинговой информации является: 1) Активное участие наблюдателя в изучаемом процессе; 2) Использование естественных условий для проведения исследований; 3) Пассивная регистрация событий; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 123. Непрямое наблюдение предполагает, что: 1) Наблюдаемый человек не знает о проведении исследования; 2) Наблюдается поведение человека со стороны; 3) Наблюдается поведение человека с помощью приборов; 4) Наблюдается результат поведения человека; 5) Все ответы верны; 6) Нет верного ответа 1) Особый метод исследования, заключающийся в многоразовом обследовании отдельной группы респондентов; 2) Вид опроса, представляющий собой групповое интервью в форме свободного обсуждения заданной темы; 3) Вид опроса, характеризующийся четко заданной структурой, периодичностью проведения и ограниченностью круга респондентов; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 125. Закрытые вопросы анкеты не следует использовать в тех случаях, когда: 1) Необходимо отобрать респондентов по некоторым признакам; 2) У респондентов существует четкое и осознанное представление об исследуемой проблеме; 3) Требуется получить сведения о респонденте; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 126. Вопросы, именуемые «детектор», используются для проверки: 1) Уровня знаний респондента о предмете исследования; 2) Искренности высказываний респондента; 3) Правильности составления анкеты; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 127. Открытые вопросы используются тогда, когда: 1) У аудитории не имеется четкой позиции в отношении поставленной проблемы; 2) Необходимо получить оценку респондентом какого-либо события; 3) Требуется разнообразная группировка респондентов; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 128. Открытые вопросы анкеты не включают в себя: 1) Завершение предложения; 3) Все ответы верны; 4) Нет верного ответа 129. Возможность учитывать невербальную информацию реализуется таким способом связи, как: 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 130. Влияние посторонних факторов больше всего проявляется при следующем способе связи с аудиторией: 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 131. сложность вопросов может быть препятствием для использования такого вида связи с аудиторией, как: 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 132. Контроль над проведением интервью не преследует следующие цели: 1) Изучение впечатления об интервьюере; 2) Изучение отношения к опросу; 3) Изучение понимания смысла отдельных вопросов; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 133. Контроль над проведением интервью преследует следующие цели: 1) Изучение впечатления об интервьюере; 2) Изучение отношения к опросу; 3) Изучение понимания смысла отдельных вопросов; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 134. Правила поведения интервьюера и содержание вводной беседы определяются: 1) Международным кодексом по проведению маркетинговых исследований; 2) Инструкцией интервьюера; 3) В зависимости от ситуации по усмотрению интервьюера; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 135. Правила поведения интервьюера и содержание вводной беседы не определяются: 1) Международным кодексом по проведению маркетинговых исследований; 2) Инструкцией интервьюера; 3) В зависимости от ситуации по усмотрению интервьюера; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 136. Какой способ связи с аудиторией характеризуется низким возвратом данных: 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 137. Какой способ связи с аудиторией характеризуется высоким возвратом данных: 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа 138. В качестве цели эксперимента может быть заявлено: 1) Определение потенциального объема продаж нового товара; 2) Исследование зависимости между ценой и объемами сбыта товара; 4) Все ответы верны; 5) Нет верного ответа. 1) Охватывает только функции продажи и рекламы; 2) Основывается на прогнозировании и удовлетворении потребностей покупателей в масштабах предприятия; 3) Является социально-экономическим процессом; 4) Занимается удовлетворением кратковременных потребностей общества; 5) Направлен на удовлетворение долгосрочных целей общества. 1) Является социальным процессом; 2) Занимается движением продуктов от производителей к конечным потребителям; 3) Основывается на положении, что, в принципе, производители и покупатели имеют разные цели, ресурсы и потребности; 4) Влияют на уровень и качество жизни данного общества; 5) Все ответы верны. 141. Какая из перечисленных ниже функций не является маркетинговой функцией? 3) Определяющая риск; 4) Анализирующая рынок. 142. Какой из девизов отображает содержание принципа маркетинга «Влияние на рынок»: 1) «Производить то, что продается, а не продавать то, что производиться»; 3) «Создавая товар, создавай и потребителя». 143. Какой из девизов отображает содержание принципа маркетинга «Знание рынка»: 1) «Производить то, что продается, а не продавать то, что производиться»; 3) «Создавая товар, создавай и потребителя». 144. Какой из девизов отображает содержание принципа маркетинга «приспособление к изменениям рынка»: 1) «Производить то, что продается, а не продавать то, что производиться»; 3) «Создавая товар, создавай и потребителя». 145. Элементы маркетинга-микс: 1) Продукт, цена, место, продвижение; 2) Продукт, упаковка, товарная марка, цена, продвижение; 3) Продукт, ассортимент, упаковка, товарная марка, послепродажное обслуживание; 4) Продукт, цена, продвижение, стимулирование; 5) Продукт, цена, место, люди, продвижение. 146. Элементы маркетингового комплекса: 1) Продукт, цена, место, продвижение; 2) Продукт, упаковка, товарная марка, цена, продвижение; 3) Продукт, ассортимент, упаковка, товарная марка, послепродажное обслуживание; 4) Продукт, цена, продвижение, стимулирование; 5) Продукт, цена, место, люди, продвижение. 147. Элементы системы маркетинга «5Р»: 1) Продукт, цена, место, продвижение; 2) Продукт, упаковка, товарная марка, цена, продвижение; 3) Продукт, ассортимент, упаковка, товарная марка, послепродажное обслуживание; 4) Продукт, цена, продвижение, стимулирование; 5) Продукт, цена, место, люди, продвижение. 148. Функции маркетинга: 1) Маркетинговые исследования, разработка и планирование ассортимента, сбыт и распределение, реклама и СТИС; 2) Маркетинговые исследования, производство товаров, сбыт, реклама; 3) Исследования рынка, производство товаров, реклама, доведение товара до потребителя. 149. Виды маркетинга в зависимости от уровня использования: 1) Маркетинг на внутреннем и внешнем рынках, экспортный и международный маркетинг; 2) Микромаркетинг, макромаркетинг, метамаркетинг; 3) Маркетинг товаров, услуг, предприятий, отдельных лиц, мест, территорий, идей; 5) Синхромаркетинг, поддерживающий, стимулирующий, ремаркетинг, демаркетинг; 6) Тактический, операционный, стратегический; 7) Маркетинг ориентированный на потребителя, маркетинг ориентированный на товар, смешанный маркетинг; 8) Интегрированный маркетинг, неинтегрированный маркетинг; 9) Концентрированный, дифференцированный, недифференцированный. 150. Виды маркетинга в зависимости от области использования использования: 1) Маркетинг на внутреннем и внешнем рынках, экспортный и международный маркетинг; 2) Микромаркетинг, макромаркетинг, метамаркетинг; 3) Маркетинг товаров, услуг, предприятий, отдельных лиц, мест, территорий, идей; 4) Производственный (промышленный), потребительский маркетинг; 5) Синхромаркетинг, поддерживающий, стимулирующий, ремаркетинг, демаркетинг; 6) Тактический, операционный, стратегический; 7) Маркетинг ориентированный на потребителя, маркетинг ориентированный на товар, смешанный маркетинг; 8) Интегрированный маркетинг, неинтегрированный маркетинг; 9) Концентрированный, дифференцированный, недифференцированный. 151. Виды маркетинга в зависимости от вида товара: 1) Маркетинг на внутреннем и внешнем рынках, экспортный и международный маркетинг; 2) Микромаркетинг, макромаркетинг, метамаркетинг; 3) Маркетинг товаров, услуг, предприятий, отдельных лиц, мест, территорий, идей; 4) Производственный (промышленный), потребительский маркетинг; 5) Синхромаркетинг, поддерживающий, стимулирующий, ремаркетинг, демаркетинг; 6) Тактический, операционный, стратегический; 7) Маркетинг ориентированный на потребителя, маркетинг ориентированный на товар, смешанный маркетинг; 8) Интегрированный маркетинг, неинтегрированный маркетинг; 9) Концентрированный, дифференцированный, недифференцированный. 152. Виды маркетинга в зависимости от сферы деятельности: 1) Маркетинг на внутреннем и внешнем рынках, экспортный и международный маркетинг; 2) Микромаркетинг, макромаркетинг, метамаркетинг; 3) Маркетинг товаров, услуг, предприятий, отдельных лиц, мест, территорий, идей; 4) Производственный (промышленный), потребительский маркетинг; 5) Синхромаркетинг, поддерживающий, стимулирующий, ремаркетинг, демаркетинг; 6) Тактический, операционный, стратегический; 7) Маркетинг ориентированный на потребителя, маркетинг ориентированный на товар, смешанный маркетинг; 8) Интегрированный маркетинг, неинтегрированный маркетинг; 9) Концентрированный, дифференцированный, недифференцированный. 153. Виды маркетинга в зависимости от спроса: 1) Маркетинг на внутреннем и внешнем рынках, экспортный и международный маркетинг; 2) Микромаркетинг, макромаркетинг, метамаркетинг; 3) Маркетинг товаров, услуг, предприятий, отдельных лиц, мест, территорий, идей; 4) Производственный (промышленный), потребительский маркетинг; 5) Синхромаркетинг, поддерживающий, стимулирующий, ремаркетинг, демаркетинг; 6) Тактический, операционный, стратегический; 7) Маркетинг ориентированный на потребителя, маркетинг ориентированный на товар, смешанный маркетинг; 8) Интегрированный маркетинг, неинтегрированный маркетинг; 9) Концентрированный, дифференцированный, недифференцированный. Источник |