Влажность воздуха это способы определения влажности воздуха 8 класс физика

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Содержание

Вещества могут переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в газообразное. Последнее превращение называют парообразованием, которое может проходить путем испарения или кипения.

Кипение происходит при определённой температуре для каждой жидкости. А вот испарение жидкости, напротив, происходит при любой ее температуре.

Значит, испарение на нашей планете происходит непрерывно: испаряется вода с поверхностей озер, океанов, рек, различной растительности и т. д. Вследствие этого воздух в нашей атмосфере всегда содержит в себе водяные пары.

Влажность – это понятие, которое характеризует содержание водяного пара в атмосфере. В данном уроке мы разберем понятия абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы, познакомимся с приборами для измерения влажности воздуха.

Абсолютная и относительная влажность

Количество водяных паров в воздухе при определенной температуре определяет степень влажности. Но как эту степень оценить? В этом нам помогут два новых определения: абсолютная влажность и относительная влажность.

Абсолютная влажность $\rho$ – это физическая величина, показывающая, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом $1 \space м^3$ при данных условиях, т. е. плотность водяного пара.
$\rho = \frac$.

Обратите внимание, что, рассчитывая плотность различных веществ, мы использовали стандартную единицу измерения – $\frac<кг><м^3>$. Для абсолютной влажности принято применять внесистемную единицу измерения плотности – $\frac<г><м^3>$.

Степень влажности определяется фактором того, насколько водяной пар близок или далек от состояния насыщения.

  • Чем больше в воздухе водяных паров, тем ближе пар к состоянию насыщения
  • Чем выше температура воздуха, тем большее количество водяных паров требуется для его насыщения

Вспомним: насыщенным называют пар, который находится в динамическом равновесии со своей жидкостью. Число молекул, вылетающих из жидкости, становится равно числу молекул, возвращающихся в нее.

Соответственно, зная только абсолютную влажность, нельзя сказать сухой это воздух или влажный, насколько он близок к состоянию насыщения.

Чаще всего водяной пар, содержащийся в воздухе, является ненасыщенным. Если бы водяной пар в воздухе был всегда насыщенным, то все, что находится на земной поверхности, никогда бы не высыхало.

Относительная влажность воздуха $\varphi$ – это отношение абсолютной влажности воздуха $\rho$ к плотности $\rho_0$ насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженной в процентах.
$\varphi = \frac<\rho> <\rho_0>\cdot 100 \%$.

Т.е., относительная влажность характеризует процентное содержание влаги в воздухе. Наиболее благоприятной для человека считается относительная влажность воздуха $40-60 \%$.

Точка росы

В любом случае в воздухе находится водяной пар. Если мы будем понижать температуру воздуха, то при определенной температуре сможем довести пар, содержащийся в нем, до состояния насыщения.

Если после этого продолжать снижать температуру, то пар начнет конденсироваться. В итоге, образуется туман, и выпадают капельки росы. Здесь у нас появляется еще одна новая величина, которая тоже характеризует влажность воздуха, – точка росы.

Точка росы – это температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным.

Влажность воздуха измеряют с помощью специальных приборов: конденсационных и волосных гигрометров и психрометров.

Конденсационный гигрометр

Рассмотрим устройство и принцип работы конденсационного гигрометра (рисунок 1). С помощью него можно определить абсолютную влажность воздуха по точке росы.

В его основе – небольшая металлическая коробка 1. Ее передняя стенка 2 окружена кольцом 3. Поверхности этих элементов хорошо отполированы. Между ними помещена теплоизолирующая прокладка 4. К самой коробке присоединена резиновая груша 5. Внутрь коробки вставлен термометр 6.

Заполним коробку, например, эфиром. Вы уже знаете, что эта жидкость достаточно быстро испаряется. Начнём продувать воздух через коробку с помощью груши. Так мы ускорим испарение эфира, коробка быстро охладится. Вскоре на полированной поверхности появятся капельки росы.

Отметим температуру, которая наблюдается в данный момент. Так мы определили точку росы. Именно в этот момент пар стал насыщенным.

Далее, используя специальные таблицы, можно определить абсолютную влажность воздуха.

Вид обычного лабораторного гигрометра представлен на рисунке 2.

Волосной гигрометр

Из названия этого прибора можно догадаться, что где-то в его устройстве присутствует волос. И, действительно, действие волосного гигрометра (рисунок 3) основано на одном интересном свойстве человеческого волоса. Дело в том, что при увеличении относительной влажности воздуха волос удлиняется.

На шкале этого прибора уже отмечены величины относительной влажности воздуха. При увеличении относительной влажности волос удлиняется, а при уменьшении – укорачивается. При этом стрелка двигается вдоль шкалы, указывая на величину относительной влажности воздуха.

Психрометр

Психрометр (от латинского психрос – холодный, метрио – измерять) представлен на рисунке 4.

Этот прибор состоит из двух термометров. Конец одного из них обмотан тканью и опущен в воду. Вода испаряется, термометр охлаждается. Термометры будут показывать разные значения.

Испарение проходит менее интенсивно при большой относительной влажности, и более интенсивно при малой относительной влажности. Чтобы оценить ее, нужно зафиксировать разность температур на термометрах. Для них также существуют специальные таблицы, из которых можно узнать величину относительной влажности воздуха.

Влажность в окружающем мире

Влажность воздуха важна как в природе, так и в быту человека. Изначально, наше самочувствие часто зависит от этого показателя. Ведь интенсивность испарения влаги с нашего кожного покрова определяется влажностью воздуха. Низкая влажность может приводить к пересыханию слизистых оболочек, проблемам с кожей и волосами, а очень высокая – к ухудшению общего физического состояния.

Влажность воздуха влияет на теплообмен многих организмов с окружающей средой, на жизнь животных и растений. Когда люди выращивают растения в теплицах или оранжереях, им необходимо знать и контролировать влажность воздуха. Таким образом поддерживается нужный режим для их роста и жизнедеятельности.

Значение влажности воздуха играет большую роль в метеорологи для прогнозов погоды. При работе различной техники важно учитывать влажность – при высоких показателях быстрее возникает коррозия. При хранении важных произведений искусств и книг также следят за влажностью.

Источник

Влажность воздуха

Урок 14. Физика 8 класс (ФГОС)

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Влажность воздуха»

На прошлых уроках мы изучали процесс испарения. Давайте вспомним, что испарением, называется процесс парообразования, происходящий со свободной поверхности жидкости.

Поскольку этот процесс происходит непрерывно на нашей планете, то в атмосфере всегда присутствуют водяные пары.

Вы только представьте: на Земле за год испаряется около 4,25 ∙ 10 14 т воды. Содержание водяного пара в атмосфере характеризует понятие влажность. В метеорологических сводках нам часто сообщают о влажности воздуха, например: «. относительная влажность воздуха 84%. О чём же это говорит?

Под влажностью воздуха понимается выраженное в процентах содержание водяных паров в воздухе.

Для количественной характеристики содержания водяного пара в воздухе используется абсолютная и относительная влажность.

Абсолютной влажностью воздуха (ρ) называют массу водяного пара, содержащегося в одном кубометре воздуха, или плотность водяного пара, содержащегося в воздухе.

Например, если говорят, что влажность воздуха равна 7 г/м 3 , то это значит, что в 1 м 3 воздуха содержится водяной пар массой 7 г.

Однако зная абсолютную влажность воздуха, нельзя сказать, сухой это воздух или влажный. Для того чтобы судить о степени влажности воздуха, вводят величину, называемую относительной влажностью.

Относительной влажностью воздуха называют величину, равную отношению плотности водяного пара, содержащегося в воздухе, (то есть абсолютной влажности) к плотности насыщенного водяного пара при этой температуре:

Значения плотности насыщенного водяного пара при разной температуре приведены в таблице:

Чтобы узнать, как ей пользоваться, рассчитаем относительную влажность воздуха, если абсолютная влажность воздуха при температуре 10 о С равна 5,6 г/м 3 .

Для этого по таблице найдём плотность насыщенного пара при этой температуре.

Температуру, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе, становится насыщенным, называют точкой росы.

Если количество водяного пара в воздухе больше, чем в насыщенном паре при данной температуре, то говорят, что воздух пересыщен водяными парами.

Пересыщенное состояние воздуха является неустойчивым, поскольку в нем не может содержаться такое количество воды. Следовательно, при малейшей возможности избыток воды сконденсируется. Этот процесс лежит в основе образования тумана, облаков и дождя. Для начала конденсации необходимы любые твёрдые частицы или капельки жидкости, которые могут служить зародышами для последующего выделения на них воды.

В природе пересыщенное состояние обычно не наблюдается ввиду наличия в атмосфере большого количества различных пылинок, частичек сажи и тому подобного, которые и служат центрами конденсации.

Однако на больших высотах в атмосфере, где мало центров конденсации, это состояние пара может реализовываться. Вследствие этого за летящим самолётом образуется хорошо видимый след, вызванный конденсацией пересыщенного пара на частичках сгоревшего топлива.

Для определения влажности воздуха и точки росы используются приборы, называемые, в зависимости от принципа действия, гигрометрами (от греческого влажный) или психрометрами (от греческого холодный).

Считается, что первый гигрометр был создан в одна тысяча семьсот восемьдесят третьем году швейцарским геологом Орасом де Соссюром. Его действие было основано на свойстве обезжиренного человеческого волоса изменять свою длину при изменении влажности. Поэтому такой гигрометр принято называть волосяным.

В нём один конец волоса прикреплён к раме, а другой конец обёрнут вокруг ролика и соединён с грузом. Груз держит волос в натянутом состоянии. При изменении длины волоса ролик начинает вращаться и приводит в движение стрелку. Шкала такого гигрометра проградуирована так, что по положению стрелки можно определить относительную влажность воздуха.

Первый психрометр был создан в одна тысяча восемьсот двадцать восьмом году немецким физиком Эрнстом Августом. Психрометр служит для определения относительной влажности воздуха и его температуры.

Он состоит из двух одинаковых термометров, один из которых сухой, а другой — влажный. Чем ниже влажность воздуха, тем интенсивнее происходит испарение с поверхности влажного термометра, вследствие чего его температура понижается. Разность показаний термометров служит мерой относительной влажности, которая определяется по специальным психрометрическим таблицам:

Вблизи земной поверхности относительная влажность воздуха колеблется от ста процентов во влажных тропических лесах, до двух стотысячных процента в Антарктиде.

Наиболее комфортно люди чувствуют себя при влажности в 40% — 50%. Если влажность воздуха ниже 40%, то он считает сухим. Нормальным — при влажности от 60% до 80%. И влажным, если его относительная влажность превышает 80%. При высокой влажности в жаркий день испарение влаги с поверхности кожи уменьшается. При низкой влажности, напротив, вследствие испарения сохнет кожа и обезвоживаются слизистые оболочки человека. Вследствие чего повышается вероятность простудных заболеваний.

Контроль влажности воздуха важен для сохранности произведений искусства. В теплицах и оранжереях — для поддержания нужного режима растениям. Также контроль влажности важен при проектировании сооружений, машин и различных механизмов.

Пример решения задач

Задача. В 6 м 3 воздуха при температуре 30 о С находится 42 г водяного пара. Найдите относительную влажность воздуха.

Источник

Урок по физике в 8 классе «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха»

Выбранный для просмотра документ Влажность воздуха.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что объединяет эти явления?

Вода занимает около 70,8 % земного шара. Живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды. В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды. Вода в атмосфере капли водяной пар Кристаллы снега Источники водяного пара в атмосфере: испарение воды с поверхности океанов, морей, водоемов, влажной почвы, растений. Воздух в зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, делится на сухой и влажный. Влажный воздух – воздух, содержащий водяные пары.

Абсолютная влажность воздуха ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м³ при данных условиях, т.е. плотность (или упругость) водяного пара. [ρ] = 1 г/м³

Относительная влажность воздуха φ отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ₀ насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в процентах. φ=ρ / ρ₀∙100% Нормальная влажность φ норм = 40-60 %

Точка росы – температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным

Значение влажности воздуха влияет на Самочувствие человека Предсказание погоды в метеорологии Течение процессов в ткацком, кондитерском, печатном и других производствах Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов

Приборы для измерения влажности воздуха

Приборы для измерения влажности воздуха Гигрометры Психрометр

Виды психрометров Современные психрометры можно разделить на три категории: станционные, аспирационные и дистанционные, электронные. Электронные: Аспирационные:

Восстановление психрометрического отчёта t сух,°C t влаж, °C (t cух — ­t влаж), °C ϕ, % 14 10 (4) (60 %) 18 15 (3) (73%) 20 (13) (7) 44 (%) (24) (18) 6 56 (%) ( результаты измерений в кабинете физики в день урока )

Для нормализации влажности воздуха используются два вида устройств: Осушители Увлажнители

Увлажнители Паровой Ультразвуковой

Выводы: В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара. Плотность водяного пара в данных условиях называют абсолютной влажностью воздуха. В зависимости от температуры воздух может удерживать различное количество водяных паров; чем больше температура воздуха, тем больше водяного пара требуется воздуху для насыщения. Степень насыщенности воздуха водяными парами называют относительной влажностью (φнорм.=60%). Если ненасыщенный воздух охлаждать, то он становится насыщенным при некоторой температуре и начинает конденсироваться – выпадает роса; температура в этом случае называется точкой росы.

Задача (Л-1154, 1155) Какова абсолютная влажность воздуха, который в объёме 20 м³ содержит 100 г влаги? Дано: Решение: V = 20 м³ ρ = m / V = 100 г / 20 м³ = 5 г/м³ > m = 100 г > ρₒ = 4,84 г/м³ (при 0°C) => ρ ―? => пар насыщенный.

Измерения влажности воздуха

Выбранный для просмотра документ План-конспект урока.docx

Муниципальное бюджетное учреждение

«Школа №43» г.о. Тольятти Самарской области

Урок по физике в 8 классе

«Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха».

Ильина Ирина Николаевна,

Тип урока – урок общеметодологической направленности.

Цели : познакомить учащихся с понятием влажность воздуха и методами определения влажности воздуха; показать практическое значение этой физической величины.

а) выяснить теоретические знания учащихся по теме «Парообразование. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар».

б) сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха , точке росы .

в) продемонстрировать способы измерения влажности воздуха с помощью приборов – гигрометров, психрометра .

а) формирование навыков практической работы в сочетании с самостоятельной деятельностью обучающихся.

б) уметь анализировать информацию, пользоваться таблицами, справочниками.

-воспитательные – на материале урока показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Формы работы учащихся – физический диктант, рассказ-беседа, фронтальный эксперимент, работа с таблицами задачника, практические упражнения.

Необходимое техническое оборудование

сосуд с водой комнатной температуры;

приборы: гигрометры (волосной и конденсационный) и психрометр;

таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различных температурах;

компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение нового материала.

4. Практическая работа «Определение относительной влажности в кабинете физики».

5. Первичное закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Организационный момент — приветствие, проверка отсутствующих на уроке.

Учитель раздаёт листочки для выполнения учащимися физического диктанта.

Процесс превращения жидкости в пар называется … (парообразование).

А обратный процесс. (конденсация).

Переход жидкости в газообразное состояние со свободной поверхности жидкости называется… (испарение).

Испарение происходит при (высокой, низкой, любой) температуре. (любой).

Скорость испарения (зависит, не зависит) от рода жидкости… (зависит).

Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит (быстрее, медленнее)… (быстрее).

Испаряющаяся жидкость (нагревается, охлаждается). (охлаждается).

Чем больше площадь поверхности жидкости, тем испарение происходит (быстрее, медленнее)… (быстрее).

При ветре скорость испарения (увеличивается, уменьшается, не изменяется)… ( увеличивается).

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется… (насыщенным паром).

Изучение нового материала

Учитель: Итак, первое задание: узнайте явление природы. (Учитель показывает мультимедиа ряд – слайд 2 ).

– «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…». Кто это написал? Про что? (С. Есенин «Белая береза», про иней )

– «… Придя на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымится прохлада». Это строки из стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность». О каком явлении идет речь? ( туман )

– О каком явлении сейчас пойдет речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым: «Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это…» ( роса )

Учитель: Второе задание – ответьте на вопрос: что объединяет эти явления?

(Учащиеся высказывают свои предположения, обязательно кто–то догадается, что все эти явления объединяет вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха ).

Итак, тема сегодняшнего урока: «Влажность воздуха». (Учащиеся записывают тему в тетради.) Как вам известно, воздух состоит из смеси различных газов и некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.

Проделаем следующий эксперимент : возьмите губку и сожмите её. Ничего не произошло. Теперь капните на нее из пипетки и сожмите опять. Результат тот же. Положите губку в кювету с водой, подождите чуть – чуть и сожмите снова. Что вы видите? из губки капает вода. Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз .

Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся). Проверим. Поднимите губку и посмотрите на дно .

Почему из неё начала капать вода ? Попробуйте объяснить данный эксперимент. (Выслушиваются ответы учащихся).

Воздух можно сравнить с губкой в том смысле, что оба могут запасать воду. Сухая губка – сухой воздух, не содержащий водяных паров. Одна капля воды для губки – это слишком мало, однако после того, как губка полежала в воде, она намокла сильнее и впитала в себя больше воды; в последнем же случае губка намокла до насыщения. Когда губка не смогла больше запасать в себе воду, то вода сама начала капать из неё. Как и губка, воздух тоже может запасать в себе воду в виде пара, и чем больше водяных паров находится в определённом объёме воздуха, тем ближе пар к состоянию насыщения.

От содержания водяных паров в атмосфере зависит погода, многие физические явления и процессы:

– процесс испарения;
– конденсации;
– теплообмена;
– количество осадков;
– появление узоров на окнах, запотевание окон, появление тумана, росы, инея, количество разнообразных осадков (снега, града, дождя).

Из курса географии вам известно, что поверхность Земли на две трети покрыта водой.

Вода занимает около 70,8 % земного шара (глобус и слайд 3).

Живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды.

В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды.

С поверхности морей, рек, водоёмов непрерывно и при любой температуре происходит испарение воды, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар (в среднем в атмосфере содержится 24*10 16 м 3 водяного пара).

Учитель: Как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление или нет?

(Учащиеся отвечают и аргументируют ответ на основе сделанных записей).

Да, влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться её определять. В воздухе содержатся водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1м 3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха.

Абсолютная влажность ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м 3 при данных условиях, т.е. плотность (или упругость) водяного пара, измеряемая в г/м 3 . (слайд 4).

Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далёк водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м 3 . Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? (Учащиеся затрудняются) . Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (Деление).

Верно, нужно найти отношение двух величин , поэтому влажность , которую мы сейчас определим, будет называться относительной .

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ 0 насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в процентах.

Существует специальная таблица в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара (таблица 12 [ 2 ]).

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса. (слайд 6).

Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.

По точке росы с помощью специальных таблиц можно определить абсолютную влажность ρ . По заданной температуре воздуха можно определить с помощью этих же таблиц плотность насыщенного пара ρ 0 , а затем по формуле (1) определяют относительную влажность воздуха.

От влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной (слайды 7, 8).

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.

Большое значение имеет знание влажности воздуха в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.

В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.

Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне.

Учитель: Для измерения относительной влажности используют такие приборы как гигрометр и психрометр ( слайд 8).

Гигрометры (волосной и конденсационный) ( слайд 9, 10). Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале.

С помощью конденсационного гигрометра можно определить абсолютную влажность воздуха по точке росы.

Психрометр (слайд 11) состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с дистиллированной водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха , а влажныйтемпературу испаряющейся воды . При испарении жидкости её температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже её температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам (табл. 11 [ 2 ]).

( На примере задачи Л-1167 учащиеся, пользуясь психрометрической таблицей, определяют относительную влажность воздуха, а также «восстанавливают» психрометрический отчёт) таблица 1

(результаты измерений в кабинете физики в день урока)

Учитель: А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр?

Оборудование: Термометр лабораторный, кювета с водой, кусочек бинта.

Определите самостоятельно относительную влажность воздуха в кабинете, пользуясь термометром. Для этого проделайте следующее:

Измерьте температуру воздуха в классе и запишите в тетради (в последнюю строку таблицы 1).

Смочите кусочек бинта и оберните им резервуар термометра. Следите за понижением температуры. Как только оно прекратится, запишите показания.

Найдите разность температур сухого и влажного термометра и, пользуясь психометрической таблицей, определите относительную влажность воздуха в кабинете.

Помните, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно. После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. Для более точного определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на уровне глаз.

(Учащиеся производят измерения температур и с помощью психрометрической таблицы определяют относительную влажность воздуха в кабинете физики, сделав вывод о её отклонении от нормы).

Учитель: А какими бытовыми способами и техническими устройствами можно нормализовать влажность воздуха в помещениях (проветривание, наличие комнатных растений, увлажнённая ткань на радиаторах отопления в зимнее время, вентиляторы, кондиционеры). Существуют также специальные устройства – осушители и увлажнители (слайды 13 – 17) .

В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.

Плотность водяного пара в данных условиях называют… абсолютной влажностью воздуха.

Степень насыщенности воздуха водяными парами называют… относительной влажностью, или отношение …

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха ϕ норм . = 40-60%.

Если ненасыщенный воздух охлаждать, то он становится насыщенным и при некоторой температуре начинает конденсироваться – выпадает роса; температура в этом случае называется… точкой росы.

(Обсуждение заданий Л-1147, 1148, 1166 [2]). Почему запотевают фрукты и овощи, вынутые из холодильника? Что легче: сухой воздух объёмом 1 м 3 или влажный воздух тоже объёмом 1 м 3 ? Сколько процентов составляет относительная влажность воздуха, если показания сухого и влажного термометров одинаковы?

Решить задачу Л-1154 (+ Л-1155) . Какова абсолютная влажность воздуха, который в объёме 20 м³ содержит 100 г влаги?

V = 20 м³ ρ = m / V = 100 г / 20 м³ = 5 г/м³ > ρₒ = 4,84 г/м³ (при 0°C) =>

m = 100 г => пар насыщенный.

VI . Итог урока: урок завершён, всем огромное спасибо за работу (комментарий оценок за урок).

Домашнее задание: § 19. Практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной ( слайд 20 ).

Физика. 8 класс: учебник / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2016. – 238, [ 2 ] с. : ил.

Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с. : ил.

Поурочные разработки по физике. 8 класс / Н.С. Шлык. – М.: ВАКО, 2017. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

Физика – 8. Методические материалы / Л.А. Кирик. – М.: Илекса, 2004 – 288 с.

Источник

Читайте также:  Способ номер 1 для определения
Оцените статью
Разные способы