Власть как способ управления совместной деятельностью людей понятие особенности формы тгп

Власть: понятие, признаки, структура, формы (разновидности)

Тема 2: Государство

1. Власть: понятие, признаки, структура, формы (разновидности), роль в социальной жизни;

2. Государственная власть как разновидность социальной власти: понятие, отличие от иных форм власти;

3. Государство: понятие, признаки;

4. Основные теоретические подходы к определению сущности государства;

5. Социальное назначение и задачи современного государства;

Власть: понятие, признаки, структура, формы (разновидности)

Общество — это совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической, социальной, политической и духовной жизни, единой государственной властью и правовой системой[1]. Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы), которые различаются по родовым и профессиональным, имущественным, национальным и иным признакам[2] (Петров А.В.).

Власть возникает вместе с обществом и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах жизни. Власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства и т.п.). Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка.

Власть это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, праваи т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей (Цыганов В.И.)[3].

Власть — одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей (Петров А.В.)[4].

Социальная власть – это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение[5].

Власть – это разновидность управления социальными процессами. Как любое управление, власть имеет целью согласование деятельности различных людей ради достижения общих целей.

Управление — это разновидность человеческой деятельности, направленная на согласование поведения людей в процессе их совместной деятельности для достижения общезначимых результатов (Цыганов В.И.)[6].

Власть как отношение включает в себя:

1. стороны (субъекты – органы и лица, осуществляющие управление и объекты– организации и лица, которыми управляют). Власть всегда связана с подчинением одних людей другим.

2. содержание(право субъектов принимать решения и обязанность управляемых им подчиняться). «Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) составляет специфическое содержание властных отношений»[7].

3. методы осуществления власти (авторитет, традиции, убеждение и принуждение).“Властные отношения основываются, как правило, на авторитете субъектов власти. Однако их качественным признаком является потенциальная возможность применения принуждения в случае невыполнения властных предписаний”[8].

Авторитет (лат. аutoritas – власть, влияние) – это метод осуществления власти, основанный на общепризнанном значении, влиянии, которым пользуется какое-либо лицо, организация в силу определенных качеств, заслуг.

Традиции (от лат. tradition — передача) – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности власти, ее предназначения и целей.

Принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах общества.

Виды (формы) власти:

I) В зависимости от уровня организованности выделяют следующие формы власти:

1) Простая (естественная) — это власть, которая заложена в самой природе людей. При простой форме власти для реализации властного решения не требуется создания какого-либо органа, структуры, аппарата (например, власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе).

2) Сложная форма власти – это власть, при которой для реализации сложного властного решения требуется создание специального аппарата, структуры (например, государственная власть, церковная власть, партийная власть).

II) В зависимости от инструмента властвования, основного ресурса, на который опирается власть можно выделитьэкономическую, социальную, идеологическую, моральную, религиозную власть и т.д.

Читайте также:  Способы лечения высокой температуры

Источник

9.Власть: понятие, характеристика и формы осуществления. Государственная власть: понятие и особенности, формы и методы осуществления.

Власть – это одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу. Это способность, возможность одного субъекта влиять, доминировать, руководить, управлять другим с помощью авторитета, права, насилия и др.

Выделяют простые и сложные формы власти.

Простые – это когда власть осуществляется непосредственно субъектом управления без помощи аппарата управления. Сложные – когда власть осуществляется посредством специально созданного административного, управленческого, бюрократического аппарата. Это гос. власть.

Государственная власть качественно иная форма власти отличается от других тем, что :

1. Выражает интересы общ-ва в целом, т.е. h наиболее широкую социальную базу.

2. Осуществляется посредством специально созданного административно управленченского аппарата, включающего в себя разветвленную систему гос-ых органов. Осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками)

3. Концертирует max-ум всевозможных ресурсов общ-ва.

4. Является наиболее действенной формой власти, обеспечивающей управляемость социальными процессами. — Опирается на государственное принуждение.

Формы: 1) Правовые — непосредственно связаны с приня¬тием различного рода нормативных и право¬применитель¬ных актов, они непосредственно влекут за собой юри¬ди¬ческие последствия (правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохрани¬тельная деятельность). 2) Организационные — это сложив¬шиеся на практике спо¬собы осу¬ществления государственной деятельности, непосред¬ст¬венно не связанные с правом (деятельность по подбору кадров на ту или иную должность в государст¬венном аппарате, процедура подготовки и согласования различных документов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяс¬нительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет).

Мето¬ды: 1) убеждения — когда властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их об¬щих интересах;

2) принужде¬ния — ко¬гда гос. реше¬ния проводятся вопреки воле управляемых посредством подавления или наси¬лия.

Помимо методов, характеризующих властное со¬держа¬ние функций, государст¬вом используются ме¬тоды, свой¬ственные любой организационной дея¬тельности: плани-рование, прогнозирование, моде¬лирование, стимулирова¬ние и др.

10. Понятие, признаки и сущность государства.

Государство – это политическая организация всего общества в целом, это важнейший социальный институт, закономерно возникший на определенной стадии человеческой эволюции вследствие распада родоплеменной организации общества и представляющий собой политически и территориально целостную организационную форму моно или полинациональной общности, закрепляющую посредством установления публичной суверенной власти, единого для всего населения страны нормативного юридического порядка, поддерживаемого и охраняемого при помощи монопольно и законодательно фиксированного права на социальное управление при помощи специального административного аппарата управления, использующего методы убеждения и принуждения.

Признаки государства – его качественные черты, выражающие особенности гос-ва по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-распорядительные функции в обществе.

Выделяют 1) Генетические – это признаки развития, которые отличают гос. от других догосударственных форм жизнеорганизации общества (к ним относят наличие публичной власти, т.е. гос-во представлено выделенной из общ-ва частью людей гос-ми служ-щими, кот-ые выступают от именимгос-ва выполняют задачи и f-ии гос-ва; дифференциация общества по политико-территориальному признаку; образование единой системы органов управления и принуждения; установление единого нормативного правового порядка; единая система налогообложения и т.д.

2) Институциональные признаки – это те признаки, которые отличают государство от других субъектов осуществляющих властно-управленченчкие f-ции в рамках гос-ва, это государственный суверенитет — это самостоятельность, независимость гос-ва, гос. власти от каких-либо внутренних и внешних источников влияния в реализации функций и достижения целей гос-ва).

Гос-ый суверенитет не беспределен с точки зрения *внутренних источников власти гос.сув-тет ограничивается сув-тетом народа посреством форм демократии. (прямая – референдум, выборы, митинги, шествия, демонстрация. Представительная – волю народа выражает выбранный им гос.орган или должн.лицо.)

* с точки зрения внешних источников гос.сув-тет ограничивается сув-том др.гос-ств.

территория гос-ва, т.е. пространство, на которое распространяется гос. власть и в пределах которой действует суверенитет.

Задачи гос-ва – это выражающие сущность и социальное назначение гос.вл-ти, ее основные цели, кот-ые гос-во ставит перед собой и решает в процессе властного управления общ-вом.(задачами явл-ся – обеспечение безопасности, поддержание правопорядка, м/днраодное сотрудничество, создание условий для экном-ого, культ-ного развития общ-ва)

F-ции гос-ва – основные направления деят-ти гос-ва, направленные на реализацию стоящую перед гос.вл-стью задач. (внутренние, внешние)

Сущность гос-ва – это то, чью волю, волю каких социальных субъектов выражает гос-во. Это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласованием интересов его различных социальных групп. 3 подхода: 1. Общесоциальный — т.е. гос-во выражает интересы всего общества в целом, всех без исключения социальных групп, индивидов путем компромисса между ними. 2. Дуалистический подход. Согласует противоположности классового и общесоциального подходов. Гос-во, с одной стороны, это организация господствующего класса, с другой, оно неизбежно реализует общесоциальные цели, действуя в интересах всего общества в целом. 3. Классовый подход. Гос-во выражает интересы экономически господствующего класса.

Читайте также:  Способ применения лекарства ксарелто

Источник

16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)

Общество — совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных, общностью экономической, социальной, политической и духовной метни. единой государственной властью и правовой системой.

Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, вхо­дящих в другие сообщества. Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности по отношению друг к другу, составляющей социальную жизнь.

Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему управления.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

направлено на достижение определенной управленческой цели;

характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

реализуется в рамках определенного механизма.

Социальное управление рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации.

Власть — это разновидность управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.

В отличие от других форм управления (осуществляемых, например, путем координации деятельности людей) властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими.

Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению.

Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения.

Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций.

Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентации имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели.

Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.

Власть — это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.

2. Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. То обстоятельство, что власть является постоянным спутником об­щества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальный организм), которая постоянно нуждается в уп­равлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии — состоянии функциони­рования. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость уп­равления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. При этом следует отметить, что власть есть средство именно социаль­ного управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (на­пример, автомобилем). Таким образом, управление — явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное.

Читайте также:  Способы реализации языковых картин мира

3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общест­венного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образования­ми). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хо­зяина и он может распорядиться его судьбой).

4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-во­левой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъек­та, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения лю­ди с деформациями сознания и воли.

5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют назва­ние властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двусто­роннее отношение, один из субъектов которого является властным (властву­ющим) субъектом, а другой — подвластным. С точки зрения общесоциальной оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными созна­нием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

6. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это мо­жет быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), си­ла интеллекта, сила авторитета, убеждения и т. п. В этой связи не следует путать силу с насилием. ­Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принужде­ния или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насили­ем: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает опре­деленную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Ха­рактерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.

7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле власт­вующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, со­знательное подчинение является условием наличия власти в данном конкрет­ном отношении над данным конкретным субъектом.

8. Власть — это всегда отношения между двумя или более субъектами общественной жизни, в котором выделяются следу­ющие элементы:

стороны властных отношений (субъект — тот, кто управ­ляет и объект — тот, кем управляют);

содержание (в виде возможности субъекта принять обяза­тельное для объекта решение и необходимости объекта выпол­нить это решение).

Власть опирается на следующие ресурсы, выделяемы в соответствии со сферами общественной жизни:

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п.

Источник

Оцените статью
Разные способы