- Властные отношения: определение понятия, критерии и особенности
- Власть
- Властные отношения
- Что они собой представляют?
- Каких видов бывают подобные отношения?
- Особенности управления в политике
- Особенности корпоративных отношений управления-подчинения
- В социальной сфере
- В культурно-информационной сфере
- Власть как межличностное взаимодействие
- Власть и властные отношения
Властные отношения: определение понятия, критерии и особенности
Власть – это мечта многих и возможность немногих. Качество жизни общества в целом и каждого его члена напрямую зависит от того, как оно сумело урегулировать отношения в вопросах управления и подчинения. Властные отношения возникли вместе с организованным обществом и отомрут только с ним.
Власть
У этого термина много определений, но все они сводятся к этому: власть — это способность и возможность побудить или заставить другого человека или группу исполнить свою волю даже вопреки сопротивлению. Инструмент для выполнения поставленных целей — личных, государственных, классовых, групповых. Палка о двух концах, в зависимости от обладающего ею.
Властные отношения
Это обоюдные связи по поводу управления и подчинения. Это отношения, в процессе которых управляющий навязывает свою волю подчиненному. Для осуществления своей воли он использует право и закон, методы убеждения и принуждения.
Власть и властные отношения не предполагают равноправия. Они держатся на воле, силе, авторитете и харизме одного и добровольном или вынужденном согласии подчиниться другого. Это неотъемлемая составляющая жизни общества.
Социум – сложная система, организм, нуждающийся в постоянном регулировании для поддержания работоспособности всей системы.
Каждый человек в первую очередь думает о себе. Это врожденный эгоизм или чувство самосохранения. Именно это чувство толкает его на поступки, которые с его точки зрения являются благом, но мешают жить остальным. И когда каждый руководствуется этим правилом, неизбежно наступает хаос.
Противовесом «разброду и шатанию» служит система властных отношений на каждом уровне, в каждой сфере деятельности общества. Начиная с семьи и заканчивая государством или альянсом государств, все держится на упорядоченных отношениях, регулирующих права и обязанности всех и каждого.
Что они собой представляют?
Возникновение властных отношений возможно только при наличии двух сторон, одна из которых выступает в роли управляющего, а вторая – подчиненного. Входит в это понятие три составляющих:
- Субъект властных отношений – тот, кто может повелевать. Тот, кто обладает возможностью и способностью влиять на поведение других. Это может быть президент, король, директор, глава организации, семьи, неформальный лидер.
- Объект – исполнитель. Человек или группа, на которых направлено воздействие (влияние) субъекта. Или можно проще сказать — каждый, кто не является субъектом власти — ее объект. Один и тот же человек или группа может быть одновременно в роли и того, и другого. Например, министр: в отношении заместителей он начальник, а в отношении главы правительства – подчиненный.
- Еще одним неотъемлемым составляющим властных отношений является ресурс – средства, которые обеспечивают руководящему лицу возможность влиять на объект. Поощрить исполнителя за выполненную задачу, наказать за неисполнение. Либо для убеждения, когда первые два средства не работают или их нежелательно использовать.
Понятия, вошедшие в два первых пункта, — это стороны властных отношений.
Ресурс — самое широкое и объемное из этих компонентов понятие. Это средства, реальные или потенциальные, которые могут послужить укреплению власти за счет усиления субъекта или ослабления объекта влияния. Они занимают в структуре властных отношений особое место, так как без них влияние будет сведено на нет.
- экономические ресурсы — золотой запас, деньги, земля, природные ископаемые;
- социальные ресурсы — социальные блага, такие как положение в обществе, престиж выполняемой работы, образование, должность, привилегии, авторитет;
- культурно-информационные ресурсы– знания и информация, а также средства их получения и распространения. Обладая информацией и контролируя ее распространение, власть имущий контролирует умы;
- административно-силовые – государственные учреждения, армия, полиция, суд, прокуратура, различные службы безопасности.
Каких видов бывают подобные отношения?
Властные отношения в обществе по субъектному составу можно разделить на три большие группы:
- политические;
- корпоративные;
- социальные;
- культурно-информационные.
По способам взаимодействия управляющей и подчиненной стороны отношения можно разделить на:
- Тоталитарные – субъектом власти может быть один человек или небольшая группа. Осуществляется полный контроль действий подчиненных или народа, вплоть до личной жизни.
- Авторитарные – управляет один человек или небольшая группа. Разрешено все, что не касается политики и важнейших решений.
- Демократические – субъектом власти при демократических властных отношениях не может быть один человек. Управляет небольшая группа, выбранная большинством и подотчетная ему. Важнейшие решения принимаются после обсуждения и согласия объектов власти.
Особенности управления в политике
Политическая власть — это важнейшая опора государства и общества. Нарушение баланса в ней спровоцирует потрясения на всех остальных уровнях организации жизни общества и личности.
Политическая власть делится на несколько уровней:
Отношения управления-подчинения в политике имеют свои особенности:
- Опираются на мощь государства, имеющего монополию на принуждение. Реализуются как государственным аппаратом, так и партиями, объединениями, социальными группами.
- Сторонами в них выступают не отдельные личности, а группы или народы.
Основное условие устойчивости властных отношений в политике – легитимность власти.
Легитимность власти — это признание тем, на кого направлено воздействие, права руководящего на управление, и согласие ему подчиниться. Если общество в своем большинстве не согласно с тем, что находящийся «у руля» человек или партия имеет на то право и может обеспечить народу достойную жизнь, оно перестанет подчиняться. Тем самым прекратят существование властные отношения между ними. Либо произойдет замена субъекта этих отношений, и они продолжатся.
Особенности корпоративных отношений управления-подчинения
Властные отношения в экономической сфере отличаются тем, что ресурсом в них выступают исключительно материальные блага. Они выступают как в качестве поощрения, так и в качестве наказания — премия за хорошую работу, лишение выплаты за провинность.
Субъектами в них выступают в масштабах страны крупные компании, в масштабах одной компании – владельцы и руководители.
В социальной сфере
Основным ресурсом в этих отношениях является статус. Социальные властные отношения часто пересекаются с корпоративными, так как статус человека или группы в большинстве случаев определяется наличием материальных благ. Чем больше денег и имущества, тем выше положение в обществе.
В культурно-информационной сфере
Здесь основным ресурсом являются знание и информация. Посредством их оказывается влияние на умы и поведение как народа в целом, так и на отдельных личностей. Основные субъекты этих отношений – СМИ, научные и религиозные организации.
Основной метод воздействия в этой сфере – убеждение, изменение сознания масс на основе харизмы и авторитета субъектов. Главное отличие от других – отсутствие ресурса для принуждения. Наказанием может быть только лишение информации.
Итак, вся наша жизнь пронизана властными отношениями. Начиная с государства и заканчивая семьей, все держится на воле одного и подчинении другого. Властные отношения – залог порядка и общего блага, если приоритетным для субъектов власти ресурсом является убеждение.
Конечно, без ресурса принуждения не обойтись. Метод кнута и пряника никто не отменял, и он действенен как никакой другой. Но когда приоритет отдается ресурсам принуждения, неумолимо наступает кризис. Объекты власти перестают подчиняться, а отношения прекращают свое существование.
Прекращение отношений сказывается на каждой из сторон, и возникает потребность создания новых. И чаще всего вследствие такого развития событий субъектом власти становится тот, кто лучше владеет ресурсом убеждения.
Лучшим из видов властных отношений являются отношения, основанные на демократии. То есть те, в которых обе стороны выступают и в качестве субъектов, и в качестве объектов власти. В таких отношениях властьимущие, управляя обществом, государством или организацией, в то же время подотчетны тем, кто их выбрал.
Источник
Власть как межличностное взаимодействие
Наиболее распространенными моделями власти на индивидуальном уровне являются, межперсональные конструкции, моделирующие отношения между двумя и более индивидами.
Согласно этому подходу основу власти составляет асимметрия отношений между людьми и существующая в связи с этим возможность одного человека влиять или воздействовать на другого. Если индивид А способен влиять на индивида В и добиваться поставленных целей, даже несмотря на сопротивление с его стороны, то можно утверждать, что А имеет власть над В. При этом А выступает субъектом, а В — объектом власти. Иными словами, власть связана с принудительным изменением поведения, выступая некой силой, вызывающей поведение, которое невозможно в ее отсутствии.
Вышеупомянутая асимметрия отношений основана на том, что индивид А обладает чем-либо, в чем нуждается, к чему стремится, что любит или желает индивид В. Человек, обладающий ресурсами, при любых обстоятельствах будет обладать властью над теми, кто лишен этих ресурсов и чьи потребности связаны с ними. Схема поведенческого «контура» власти, показывающая, как становится возможным изменение поведения индивида Б, представлена на рис. 3.1.
Рис. 3. 1. Поведенческий «контур» власти: поведение
как функция контролируемой потребности
Вооруженный преступник контролирует экзистенциальную потребность своих жертв: их жизнь, пусть на короткое время, оказывается «ресурсом» или средством, с помощью которого бандит планирует достичь своей цели. Жизнь людей, находящихся в руках бандита, напрямую зависит от его настроения и желаний. Престарелый донжуан выполняет любые капризы длинноногой красотки: его любовная потребность находится под ее неустанным контролем. С замиранием сердца молодой писатель открывает дверь редакции, от сотрудников которой зависит публикация его книги и, следовательно, удовлетворение его потребности в самоактуализации. В этом контексте можно сказать, что и свой вечный роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкин начинает с проблемы власти:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука,
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя не шагу прочь!
Какое низкое коварство
Ему подушки поправлять
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя![66]
В конечном счете «низкое коварство» власти — это способность изменять поведение человека в заданном направлении, манипулируя его потребностями. И пресловутый дядюшка обладает властью лишь потому, что он контролирует то, что нужно или желанно его родственникам: свое, по-видимому, немалое наследство.
При этом чем актуальней потребность индивида Б, удовлетворение которой зависит от индивида А, тем больше власть второго над первым и тем крепче связи между ними. Наибольшей интенсивностью и регулярностью обладают базовые потребности, и именно поэтому насильственная власть, прямо или косвенно адресованная именно этим потребностям (включая потребность жить), оказывается наиболее мощным модификатором поведения.
Если же потребность индивида Б не столь интенсивна, мало значима или просто мимолетна, то и власть индивида А над ним оказывает эфемерной или короткой.
Если потребность индивида Б, предмет которой контролируется индивидом А (в особенности, если она не является перманентной), перестает быть актуальной или Б находит другие возможности ее удовлетворения, то он во многом или полностью освобождается от власти А. В этом случае его поведение нередко претерпевает неожиданные изменения. И тогда вчерашний подчиненный, всегда являвший собой образец учтивости и исполнительности, может с хамоватой улыбкой похлопать по плечу своего бывшего шефа, приговаривая: «Ну и провел же я тебя, браток!». А страстный поклонник вдруг полностью охладевает к вчерашней «возлюбленной», цитируя пошлые строки А. Сент-Экзюпери: «О женщина, после ночи любви, женщина, которую уже не венчает и не окутывает мантией желание мужчины. Прошло желание, прошла нежность, прошел пламенный вихрь. Теперь ты, чистый, холодный, неподвластный телу, стоишь на носу корабля и держишь курс в открытое море.»
В реальной жизни человек связан с другими людьми не одной, пусть даже предельно актуальной потребностью, а их множеством и многообразием, и поэтому его зависимость от других людей или власть над ними носит «многоканальный» и взаимный характер.
В этом контексте свобода — оборотная сторона власти: если удовлетворение потребностей индивида не зависит от другого человека, то он не зависит от последнего, т. е. никак не связан с ним и потому — свободен от его влияния. Таким образом, свобода может быть определена как возможность самостоятельно контролировать удовлетворение собственных потребностей.
Источник
Власть и властные отношения
Учение о власти- основополагающее в политологии. Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи- о социальной, юристы- о власти законов, политологи- о политической и т.д. Гоббс- власть- средство достичь блага в будущем, желание власти все больше и больше. Ницше-жизнь- это воля к власти.
В энциклопедии – власть – это особое волевое отношение субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по отношению по желанию первого.
В политической литературе Вебер— власть как возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана.
Власть рассматривается как особое отношение господства или влияния, как принуждение, как сила. Власть начинается там, где возникает подчинение. Власть-это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы. Возникают отношения управления-исполнения или командования-подчинения.
В основе подчинения лежит неравенство: естественное(физиологическое, интеллектуальное) и социальное( статусное, экономическое, образовательное и др.). В демократическом об-ве власть основывается на убеждении, авторитете, является средством социальной коммуникации.
Власть-это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Основные элементы( структура власти): субъект(носитель власти), объект (те, на кого направлена власть),средства(ресурсы).
Субъекты:1) первичный уровень- индивиды; 2) вторичный- политические организации, политические элиты, лидеры. Вторая классификация: социальный уровень- индивиды, классы, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы. Третья классификация: институциональные субъекты- партии, органы власти, ОПД. Четвертая: функциональные- армия, оппозиция, органы разведки, бюрократия. Субъекты власти могут быть рассмотрены и через призму их публичности. С этой позиции можно выделить: открытую власть(президенты, депутаты, лидеры оппозиции);полускрытую ( группы давления как законные- СМИ, так и незаконные- подкуп, шантаж, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на государственную власть с целью принятия выгодных для групп решений); теневая— органы ГБ,, криминальные структуры, подрывные организации.
Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ, подчинение, наказание(санкции), нормирование поведения правилами. Власть – отношения субъекта и объекта. Качества объекта определяются политической культурой населения. Мотивы подчинения- страх, интерес, авторитет, неравенство, неравномерное распределение ресурсов власти.
Ресурсы власти-все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Это могут быть ценности( деньги, предметы потребления), средства, способные повлиять на внутренний мир человека(СМИ),орудия, при помощи которых можно лишить человека тех или иных ценностей, в том числе и жизни(оружие, карательные органы).Открытые( силовое принуждение, право, стимулирование, распределение социальных статусов- позитивные- предоставление благ и негативные- лишение благ) и скрытые типы влияния( методы убеждения или внушения).
Классификация ресурсов:
— утилитарные( материальные и другие социальные блага)
—принудительные-меры уголовного и административного воздействия
—нормативные-средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.
Вторая классификация:экономические, социальные, культурно-информационные, силовые. Специфический ресурс- сам человек( демографический). Ресурс сам создает ресурс.
Движение власти. Этапы(формы):господство( политическое, экономическое, идеологическое); руководство; управление; контроль.
Виды власти: неполитическая— экономическая, социальная, духовно-информационная, культурная, религиозная ; политическая— всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей. Ее признаки:
— легитимность- использование силы в пределах государства
— верховенство- обязательность решений для всякой иной власти
— публичность- всеобщность и безличность, что значит- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права( закона)
— многоцентричностью- наличие единого центра принятия решений( в отличие от власти экономической)
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную( партии, ОПД, СМИ). Может проявлять себя либо в форме господства, либо- влияния.
Функции политической власти: обеспечение господства определенных социальных групп в обществе, управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка, мобилизация населения для достижения поставленных целей, поддержание единства и целостности общества.
По широте распространения выделяется:
— мегауровень- международные организации(ООН, НАТО)
— макроуровень-центральные органы государства
—мезоуровень-подчиненные центру организации( областные, районные)
— микроуровень-власть в первичных организациях и малых группах.
Есть классификация власти по функциям ее органов— законодательная, исполнительная, судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта— демократическая, тоталитарная, авторитарная. Принудительная, информационная( четвертая власть), теневая. По сферам действия- государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная. Открытая, полускрытая( СМИ, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на гос.власть с целью принятия выгодных для групп решений), теневая( органы ГБ, криминальные стр-ры).
Многие политологи доминирующей считают экономическую власть. Иногда доминирующей является информационная. Слияние всех видов власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах.
Легитимность власти. Это понятие возникло в н.19 века и обозначало политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить законную власть короля в отличие от власти узурпатора Наполеона. Это признание большинством народа законности и справедливости власти. Это правомерность и справедливость. В переводе с фр. означает «законность». Можно сказать и легальность.
Вебер выделил три типа легитимности:
— традиционная— власть монархов, родовых вождей. Базируется на обычаях. Похожа на патриархальность в семье. Прочная. Способствует стабильности в об-ве.
-легальная или рационально- правовая- источник- закон. В конституционном гос-ве.
— харизматическая- основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми его наделил Бог. Обожествление, Культ личности. Нестабильна. Базируется на эмоциональности ( Иисус, Будда, Магомет, Наполеон, Сталин).
Другие типы: идеологическая— воздействие на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения; националистическая— присуща молодым государствам; структурная- вытекает из доверия населения к структурам и нормам режима; персональная-вера в компетентность лидера.
Разные типы легитимности могут дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы.
Источники легитимности:участие граждан в управлении( причастность людей к политике); технократическая( посредством экономической, военной, образовательной деятельности); легитимность через принуждение.
Отсюда выделяют источники власти: авторитет, харизма, право, традиция, привычка к повиновению, богатство, знания, сила, страх.
Делигитимизация власти— утрата доверия в обществе.
— противоречие между универсальными ценностями в обществе и эгоистическими интересами властвующей элиты;
— противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;
— отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;
— нарастание бюрократизации и коррумпированности;
— национализм, этнический сепаратизм в многонациональных гос-вах, проявляющееся в отвержении федеральной власти;
— потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Источник