- Вкус лимона способ восприятия
- Вкус лимона способ восприятия
- Эксперимент с лимоном
- Читайте также
- 49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент
- Эксперимент
- Эксперимент с часами
- Эксперимент: зеркало
- Эксперимент с монеткой
- Эксперимент 1
- Эксперимент 3
- ЭКСПЕРИМЕНТ
- Эксперимент
- Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном
- Сказочный эксперимент
Вкус лимона способ восприятия
Цель: Получить представление о том, что такое информация для человека. Что такое процедурные и декларативные знания. Получить представление о видах информации
Объясните смысл следующих выражений:
- Получить информацию
- Содержать много полезной информации
- Не содержать информации
- Информация к размышлению
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Информация для человека — это знания.
Учеба в школе — это процесс получения знаний, а => процесс получения информации.
Знания, которые начинаются со слов «Я знаю, что…» принято называть декларативными (декларация — утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Я знаю, что самое большое озеро — Каспийское
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году
Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Я знаю, что Луна спутник Земли
Знания, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения к-л. цели.
Например: Я знаю, как получить хорошее образование.
Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее, выявляет важные существенные закономерности и хранит полученную информацию в памяти.
С точки зрения науки информация рассматривается как знания.
Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания. (Такой способ придумали древние греки.)
Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.
Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
При решении задач учащиеся должны оперировать типами классификации видов информации. Так, для человека основными видами являются зрительная (по способу восприятия), текстовая (по способу представления) и личная (по общественному значению). Более 90 % информации поступает к человеку через зрение и слух. Для животных — обонятельная (по способу восприятия), для компьютера — числовая (по форме представления). Говорить о видах информации по форме представления по отношению к животным и о видах информации по способу восприятия по отношению к компьютеру неправомерно.
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | Носители | |
---|---|---|---|
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, зв. волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный + аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый свет | Зрительный | графический | Бумага, световые волны |
- Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы владеете.
- Любая ли информация является знанием и любое ли знание является информацией?
Более расширенную информацию по этой теме можно получить в книге «Информатика. Задачник-практикум т.2» под ред. И. Семакина, 1999г. (Раздел №7. Моделирование знаний и логическое программирование.
Источник
Вкус лимона способ восприятия
Бумага, световые волны
Глава для любознательных
Некоторое представление о разнообразии видов информации может дать следующее определение информации, приведенное в Советском энциклопедическом словаре: “Информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.
В приведенном определении выделены четыре вида информации:
Можно предложить и другие варианты классификации информации:
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
Все знания об окружающем мире мы получаем с помощью наших органов чувств. Насколько мы им можем доверять? За долгие годы ученые придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограниченны возможности нашего глаза.
При взгляде на рис. 1 кажется, что вертикальная линия длиннее горизонтальной, хотя в действительности обе они имеют равную длину. На рис. 2 обе горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Точкой А на рис. 3 помечена середина горизонтального отрезка. Иллюзия неравенства его правой и левой частей создается стрелками на концах. Как ни трудно в это поверить диагональ АВ на рис. 4 равна диагонали АС, равны также и окружности в центре левой фигур, представленные на рис. 5.
Вкусовые, слуховые и тактильные ощущения также могут порождать иллюзии: сладкий напиток, пока его пьешь, начинает казаться менее сладким; если опустить руку сначала в ледяную воду, а потом сразу в теплую, то она покажется горячее, чем на самом деле: если в течение нескольких минут подержать в руках тяжелый предмет, то после этого другой, более легкий предмет покажется нам почти невесомым.
Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения.
Рассмотрим свойства информации, т.е. качественные признаки.
Объективность информации. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
- Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” — объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- Преднамеренное искажение (дезинформация);
- Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
- Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
- Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность (ценность) информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Опорный конспект для ученика.
- Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. - Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
- Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
- Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
- Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
- достоверной, но необъективной информации;
- объективной, но недостоверной информации;
- полной, достоверной, но бесполезной информации;
- неактуальной информации;
- актуальной, но непонятной информации.
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
- Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но . на японском языке.
- На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
- Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?
Приведите пример одновременно необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.
Поговорку “Ты, парень, срубил дерево не по плечу” можно трактовать как:
- срубить — срубил, а унести не смог;
- завоевал женщину, которую не удержать;
- пробился к месту, которое не по способностям. Какие свойства информации здесь проявляются?
Опыт практической работы показывает, что обычно обсуждение темы “Свойства информации” проходит заинтересованно и вызывает живой интерес учащихся. Примеры приводятся самые разнообразные, подчас неожиданные. Задачи 10—14 являются одновременно и вопросами-заданиями, и подсказками. Так, пример 11 ,а является ответом на задания 10,в и 10,д, 11,6 — ответом на задание 10,г, в таком же отношении находятся задачи 12 и 13.
Задача 14 — пример неполноты информации, которая встречается в обыденной жизни повсеместно. Фраза, вырванная из текста без сопутствующего ей контекста, без связи с конкретной ситуацией может трактоваться неоднозначно. При обсуждении этой задачи стоит заострить внимание учащихся на том, что именно неполнота информации чаще всего бывает причиной принятия неверного решения. Пословица “Полуправда хуже лжи” отражает ситуацию. Подобным примером является и задача 11,в. В процессе обсуждения целесообразно затронуть вопрос о том, почему так важно давать точные определения изучаемым или описываемым явлениям в науке, почему нельзя ограничиваться “интуитивными” или “общеизвестными” трактовками понятий.
- Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
- Приведите пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
- Назовите виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.
- В следующем примере определите свойства встречающейся информации:
Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Источник
Эксперимент с лимоном
Эксперимент с лимоном
Представьте себе, что вы держите в левой руке лимон. Вытяните руку перед собой и обхватите пальцами воображаемый фрукт. Ощутите шероховатость кожуры холодного свежего лимона. Представьте яркий желтый цвет фрукта. Вдохните и почувствуйте приятный свежий запах лимона. Теперь поднесите руку с лимоном ко рту и представьте себе, как кусаете его. Чувствуете, как ваши зубы прокусывают кожуру и на язык попадает сочная лимонная мякоть? Теперь разжуйте лимон во рту. Вы почувствовали кислый вкус во рту, не правда ли?
Вы заметили, как во время чтения предыдущего абзаца у вас во рту образовывалось все больше слюны? Исключительно при помощи мышления вы запустили в организме процесс слюнообразования. Когда ваше внимание направлено на определенное событие, в данном случае на вкус лимона, все тело начинает реагировать соответственно. Итак, если наши мысли отражаются на языке тела, почему бы на основании внешних проявлений нам не научиться угадывать, о чем думает собеседник?
Без сомнения, это возможно. Я, кстати, далеко не единственный и не первый, кто работал над этой темой. До меня многие интересные исследователи развивали область этих знаний и применяли их на практике. Одним из них был, например, американец Дж. Рэндал Браун. Он родился в 1851 году в Сент-Луисе и, будучи еще школьником, выяснил, что может найти предмет в классе, если одноклассники спрятали его. Ученик, который спрятал предмет, должен был всего лишь дотронуться до лба молодого менталиста и сконцентрироваться на тайнике. Через прикосновение Рэндал Браун чувствовал направление, на котором сосредоточивался его одноклассник. Он чувствовал внешние проявления мыслей!
После окончания школы Браун продолжил проводить подобные эксперименты в узком кругу. Однажды на его представлении присутствовал журналист из местной газеты, который впоследствии написал восторженную статью о его искусстве. Это было началом блестящей карьеры Брауна. Он был чрезвычайно востребован и объехал всю Америку со своим экспериментом. Его имя было у всех на устах. Где бы ни выступал Браун, пресса была в восторге.
Еще одним человеком, выступавшим с подобным экспериментом, был Вашингтон Ирвинг Бишоп. Он подсмотрел идею у Брауна, но сделал свое выступление еще более зрелищным. Он просил спрятать неизвестный предмет не в помещении, а в большом городе. После чего надевал на глаза непрозрачную повязку, садился в запряженную лошадьми повозку и направлялся в нужную часть города, чтобы там достать предмет из тайника. Бишоп был первым человеком, управлявшим транспортным средством с закрытыми глазами. Критики, правда, говорили тогда, что его искусство — скорее заслуга лошадей, настоящим чудо было бы, если бы глаза животных также были завязаны. Но подобная критика все равно не могла заглушить колдовского очарования, исходившего от представлений Бишопа. Со своим экспериментом он объехал не только всю Америку, но и Европу. Но Бишоп был болен и по окончании напряженного выступления у него часто случались эпилептические припадки, после которых он иногда впадал в состояние летаргического сна. Поэтому у него всегда при себе была записка, в которой Бишоп убедительно просил не производить вскрытие или погребение его тела, пока достоверно не будет установлено, что он действительно мертв.
После одного из выступлений с Бишопом случился пресловутый приступ. Против его просьбы тело сразу было подвергнуто аутопсии. Позже его мать утверждала, что во время вскрытия ее сын был еще жив, и убила его именно эта процедура. Бишопу было всего 33 года, но его искусство не погибло.
Этот эксперимент стал известен в Германии и среди прочих его показывал человек по имени Герман Штайншнайдер. Его псевдоним — Эрик Ян Гануссен. Как и многие другие представители искусства чтения мыслей, Гануссен был очень неоднозначной фигурой и пользовался сомнительной славой. Он родился в 1889 году в Вене, родители его были евреями. В юности он частенько зарабатывал на крайне подозрительных делах. Например, он работал в газете под названием «Молния», распускающей слухи и публикующей неприятные подробности из личной жизни известных людей. Гануссен как раз и находил подходящих персонажей для подобных статей.
Помимо прочего, он занимался исследованием ясновидения, гипноза и телепатии и после Первой мировой войны стал самым богатым и влиятельным артистом на территории немецкоговорящих стран.
Адольф Гитлер был очарован искусством Гануссена и содействовал в его продвижении, несмотря на еврейские корни артиста. При поддержке нацистов Гануссен основал в Берлине Дворец оккультных искусств, где он проводил сеансы для нацистской верхушки и высшего общества. Но после того как в 1933 году Гануссен открыто предсказал падение Рейхстага, он стал слишком опасен для власти. В марте 1933 года Гануссен был расстрелян национал-социалистами в лесу под Берлином. Его тело было обнаружено лишь на следующий день. Конечно, Гануссен был человеком сомнительных моральных качеств, но как артист он был очень убедителен. Его окружала совершенно особенная, необычная и сильная аура. История его жизни была описана в романе Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак» и экранизирована Клаусом Мария Брандауером в фильме «Гануссен». В этих произведениях хорошо показано, что фигуру Гануссена всегда окутывал покров тайны.
Что же такого особенного было у этих людей? Что, не известное другим, они знали? На чем основывался их стремительный и завораживающий успех? Эти вопросы не давали покоя многим, включая меня.
Моя, а вскоре и ваша, тайна заключается в том, что мы умеем почувствовать направление мысли. Направленное внимание человека всегда сопровождается энергией. При помощи длительных тренировок, веры в себя и интуиции каждый может научиться чувствовать эту особую ментальную активность другого человека. Для обозначения этого явления существует специальный термин «идеомоторное движение», то есть бессознательное движение, совершаемое без участия воли под одним лишь влиянием представления о нем. Такие реакции абсолютно непроизвольны и практически незаметны. Впервые эти движения выявил французский химик Мишель Эжен Шеврёль в 1833 году. Но первооткрывателем идеомоторных движений считается англичанин Уильям Б. Карпентер, хотя он и не нашел определения своему открытию. Он смог доказать, что нам достаточно лишь подумать о некотором движении, как наш мозг побуждает тело в минимальном объеме воспроизвести воображаемое движение. То есть если вы, к примеру, интенсивно думаете о стене слева от вас, ваше тело бессознательно начинает поворачиваться в этом направлении. Искусство заключается как раз в том, чтобы разглядеть эти миниатюрные движения и сделать на их основании вывод о намерениях человека. До сегодняшнего дня мы можем лишь описывать этот феномен. Мы знаем о его существовании, но по-настоящему не можем объяснить.
У меня самого в программе долгое время был номер, связанный с этим явлением, и я научился добиваться отличного эффекта с его помощью. Я чувствовал сломанную деталь механизма, узнавал, какие растения зритель предварительно отобрал в Мюнхенском ботаническом саду, и находил спрятанные от меня в отнюдь не маленьком внутреннем городе Вены предметы. Не утаю от вас самое яркое воспоминание. В новой части Вены есть очень красивый городской театр, где я выступал во время своего первого турне. В нужный момент я пригласил симпатичного мужчину подняться на сцену и поставил ему следующую задачу: «Пожалуйста, будьте так добры, выберите в зале человека, но не говорите, кто он. Опишите его на листе бумаги так, чтобы я не видел. Поместите лист с описанием в конверт, а затем дайте мне в руки». Моя задача заключалась в том, чтобы отнести конверт тому человеку, чье описание находилось внутри и пригласить его подняться на сцену. Потом следовало вслух зачитать описание, чтобы все зрители могли убедиться в правильности моего выбора. Итак, я взял своего ассистента за руку и двинулся с ним в зрительный зал. Когда мы оказались в центре помещения, я сразу понял, что стою перед нужным мне человеком, и попросил ее подняться на сцену. Речь, кстати, шла о привлекательной молодой девушке с темными волосами. Я медленно вскрыл конверт и прочитал: «Мужчина с лысиной…» Заканчивать я не стал. Зал неистовствовал — никто не идеален!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона,
Эксперимент
Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает
Эксперимент с часами
Эксперимент с часами Перед тем как читать дальше, закройте, пожалуйста, правой рукой часы на левом запястье (если вы носите часы на правой руке, просто сделайте все наоборот). Я предполагаю, что вы носите эти часы уже довольно давно и ежедневно многократно смотрите на них,
Эксперимент: зеркало
Эксперимент: зеркало Не передразнивайте вашего партнера по эксперименту! Стоит ему только это заметить, как у вас больше не будет ни единого шанса установить с ним необходимый контакт.По этой причине некоторые тренеры рекомендуют «смещенное зеркало». То есть вы должны
Эксперимент с монеткой
Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся
Эксперимент 1
Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю
Эксперимент 3
Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент
ЭКСПЕРИМЕНТ
ЭКСПЕРИМЕНТ Разденьтесь, как-нибудь, полностью — догола! И встаньте так, во всей своей красе, перед самым большим зеркалом в вашей квартире.Посмотрите на себя. Оставайтесь абсолютно спокойным…Посмотрите себе в глаза и произнесите тоном, не терпящим возражений: «Я —
Эксперимент
Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что
Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном
Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки — нет. Причина в
Сказочный эксперимент
Сказочный эксперимент Пролетела еще одна быстротечная неделя нашей сумасшедшей жизни. Все как обычно. Родители – на работе, дети – в саду. Хочется поднять какую-нибудь актуальную тему, но вот за рабочими заботами я как-то и не заметила, что особенного произошло с моим
Источник