Виртуальная культура
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:40, реферат
Краткое описание
Любая цивилизация сильна культурой труда, умением работать. В основе их лежит научное (не умозрительно-догматическое, а проистекающее из опыта человечества) мировоззрение, непрерывное обновление знаний. Десятилетия тоталитарного единомыслия и застоя, а также невостребованность знаний и уравниловка отучили подавляющую часть русских людей мыслить и работать, а руководителей – принимать компетентные решения. Поэтому экономическая реформа в стране и духовное возрождение общества идут крайне медленно.
Содержание работы
Черты современного информационного общества.
Виртуальный хронотоп.
Роль индивидуальных культур в невремени и пространстве.
Место субкультуры гипербанков в международном компьютерном пространстве.
Виртуальная культура, как объект реальных современных международных культур.
Содержимое работы — 1 файл
виртуальная культура.doc
Однако большинство специалистов исследующих процессы виртуальной культуры, считают, что эта культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей. И все акты деятельности людей.
Виртуальная культура – это форма общения и отношения людей в компьютерном пространстве. Эта культура предполагает определённый, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, и процесс овладения знаниями, умениями навыками и нормами виртуального общения.
Современные историки культуры, а также представители частных эмпирических наук о человечестве и человеке убедительно показали, что социокультурные процессы современности неразрывно связывают воедино всё человечество друг с другом, несмотря на их различия в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни.
Это является особенностью развития виртуальной культуры и одновременно осложняет её познание. В изучении общества вообще, и её культурных феноменов, в частности, не могут быть использованы традиционные одновременные представления о закономерностях и причинно-следственных связях.
Виртуальная культура в настоящее время исследуется системно, а значит в её познании используются представлении о вероятностных и случайных (в научной терминологии – стохастических) процессах.
Системный подход даёт возможность представить виртуальную культуру целостно, а не по частям, выявляя специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.
Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых разных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.
Наконец, системный подход – это гибкая и достаточно толетарная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять их другим, полученным иными методами выводам.
Именно системный подход позволил понять и саму виртуальную культуру как специфическую форму и систему жизнедеятельности людей, выделив в ней своеобразные области культуры, обладающие определёнными функциями и имеющими определённую структуру, принципы социальных связей и коммуникаций, культурные образцы, которые определяют систему культуры. Каждая из перечисленных составляющих культуры была описана представителями определённых научных школ, внесших свой позитивный вклад в понимание культуры, однако, только совокупность разных подходов позволяет понять её как систему, со всеми присущими ей специфическими особенностями.
Творцом культуры является человек, который овладевает культурой в процессе освоения языка и его грамматических форм, формирующих логику мышления человека. Овладение нормами и ценностями культуры делают поведение человека типичным для данной культуры. Осуществление жизнедеятельности заставляет человека не только следовать определённым, признанным и одобряемым обществом образцам, но и становится по мере надобности субъектом культуры, создающим новые ценности или образцы поведения.
Таким образом, одна из важнейших особенностей виртуальной культуры как системы заключается в том, что в процессе своего существования культура является, с одной стороны, объектом, сложным социальным явлением, противостоящим человеку, а с другой – она может развиваться только самим человеком.
Рассматривая любую культуру, в том числе и виртуальную, культурологи подчёркивают, что она – внебиологична, другими словами она всегда создание человека, а не природное явление, хотя ни одна из существовавших и существующих культур не может существовать без природы, как фона и основы, на котором развиваются культурные процессы.
В любой культуре можно выявить наиболее типичные формы деятельности, образцы поведения, манеры и традиции, понятные всеми членами общества, именно поэтому для любой культуры характерна своя стереотипность, проявляющаяся в привычках и образцах поведения, в стандарте или укладе жизни.
Виртуальная культура, как и любая другая создана для того, чтобы помочь обществу понять предметы и вещи, составляющие предметное поле культуры, которое характеризует её продуктивность и позволяет культуру с точки зрения её преобразовательного и созидательного отношения к миру.
Особенностью функционирования виртуальной культуры является то, что любой факт культуры всегда представляет единство материального и идеального, бытия и отношения, объективного существования и его идеального осмысления.
Другими словами: виртуальная культура является гранью между культурой материальной и духовной. И так же как эти две культуры, может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение – в предмете, знаке, образе, символе. Таким образом, материальная, духовная и виртуальная культура диалектически взаимосвязаны, воздействуют друг на друга и виртуальная культура не может существовать без духовной и материальной.
Историки культуры достаточно долго исследовали в культуре только особенности духовной деятельности, пренебрегая традиционным, неменяющимися в течении веков преимущественно сельскохозяйственными и ремесленным производством, той материальной культурой, которую они считали «низкой», неинтересной для исследователей. И теперь с возникновением такой формы культуры, как виртуальная, начинается прослеживаться реальная связь между культурами духовной и материальной.
- Абдеев Ф.В. Философия информационной цивилизации. – М.: Культура, 1994.
- Информация и научные исследования культуры. Сборник научных трудов. – М., 1988.
- Компьютеризация общёства и человеческий фактор / Реферативный сборник. М.: 1990.
- Кукин В.И. Информатика организация и управление. – М.: Экономика, 1994.
- Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. – М., 1998
- Карташов Н.С., Лаптева Т.И. Научно-информационная деятельность в области культуры: Некоторые итоги и перспективы развития // Научная информация и культура. – М., 1989.
- Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественная наука и современность. №6, 1998.
- Р.Роука Информация экономического поведения // Вопросы экономики. №5 2000.
Источник
Виды и формы культуры
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:
по связи с религией — религиозная и светская;
по региональному признаку — культура Востока и Запада;
по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
по связи с территорией — сельская и городская культура;
по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
трудна для понимания для неподготовленных людей;
эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
следование традициям и ритуалам;
ограниченное информационное поле.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
снижает общий уровень духовной культуры общества;
ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
рассчитана на пассивное потребление;
формирует стереотипы в сознании людей;
формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.
Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
хранение культурного опыта;
средство понимания и объяснения мира;
регулирование взаимодействия людей в социуме;
формирование общественных ценностей и идеалов;
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);
криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);
религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
специфический образ жизни и привычное поведение;
наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).
Характерные черты контркультур:
нетрадиционные культурные формы,
нетрадиционные формы религии.
Таблица «Виды культуры»
Массовая
Элитарная
Народная
Коммерциализация духовной деятельности
Приоритетное развитие развлекательных жанров
Ориентация на запросы широкого круга потребителей
Направленность на получение прибыли
Носит развлекательный характер
Ориентируется на запросы широкого круга избирателей
Тиражирование стандартизированных ценностей
На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
Привлечение популярных актеров
Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
Адресована всем, без различия классов, наций, пола
Действует как механизм «внушения и заражения»
Является порождением технического прогресса
Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
Необходимость специальной подготовки для усвоения информации
Нестандартность художественных средств
Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов
Безграничное самовыражение творца
Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника
Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли
Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
Оригинальность и индивидуальность работ
Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
Передача преимущественно в устной традиции
Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
Отражает национальный характер
Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа
Источник