- VR-технологии для школ. Западный и российский опыт
- Виртуальная реальность в образовании. Технологии и использование
- VR технологии в образовании
- Актуальность VR и AR технологии для образования
- Виртуальная и дополненная реальность в пандемию
- Примеры применения виртуальной и дополненной реальности в обучении
- Виртуальная реальность в школах и дополнительном образовании
- Виртуальная реальность в высшем образовании
- Оборудование для виртуальной реальности в обучении
- ClassVR
- VR Sync
- Redbox VR
- Google Cardboard
- Windows Mixed Reality
- Apple AR
- Какое оборудование для виртуального образования лучше приобрести?
- Технологии VR в украинских школах
- Виртуальные цифровые образовательные аудитории будущего
VR-технологии для школ. Западный и российский опыт
Технология виртуальной реальности, развиваясь в игровой индустрии, достаточно быстро нашла применение в промышленности, военной сфере, медицине и искусстве. В образование, однако, VR входит медленнее.
Несмотря на то, что такие плюсы виртуальной реальности, как иммерсивность, фокусировка, вовлечение, интерактивность и т. д. стали общим местом в публикациях последних лет, в России виртуальная реальность все еще не является широко используемой технологией в образовании. Если в корпоративном и промышленном секторе известны успешные кейсы, то в школьном образовании это, скорее, несистемные попытки разнообразить уроки в отдельных прогрессивных школах. Барьеры входа технологии в общеобразовательные учреждения хорошо известны. Это:
- относительно высокая стоимость,
- низкая технологическая грамотность (которая в России усугубляется возрастной категорией подавляющего большинства педагогов),
- консервативность и административная централизованность школ,
- проблема интеграции существующих приложений в образовательные программы,
- отсутствие специализированного образовательного контента и т. д.
Другим менее очевидным, но крайне важным барьером входа является вопрос методической целесообразности использования технологии: исследований, подтверждающих неоспоримые преимущества виртуальной реальности, опубликовано крайне мало.
Что касается последнего барьера, то на российском рынке сложилась парадоксальная ситуация: одной из важнейших причин, по которой школы не рассматривают возможность закупки VR-оборудования, является отсутствие качественного образовательного контента. В свою очередь, разработчики отказываются создавать контент для школ, поскольку такого рынка пока не существует.
Одна из первых значительных попыток внедрения технологии виртуальной реальности в западные школы относится к началу 2000-ых годов. Совместный проект Университета штата Айова и Iowa Public TV охватил восемьдесят шесть сельских школ (приблизительно 2 тыс. учеников старших классов) при помощи оптоволоконной сети. Была создана платформа, с помощью которой ученики могли посещать различные локации в сопровождении виртуального инструктора, находящегося в центральной VR-лаборатории университета. Другой серьезный проект внедрения VR-разработки в школьную практику был опубликован в 2013 году. Проект вели учителя старших классов штата Пенсильвания в сотрудничестве с U.S. Navy под эгидой программы Real World Navy Challenge. Проект был направлен на изучение блока STEM (естественные науки и инженерия) при помощи симуляции реального мира. Сюжет программы был сосредоточен на виртуальной атомной станции, для которой учителя разработали методику и дизайн преподавания. Внедрение программы совпало по времени со взрывом атомной станции в Японии, что дало ученикам возможность проблемного и практического обучения.
О массовом применении виртуальной реальности на школьных уроках заговорили с выходом Google Cardboard – недорогих картонных устройств для смартфонов.
В последующие годы пилотирование технологии проходило в формате проектов, различавшихся целями, масштабами и результатами. На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются такие разработки, как Buzz Aldrin: CyclingPathways to Mars, The BodyVR, Universe SandboxVR, 3D Organon Anatomy, Star Chart, NarupaXP, SolarAR, Earth AR, Aurasma/HPReveal, Cleanpolis VR, Acropolis interactive educational VR 3D, My Way VR, Boulevard, Titanic VR, Smart Education Labs, Unimersiv, а также Apollo 11 VR, The VR Museum of Fine Art, InMind 2, Human Anatomy VR и другие. Большинство этих приложений доступны на различных маркетплейсах.
Кроме того, существуют готовые технологические решения, разработанные специально для школ, самыми известными из которых являются ClassVR и RedboxVR.
Преимущество этих разработок заключается в том, что обе компании предоставляют школам готовые к использованию программно-аппаратные комплекты. Компания Avantis Systems поставляет в школы (в том числе и на территории РФ) наборы ClassVR с разным количеством шлемов и с разным по длительности доступом к контенту. Разработаны специальные учебные планы с использованием виртуальной реальности для нескольких школьных предметов, таких как история, естественные науки, искусство и культура, основы безопасности и другие. Контент представляет собой в основном неинтерактивные видео 360 градусов. При творческом подходе использование такого набора может разнообразить школьное занятие, но на русском языке разработанных планов уроков крайне мало. Те же, что разработаны, вызывают сомнения с методологической точки зрения.
Набор RedboxVR отличается от ClassVR как по принципу выбора устройств, так и по содержимому, доступному в наборе. Заказчику поставляется заранее оговоренный комплект из мобильных телефонов, согласованных с компанией Google. Пользователь получает доступ к разным типам контента, объединенным в рамках одной образовательной платформы. В основном это уроки с использованием Google Expeditions (360 градусов видео), а также AR-контент со специально разработанными занятиями. Кроме того, на RedboxVR доступны уроки по химии от MEL Sciencе и уроки английского с носителем языка в режиме реального времени на платформе Rumii.
Несмотря на многолетний путь, проделанный на западе, до сих пор нельзя признать, что технология освоена и вошла в учебный обиход. Универсальных решений, удовлетворяющих мировой запрос на качественный контент для школьного образования пока нет.
Ожидается, что к 2023 году ежегодные расходы образовательного сектора на технологии виртуальной и дополненной реальности составят шесть миллиардов долларов США благодаря стремительному росту популярности виртуальной реальности в образовательной среде.
Следующий этап развития технологии, испытавшей первые внедрения, видится в доработке существующих решений с учетом опыта пользователей и результатов новейших исследований.
Во многом ускоренное внедрение новых технологий на западе и их видимая недоступность в России связаны с различиями в системах образования и распределением финансирования. Школы в США подразделяются на частные (private) и общественные (public). Частные школы финансируются через оплату обучения студентами, при помощи пожертвований, частных фондов и т. д. Частная школа может контролироваться организацией, зачастую религиозным учреждением. Общественные школы финансируются государством. В отличие от России, федеральный бюджет не является прямым источником финансирования в США. Область образования контролируется правительством штата и органами местного самоуправления. Именно на этих уровнях, а также при участии общественных и частных организаций учреждаются школы, разрабатываются учебные планы, определяются требования к зачислению и выпуску.
Как указано на сайте Департамента образования США, лишь небольшая доля финансирования (около 8%) является федеральной. Налог на собственность является основным источником финансирования общественных школ, что влияет на неравномерное распределение расходов на одного ученика среди и даже внутри штатов.
В школах РФ финансирование тесно связано с образовательной программой и учебными планами, принятыми в школах. Внедрение школой новых технологий не может происходить на экспериментальном уровне: использование усовершенствованных мультимедиа средств в рамках учебной практики автоматически регулируется законодательством. Согласно федеральному закону “Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать программы, но это отнюдь не значит, что школа может внедрять любые образовательные материалы и разработки. Соответственно, на VR-контент также должны распространяться определенные требования в зависимости от того, к какой категории такой контент относится – учебные пособия, дидактические материалы, мультимедиа-средства и т. д. Частные школы России обладают большей независимостью в части внедрения технологий, т.к. меньше зависят от бюджета, получая средства от государства в виде субсидий. Однако, количество таких школ на данный момент несоизмеримо мало.
На 2018 год число частных школ в России составило 851 учебное заведение. В США же количество частных школ достигает порядка 34 тысяч, что значительно облегчает процесс внедрения новых технологий.
Сравнение систем образования (причем следует учитывать не только тип финансирования, но и культурный фактор) позволяет говорить о двух взглядах на внедрение и использование виртуальной реальности в школьном образовании: развлекательно-ориентированный и ориентированный на результат.
Первый подход к виртуальной реальности в образовании (принятый во многих западных школах) предполагает использования VR как дополнительного метода, «дорогой игрушки», эффективность которой не обязательно должна быть выше эффективности других средств.
Если школа может себе это позволить, и если сами школьники с энтузиазмом готовы использовать такой контент, то школьная администрация принимает решение о внедрении технологии. Важным культурным фактором является установка на психологическое благополучие, не уступающее по значимости образовательным результатам.
Российские школы (ориентированные на образовательный результат), в противоположность, готовы использовать новые и притом недешевые технологии лишь в тех случаях, когда внедрение этих технологий оправдано с точки зрения эффективности образовательного процесса, а новые методы обладают потенциалом улучшения итоговых результатов школьников. Внедрение новых педагогических технологий в практику должно быть обосновано в соответствии с целями и задачам основной образовательной программы, а также с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
У обеих названных позиций есть свои адепты и критики. В первом случае (при «западном подходе») аргументы скептиков сводятся к нецелесообразности использования технологии в качестве образовательного инструмента. Почему, например, VR, а не скайп? Почему AR, а не мобильное приложение или, в конце концов, не доска и мел? Говорят о возможности отношения к виртуальной реальности как к новинке, которая по прошествии определенного времени устареет и надоест. Такие риски предусматривают даже компании-производители VR-контента.
Неудивительно, что новые технологии часто не оправдывают ожиданий учеников: их трудно чем-то удивить. Поэтому все средства, которые вы тратите на новые планшеты, персональные компьютеры или интерактивные доски, не приводят к вовлечению и воодушевлению, которые необходимы для стимуляции воображения и творчества.
Действительно, есть риск, что дорогостоящее оборудование может просто лежать на полках школьных классов и библиотек вместо активного внедрения в образовательный процесс. Более того, несмотря на всю пользу и важность технологий, часто говорят о когнитивной перегруженности, вызываемой этими технологами.
Шлемы иногда используют на разных курсах для разнообразия, но я на своих занятиях использовала виртуальную реальность раза три-четыре. Сейчас здесь в тренде civic engagement & environmental issues. Например, прошли с учениками новую тему – поехали на ферму колледжа. Мы стремимся дать больше реального общения и реальных ситуаций. Более того, последние опросы и исследования здесь в США показывают, что современным студентам все меньше хочется экспериментировать с новыми технологиями в образовательном процессе. Думаю, в школах ситуация аналогичная.
Если частные школы c относительно автономным финансированием могут позволить себе использовать те средства, которые посчитают нужным, то общеобразовательная российская школа неудачных экспериментов себе позволить не может. С другой стороны, критики сугубо практического подхода настаивают на том, что образование не сводится к знаниям, умениям, и навыкам, а эффективность технологии не должна измеряться исключительно результатами ЕГЭ. В этом смысле качественный, красивый, удобный в использовании, интерактивный, инновационный контент может дать процессу обучения принципиально новые возможности.
Если внедрение виртуальной реальности делать умеренным, это позволит удерживать и поддерживать интерес ученика. Я уверен, что один из ключевых моментов в современном образовании – это его конкуренция с кино-рекламно-игровой индустрией. Она обладает огромными ресурсами, в том числе хорошими психологами и методистами, которые знают, как владеть вниманием, и ребенку сложно выдерживать такое давление. Поэтому я считаю, что в образовательном процессе нужно хотя бы изредка давать то, что мы называем «точками входа», какие-то моменты, через которые ученика можно заинтересовать, особенно на ранних этапах преподавания дисциплины, чтобы он начал получать удовольствие от познания.
Разумеется, разделение на два обозначенных подхода является условным, поскольку с внедрением первых опытов, проведением первых исследований, увеличением доступности VR-технологий для школ и университетов внимание исследователей и разработчиков образовательного контента все больше фокусируется на методологии образовательного продукта. Рассматриваются педагогические проблемы, которые улучшенные компьютерные технологии могут решить в пределах урока и всего учебного плана. Долгосрочные исследования и практическое применение технологий позволяет формировать принципы и критерии «методологической эффективности», благодаря которым из широкого ассортимента продуктов удастся выделить материалы, имеющие ценность для образования.
Последнее, что следует сказать, касается школьных учителей, которым принадлежит роль лидеров и вдохновителей в процессе внедрения и адаптации новых технологий.
Растет количество мотивированных педагогов, понимающих, что использовать те же дидактические средства, что и 30 лет назад, неэффективно. «Я не принимаю современные мультимедийные средства в обучении, но понимаю, что нельзя говорить с детьми о достижениях в физике и показывать им картинки на бересте» – цитата одного достаточно возрастного педагога. Конечно, нельзя сказать, что виртуальная реальность – лекарство от непонимания, но абсолютно точно виртуальная реальность – отличный «витамин», который в умелых руках наставника поможет вовлечь ребенка, а также покажет детям, что педагог «в теме» – разбирается в технологиях и умеет грамотно их использовать.
Источник
Виртуальная реальность в образовании. Технологии и использование
Образование – это фундамент процветающего общества, ведь передача знаний всегда была приоритетом для его развития. В эпоху цифровых устройств и новых технологий виртуальная реальность в образовании становится настоящим открытием для нового витка эволюции. Давайте поговорим, как она может изменить взаимодействием с образовательным контентом.
VR технологии в образовании
Первое устройство виртуальной реальности появилось еще в 60-е годы прошлого столетия. К сожалению, сначала технология не получила должного внимания и ее развитие остановилось. Виртуальная реальность получила широкое распространение и развитие только с интеграцией специальных шлемов, которые изначально использовались для игровой индустрии.
Еще несколько лет назад виртуальная реальность была очень далека от образования. Было сложно даже представить, что VR технолгии могут быть интегрированы в образовательный процесс. Такая задумка казалась слишком футуристичной задачей. Более того, все усложняла стоимость технологий: далеко не каждая школа или ВУЗ могли бы себе позволить использовать виртуальную реальность для улучшения образовательного процесса учащихся.
Сегодня VR технологии в образовании имеют большие перспективы. VR представляет информацию таким образом, что учащиеся могут воспринимать полноценную трехмерную модель необходимого материала. VR особенно полезна тогда, когда учащимся нужно усвоить большой объем информации. Использовать виртуальную реальность в образовании можно по-разному. Например, с ее помощью можно создавать идеальную среду для обучения таким образом, чтобы выпустить высококлассных специалистов в таких узких областях, как медицина, машиностроение, авиация и т. д. Студенты с помощью VR могут делать вещи, которые в реальной жизни было бы делать очень опасно или даже невозможно.
Актуальность VR и AR технологии для образования
Технологии виртуальной реальности в образовании актуальны как никогда. Эффект от внедрения новых технологий уже заметен на уровне образованности у студентов различных образовательных учреждений: VR-образование помогает улучшить передачу образовательного контента, а также позволить пользователям (ученикам) не только видеть контент, но и взаимодействовать с ним. Полное погружение в процесс помогает улучшить процесс обучения и полностью погрузиться в него. Более того, для полноценной обработки информации от ученика потребуется меньше сил и времени. Рассмотрим основные плюсы виртуальной реальности в сфере образования.
Лучший способ ориентироваться в образовательном контенте. Когда вы о чем-то читаете, вам хочется полностью погрузиться в процесс, чтобы понять все его детали. С VR образование не ограничивается словесным описанием или фотоиллюстрациями: вы можете буквально исследовать тему вдоль и поперек. Ощущение полного присутствия помогает ученикам и студентам лучше ориентироваться в теме. Тело верит, что находится именно в той ситуации, которую изучает студент, а эти ощущения вовлекают ум в процесс изучения темы.
Уникальный опыт обучения. Нельзя отрицать пользу научных лабораторий. Однако, к сожалению, далеко не всегда у образовательного учреждения есть возможность обустроить такое место. На помощь может прийти VR: с помощью определенных устройств и программ можно организовать виртуальную лабораторию.
Больше практического опыта. Десять лекций эквивалентны одному практическому занятию. Человек лучше учиться на практике, однако, не всегда возможно организовать нужное количество и качество практического обучения. Виртуальная реальность помогает и в осуществлении практических занятий. Она служит своеобразным якорем, который так необходим для опыта студента. С помощью виртуальной реальности учащиеся вдохновляются на то, чтобы что-то делать, а не просто читать и изучать.
Виртуальная реальность и медицина. Медицинские лаборатории – это всегда большой риск, ведь что-то может пойти не так. Однако виртуальные медицинские лаборатории исключают любые риски.
Развитие творческих способностей. Виртуальная реальность важна не только для того, чтобы изучать контент, но и чтобы создавать его. VR – это мощный инструмент в руках учеников и студентов с хорошим творческим потенциалом.
Внедрение визуального обучения. Более 70% людей являются “визуалами”, т. е. теми, кто лучше всего усваивает контент с помощью зрения. Виртуальная реальность становится по-настоящему полезной вещью для таких учащихся: они намного лучше запоминают информацию и визуализируют сложные функции и механизмы.
VR и компьютерные игры. Многие ученики и студенты тратят свое время на видеоигры. Можно спорить о плюсах и минусах данного вида времяпрепровождения, однако, нельзя отрицать, то намного выгоднее для образования человека потратить время на более полезные вещи. Согласно последним опросам, проведенным компанией Greenlight VR, желание обучаться с помощью VR у студентов перевешивает желание поиграть в компьютерные игры.
Список причин, почему виртуальную реальность стоит внедрить в образовательный процесс, можно продолжать до бесконечности. Более того, для каждого учебного заведения причины для внедрения VR будут свои.
Виртуальная и дополненная реальность в пандемию
Развитие виртуальной реальности во многом зависит от вложений в эту сферу у конкретного учреждения. На дистанционное обучение в период пандемии в 2020 году в странах СНГ вышло от 70% до 95% образовательных учреждений и, конечно же, все из них желали улучшить процесс дистанционного обучения.
Локдаун заставил подойти к образованию с творческой жилкой и те учебные заведения, которые могли инвестировать в сферу виртуальной реальности, достаточно сильно выиграли. Так, их ученики и студенты, смогли в полной мере ощутить преимущества обучения с помощью виртуальной и дополненной реальности.
Мнение специалистов из СНГ сходится в одном – “мультимедизация образования”. Пока что этот процесс идет медленными темпами из-за недостатка финансирования. Тенденция к переходу на онлайн-образование будет только сохраняться. Поэтому многие учебные заведения по всему миру спешно придумывают новые способы передачи знаний. Согласитесь, что намного удобнее использовать виртуальную и дополненную реальности, чем вести уроки по-прежнему.
VR AR технологии в условиях пандемии получили второй толчок. Но пока что офлайн- и онлайн-уроки сменяют друг друга, формируя модель смешанного обучения. Это формат, при котором поддерживается личное общение между учителем и учениками, а также возможность заниматься онлайн.
Примеры применения виртуальной и дополненной реальности в обучении
VR и AR в образовании укрепили свои позиции. Многие школы и ВУЗы использовали ее в качестве подкрепления еще до начала пандемии. Рассмотрим, как некоторые образовательные учреждения внедряли в свои учебные программы VR.
Виртуальная реальность в школах и дополнительном образовании
Обучение с помощью виртуальной реальности можно разделить на три группы: видео, платформы и программы. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Видео в формате 360 градусов происходит через взаимодействие со специальными очками виртуальной реальности, а специальная программа переводит 2D-изображения в 3D-формат, т. е. добавляя им объем.
С помощью таких платформ и площадок, как Rumii можно создавать виртуальную образовательную среду. Таким образом, они могут посещать лекции и практикумы. Преимущества выше названных платформ в том, что они дают возможность организовать полноценный интерактив. Например, на уроке французского языка вы можете организовать совершенно любую ситуацию (полет на самолете, прогулка и т. д.), чтобы изучить вместе с классом новые слова.
Интерактивные образовательные продукты появились совершенно недавно, однако, уже сегодня ими можно пользоваться как на уроках, так и при выполнении домашнего задания. Программа The VR Museum of Fine Art позволяет посетить музеи мира, а приложение Human Anatomy VR изучить человеческую анатомию.
Образовательные программы, построенные на базе виртуальной реальности, объединяют в пакеты для удобства пользователей. Школы могут приобрести готовый набор RedboxVR, который содержит все самые необходимые VR-разработки для средних учебных заведений. Такой формат обучения может быть использован и в дополнительном образовании (кружках, секциях, клубах по интересам).
Виртуальная реальность в высшем образовании
Нельзя недооценивать вклад VR в высшее образование. Оно позволяет студентам учиться на собственном опыте оживляя 2D-объекты и исследуя то, что в реальном мире было бы крайне тяжело и опасно сделать. VR открывает новые способы обучения навыкам и позволяет делать это быстро.
Один из примеров использования виртуальной реальности в высшем образовании – это обучение элементарным навыкам учащихся. Так, например, программа VirtualSpeech позволяет улучшать коммуникативные качества студентам многих зарубежных университетов. Приложение позволяет проанализировать речь и подготовить учащихся к выступлениям на конференциях и к интервью. Преподаватели по всему миру используют это приложение для повышения квалификации студентов.
Также VR прочно внедрилась в сферу дистанционного обучения. Еще до наступления пандемии многие высшие учебные заведения Европы и США давали возможность студентам наслаждаться VR-лекциями. Приложения наподобие онлайн-чатов позволяют проецировать себя и взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.
Еще одним замечательным примером использования виртуальной реальности является курс Вестминстерского университета для студентов-криминалистов . Используя VR, студенты могли найти улики, создать личное дело, читать показания свидетелей и т. д. VR дает беспрецедентный опыт в очень узких и нужных темах.
Оборудование для виртуальной реальности в обучении
Невозможно объяснить в нескольких словах техническую, медицинскую и многие другие специальности: необходима постоянная практика и погружение. Но, чтобы изучить отраслевую специфику можно воспользоваться инструментами, которые предлагает нам сфера виртуальной реальности.
На современном рынке существует огромное количество оборудования, способного погрузить человека в мире виртуальной и дополненной реальности. Оно отличается по функционалу и стоимости и у каждого есть свои преимущества и особенности использования. Рассмотрим самые популярные и надежные модели.
ClassVR
Это инновационная система виртуальной реальности, которая была разработана специально для использования в средних учебных заведениях. Учащиеся могут получить полноценный иммерсивный опыт с помощью собственного взаимодействия с технологиями расширения реальности.
ClassVR
Система представлена гарнитурой в виде пластикового корпуса с широким изголовьем и программным обеспечением. Отвечает за работу системы учитель и все программы запускаются централизованно. Основные плюсы ClassVR в удобстве и простоте использования, а также в качестве и надежности конструкции. Стоимость системы варьируется в пределах 6000-6500$. ClassVR доступен для групп до 8 учащихся с доступом к порталу на 1 год.
VR Sync
Эта платформа может быть использована для отправки информации сразу на несколько устройств.
VRSYNC
Таким образом, учебное заведение может использовать разные гарнитуры, а также собственные и загруженные из интернета видео. VR Sync совместим с такими системами, как Oculus Go, Oculus Quest, Oculus Rift, Pico, Samsung Gear VR, Android и Vive. Платформа доступна для проведения собственных творческих встреч с классом, виртуальных собраний и презентаций уроков. Для создания персонализированных и динамических аватаров предусмотрено приложение Sync Avatar Creato. Доступ к системе на 1 год для 1 учащегося стоит всего 100$.
Redbox VR
Эта система специально разрабатывалась для взаимодействия с Google Expeditions. С ее помощью можно проводить настоящие виртуальные экскурсии по всему миру. Также разработка предполагает, что вы сможете самостоятельно записать видео в формате 360 градусов. Преимущества системы в централизованном управлении, качестве и прочности, однако, она не умеет распознавать жесты. Стоимость Redbox VR 2900-3000$ на группу до 8 учащихся с доступом к порталу на 1 год.
Google Cardboard
Простая конструкция данной системы отличается доступностью и возможностью работы где угодно.
Google cardboard
Она представляет собой коробку с двумя линзами, а для ее использования необходим лишь смартфон. Стоимость устройства от 10$ в зависимости от комплектации.
Windows Mixed Reality
Эта система представляет собой платформу дополненной реальности, которая работает только с устройствами на Windows 10 и с набором гарнитур.
Можно также найти множество бесплатного контента, который создается VictoryVR. Стоимость одной системы 300-400$.
Apple AR
Это оборудование представляет собой очки виртуальной реальности, которыми можно управлять с планшета или телефона. Совместима система только с продуктами компании Apple.
Apple AR отличается высоким качеством приложения, а также возможность использования где и когда угодно. Стоимость Apple AR составляет от 500$.
Оборудование | Стоимость |
ClassVR | 6000-6500$ Для 8 учащихся с доступом к образовательному порталу на 1 год |
VR Sync | 100$ Для одного ученика с доступом к образовательному порталу на 1 год |
Redbox VR | 2900-3000$ Для 8 учеников с доступом к образовательному порталу на 1 год |
Google Cardboard | 10$ за устройство |
Windows Mixed Reality | 300-400$ за устройство |
Apple AR | 500$ за 1 устройство |
Сравнительные характеристики устройств виртуальной и дополненной реальности для образования
Какое оборудование для виртуального образования лучше приобрести?
Все зависит от вашего бюджета, а также цели использования. Все выше рассмотренные приспособления разные: разный внешний вид, функционал, стоимость и т. д. Например, Apple AR представляют собой очки, на которые выводится информация, которые вы возможно когда-то видели в фильмах. Такой гаджет может пригодиться далеко не для каждой специальности и, более того, он достаточно дорогой (около 500$).
Вариант попроще и подешевле – это Windows Mixed Reality. Этот девайс представляет собой подобие очков, но его чаще называют шлемом. Стоит он на 100-200$ дешевле и включает не только сам прибор для визуализации, а также и гарнитуру. Более того, на платформе Windows можно найти больше бесплатного контента, чем на платформе Apple.
VR Sync стоит от 100$ на одного человека. Эта система подразумевает использование специального шлема, который, приобретается отдельно.
Самый бюджетный вариант – это Google Cardboard, стоимостью всего от 10$. Используйте свой смартфон и самостоятельно выбирайте программы для виртуальной реальности.
Самой продвинутой, но и самой дорогой считается система ClassVR. В ее стоимость включен не только шлем виртуальной реальности, но и множество программ, которые будут полезны студентам. Цена использования девайса на группу до 8 учащихся составляет от 6000-6500$.
Технологии VR в украинских школах
Интеграция технологий VR в украинские школы пока идет медленно. Виртуальная и дополненная реальность в образовании стали новым трендом, однако на пути внедрения инноваций стоит несколько серьезных преград.
Первая и основная – это нежелание учителей использовать в своей работе технологические новшества. Для старших поколений привычно учить молодых ребят с помощью учебников и монотонных рассказов. Лишь единицы учителей Украины и стран СНГ готовы сегодня осваивать VR-технологии.
Стоимость систем и аппаратуры также достаточно сильно тормозит процесс. Но устройства VR и AR можно найти на любой вкус и кошелек. Даже в Google и Apple-маркетах можно найти достаточно недорогие приложения для внесения разнообразия в уроки.
Одним из самых успешных разработчиков VR и AR решения для образования является компания Look in AR . Их приложение Jigspace успело произвести впечатление на сферу образования в СНГ. С его помощью можно изучать различные объекты (например, замки, спутники, химические элементы и .т д.). Оно очень полезно для школьников и студентов.
С помощью платформы и решений от VR-Professionals можно оборудовать целые классы и комнаты для обучения. Его используют не только в образовательной сфере, но даже в военной и промышленной. Платформа позволяет полностью смоделировать нужную преподавателю среду и проводить уроки онлайн.
Платформа Luden.io решила схитрить и создавать виртуальные игры, тем самым подогревая интерес молодого поколения к новым технологиям. Все созданные на этой платформе игры можно считать образовательными и использовать в учебных заведениях.
Виртуальные цифровые образовательные аудитории будущего
Виртуальные цифровые аудитории станут новым словом в будущем в сфере образования. Новые технологии позволят не только упростить процесс обучения, но и сделать его полностью виртуальным. Уже сегодня многие западные учебные заведения используют VR-технологии для организации цифровых аудиторий, например, Стэнфордская высшая школа бизнеса. При помощи одноименной образовательной платформы учебное заведение использует так называемые 3D-кампусы для упрощения учебного процесса. Можно выбрать один из имеющихся кампусов или создавать собственный.
Технологии виртуальной реальности позволяет создать и использовать практически любое пространство. Например, некоторые западные ВУЗы создают полноценные 3D-модели учебных корпусов, а студенты при помощи специальных 3D-аватаров могут танцевать, перемещаться по кампусу, взаимодействовать друг с другом. В виртуальном кампусе есть все необходимое для учебы: место встречи, доски для записей и даже аудитории.
Возможности некоторых виртуальных систем практически безграничны. Рассмотрим их:
- Создание контента;
- Комментарии;
- Видеосвязь и конференции;
- Выполнение заданий в группе;
- Запись видео и аудио с помощью камеры и т. д.
Более 5000 учебных заведений во всем мире используют виртуальные аудитории. Более того, такая организация обучения стала по-настоящему актуальна с приходом пандемии.
Виртуальная реальность – это настоящее и будущее образования. Без внедрения систем VR и AR передавать знания, а также усваивать их, будет все сложнее и сложнее. Многие ВУЗы и школы уже стараются внедрить в свои учебные программы занятия с использованием виртуальной реальности, что особенно актуально в период пандемии и локдаунов.
Источник