Виртуальная реальность как способ познания мира

Строение виртуальной реальности

Строение виртуальной реальности

Рассмотрим вопрос о строении и сущности виртуальной реальности. Для начала, взглянем на структуру субъективно-субъективной виртуальной реальности:

Виртуальные миры и приключения, заполняющие наши сны, воображение, и мечты, так или иначе — создаются нашим сознанием, и происходит это — на основе следующего механизма (включающего три компонента):

1. мышление (осознанно или нет), по определённым законам мышления — комбинирует

2. разнообразную информацию, хранящуюся в памяти мозга,

3. используя энергию (биологическую).

В итоге — и возникает сновидение, или объект в воображении, или мечта, т.е. в общем, субъективно-субъективная виртуальная реальность.

Как ни странно, но механизм образования виртуальной реальности объективной — оказывается аналогичным (рассмотрим его на примере компьютерной реальности):

1. процессор (как аналог мышления), по определённым программам — комбинирует

2. разнообразную информацию, хранящуюся в памяти компьютера (на жёстком диске),

3. используя энергию (электрическую).

В итоге — и возникает виртуальная действительность на экране монитора (компьютерная игра, или фильм, и т.п.).

И наконец, механизм последнего из видов виртуальной реальности — объективно-субъективной виртуальной реальности (имеющей место при чтении художественной книги, пребывании в компьютерной игре, и т.п.) — тоже аналогичен, и является, в общем, наложением двух предыдущих:

1. мышление и компьютерный процессор (аналог мышления), по определённым законам мышления и программам — комбинируют

2. разнообразную информацию, хранящуюся в мозге и в памяти компьютера (на жёстком диске),

3. используя энергию (биологическую и электрическую).

В итоге и получается воспринимаемая объективная виртуальная реальность (при чтении электронной книги, игре в компьютерную игру, просмотре фильма, слушании музыки, и т.п.).

Становится очевидным, что любая виртуальная реальность (хоть субъективно-субъективная, хоть объективная, хоть объективно-субъективная), — возникает на основе одного и того же, универсального механизма, имеющего три компонента.

Универсальный трёхкомпонентный механизм виртуальной реальности — встречаются уже в трудах древнегреческого мыслителя Платона (жившего примерно два с половиной тысячелетия назад).

В учении Платона, этот трёхкомпонентный механизм представлен в следующей форме: т.к. Платон верил, что реальность повседневной окружающей действительности — не обычна, а объективно виртуальна (хотя само слово виртуальность — ещё не было изобретено, но суть воззрений Платона — говорит именно об этом), трёхкомпонентный механизм виртуальной реальности, Платон вскрыл на примере предполагаемой объективной виртуальности нашего окружающего Мира:

1. Бог (мышление Бога), по определённым (логическим) законам — комбинирует

2. разнообразную информацию (= т.н. «идеи вещей»), хранящиеся в (потустороннем) мире идей,

3. используя некую форму энергии.

В итоге, согласно Платону, и возникает наш Мир = Мир вещей, т.е. наша повседневная действительность, являющаяся реальностью объективной виртуальной.

Все вещи в нашем виртуальном Мире вещей, по Платону — бренны, преходящи, как и сам человек, однако исчезновение (разрушение) вещи в Мире вещей — не сопровождается её исчезновением в мире идей (потустороннем, недоступном человеческому восприятию), т.е. мире, находящемся по ту сторону от повседневной реальности. В потустороннем мире (потусторонней реальности), все вещи нашего Мира — находятся в форме «идей» (т.е. в форме информации).

Информация же, естественно, должна быть записанной на каком-то материальном носителе, вроде «жёсткого диска компьютера», как сказал бы современный человек. В информационной форме (т.е. в форме «идей»), вещи и люди могут храниться хоть вечность. По воле Бога, они могут, в любое время — обретать или терять своё (виртуальное) бытие в (том или другом) Мире вещей (виртуальном), который создаёт Бог.

Тут можно понять логически и возможность воскрешения умерших, т.е. воскрешение как явление, имеющее свой механизм, а также увидеть, что воскрешение — действительно возможно (хотя бы для случая виртуальности Мира), и не является чем-то нелогичным. (Кстати, к рациональному пониманию действительности, и вскрытию механизмов явлений — и стремились древние греки; а возможность веры в вечную жизнь — приятна в любом случае, но особенно — когда можно логически понять её возможность).

Бог, когда задумает воскресить умерших людей (т.е. задействовать информационные записи этих людей) — может окружить их таким Миром вещей, каким захочет, например, райским Миром…

В общем, смерть, по Платону — это не конец: ибо человек — как состоял, в сути своей, из информации (т.е. «идеи», души), записанной в потустороннем Мире идей, так ей и остался; а то, что мы видим в повседневной реальности т.о. — лишь отражение этой информации, временная её реализация.

Аналогия: когда мы выключаем компьютер, виртуальный мир компьютерной игры и люди, его населяющие — не умирают и не исчезают, а остаются информацией, записанной на жёстком диске. В общем, аналогичное устройство предвидел Платон и для нашего окружающего повседневного Мира, ещё в те далёкие времена. И это — не удивительно, ведь как мы уже выяснили, механизм (любой) виртуальной реальности — одинаков (универсален), и состоит из трёх компонентов.

Подлинная суть всех вещей окружающего Мира, по Платону — находится за пределами воспринимаемой реальности, и так сказать, хранится на чём-то аналогичном жёсткому диску компьютера, и известна только Богу. Божественные откровения и т.п. методы познания, оказываются в таком случае — вполне оправданными для применения в познании… (но не будем забегать вперёд: до рассмотрения того, как влияет вера в тот или иной вид реальности нашего Мира, на выбор предпочтительных методов познания — мы ещё дойдём).

Мир вещей, в котором мы живём, будучи, по Платону — нематериальным, иллюзорным, т.е. виртуальным, являет собой противоположность миру потустороннему (идеальному, т.е. миру идей), который может быть материален, и именно тамошняя реальность (а не здешняя) — может быть обычной, по своей сути.

Читайте также:  Виды способов оперативного воздействия

Бытие же в нашем Мире вещей (виртуальном), что даётся человеку Богом — это как бы некое испытание, приключение, или эксперимент. Всё в этом бренном Мире — бренно, и приходит из Мира идей, и возвращается в Мир идей.

Читайте также

Специфические методы познания в объективной виртуальной реальности

Специфические методы познания в объективной виртуальной реальности У любого объективно-виртуального мира — есть свой создатель. У книги — есть автор, у фильма — режиссёр, у игры — программист… Если Земля — Мир объективно-виртуальный, то это значит, что у Земли

IV. СТРОЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

IV. СТРОЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Во всяком доказательстве — безотносительно к тому, что именно в нём доказывается, — всегда имеются: 1) тезис, 2) основания доказательства (аргументы) и 3) способ доказательства

3. Строение и динамика научного знания

3. Строение и динамика научного знания Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит

Правда о виртуальной реальности

Правда о виртуальной реальности 1. Виртуальность ноосферыКак в средствах массовой информации, так и в общественном сознании принято сводить понятие виртуальной реальности к компьютерной реальности (Интернет, содержимое жестких и гибких дисков). При этом дефиницию

Конституция виртуальной Границы

Конституция виртуальной Границы Философская и, в особенности, онтологическая трактовка виртуальных явлений до сих пор остается почти не развитой. Какой-либо общепринятый, канонический фундамент философского понимания виртуальности покуда практически отсутствует и,

II. Всеединство в строение космоса

II. Всеединство в строение космоса Из приведенных примеров видно, как относится к нашему повседневному опыту то откровение Божества в творении, о котором говорит апостол Павел. Это – откровение Божества в его другом, т. е. в несовершенном, обманчивом, тусклом зеркале. Оно

Строение знания и его содержание

Строение знания и его содержание Представим себе наивного новичка в минералогическом музее. Его внимание привлекает кристалл, под которым лежит табличка с надписью: «Мусковит, Родопы». Мы, конечно, предполагаем, что наш герой умеет читать и способен сообразить, что

IX. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И СТРОЕНИЕ МАТЕРИИ

IX. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И СТРОЕНИЕ МАТЕРИИ Понятие „материи“ на протяжении истории человеческого мышления неоднократно претерпевало изменения. В различных философских системах его интерпретировали по-разному. Когда мы употребляем слово „материя“, то надо иметь в виду,

Стратегии виртуальной политики

Стратегии виртуальной политики Развитие человечества постепенно привело к тому, что виртуальный фактор стал доминирующим во многих областях. Некоторые индустрии по производству виртуальных ценностей (например, кино) стали столь же прибыльными, как и те, что производят

VI. Смысл и строение фрагмента

VI. Смысл и строение фрагмента Образ космического айона влечет за собой целую цепь идей гераклитовского учения. Айон – это, прежде всего, век как порция жизни: бесконечно большая, так как это век вселенский, но конкретная, с определенным содержанием, которое

Человек и его строение

Человек и его строение ир, согласно Демокриту, не создан ради человека, и в бесконечной Вселенной есть космосы и без людей. Человек также не творение богов, а продукт природы.Земля, наполненная влагой, насыщенная атомами огня, рождала травы и растения, а также созревших

Источник

Виртуальная реальность — новый способ познания мира

Виртуальная реальность намного больше похожа на то, как мы воспринимаем мир, чем фотография или панорамное видео. Она обладает огромным потенциалом — расширить наш опыт, дать нам почувствовать то, что видели и ощущали другие люди, считает Нонни де ла Пенья, президент Emblematic Group.

Читайте «Хайтек» в

Если оказаться в сирийском городе во время бомбежки, лучше станешь понимать чувства беженцев. Если вместе с пилотом Формулы-1 промчаться по трассе Сингапура, поймешь, чего стоит быть лучшим в этом деле.

Мощности и охват этого средства передачи информации будут только расти. Способы использования физического пространства, равно как и визуального, найдут применение в каждой сколько-нибудь значимой сфере, от важных международных новостей до интерактивных повествований.

Backpack PC: компьютер виртуальной реальности у вас за спиной

Технология 3D-захвата тоже развивается стремительно. Такие компании, как 8i сочетают красоту и реализм трехмерного видео с безграничными возможностями перемещения в виртуальном мире. Между тем, производители микросхем, Intel и Qualcomm, предлагают способ использования мобильных телефонов для сканирования окружающей среды и людей с помощью технологии глубокого восприятия. Обе этих компании поддерживают Google Project Tango, благодаря которому телефоны Android приобретают возможности 3D-моделирования. Похожими свойствами обладает камера Apple Primesense.

Способность быстро сканировать пространство вокруг и превращать его в трехмерную сцену изменит способ нашего взаимодействия и с неодушевленными объектами, и с обществом. В будущем свидетели знаменательных событий будут способны записывать их на мобильные телефоны так, чтобы потом можно было войти в сцену. Таких возможностей нет ни у фотографии, ни у современного видео.

Виртуальная реальность расширит каждый аспект нашей жизни и даст нам доступ к совершенно новому способу познания мира, пишет MIT Technology Review.

Источник

Виртуальная реальность: природа, виды, способы познания

— Да, как же, сэр, если что-нибудь существует на самом деле, то оно есть всегда.

— Всегда ли? спросил профессор, и Питер не нашелся, что ему ответить.

К. С. Льюис. -«Хроники Нарнии»-.

Попытки размышлять об актуально существующем предпринимались на протяжении всей истории европей­ской философии и науки. Европейская культура решила для себя, что проблема актуальности может быть полнос­тью сведена к категориальной оппозиции «актуальное-по­тенциальное». Актуальное — то, что есть сейчас, здесь и теперь; потенциальное — то, что содержится в уже сущест­вующем, но еще не возникло. Такая позиция порождала новые противоречия: все будущее уже содержится в суще­ствующем, лишь со временем проявляясь. Но если уже содержится, значит существует в особой потенциальной форме, т. е. порождения не происходит. Итак, если нечто существует, то существует вечно. Актуально существующе­го нет, оно эфемерно и иллюзорно.

Читайте также:  Технология способ создания чего либо

Описанная позиция стала пересматриваться в текущем столетии, благодаря открытию виртуальных частиц в фи­зике. Неожиданно выяснилось, что квантовые эффекты могут приостановить действие закона сохранения энергии на очень короткое время, в течение которого энергия может быть «взята взаймы» на различные цели, в том числе на рождение частиц. Все возникающие в этом случае частицы будут короткоживущими, так как израсходован­ная на них энергия будет возвращена спустя ничтожную долю секунды. Частицы могут возникнуть «из ничего», обретя мимолетное бытие, прежде чем исчезнуть. То, что раньше казалось пустым пространством, в действительнос­ти «кишит» виртуальными частицами.

К числу виртуальных относятся и частицы-переносчицы взаимодействий. Квантовый подход требует рассматривать частицы только в их взаимосвязи с целым. Теория кванто­вого поля изображает все взаимодействия как процесс об­мена виртуальными частицами. Чем сильнее взаимодейст­вия, тем выше вероятность соответствующего процесса и тем чаще происходит обмен. Виртуальную частицу может испускать также любой отдельно взятый нуклон, который потом ее поглотит. Время существования образовавшегося мезона ограничено принципом неопределенности. Теория поля рассматривает нуклоны в качестве центров постоян­ной активности, окруженных «облаками» виртуальных частиц. Динамические паттерны — виртуальные «облака», которые и определяют силы взаимодействия.

Современная физика побуждает отказаться от традици­онного противопоставления между материальными части­цами и пустотой. Физический вакуум не просто состояние абсолютной незаполненности и отсутствия всякого сущест­вования, но содержит в себе бытие всех возможных форм мира частиц. Открытие динамической природы вакуума — одно из важнейших научных достижений. В свою очередь, поле есть континуум, пронизывающий все пространство, имеющий тем не менее как бы «гранулярную» структуру в одном из своих проявлений, т. е. в форме частиц. Невер­ным было бы считать элементарные частицы вещества «ку­биками», соединяющимися в ансамбли и образующие более крупные объекты. При более точном описании мир выступает как совокупность отношений. Для специалиста по квантовой физике Вселенная — единая, подвижная «ткань», состоящая из всплесков энергии, и ни одна из частей этой «ткани» не существует независимо от целого.

Формированию нового холизма — представления о це­лостности способствовали и идеи «шнуровочного подхо­да», сформулированные в 1968 году Джефри Чу. Согласно этим идеям, природу нельзя редуцировать к каким-либо фундаментальным сущностям, она должна восприниматься целиком в своей самодостаточности. Каждая частица при­нимает самое активное участие в существовании других

частиц, помогает их рождению, а они, в свою очередь, порождают ее. Так возникает весь набор адронов, он как бы стягивает, «шнурует» воедино самого себя при помощи обратных связей. Все частицы динамическим образом со­стоят друг из друга, и отношения между ними характери­зуются внутренней последовательностью и самосогласован­ностью. В этом смысле можно говорить, что адроны «со­держат» друг друга!.

Новое понимание целостности позволяет увидеть своего рода параллели и в других сферах действительности, в частности, при понимании природы языка. Так, язык может быть интерпретирован с позиций, по выражению О.Розенштока-Хюсси, александрийской грамматики. Пос­ледняя строила все из букв, покушалась на язык, объясняя целое с помощью частей, предложение с помощью слов, главу с помощью предложений, литературу с помощью книг, в целом высшее с помощью низшего. Этот подход к языку неприемлем для Розенштока-Хюсси (как, добавим, и для В.Гумбольдта, герменевтики). Язык для него не сумма «слов», а надиндивидуальная целостность типа геш-тальта. Не нечто внешнее для человека, а некий «эфир», в который погружены все люди. Говорить значит проникать в надиндивидуальное измерение и, будучи определенным им, оставаться в этой определенности. Слово, сказанное в полную силу, изменяет. Язык человека направлен на пре­вращение слушающего в такое существо, каким оно не было до того, как к нему обратились с речью2.

«Всплеск» диалогической речи выводит человека из обыденности в виртуальную реальность диалога. Понятие виртуальности предлагает такую парадигму мышления, ко­торая дает возможность анализировать в едином плане

1 Носов Н. А. Психологические виртуальные реальности. М., 1994. С. 177—178; Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989. С. 56, 116; Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современ­ной физикой и мистицизмом Востока. СПб, 1994. С. 191-200, 251.

2 Розеншток-Хюсси О. «Идет дождь» или Язык стоит на голове // Философские науки, 1994, № 1 -3. С. 44-45.

реалии, относящиеся обычно к разным типам знания: есте­ственнонаучному, гуманитарному или техническому. Со­временное естествознание нуждается в особом термине для обозначения виртуальных (не потенциальных!) реальнос­тей, но в силу своего обычно настороженного отношения к философской онтологии, отторгает понятие снятия, годное для описания существования без четких границ. Известно, что категория «снятие» разрабатывалась и использовалась Гегелем в теории рефлексии, а в данном контексте снятие может объяснить появление нового качества, в котором представлены два ранее взаимодействующих. Например, зеленый цвет — не синий и не желтый, но в снятом виде содержит в себе то и другое. Бытие этого «снятого» каче­ства (зеленый цвет, возникающий при смешении синего и желтого) можно именовать виртуальным (Д.В.Пивова­ров). Новое качество далеко не всегда предсказуемо на основе анализа исходных взаимодействующих качеств и возникает неожиданно для наблюдателя.

Проблема виртуальной реальности обнаруживает себя и при синергетическом подходе, где фиксируется непредска­зуемое поведение неравновесных систем. Возникновение виртуальной реальности спонтанно, оно может быть оха­рактеризовано как «появление вдруг», например, в случае «эффекта бабочки», при котором система внезапно меняет все параметры. «Внезапность» связана с тем, что в состоя­нии хаоса малейшее изменение усиливается и влияет на динамику всей системы. Такая перестройка может носить созидательный характер. Например, нейронные сети го­ловного мозга человека постоянно находятся в хаотичес­ком состоянии. Вследствие этого они могут реагировать на самые слабые, самые незначительные изменения на входе в систему. Когнитивные состояния, необычно близкие к хаосу (медитации, трансы, сны, переживания), могут спо­собствовать творческому подъему, вдохновению, рождать самые тонкие идеи.

Читайте также:  Все способы разогнать метаболизм

Понятие виртуальности начинает применяться и к раз­витию самой науки. Вначале наука сосредоточивала основ­ное внимание на исследование отдельных вещей, класси-

фицируя их по родам и видам. Затем настало время изуче­ния процессов. Теперь надвигается новый этап в развитии научного детерминизма — этап исследования интегрально­го качества, возникающего в процессах взаимодействия элементов целого. В данном контексте идеальное выступа­ет как разновидность виртуального существования. Оно возникает в пространстве между объектом и субъектом, его невозможно экспериментально обнаружить ни на стороне объекта, ни на стороне субъекта, взятых изолированно друг от друга. Человеческая сущность обретается в диало­ге Я и Ты и поэтому Я неизменно оказывается виртуаль­ным.

В определенном смысле об этом уже рассуждал П.А.Флоренский, отмечая, что подлинное существование в качестве реальности подразумевает как меня, самого чело­вечества, так и того, что вне меня, существует независимо от сознания человечества. Но наряду с этой двойственнос­тью бытия подлинно объединены познающий и познавае­мое, при сохранении их самостоятельности. В акте позна­ния нельзя рассечь субъект познания от его объекта, по­знание есть и то и другое сразу. «И соединяясь, они не поглощают один другого, хотя, храня самостоятельность, не остаются и разделенными. Богословская формула «не-слиянно и нераздельно» в полной мере применима к позна­вательному взаимоотношению субъекта и объекта, как по­нималось и понимается это взаимоотношение человечест­вом»!. По-видимому, можно считать, что «неслиянность и нераздельность» одновременно это «условие возможности» виртуалных феноменов в познании.

В психологии, где виртуальная реальность исследуется специально, ее отличают от константной порождающей ре­альности (повседневности). Виртуальность противопостав­ляется константности существования, хотя в философском смысле эти понятия относительны. Виртуальная реаль­ность, порождая виртуал следующего уровня, становится его константой, оставаясь виртуалом относительно своей константы. В психологическом аспекте виртуальная реаль­ность предстает также как выход из повседневности, что

сопровождается чувством свободы поведения, раскрепо­щенности, творческого полета, когда все получается само собой. Возможны при этом и противоположные состояния:

творческий спад, «энергетическая яма», депрессия, когда все дается через силу.

Первые философские и методологические работы, по­священные виртуальной реальности, выделяют следующие ее особенности:

— актуальность существования; для человека в вирту­альной реальности нет прошлого и будущего;

— включенность в события, т. е. человек непосредст­венно в них участвует или получает полную иллюзию действия;

— человек видит все виртуально происходящее со своей точки зрения, визуальная перспектива ориентирована на него;

— обязательность «порождения», т. е. виртуальные объекты продуцируются актуальным взаимодействием, в том числе человека с другими людьми, с компьютером в целом активностью человека;

— виртуальная реальность хорошо описывается мета­форой сновидения!.

Последние позиции требуют специального пояснения. В середине 80-х годов бывший хакер Джарон Леньер ввел в обращение в сфере компьютерных технологий термин «виртуальная реальность». Компьютерная реализация вир­туальной реальности погружает человека в искусственный мир. Чтобы достичь полной реальности, вовсе не требуется моделировать окружающий мир до мельчайших подроб­ностей. Обязательно присутствуют два момента, позволяю­щие отличить программу, создающую «виртуальный мир», от традиционных систем машинной графики:

— кроме простой передачи зрительной информации, такие программы одновременно воздействуют еще на неко­торые органы чувств, включая слух и даже осязание;

1 Флоренский П. А. Соч. Т. 2. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 284.

в наиболее совершенных системах пользователь может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчат­ку. Виртуальная реальность в компьютерной науке — это то, что позволяет перемещаться в трехмерном мире с шестью степенями свободы и обозревать его в реальном времени.

Программа задает, а аппаратура распознает шесть видов движения: перемещения (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), наклон (вверх-вниз), крен (налево-на­право), вращение. Если смотреть на человека, погружен­ного в виртуальную реальность, то в глаза бросается преж­де всего специальное оборудование. Для погруженного же в нее оборудование невидимо и играет вспомогательную роль, усиливая ощущение свободы в виртуальном про­странстве. В качестве контроля за состоянием виртуала на дисплее воспроизводится мультипликационный аналог ре­ально действующего человека.

Виртуальная система, по сути, служит реализацией ис­конного детского желания войти в зеркало и действовать в нем. Человек нуждается в фиктивном удвоении мира. В этом смысле телевидение и компьютерные средства визуа­лизации помогают прояснить природу человека. Потреб­ность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть антропологическое свойство. Наиболее запоминающимися являются персонажи-знаки, выстроен­ные по сложным, во многом архетипическим законам гро­теска. Маска и марионетка — основные структурные еди­ницы визуального мышления. Человека в виртуальной ре­альности описываемого типа можно считать дримером, т. е. путешественником по сновидениям (так американский писатель Г.Лавкрафт назвал одного из своих героев). Про-метей как символ классической, включая модернизм, куль­туры сменяется символом изменчивого Протея.

Как эстетическая и художественная реальность «вирту­альное пространство» требует множества уточнений. Вир-

1 Носов Н.А. Реальные нереальности // Человек, 1993, № 1. С. 36-38. 204

туал — художественная реальность, очень похожая на описанный Дж.Толкином Вторичный Мир, куда может войти и создатель и зритель. Мир этот будет восприни­маться ими, пока они его не покинут. Здесь удовлетворе­ние главных, изначальных желаний всякого человека: ос­матривать бездны пространства и времени, говорить со всеми и понимать все, что живет и движется в мире. Если рассказ может хоть как-то удовлетворить желания подоб­ного рода, он будет неизбежно таить в себе отзвук волшеб­ной истории тем более ясный, чем глубже он выполняет свою задачу. Поэтому компьютерную реализацию вирту­альной реальности в качестве жанра искусства можно счи­тать «волшебной историей» в трактовке Толкина. Такая альтернативная реальность имеет два определяющих пре­диката: она должна быть автономной, независимой от из­начально существующей реальности мира и человека; она должна быть также отличной от этой реальности, иногда даже радикально иной по отношению к ней. В литературе последнее достижимо с помощью лингвистических средств, нарочитой темноты языка; в машинной графике с помо­щью виртуозного использования арсенала визуальных средств (словаря» визуального мышления)!.

Источник

Оцените статью
Разные способы