- Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие
- Что такое виртуальная реальность?
- Виртуальная реальность в философии
- Психология виртуальной реальности
- Как работает виртуальная реальность?
- Виды виртуальной реальности
- Плюсы и минусы виртуальной реальности
- Минусы виртуальной реальности
- Плюсы виртуальной реальности
- Будущее виртуальной реальности
- Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие
Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие
Прогресс в современном мире достиг небывалых прежде высот. Новое поколение пользуется такими возможностями, про которые даже не мечтали люди старшего поколения. То, что еще вчера казалось волшебством и мистикой, сейчас воспринимается как обыденность и называется виртуальная реальность.
Что такое виртуальная реальность?
Созданный при помощи технических средств мир, который передается от одного человека к другому через зрение, слух, осязание и обоняние называется виртуальная реальность. Она способна имитировать воздействие и реакции на него. Чтобы создать правдивый комплекс ощущений действительности компьютерный синтез свойств и реакций производится в настоящем времени.
Объектам виртуальной реальности присуще вести себя как аналогичным объектам в материальном мире. Каждый пользователь способен оказывать влияние на объекты в плоскости мир виртуальной реальности в соответствии с законами физики, среди которых гравитация, отражение, столкновение с предметами. Иногда пользователи таких нереальных миров могут намного больше, чем в настоящей жизни.
Виртуальная реальность в философии
В современном мире становится актуальным вопрос, не опасна ли жизнь в виртуальной реальности. Когда человек действительно поглощен киберпространством, то есть практически все свое время он находится за компьютером, ноутбуком, планшетом, играя в компьютерные игры, и при этом отказывается от нормального общения и обычной жизни в целом – это и вправду может оказаться небезопасным для здоровья.
Философия отделяет саму идею данного понятия от ее технического воплощения. Ее трактуют в качестве совокупности объектов, что моделируются настоящими процессами. При том ни форма, ни содержание не совпадают с данными процессами. Моделируемые объекты принято сопоставлять с настоящим временем, а рассматривать отдельно от него. Данные объекты являются актуальными, а не потенциальными.
Психология виртуальной реальности
Изучает такое понятие как виртуальная реальность и ее психологическое воздействие на человека психология, у которой есть собственная философская идея и специфические теоретические модели, экспериментальные технологии и своя сфера практики. Древнегреческий термин «виртус» означает «душевный подъем воина». В античные времена под ним понимали наивысшую добродетель, которая доступна только самым мудрым.
Все чаще СМИ рассказывают про опасное влияние мнимой действительности. Порой пользователь интернета много времени проводит в сети, в результате чего может перестать видеть черту, которая разделяет два противоположных пространства. Проведенные психологами эксперименты показали, что к жестокости часто склонны дети, которые слишком долго играют в компьютерные игры. Пребывая постоянно в нереальном пространстве, у ребенка пропадают чувства сострадания к другому человеку. В итоге в обычной жизни он запросто может обидеть кого-то, не испытывая при этом ни капли жалости.
Как работает виртуальная реальность?
Многих интересует, так как же в действительности работает все это. Основные технологии виртуальной реальности:
- Отслеживание головы. Во время ношения специальной гарнитуры картина впереди способна двигаться в соответствии с тем, в какие стороны человек направляет голову – вверх, вниз или в стороны. Данная система называется «шесть степеней свободы». В гарнитуру встраиваются специальные компоненты, с помощью которых можно заниматься отслеживанием головы.
- Отслеживание движений. Такую возможность предоставляют более дорогие модели. Когда человек начинает использовать это устройство, то у него возникает желание сразу же увидеть свои руки.
- Отслеживание глаз. Специальный датчик может анализировать, в каком направлении смотрят глаза внутри устройства. Благодаря этому есть такая возможность сделать глубину резкости действительно реалистичной.
Виды виртуальной реальности
Принято различать следующие типы виртуальной реальности:
- компьютерное моделирование и имитация;
- сетевая мнимая действительность;
- аппаратные средства киберпространства;
В современном мире есть множество крупномасштабных установок, которые принято использовать в разных сферах науки и техники, занимаясь решением задач не только фундаментальных, а и научных дисциплин. Многие нереальные окружения собой представляют визуальные ощущения, то есть такие изображения, которые могут выводиться на экран монитора компьютера, либо на специальные стереоскопические дисплеи.
Плюсы и минусы виртуальной реальности
Каждый из нас по-своему относится к киберпространству. Если для одних оно — новый рывок прогресса и что-то интересное, необычное, то для других такие разработки в сфере новых технологий – повод беспокоиться про будущее детей. Погружение в виртуальную реальность имеет свои преимущества и недостатки. Это уникальная возможность на непродолжительное время уйти из обыденного мира и оказаться в ином измерении, где все намного интереснее. Однако с другой стороны чрезмерное увлечение такими путешествиями может оказаться опасным для психики и даже жизни человека.
Минусы виртуальной реальности
Новые технологии – это всегда интересно, а особенно для детей. Однако важно помнить про опасность виртуальной реальности, поскольку на первый взгляд безобидные компьютерные игры могут настолько затянуть человека в свои сети, что появится зависимость, избавиться от которой будет непросто. Особенно такие погружения могут оказаться небезопасными для подрастающего поколения. Картина, в которой школьник часами сидит за компьютерными играми, должна насторожить родителей. В итоге ребенок не только ухудшит свое физическое, а и психическое здоровье.
Плюсы виртуальной реальности
Чем интересен этот мнимый мир для каждого из нас? Прежде всего, это уникальная возможность окунуться в новое интересное измерение и забыть про свои ежедневные проблемы. Человек в виртуальной реальности может получить новые эмоции, а это уже неплохая профилактика стрессов. Имеет свои плюсы виртуальная реальность в образовании, поскольку позволяет:
- проводить телемосты, видеоконференции;
- создавать 3-D электронные образовательные ресурсы;
- создавать 3-D презентационные и информационные материалы;
- создавать музеи, лаборатории, планетарии;
- визуализировать более сложные объекты, физические явления.
Будущее виртуальной реальности
Многих интересует, какой будет виртуальная реальность в будущем. Ученые утверждают, что будут улучшены визуальные качества, трекинг и передача данных. Помимо того, по прогнозам ожидается облегчение гарнитур, которые сейчас сложно носить из-за их веса. Станет более гибкой корректировка линз, а шлемы удастся сделать беспроводными. Исследователи говорят про то, что в будущем киберпространство должно стать комфортным до такой степени, что будут заменены такие технологии как мыши, мониторы, клавиатура. Возможности виртуальной реальности могут стать безграничными.
Источник
Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие
Термином «виртуальная реальность» сегодня обозначают новое направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать у людей иллюзию наблюдения и даже ощущения некоторого искусственного мира, создаваемого при помощи средств информатики и кибернетики.
Другими словами, виртуальная реальность — это искусственно создаваемый человеком мир, в который он сам может проникать тем или иным способом и как бы существовать в этом мире определенное время, испытывая при этом комплекс тех ощущений, которые знакомы ему по реальному миру или же переживаются впервые.
Технические системы, которые обеспечивают формирование виртуальной реальности в сознании человека, называются системами виртуальной реальности. Сегодня такие системы обязательно включают в себя достаточно мощные компьютеры, а в ряде случаев и другие сенсорные и кибернетические устройства (системы создания стереоизображений, ручные манипуляторы, специальные динамические кресла-платформы, шлемы-дисплеи, специально оборудованные кабины и камеры и т. п.)
Системы виртуальной реальности находят в последние годы все более широкое применение в следующих четырех основных направлениях человеческой деятельности:
• для обучения, тестирования и тренировки персонала, которому в дальнейшем предстоит действовать в непривычных условиях, сложной обстановке, искусственной или опасной среде (космонавты, пилоты самолетов, водолазы и т. п.);
• создание новых активных форм игровой деятельности и развлечений, в которые иногда может быть включено большое количество (до нескольких десятков тысяч) участников;
• создание «виртуальных объектов» и «виртуальных процессов» и их изучение с целью познания закономерностей реального мира;
• изучение глубинных механизмов психической деятельности самого человека.
Считается, что термин «виртуальная реальность» был предложен в 1984 году американским ученым Джароном Леньером (Jaron Lanier), который создал в Калифорнии научно-исследовательскую фирму VPL Research Corporation, ставшую разрабатывать системы виртуальной реальности. Основными техническими компонентами таких систем в большинстве случаев являются:
• компьютерные средства построения объемных зрительных сцен и звукового стереосинтеза;
• специальный нашлемный дисплей-видеофон или же специальные очки, создающие стереоскопический эффект;
• ручной манипулятор в виде надеваемой на руку оператора «перчатки данных»;
• специальный костюм, надеваемый оператором, «экзоскелетон».
Основным способом реализации технологий виртуальной реальности является использование интерактивной компьютерной графики, в реальном масштабе времени. При этом, как правило, создаются трехмерные зрительные сцены, которые в сочетании со специальными технологическими приемами отображения информации создают у человека ощущение «погружения» в виртуальное пространство и возможности самому манипулировать объектами, наблюдаемыми в этом пространстве.
Достигаются эти эффекты путем комплексного воздействия на психику человека через зрительные и слуховые каналы, вестибулярный аппарат и тактильное восприятие. Так например, пользователь системы виртуальной реальности может поворачивать голову с надетым на нее шлемом и в результате этого изменять точку обозрения пространственных сцен и виртуальных объектов, а перемещаясь по комнате, он как бы двигается внутри виртуального пространства.
При помощи ручного манипулятора можно «потрогать» виртуальные предметы, которые на самом деле
существуют лишь в памяти компьютерной системы. Специальный костюм «экзоскелетон» служит для того, чтобы передавать в компьютер сигналы мышечных усилий человека. Он также формирует у оператора и чувственные восприятия от реакций внешней среды.
Кресла-платформы и специальные кабины могут создавать у людей ощущения перемещения их тела в пространстве, например, полета или движения в автомобиле по пересеченной местности.
Конечно же, весь перечисленный выше набор технических компонентов систем виртуальной реальности используется далеко не всегда, а лишь в так называемых системах усиленной виртуальной реальности. Однако создаются и другие, более упрощенные системы, обычно используемые для развлечения или же в учебных целях. В таких системах для манипуляции объектами в виртуальном пространстве вместо «перчатки данных» может использоваться, например, обыкновенная компьютерная «мышь» или джойстик. С их помощью оператор может манипулировать с изображаемыми на экране компьютера объектами виртуального пространства: перемещать их, поворачивать и т. п.
Сами по себе отдельные компоненты систем виртуальной реальности стали разрабатываться уже в конце 60-х годов ХХ-го века. Однако их системная интеграция стала возможной лишь при создании современных компьютерных систем, которые обладают необходимой памятью и производительностью для того, чтобы создавать виртуальное пространство и наполнять его виртуальными объектами, способными в реальном масштабе времени реагировать на действия оператора.
Системы виртуальной реальности показали свою высокую эффективность в качестве обучающих систем и разного рода тренажеров. Так например, эти системы успешно используются в медицинских центрах при планировании хирургических операций, в авиации — при подготовке военных летчиков, при управлении подводными аппаратами, а также при тренировках космонавтов и планировании космических экспедиций [118].
Известная американская фирма Боинг использует средства виртуальной реальности при проектировании и испытании новых самолетов. С этой целью в ее составе создан специальный Центр передовых технологий, который входит и в «Консорциум виртуальной реальности».
Весьма эффективной оказалась система виртуальной реальности при обучении спасателей проведению эвакуации потерпевших при чрезвычайных ситуациях, например, при пожарах в зданиях, самолетах и т. п. Эта система позволяет также производить моделирование поведения людей в этих ситуациях, например поведение толпы, бегущей через узкий проход.
Существуют и системы военного назначения, предназначенные для тренировки операторов автоматизированных систем управления войсками, а также членов танковых экипажей.
Новые возможности открывают применение систем виртуальной реальности и в научных исследованиях. Так например, система VISUAL, разработанная в японском университете Nagoya, позволяет осуществлять сложные манипуляции с трехмерными изображениями в виртуальном пространстве. Оператор может «разрезать» изучаемые им виртуальные объекты на части в любом направлении, отодвигать эти части друг от друга и обозревать их с разных сторон.
Уже созданы системы виртуальной реальности, позволяющие получать и исследовать объемные изображения химических молекул, моделировать движения элементарных частиц в искривленном физическом пространстве, наблюдать явления турбулентности в потоках жидкости и газа и т. п. При этом используются уже известные науке модели движения жидкости, процессов горения и др.
Технологии виртуальной реальности достаточно легко конвертируются из профессиональной, научной или же оборонной сферы в индустрию развлечений и уже сегодня достаточно широко используется в этой индустрии. В развитых странах Запада, а также в Японии уже существуют десятки частных фирм, которые специализируются на такого рода развлечениях. При этом наиболее широко распространенными являются так называемые «прогулочные» (wolk through) системы виртуальной реальности. Они позволяют пользователям осуществлять «прогулки» по улицам незнакомых городов (иногда вымышленных) и даже по поверхности других планет солнечной системы.
Существуют также разработки систем виртуальной реальности, которые позволяют проводить компьютерные игры с участием большого количества пользователей. Это так называемые «виртуальные цивилизации». Одна из таких разработок реализована в 1990 году в Японии. Там средствами компьютерной телекоммуникационной сети и технологий виртуальной реальности создан виртуальный город Хэбитэт [119], в котором уже «проживает» более 10 тыс. жителей. Любой пользователь вычислительной сети, обладающий собственным компьютером, может стать «жителем» этого города. При этом ему представляется возможность самому выбрать свой внешний вид из более чем тысячи возможных вариантов, подобрать себе одежду, жилище и т. п.
Жители этого города «живут» полноценной личной жизнью. Они встречаются друг с другом, общаются между собою, делают покупки в магазинах, вступают в браки и даже избирают правительство. Таким образом, доказана возможность создания принципиально новой, искусственной киберкультуры, обладающей своего рода виртуальной психологией, которая в дальнейшем может начать вытеснение реальных традиционных культур.
Некоторыми свойствами системы виртуальной реальности обладает и информационная система Videoway, созданная в Канаде на основе системы кабельного интерактивного телевидения. Эта система охватывает около 70% всех абонентов кабельного телевидения и дает достаточно широкие информационные возможности. Это не только обширный перечень информационных услуг (справок, консультаций и т. п.), но также возможности совершать покупки в магазинах, «посетив» их дистанционным образом и выбрав необходимые
товары, пользование различного рода учебными и игровыми компьютерными средствами и т. п.
Популярность этой системы оказалась настолько велика, что уже в 1995 году каждый ее пользователь затрачивал на общение с помощью этой системы около двух часов ежедневно [120].
Можно прогнозировать, что реальные перспективы превращения населения в некое «виртуальное сообщество» создает и глобальная компьютерная информационно-телекоммуникационная сеть ИНТЕРНЕТ. С развитием абонентской сети связи и возможностей для использования компьютерной графики и видеоизображений эта сеть может стать технической основой для все более широкого развития и распространения в обществе информационных технологий виртуальной реальности, которые и могут стать базой для формирования «виртуальных сообществ» людей и распространения в них «киберкультуры ».
Поэтому проблема существования человека в новом информационном киберпространстве — это уже не удел писателей фантастов и футурологов, а, к сожалению, достаточно близкая реальность нашего информационного будущего.
Рассмотрим теперь некоторые результаты психологического воздействия на людей технологий виртуальной реальности. Исследования последних лет показывают, что эти последствия могут оказаться весьма серьезными. Так например, при увлечении компьютерными играми и другими видами «неглубокой» виртуальной реальности у людей развивается все большая потребность в их регулярном использовании, своего рода «компьютеромания». При этом люди все больше отдаляются от реального мира, предпочитая его миру виртуальному, где нет проблем и опасностей, а также обязанностей и забот реального мира. И это определенным образом деформирует их психику. Причем наиболее чувствительными, по наблюдениям психологов, оказываются дети и люди пожилого возраста.
Однако наиболее сильное и даже опасное для психики человека воздействие оказывают «глубокие» системы виртуальной реальности по типу тренажерных систем. Исследования показали, что решающее значение здесь имеет возраст операторов и продолжительность их пребывания в условиях виртуальной реальности. Так, например, при использовании тренажерных систем в течение более чем 15 минут у многих операторов возникали симптомы, аналогичные сильному алкогольному опьянению. Это и тошнота, и головная боль, и потеря координации, и другие расстройства двигательных и физиологических функций [118].
Медики предупреждают, что бесконтрольное использование технологий виртуальной реальности в профессиональной сфере и в системе образования может привести к появлению новых видов «киберболезней», достаточно серьезных и опасных для здоровья людей и в особенности — для детей и юношества.
Что же касается все более широкого распространения этих технологий в индустрии развлечений, то здесь эти последствия могут оказаться сопоставимыми с распространением наркотиков.
Таким образом, технологии виртуальной реальности являются, по-видимому, самыми мощными средствами психологического воздействия на людей. В информационном обществе они, безусловно, получат широкое применение в самых различных сферах социальной практики — от научных исследований до прогнозирования состояния финансовых рынков. Однако, как и любое сильное средство, эти технологии таят в себе серьезную опасность для физического и психического здоровья общества. Именно поэтому их развитие и практическое использование должно стать предметом особого внимания как со стороны психологов, так и со стороны властных структур общества, которые обязаны принять превентивные меры по отношению к этой новой и еще практически не изученной психологической опасности.
Заключение
Мир вступает в третье тысячелетие. Наступает новая, информационная эра развития цивилизации. Какой она будет? Что принесет людям глобализация общества и его стремительная информатизация? Какие новые радости и новые страдания ждут их впереди? Этого сегодня в точности не сможет сказать никто. Ведь мир стремительно изменяется. И совершенно ясно, что уже к середине XXI века он будет так же сильно отличаться от окружающего нас мира, как наши времена отличаются от эпохи времен царя Ивана Грозного. Это будет принципиально иной мир, и жить в нем будут совсем другие люди с иными возможностями и иными проблемами.
На нашей планете уже сегодня формируется новая информационная среда обитания и новый, информационный образ жизни, где будут другие заботы и другие ценности. Но будет ли в этой новой среде счастливее сам человек? Уменьшится ли в мире число обездоленных? Станет ли человек, наконец, хозяином своей судьбы? Или же он превратиться в бездушный и маленький «винтик» огромной информационной машины, предельно рационализированной, безжалостной и беспощадной? Многое здесь зависит от самого человека, от его отношения к своему будущему, которое стремительно приближается.
Восточная философия утверждает, что жизнь человека протекает не только в одном направлении — из настоящего в будущее. В определенном смысле она реализуется и в другом направлении — из будущего в настоящее. Смысл этого утверждения заключается в том, что наше будущее в значительной степени зависит оттого, каким мы его себе представляем сегодня. Иначе говоря, к людям с большей степенью вероятности приходит именно то будущее, которое заранее формируется в их сознании и подсознании.
Современная наука постепенно убеждается в справедливости этого философского утверждения. Благодаря достижениям синергетики, сегодня мы знаем, что окружающий нас мир случаен в своей первооснове. Поэтому и наше будущее не является строго предопределенным. Оно вариативно. В Книге Судеб нет безусловных предначертаний, и человеку дано право выбора.
Именно поэтому сегодня, как никогда ранее, к проблемам будущего нельзя относиться равнодушно. Ведь будущее начинается сегодня. Оно зависит от наших сегодняшних мыслей и поступков. Мы не должны надеяться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Сегодня это было бы слишком опасно. Нужно поставить дело так, чтобы желаемый образ будущего формировался в сознании людей уже сегодня. И этот образ должен быть достойным самого человека. Только при этих условиях можно надеяться на то, что желаемое будущее и станет для нас реальностью.
В предисловии к первому русскому изданию своей книги «Человеческие качества» организатор и первый президент Римского Клуба Ауреллио Печчеи писал: «Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке способность видеть, понимать и созидать, направить моральную энергию людей на то, чтобы они сами создавали свое достойное будущее» [121].
Эти слова были написаны 20 лет тому назад, но они остаются исключительно актуальными и сегодня. Мы должны постоянно помнить о том, что будущее начинается сегодня, и активно действовать для того, чтобы оно формировалось наилучшим образом. Эффективным средством для этого может стать система опережающего образования, которая должна быть устремлена в будущее.
Хочется верить, что публикация данной книги и ее использование в системе образования окажутся полезными для решения этой важнейшей проблемы современности.
Литература
1. Велихов Е.П. Общество знания // Мир связи и информации CONNECT. М., 1996, сент.-окт.
2. Колин К.К. Фундаментальные проблемы информатики // Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука. 1995, вып. 7.
3. Колин К. К. Эволюция информатики и формирование нового комплекса наук об информации // Научно-техническая информация. Сер. 1. М., 1995, № 5.
4. Колин К.К. Информатика на пороге XXI века // Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука. 1999, вып. 9.
5. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания // Межотраслевая информационная служба. М., 1998, № 1.
6. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993.
7. Моисеев Н.Н. Быть или не быть. человечеству? М., 1999.
8. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.:
9. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации М.: ВЛАДОС, 1994.
10. Шемакин Ю.И., Романов А.А. Компьютерная семантика. М.: Изд-во НОЦ «Школа Китайгородской», 1995.
11. Соколова И.В. Проблемы становления социальной информатики как учебной дисциплины // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. М., 1995, № 4.
12. Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества // Проблемы социальной информатики. М.: Союз, 1995, вып. 1.
13. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы — факторы социального развития // Проблемы социальной информатики. М.: Союз, 1996, вып. 2.
14. Петров А.В. Системный аналитик // Интеллектуальный мир. М., 1995. № 6.
15. Международный форум информатизации. Конгресс № 2. «Информационные процессы и технологии» (тезисы пленарных докладов) М.: Международная Академия информатизации, 1993.
16. Социальная информатика— 99: Сб.н. тр. // Под ред. Б.А. Суслакова. М.: Социально-технологический ин-т, 1999.
17. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования // Информатика и образование. М., 1997. № 1.
18. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования: Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. М.,1996. № 3.
19. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад России. II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.,1996.
20. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международное сотрудничество. М., 1996, № 2.
21. Колин К.К. «Информатика — 2000» — международный проект для системы образования // Международное сотрудничество. М., 1997, № 1.
22. Соколов А.В., Майкевич А.И. Социальная информатика и библиотечно-библиографические дисциплины // Социальные проблемы информатики: Сб. статей ЛГИК им. Н.К. Крупской, Л,, 1974.
23. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М., 1990.
24. Колин. К.К. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества // Сб. н. тр. «Социальная информатика — 94». М.: Ин-т молодежи, 1994.
25. Колин К.К. О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» // Сб. н. тр. «Социальная информатика». М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990.
26. Колин К.К. Актуальные проблемы социальной информатики // Сб. н. тр. «Социальная информатика — 93» М.:
Изд-во Института молодежи, 1993.
27. Колин К.К. Наука для будущего: социальная информатика // Информационные ресурсы России. М., 1995, № 3.
28. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация: Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». М., 1996.
29. Колин К.К., Соколова И.В., Суслаков Б.А. Социальная информатика в системе высшего образования России. Материалы // II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». М., 1996.
30. Манушин Э.А., Колин К.К., Петров А.В., и др. Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» (понятия, состояние, перспективы) // Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.,1996.
31. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: ИНИОНРАН, 1998.
32. федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Вестник РОИВТ. М., 1995, № 1—3.
33. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. М., 1988, № 2.
34. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Alma mater (Вестник высшей школы). М., 1999, № 10.
35. Колин К.К. Благосостояние нации и перспективные технологии // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. М., 1995, № 6.
36. Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества. М.: Радио и связь, 1996.
37. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М. — Н.Новгород, 1996.
38. Колин К.К. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. М.: Машиностроение, 1995, №0.
39. Букатова К.Л., Михосев Ю.И., Шаров А.М. Эвоинформатика. Теория и практика эволюционного моделирования. М.: Наука,1991.
40. Колин К.К. Образование на пороге XXI-го века // Сб. н. тр. «Социальная информатика — 98». М.: Социально-технологический ин-т., 1998.
41. Шукшунов В.Е., Колин К.К., Сергиевский В. В. Национальная доктрина образования в Российской федерации // Вестник Международной академии наук высшей школы. М., 1999, № 2.
42. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Поиск. М., № 44 (546), 5 ноября 1999.
43. Колин К.К. Информационное общество и проблема образования // Информационное общество. М., 1997, № 2—3.
44. Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования // Информационные ресурсы России. М., 1997, № 5.
45. Урсул А.Д. Опережающее образование и становление информационной цивилизации // Вестник РОИВТ. М., 1996, № 3.
46. Концепция информатизации образования // Информатика и образование.М., 1990,№ 1.
47. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема // Дистанционное образование. М.,
48. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского общества // Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.
49. Деньяп К. Растет популярность дистанционного образования через Интернет//Дистанционное образование. М.,
50. Теория и практика дистанционного обучения в России / Под ред. В.П. Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 1999.
51. Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. М,: Изд-во МЭСИ, 1998.
52. Демин А.И. Информационная экономика. М.: Изд-во Палев, 1996.
53. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования. М.: Наука, 1985.
54. Каныгин Ю.М., Яковенко Ю.И. Введение в социальную когнитологию. Киев: Наукова Думка, 1992.
55. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России и политика их эффективного использования // Проблемы информатизации, 1997, № 4.
56. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов // Межотраслевая информационная служба. М., 1995, № 3.
57. Востриков А.Н., Зацман И.М. Конверсия документов в электронную форму для базы данных «Президент Российской федерации» // Информационные ресурсы России. М., 1998, № 1.
58. Зацман И.М. Полнотекстовые многотомные базы данных на CD-ROM (Технологические аспекты формирования) // Информационные продукты, процессы и технологии: НТИ-95. Материалы конференции (Москва, 19—20 октября 1995 г.), Т. 2. М.: ВИНИТИ, 1996.
59. Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития (Национальный доклад) // Вестник РОИВТ. М., 1994, № 4—5.
60. Информатизация общества и бизнес: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1992.
61. Введение в информационный бизнес / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 1996.
62. Артамонов ГЛ., Голубков А.С., Черешкин Д.С. О государственной политике информатизации // Вестник РОИВТ. М„ 1994, № 4—5.
63. Смолян. ГЛ., Черешкин Д.С., Вертинская О.Н., Костюк В.Н. Путь России к информационному обществу. Препринт ИСА РАН. М„ 1996.
64. Малышкин В.Г. Европейское информационное пространство. М.: Наука,1999.
65. Курносов И.Н. Концепция федеральной информационной политики России в области электронных информационных ресурсов и технологий // Вестник РОИВТ. М., 1995, №5.
66. Колин К.К. Информационное неравенство — новая проблема XXI-го века // Сб. н. тр. «Социология, социальность, современность». М.: Союз, 1998.
67. Колин К.К. О роли русского языка в проблеме сохранения единого информационного пространства России // Вестник РОИВТ. М., 1996, № 6.
68. Колин К.К. Русский язык и национальная безопасность // Безопасность. М., 1997, № 1—2 (32).
69. Колин К.К. Актуальные проблемы социальной информатики // Сб. н. тр. «Социальная информатика — 93». М.: Ин-т молодежи, 1993.
70. Информатика: Учебник // Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997.
71. Вартанова Е.Л. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа // Вестник РФФИ. М., 1999, № 3 (17).
72. Концепция информатизации общества (обобщенный вариант) // Вестник РОИВТ. М., 1990.
73. Мизин И.А. Состояние и перспективы развития телекоммуникационных технологий // Информационные технологии и вычислительные системы. М., 1996, № 3.
74. Черток Б.Е., Цыбин С.П. Перспективные системы связи на базе тяжелых космических платформ и пути решения насущных проблем информатизации общества // Проблемы информатизации. М., 1991, №1.
75. Гайкович Ю.В. Анализ опыта информатизации и создания телекоммуникационных систем в регионах России (по опыту работы НТЦ СИТ ИПИ РАН): Ежегодный доклад «Развитие современных информационных технологий на основе унифицированных средств информатики массового применения в Российской Федерации и за рубежом в 1995 —1996 годах». МНТК «Прикладные информационные системы и технологии». М., 1996.
76. Чипашвили Ш.Ш. Развитие единых информационных пространств и проблема единого понимания семантики информации // Сб. н. тр. М.: Социальная информатика — 99». Социально-технологический ин-т, 1999.
77. Ракитов А.И. Глобальная информатизация и информатизация советского общества // Сб. н. тр. «Социальная информатика». М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990.
78. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1998.
79. Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты). М.: Союз, 1999.
80. Ежегодный доклад «Развитие современных информационных технологий на основе унифицированных средств информатики массового применения в Российской Федерации и за рубежом в 1995—1996 годах». МНТК.
81. Телекоммуникационная сеть «ТВ-информ-образование». М.: Ин-т информатизации образования, 1996.
82. Томпсон С. Связь с населением // Америка. 1994, № 447.
83. Колин K.K. Информационные проблемы обеспечения национальной безопасности России // Вестник РОИВТ. М., 1995, № 4.
84. Дагаев В.Н. Клиническая токсиметрия критических состояний организма при острых химических отравлениях:
Диссертация на соиск. уч. ст. доктора мед. наук. РАМН. М.: Научн. центр хирургии, 1992.
85. Колин K.K., Дагаев В.Н., Пузанов В.В. Концептуальный комплексный проект «Создание территориальной автоматизированной системы информационной поддержки токсикологических центров России». М.: ИПИРАН, 1992.
86. Концепция информационной безопасности России (проект) // Вестник РОИВТ. М., 1995, № 6.
87. Аносов В.Д., Стрельцов А.А. О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации // Информационное общество. М., 1997, № 2—3.
88. Антопольский А.Б. Проблемы классификации информационных ресурсов по критериям информационной безопасности // Информационные ресурсы России. М., 1997, № 6.
89. Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998.
90. Смолян. Г.Л., Цыгичко В.Н., ЧерешкинД.С. Информационная война — новая опасность // Интеллектуальный мир. М„ 1996, № 12.
91. ЧерешкинД.С., Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н. Реалии информационной войны. Защита информации // Конфидент. М., 1996, № 4.
92. Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н., ЧерешкинД.С. Оружие, которое может быть опаснее ядерного // Независимая газета. М., 1995, 18 ноября.
93. Расторгуев С.П. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем // Информационное общество. М., 1997, № 1.
94. Викторов А.В. Информационная война в современных условиях // Информационное общество. М., 1997, № 1.
95. Грешневиков А.Н. Информационная война. М.: Русский мир — Рыбинское подворье, 1999.
96. Прокофьев В. ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999.
97. Алешенков М.С., Родионов М.Б., Ярочкин В.К. Энергоинформационная безопасность человека и государства: Введение в проблему.М.,1997.
98. Захаров В.Н., Игнатьев М.Б., Шейнин Ю.Е. Информационное общество // Сб. н. тр. «Системы и средства информации». М.: Наука, 1999. Вып. 9.
99. Колин K.K. На пути к новой системе образования. М,: Ин-т фундаментальной и прикладной информатики РАЕН, 1997.
100. Яковец Ю.В. Сохранение культурного потенциала России и информационные технологии // Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.
101. Халеева И.И. Основы теории обучения и понимания иноязной речи. М.: Высшая школа, 1989.
102. Растригин Л.А. Обучение как управление знаниями (новая концепция, алгоритмы, применение для обучения иностранным языкам) // Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.
103. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Вестник РФФИ. М., 1999, № 3 (17).
104. Сомик К.В. О «теневом» секторе компьютерного рынка / / Вестник РОИВТ, М„ 1996, № 4.
105. Федеральный Закон «О персональных данных» (проект) // Вестник РОИВТ. М., 1995, № 6.
106. ЧерешкинД.С., Курило А.П. Актульна ли для России проблема защиты персональных данных? // Вестник РОИВТ. М., 1995, № 6.
107. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юридическая литература, 1991.
108. Харламов С.Ф. Информатизация общества и проблемы борьбы с компьютерной преступностью // Вестник РОИВТ. М., 1996, №4.
109. Аносов В.Д., Ухлинов Л. М. Об основных направлениях государственной политики в области борьбы с компьютерной преступностью//Вестник РОИВТ. М., 1996, № 4.
110. Курило А.Л. Правовые основы предохранения компьютерных преступлений // Вестник РОИВТ. М., 1996, № 4.
111. Малюк А.А. Угрозы информации и информационные угрозы. Подготовка кадров в области информационной безопасности // Вестник РОИВТ. М., 1996, № 4.
112. Проблемы информационно-психологической безопасности: Сборник статей и материалов конференций. М.: ИП РАН, 1996.
113. Демирчоглян Г.Р. Компьютер и здоровье. М.: Лукоморье, 1997.
114. Колин К.К. Семантические проблемы информационной безопасности // Вестник БАЕ. М., 2000, №1.
115. Смолян ГЛ., Зараковский Г.М., Разин В.М. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). Препринт ИСА РАН. М., 1996.
116. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.: Ин-т социально-полит. иссл. АСН, 1999.
117. Дмитрук М. Голосование под гипнозом // Не может быть. М., 2000, № 1 (99).
118. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: Ассоциация «Экология Непознанного», 1996.
119. Кондзуми С. Город Хэбитэт // Сегодня, 1995, 17 августа.
!20. Носов Н.А. Введение: перспективы виртуальной цивилизации // Сб. н. тр. «Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития». М.: Ассоциация «Экология Непознанного», 1996.
121. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
122. Образование и XXI век. М.: Наука, 1999.
123. Колин К.К. Вызовы ХХI века и проблемы образования: Лекция-доклад. М.: Иссл. Центр проблем подготовки качества специалистов, 2000.
124. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Alma mater (Вестник высшей школы). М., 1999, № 10.
125. Кол ил К.К. Социальная информатика: Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. М.: МИРЭА, 2000.
126. Кузнецов Н.А. Полонников П.И., Юсупов P.M. Состояние, перспективы и проблемы развития информатики // Проблемы информатизации. М., 2000, № 1.
127. Колин К.К. Региональные проблемы конверсии оборонного комплекса России // II Международный симпозиум «Открытое общество и устойчивое развитие». Зеленоград: Изд-во МИДА, 2000.
128. Мизин И.А., Колин К.К. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России //’ Сб.н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.
Дата добавления: 2014-12-07 ; просмотров: 3105 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник