ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
По типу познавательной деятельности | По дидактическим задачам | По типу подачи информации |
Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Проблемный Исследовательский | Приобретения знаний Формирования умений и навыков Применения знаний Творческой деятельности Контроля | Словесный (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция, видеорассказ, доклады) Наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия, компьютерные занятия) Практический (разнообразные упражнения, художественная работа) |
По способу проведения | По целям обучения | По содержанию деятельности |
Экскурсия Викторина Киноурок Лекция КВН Стандартный | Урок усвоения знаний Закрепление знаний Обобщение и систематизация знаний Контроль и проверка знаний Комбинированный | Живопись Графика Работа с пластическими материалами Декоративно-прикладное искусство Художественное конструирование |
Урок — коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Факультативные занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим.Экскурсии — учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.
Домашняя работа – учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п. Должна способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, индивидуальные):
по месту учебы (школьные — уроки, занятия в школьных кружках, студиях и т. п.; внешкольные – домашняя, самостоятельная работа, экскурсия и др.);
по продолжительности занятий.
В современной дидактике организационные формы обучения подразделяют на фронтальные, групповые, и индивидуальные виды .При фронтальных формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, определяет единый для всех темп работы.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса. (Дети учатся работать друг с другом.) Групповые формы можно подразделить на звеньевую, бригадную, кооперировано-групповую и дифференцированно-групповую. Звеньевая форма обучения предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся, специально сформированных для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и с одинаковым уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым формам относят также парную работу учащихся.
Групповые занятия в рамках урока являются определенной формой индивидуализации обучения наряду с индивидуальными заданиями, предоставлением учащимся свободного темпа для усвоения материала, программированием действий отдельных учащихся. Особый подход требуется при определении коллективного вида обучения. Не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной. «Коллективное обучение — это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе» (В.К.Дьяченко).
Индивидуальные формы обучения учащихся не предполагают непосредственного контакта с другими учениками. Если ученик самостоятельно выполняет задание, данное учителем, то это индивидуальная форма обучения. Если учитель на уроке уделяет внимание сразу нескольким ученикам, в то время как другие ученики работают самостоятельно, то это индивидуально-групповая форма обучения. Индивидуальная форма обучения в школе существует как дополнение к фронтальной и коллективной. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала, — это организационная система обучения.
Известны три основные организационные системы обучения: классно-урочная, индивидуальная и лекционно-семинарская.Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке, разработанная и воплощенная в практику Я.А.Каменским. Особенности классно- урочной формы организации обучения таковы:
постоянный состав учащихся примерно одного возраста и одинакового уровня
каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование
учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
постоянное чередование различных уроков (расписание);
обязательная руководящая роль учителя (педагогическое управление);
применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся
Несмотря на то, что современные педагогические концепции предлагают новые системы организации обучения, чтобы устранить недостатки классно-урочной формы (главные из которых — ориентация на среднего ученика и мало возможностей для осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы), именно классно-урочная форма организации обучения по-прежнему остается наиболее распространенной и популярной как в нашей стране, так и за рубежом, а урок ее ключевым компонентом.
ВОПРОС № 10.
Педагогический рисунок и его роль в формировании самостоятельной работы школьников.
На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные дидактические принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход.
В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности:
Основные средства наглядности:
схематические рисунки и таблицы;
слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;
специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;
репродукции картин и рисунков мастеров;
специальные приборы — «Цветовой круг» и «Тоновой круг»,
Педагогический рисунок —это изобразительная деятельность учителя, связанная с иллюстрированием учебного материала, дополняющая устное объяснение и осуществляемая непосредственно в ходе урока.
Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 2133 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Виды уроков ИЗО и их структура
Виды уроков ИЗО и их структура
Потребность в классификации уроков у ученых – педагогов возникла давно. К. Д. Ушинский дал следующую классификацию уроков:
1.Уроки смешанные , имеющие целью повторение пройденного и
сообщение нового материала,
2.Уроки устных и практических упражнений, на которых
осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков.
3.Уроки письменных упражнений,
4.Уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного
периода обучения и в конце года.
Основные типы уроков изобразительного искусства с точки зрения Кузина В.С. :
1.Урок сообщения нового материала,
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4.Урок смешанного типа.
Использование данных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обуславливается, прежде всего, особенностями каждого вида занятий по этому предмету.
Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в начальной школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в госстандарте. В настоящее время это:
1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»
2.Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
3.Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».
4.Программа Полуянова «Изобразительное искусство».
Мы остановимся на программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство», максимально приближенной к стандартной.
В.С.Кузин рекомендует четыре вида занятий: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Понятно, что каждому из этих видов занятий соответствует определенный тип урока.
Наиболее широко используется урок смешанного типа. Для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определенная структура. Для урока рисования характерны те же структурные элементы, но они насыщены своеобразием данного урока.
Основными элементами урока являются:
1.Организационный момент. Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется систематически проверять готовность к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.
2.Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.
3.Объяснение последовательности работы.
4.Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.
5.Организация выставки. После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.
6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.
Необходимо отметить, что данная структура не является обязательной, а лишь только подчеркивает необходимость поэтапности урока. Опытный учитель строит урок исходя из материала, подготовленности класса, оборудования урока и других возможностей. Но благодаря структуре не будет выпущена ни одна из частей урока.
Широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов работы карандашом или кистью, обязывают педагога заранее организовать оборудование класса.
Во время рисования с натуры в классе должно быть три – четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом — постановки должны находиться ниже уровня глаз, только в этом случае можно научить отображать перспективу. Нужно иметь несколько видов драпировки, специальные подставки для регулировки уровня натуральной постановки. Иногда для искусственного освещения применяют специальные светильники.
Очень важна правильная организация рабочего места школьника. Учитель в начале урока должен проверять готовность к уроку. Рабочее место ученика не должно загромождаться лишними предметами. Стол должен быть оборудован наклоном или приспособлением для удобства при рисовании.
В настоящее время широкое распространение получили мультимедийные средства обучения, способствующие совершенствованию учебного процесса: различные проекторы, кинопроекторы, компьютеры. Очень много информации содержится на компьютерных дисках, где не только можно увидеть, но и подетально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях. Существует множество видео продукции на данную тему. В оборудование урока входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.
Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала не возможно без планирования и предварительной подготовки учителя к уроку.
Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.
Обычно планирование урока осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.
Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.
Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.
В подготовку учителя к уроку обязательно входит написание конспекта урока. Практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий.
Цель содержит общие развивающие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение поставленных целей. Мастерство написания конспекта приходит с опытом работы, но совершенствовать его можно всю жизнь.
Источник