Виды статьи по способу изложения

Способы изложения правовых норм

Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции Российской Федерации [4] содержатся, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется только в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права – это единое общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой [5].

Статья нормативно-правового акта – это форма выражения, способ изложения правовой нормы.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1. Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало трехчленной структуре нормы права. В действующих нормативных актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

2. Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

3. Бланкетный способ изложения. При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, ч. 1 ст. 264 УК РФ гласит: 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового[6].

В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье, эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины.

Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

Виды правовых норм

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

1. По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

2. По функциям, которые выполняют нормы права. Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными ) нормами права.

3. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяются нормы:

— обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение оговоренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции);

— запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

— управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства)[7].

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

— абсолютно определенные – это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Например, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свидетелей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответственности за нарушение нормы права (например, штраф).

Читайте также:  Обратная матрицы 3 порядка по способу

— относительно определенные – это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

— альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности загладить причиненный вред[8].

5. По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

6. Специализированные нормы права. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определенных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

— закрепительные – это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Например, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавливающие единые признаки преступления, наказания, условий освобождения от наказания;

— дефинитивные – нормы, в которых содержатся научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица);

— нормы-принципы – это нормы, в которых сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи гражданского законодательства и т. п.).

Таким образом, все многообразие правовых норм можно упорядочить с помощью проведения их классификации. Это позволяет определить место и роль норм права в механизме правового регулирования.

Заключение

Норма права – это общеобязательное веление, выраженное в виде властного предписания, регулирующее общественные отношения и обладающее следующими специфическими признаками, выделяющими их из иных социальных норм: нормативностью, системностью, общеобязательностью, формальной определенностью и представительно-обязывающим характером. Они также обеспечиваются принудительной силой государства, содержатся в формах права и имеют особую структуру.

Специфическое свойство норм права – их нормативность. Нормативность отражает типичность социальных процессов, связей, является следствием их повторяемости, выражает всеобщность социальных связей. Нормативность предполагает также обязательность и всеобщность правовых предписаний. Проявлением нормативности является отсутствие персонификации адресатов правовых норм.

Структура нормы права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Все многообразие правовых норм можно упорядочить с помощью проведения их классификации. Это позволяет определить место и роль норм права в механизме правового регулирования. Способами изложения правовых норм являются прямой, отсылочный и бланкетный способы.

Норма права не тождественна статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

Источник

Лекция №6.. Классификация способов изложения и видов текста

Классификация способов изложения и видов текста

Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается оценкой его целостности, анализом отдельных час­тей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приёмов. Редакторский ана­лиз подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор. Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой струк­туры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведе­ния, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и струк­турная полнота и целостность. Выбор способа изложения дикту­ется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответствен­но три вида текста: повествование, описание и рассуждение(в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать дви­жение событий во времени.Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент.Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследо­вание, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство ис­тинности или ложности определённых положений.

Читайте также:  Пенталгин способ применения до еды или после

Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычай­но разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествова­ние, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и дос­таточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большин­ство – имеют дело с материалами информационными, справочны­ми, литературой научной, научно-популярной, учебной, работают в широкой и разветвлённой системе средств массовой информа­ции. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении. Своё место в ней должно найти сообщение, структура которого обычно предопределена хорошо известной всем журналистам формулой – ответом на вопросы: что? где? ког­да?; информационное описание,которое отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существен­ных, часто недоступных внешнему, чувственному восприятию свойств; умозаключение– выведение нового суждения из суж­дений известных, не осложнённое агитационными задачами. На­учно-техническая революция, интерес к проблемам социальным, небывалая общественная активность, присущие нашему времени, обогатили речевой обиход огромным количеством новых поня­тий и терминов, которые редактору надо уметь ввести в текст и оценить их целесообразность и точность. В связи с этим возник­ла необходимость специально рассмотреть такие тексты, в кото­рых раскрывается содержание понятий, даётся их определение и объяснение.

Система видов текста, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующим образом * :

Изобразительные виды текста Логизированные виды текста
повествование описание рассуждение объяснение
сообщение Информационное описание умозаключение определение

Структура текстов первого ряда типична для материалов убеж­дающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздейст­вие. Композиционные приёмы их организации близки к приня­тым художественной литературой. Здесь ясно прослеживается риторическая традиция, а отсюда закономерен подход к анализу формы «по закону читателя».

Во втором ряду – тексты информационных материалов прес­сы, официальных документов, научных публикаций. Для них ха­рактерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений. Предметом и повествования и со­общения служит событие, но сообщение не прослеживает ни дви­жения событий во времени, ни их развития. Описание и информа­ционное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе при­ёмов их построения, описания информационные строятся по оп­ределённой схеме. Умозаключение как вид текста в отличие от рассуждения, богатого по своим изобразительным и конструк­тивным возможностям, имеет в своей основе строгую логичес­кую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращённой формой – энтимемой.

Определение раскрывает содержание понятий в обобщённой форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчётливое представление о предмете или явлении (фор­ма его свободна).

Следует подчеркнуть, что всё сказанное выше относится к мо­нологической форме изложения. Монолог как форма построения речи от первого лица наиболее обусловлен функционально в жур­налистском произведении. Он представляет основной массив пуб­лицистической речи как «организованная система облечённых в словесную форму мыслей». 3 Форма речи, для которой характерна смена высказываний двух (диалог) или нескольких (полилог) пер­сонажей, в текстах массовой информации присутствует обычно как включение в основной монологический текст. Исключение представляют лишь тексты интервью и бесед. Причём в матери­алах первого ряда диалог и полилог служат средством выра­зительности. Взаимодействие монологических и диалогических форм речи – актуальная проблема для редактора публицистичес­ких произведений.

2. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Логические структуры повествования и описанияодно­типны. Их составляющие (узлы повествования и элементы опи­сания) равноправны, а связь между ними сочинительная. Для син­таксической структуры повествования характерна опора на гла­гольные формы, прежде всего на формы прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глагольные формы обладают наи­более отчётливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел. Исчерпав себя, действие пре­кращается и уступает место другому. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовании последовательность событий. Эту функцию прошедшего времени совер­шенного вида отмечал В.В. Виноградов, говоря, «что оно толкает – по разным линиям или по прямому направлению – сюжет к развязке, к заключительному финалу. Прошедшее время совер­шенного вида, свойственное быстрому рассказу, повествованию, отличается динамизмом». 1

Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в про­шедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Не слу­чайно одна из функций настоящего времени глагола в граммати­ке имеет название «настоящее изобразительное». Оно называет действие, но само по себе лишено движения. Лишь в речи, в смене глагольных форм настоящее время глагола приобретает свойство передавать движение. Сошлёмся снова на наблюдения В.В. Виноградова: «. динамичность настоящего времени – не непосредственная, а композиционно-обусловленная. Оно совме­щает в себе и номинативную и семантическую функции. Вот почему даже надпись к картине может быть означена формой настоящего времени». 2 И тогда, когда в описательных текстах употребляются другие формы сказуемых – ими могут быть раз­личные глагольные формы, – они семантически близки к настоя­щему изобразительному времени и только называют действия, не определяя ни последовательности, ни длительности их.

Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинатив­ных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок.

В речи повествование и описание взаимодействуют самым непосредственным образом, отражая разнообразные формы про­странственно-временных отношений, существующих в действи­тельности. Не случайно в старой риторической традиции было принято рассматривать повествование и описание как единство, «род слова». Ломоносов считал повествование разновидностью описания, представляющей «деяние». В определённых условиях линейная последовательность в перечислении событий может быть нарушена, могут возникнуть добавочные линии повествования, поя­виться их обрывы, могут включаться фрагменты, в которых опи­сываются результаты действия. В качестве основы текстовой конструкции может выступить и описание: «постоянное взаимодей­ствие повествования и описания создаёт возможность включить отдельный эпизод в более широкий контекст пространства и вре­мени, подводит к необходимости понять общий смысл отдельного события». 3 Однако психология создания автором этих видов тек­ста и психология восприятия их читателем различны, и это суще­ственно для редактора.

Читайте также:  Алгоритм способа сложения при решении систем уравнений

Повествование представляет собой, на первый взгляд, наибо­лее простой способ изложения. Не случайно, видимо, древнейшие образцы народного творчества – это в основном повествования, рассказы о событиях. Психологи установили, что дети, учась го­ворить, первую свою связную речь строят обычно как повество­вание. Педагогические методики учитывают это. «Первые темы, которые самым естественным путём пришли нам в голову, –свидетельствуют воспоминания преподавателей Яснополянской школы Толстого, – были описания простых предметов, как-то хле­ба, избы, дерев и т. п.; но, к крайнему удивлению нашему, требова­ния эти доводили учеников почти до слёз, и, несмотря на помощь учителя, они решительно отказывались писать на темы такого рода. Мы попробовали предложить описание каких-нибудь собы­тий, и все обрадовались, как будто им сделали подарок. Столь любимые в школах описания так называемых простых предме­тов – свиньи, горшка, стола – оказались, без сомнения, труднее, чем целые, из воспоминаний взятые рассказы».

В чём причина относительной сложности описания? При чте­нии мы постепенно движемся по тексту, от одного элемента опи­сания к другому, но в результате этого поэлементного знаком­ства с предметом описания мы должны представить себе его как целое, как определённое единство, составить о нём целостное представление. Отсюда – конструктивные особенности описаний, характер приёмов, организующих их структуру.

Строя повествование, каждый узел его мы представляем от­дельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов. Строя описание, мы ищем характерные черты предмета, олицетворяющие в нём главное, помогаем чита­телю преодолеть психологические трудности, апеллируя к его чувствам, вводим в действие дополнительные импульсы, способ­ствующие созданию целостной картины. Очевидно, как важно учитывать это при работе над текстом.

Логическая и синтаксическая структуры информационных пуб­ликаций направлены на то, чтобы выявить для читателя смысл и новизну события или факта, извлечь из текста точное и адекват­ное действительности знание. Этому способствуют выработан­ные практикой стереотипы построения. Привычность, закреплён­ность формы и конструктивных приёмов помогают сконцентри­ровать внимание на фактическом наполнении материала.

Сообщениекак композиционно-речевая форма констатирует факт или представляет его как то, что должно обязательно свер­шиться. Задача отразить временные и пространственные отноше­ния, как в повествовании и описании, передать динамику смысло­вого развития, как в рассуждении, перед сообщением не стоит. Его логическая структура отражает лишь отношения общего и частного. Самый краткий вариант сообщения – одно распростра­нённое предложение, содержащее, однако, много сведений, и по­этому его синтаксическая структура обычно усложнена. Если в сообщение входит несколько предложений, они могут быть офор­млены как самостоятельные абзацы, но первая фраза всегда веду­щая, смысловой центр сообщения, остальные – зависимы от неё, хотя между собой равноправны. Связь между ними осуществля­ется через ключевые слова, часто их повтором.

Информационное описание– в научной, справочной, учеб­ной литературе выявляет признаки, присущие его объекту как признаки родовые. Достаточно обратиться к любому справочному пособию или учебнику, чтобы убедиться в этом. Так, в описание реки будут включены сведения об её длине и ширине, акватории, местах, где она протекает, экономическом значении и т. д. В опи­сание города обязательно войдёт упоминание об его географичес­ком положении, количестве жителей, истории, достопримеча­тельностях. Последовательность этих элементов предопределе­на и логически обоснована, нарушать её не положено. Эти композиционные схемы облегчают читателю извлечение инфор­мации из текста, помогают сопоставить данные с приведёнными в однотипных описаниях, легко запомнить их. Цель информаци­онных описаний в журналистских текстах – сообщить читателю новое знание, полезные сведения.

Рассуждение– самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограни­читься повествованием о событиях или их описанием. Не­посредственная реакция на то, что было увидено или почувствова­но им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явле­ниями, обобщить их, сделать вывод.

Логические и синтаксические особенности рассуждения пре­допределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. Рассуждение – это процесс вы­ведения нового знания. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, которые имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – «цепь суждений, которые все относятся к одному предмету или вопросу и которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих сужде­ний необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». 5 Особенности логи­ческих, смысловых связей находят своё отражение и в синтакси­ческой структуре рассуждения. Если для описания и повествова­ния характерен синтаксический параллелизм, выражающийся в строении предложений, в подборе форм сказуемых, то основная единица «рассуждающей речи» – прозаическая строфа с цепной связью. 6 Главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете мысли и являюще­еся предикатом суждения, в следующем предложении повторя­ется. Таким образом синтаксическая структура рассуждения от­ражает движение, развитие, сцепление мыслей.

Временной план, соотнесённость сказуемых, которые обраща­ли на себя наше внимание при анализе описаний и повествова­ний, в рассуждениях играют второстепенную роль, главное при этом способе изложения – сам субъект или объект мысли. Лин­гвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуж­дениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содер­жание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о собы­тиях или описать их.

Рассуждение, так же как повествование и описание, в тексте редко существует в «чистом виде». В публицистике оно всегда бывает осложнено включениями фрагментов других видов тек­ста, облегчающих читателю постижение подчас весьма сложной логической конструкции.

В информационных материалах определения и объяснения могут быть представлены как целостными конструкциями, так и их фрагментами, когда читатель встречается с новым для него термином или возникает ситуация так называемого «непонятно­го слова» (в текст введены слова профессиональной или диалек­тной лексики, архаизмы и т. п.).

Источник

Оцените статью
Разные способы