Виды социальных норм по способу регулирования общественных отношений управомочивающие обязывающие

3.8 Виды социальных норм

Социальные нормы — установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями. 1

Признаки социальных норм:

  • Являются общими правилами для членов общества.
  • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • Направлены на регулирование общественных отношений.
  • Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • Возникают в процессе исторического развития.
  • Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

  • Дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • Предписание — указание на требуемое действие.
  • Запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм

Социальные нормы многообразны по форме и содержанию, как и социальные отношения, которые они регулируют. Основные разновидности социальных норм:

Обычаи — Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.

Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

Нормы морали — правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. 2

Правовые нормы — установленные или санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения.

Корпоративные нормы — правила поведения, установленные общественными организациями.

Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами.

Религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

Нормы этикета — формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества.

Эстетические нормы — представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей, повседневной социальной практике.

Выполнение норм, в зависимости от их вида, контролируется общественным мнением, соответствующими социальными институтами и официальными организациями, внутренними психологическими установками индивида.

По степени обязательности исполнения выделяют следующие виды норм:

  • побуждающие (стимулируют желательную для общества деятельность индивида);
  • запрещающие (указывают на действия, которые нельзя совершать, определяют границы дозволенного);
  • обязывающие (указывают на обязательные правила поведения и способы деятельности);
  • рекомендательные (указывают на желательные, но не обязательные варианты поведения).

По критерию формальности различают такие социальные нормы, как:

Писаные нормы формально зафиксированы вправовых актах(конституции,уголовном правеи др.), их соблюдение контролируется государством. Неписаные нормы представляют собой правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами. 3

Источник

Виды социальных норм

Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Социальные нормы — правила поведения.

Признаки социальных норм

Понятие и виды социальных норм

В любом обществе, социальной группе действуют определенные правила поведения, которые называют социальными нормами. Они разнообразны по своему содержанию и направленности.

Читайте также:  Убрать способы оплаты google

Норма [от лат. norma]— это образец, правило поведения. Применительно к обществен­ным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.

Социальные нормы обладают следующими характерными признаками:

Ониустанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом,социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости— государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормыэто общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

o нормы права —общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

o нормы морали —правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле,справедливости и несправедливости, долге,чести, достоинстве.Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

o нормы обычаев —это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы.Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения.Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту,вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды.Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

o нормы традиций — это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

o политические нормы— это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами,социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти,способом организации и деятельности государства.

o экономические нормы— представляют собой правила поведения,регулирующие общественные отношения,связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

o нормы общественных организаций(корпоративные нормы) являются правилами поведения,ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

o религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е.верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

Читайте также:  Ринза инструкция по применению таблетки способ применения

2. По способу образованиясоциальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепленияобщественные правила поведения делятся на письменные и устные.Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах,постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-техническиеи собственно социальные. Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Источник

Деление норм по способу правового регулирования

По способу правового регулирования выделяют нормы:

1) Обязывающие – требующие действий под угрозой санкций.

Например, обязанность соблюдать Конституцию (ч. 2 ст. 15), родители обязаны заботиться о детях (ч. 2. ст. 38).

Обязанность может быть выражена без применения этого слова.

Например, в ч. 3 ст. 15 Конституции написано «законы подлежат официальному опубликованию.

2) Запрещающие, требующие бездействия под угрозой санкции.

Конституция запрещает ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной и т.д. принадлежности (ч. 2 ст. 19), пропаганду социального, расового, национального и др. превосходства (ч. 2 ст. 29), цензуру (ч. 5 ст. 29), принудительный труд (ч. 1 ст. 37). При этом не всегда в статье употребляется слово запрет. Применяются, например, такие формулы: «никто не может быть лишен права» (ст. 47), не допускается использовать доказательства (ст. 50), закон обратной силы не имеет (ст. 54).

3) Управомочивающие – предоставляющие возможность делать или не делать что-то. Субъект сам решает, использовать право или нет.

Например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22).

Нормы в Конституции изложены так, что не всегда можно понять, обязывающие они или запрещающие.

Например, не ясно, Президент обязан быть гарантом прав и свобод человека (тогда где санкция за неисполнение или халатное исполнение обязанности) или имеет право, от использование которого может отказаться.

Соединение в одной норме обязанностей и прав образуют полномочиядолжностных лиц.

Читайте также:  Способы соединения устройств существуют это

Например, Президент РФ в чем-то обязан, а в чем то имеет право обеспечивать согласованное функционирование органов власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Надо иметь в виду, что из управомочивающей нормы, обращенной к одному из субъектов правоотношения, следует, что другие субъекты обязаны не мешать первому осуществлять свои права или даже обязаны помочь ему в их реализации.

Например, право избирателя голосовать означает обязанность членов избирательной комиссии выдать ему бюллетень для голосования.

Наоборот, из обязывающей нормы, обращенной к одному субъекту можно вывести право других субъектов.

Например, если Президент РФ обязан быть гарантом прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ), то из этого следует, что граждане имеют право требовать от него соответствующих действий по защите их прав.

Практика показывает не действенность позитивного способа закрепления прав граждан с помощью управомочивающих норм. В борьбе с бюрократией лучше применять негативный способ их закрепления через запреты, обращенные к государству и его должностным лицам.

Например, ст. 36 Конституции Литвы гласит: «Нельзя запрещать или препятствовать гражданам собираться без оружия на мирные собрания. Ст. 7 Конституции Нидерландов гласит, что люди не должны обращаться за предварительным разрешением на публикацию своих взглядов или воззрений.

Конституция РФ содержит два вида управомочивающих норм (ст. 2, 22, 28, 29 и т.д.):

1) Провозглашающие свободу.

Например, свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30).

2) Дающие право.

Например, право собираться мирно, без оружия (ст. 31).

Часто они понимаются как тождественные.

Автор рассматривает «своду» как более широкое понятие, дающее простор деятельности личности или защищающее от вмешательства в ее внутренний мир. Часто свобода обращена ко всем субъектам, а не только к человеку[72]. Свобода предполагает большее количество вариантов поведения, чем право, которые могут осуществляться в разных сферах общественной жизни[73]. Свобода может означать применение общедозволительного типа регулирования: «можно все, за исключением прямо запрещенного»[74], в то время как право имеет конкретное содержание и предполагает возможность совершения конкретных действий, при запрете всех не предусмотренных в законе видов поведения (разрешительный тип регулирования).

Отмечается, что конституционное право должно минимально ограничивать свободу человека (обязанности, запреты) и максимально свободу органов государства и его должностных лиц[75]. В административных обществах, нормы государственного права поддерживают противоположную пропорцию. При этом права должностных лиц и органов государства могут быть закомуфлированы под обязанности.

Например, Президент РФ обязан быть гарантом Конституции РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Но на деле это право, которым он пользуется по собственному усмотрению. Ответственность за халатное отношение к исполнению этой обязанности может быть только политической (отказ в выборах на следующий срок).

Право так же может быть (а) абсолютным. Его нельзя отменить (право на жизнь) или (б) относительным, которое отменяется в условиях чрезвычайного положения (ст. 56) и в других случаях.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы