3.8 Виды социальных норм
Социальные нормы — установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями. 1
Признаки социальных норм:
- Являются общими правилами для членов общества.
- Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
- Направлены на регулирование общественных отношений.
- Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
- Возникают в процессе исторического развития.
- Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами:
- Дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
- Предписание — указание на требуемое действие.
- Запрет — указание на действия, которые не следует совершать.
Виды социальных норм
Социальные нормы многообразны по форме и содержанию, как и социальные отношения, которые они регулируют. Основные разновидности социальных норм:
Обычаи — Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.
Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.
Нормы морали — правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. 2
Правовые нормы — установленные или санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения.
Корпоративные нормы — правила поведения, установленные общественными организациями.
Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами.
Религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.
Нормы этикета — формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества.
Эстетические нормы — представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей, повседневной социальной практике.
Выполнение норм, в зависимости от их вида, контролируется общественным мнением, соответствующими социальными институтами и официальными организациями, внутренними психологическими установками индивида.
По степени обязательности исполнения выделяют следующие виды норм:
- побуждающие (стимулируют желательную для общества деятельность индивида);
- запрещающие (указывают на действия, которые нельзя совершать, определяют границы дозволенного);
- обязывающие (указывают на обязательные правила поведения и способы деятельности);
- рекомендательные (указывают на желательные, но не обязательные варианты поведения).
По критерию формальности различают такие социальные нормы, как:
Писаные нормы формально зафиксированы вправовых актах(конституции,уголовном правеи др.), их соблюдение контролируется государством. Неписаные нормы представляют собой правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами. 3
Источник
Виды социальных норм
Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения
Социальные нормы являются правилами поведения общего характера
Социальные нормы — правила поведения.
Признаки социальных норм
Понятие и виды социальных норм
В любом обществе, социальной группе действуют определенные правила поведения, которые называют социальными нормами. Они разнообразны по своему содержанию и направленности.
Норма [от лат. norma]— это образец, правило поведения. Применительно к общественным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.
Социальные нормы обладают следующими характерными признаками:
Ониустанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки.
Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.
Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, которые предусмотрены правилом.
Словом,социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.
Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости— государственно-властным принуждением.
Таким образом, социальные нормы — это общие правила поведения, непрерывно действующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:
1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяются на:
o нормы права —общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством;
o нормы морали —правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле,справедливости и несправедливости, долге,чести, достоинстве.Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;
o нормы обычаев —это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;
Особая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы.Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту,вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.
Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды.Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.
o нормы традиций — это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;
o политические нормы— это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами,социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти,способом организации и деятельности государства.
o экономические нормы— представляют собой правила поведения,регулирующие общественные отношения,связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.
o нормы общественных организаций(корпоративные нормы) являются правилами поведения,регулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.
o религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е.верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии;
2. По способу образованиясоциальныенормы подразделяются на стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).
3. По способу закрепленияобщественные правила поведения делятся на письменные и устные.Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах,постановлениях, указах и т. д.).
В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): социально-техническиеи собственно социальные. Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.
Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.
Источник
Деление норм по способу правового регулирования
По способу правового регулирования выделяют нормы:
1) Обязывающие – требующие действий под угрозой санкций.
Например, обязанность соблюдать Конституцию (ч. 2 ст. 15), родители обязаны заботиться о детях (ч. 2. ст. 38).
Обязанность может быть выражена без применения этого слова.
Например, в ч. 3 ст. 15 Конституции написано «законы подлежат официальному опубликованию.
2) Запрещающие, требующие бездействия под угрозой санкции.
Конституция запрещает ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной и т.д. принадлежности (ч. 2 ст. 19), пропаганду социального, расового, национального и др. превосходства (ч. 2 ст. 29), цензуру (ч. 5 ст. 29), принудительный труд (ч. 1 ст. 37). При этом не всегда в статье употребляется слово запрет. Применяются, например, такие формулы: «никто не может быть лишен права» (ст. 47), не допускается использовать доказательства (ст. 50), закон обратной силы не имеет (ст. 54).
3) Управомочивающие – предоставляющие возможность делать или не делать что-то. Субъект сам решает, использовать право или нет.
Например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22).
Нормы в Конституции изложены так, что не всегда можно понять, обязывающие они или запрещающие.
Например, не ясно, Президент обязан быть гарантом прав и свобод человека (тогда где санкция за неисполнение или халатное исполнение обязанности) или имеет право, от использование которого может отказаться.
Соединение в одной норме обязанностей и прав образуют полномочиядолжностных лиц.
Например, Президент РФ в чем-то обязан, а в чем то имеет право обеспечивать согласованное функционирование органов власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Надо иметь в виду, что из управомочивающей нормы, обращенной к одному из субъектов правоотношения, следует, что другие субъекты обязаны не мешать первому осуществлять свои права или даже обязаны помочь ему в их реализации.
Например, право избирателя голосовать означает обязанность членов избирательной комиссии выдать ему бюллетень для голосования.
Наоборот, из обязывающей нормы, обращенной к одному субъекту можно вывести право других субъектов.
Например, если Президент РФ обязан быть гарантом прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ), то из этого следует, что граждане имеют право требовать от него соответствующих действий по защите их прав.
Практика показывает не действенность позитивного способа закрепления прав граждан с помощью управомочивающих норм. В борьбе с бюрократией лучше применять негативный способ их закрепления через запреты, обращенные к государству и его должностным лицам.
Например, ст. 36 Конституции Литвы гласит: «Нельзя запрещать или препятствовать гражданам собираться без оружия на мирные собрания. Ст. 7 Конституции Нидерландов гласит, что люди не должны обращаться за предварительным разрешением на публикацию своих взглядов или воззрений.
Конституция РФ содержит два вида управомочивающих норм (ст. 2, 22, 28, 29 и т.д.):
1) Провозглашающие свободу.
Например, свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30).
2) Дающие право.
Например, право собираться мирно, без оружия (ст. 31).
Часто они понимаются как тождественные.
Автор рассматривает «своду» как более широкое понятие, дающее простор деятельности личности или защищающее от вмешательства в ее внутренний мир. Часто свобода обращена ко всем субъектам, а не только к человеку[72]. Свобода предполагает большее количество вариантов поведения, чем право, которые могут осуществляться в разных сферах общественной жизни[73]. Свобода может означать применение общедозволительного типа регулирования: «можно все, за исключением прямо запрещенного»[74], в то время как право имеет конкретное содержание и предполагает возможность совершения конкретных действий, при запрете всех не предусмотренных в законе видов поведения (разрешительный тип регулирования).
Отмечается, что конституционное право должно минимально ограничивать свободу человека (обязанности, запреты) и максимально свободу органов государства и его должностных лиц[75]. В административных обществах, нормы государственного права поддерживают противоположную пропорцию. При этом права должностных лиц и органов государства могут быть закомуфлированы под обязанности.
Например, Президент РФ обязан быть гарантом Конституции РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Но на деле это право, которым он пользуется по собственному усмотрению. Ответственность за халатное отношение к исполнению этой обязанности может быть только политической (отказ в выборах на следующий срок).
Право так же может быть (а) абсолютным. Его нельзя отменить (право на жизнь) или (б) относительным, которое отменяется в условиях чрезвычайного положения (ст. 56) и в других случаях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник