- Социальная информация: виды, типы и свойства
- Социальная коммуникация Формы, виды и уровни коммуникационной деятельности
- Виды социальной информации:
- Свойства социальной информации
- Cоциальная коммуникация
- Структура социальной коммуникации:
- Виды социальных коммуникаций
- Виды социальной информации по способу передачи
Социальная информация: виды, типы и свойства
Информация– одно из самых употребительных понятий. Термин появился в 19 в. Первоначально называлось учение наставления, а информаторами называли домашних учителей, с лат. разъяснение, изложение.
В 19-20 в. Этот термин начал использоваться в журналистике как новость, сообщение. В кон 20 века философы стали рассматривать информацию как всеобщее свойство материи, как категорию отражения, но по сей день нет единого понятия.
1. Атрибутисты утв., что информация присуща всем уровням материи (жив. и нежив.)
2. Функционалисты утв., что информация присуща только живой материи.
С сер. 20 века обозначился кибернетический подход к феномену информации. Она рассматривается как сигнал, как управляемое воздействие, которое дается по системе связи. Автор теории информации – Шеннон рассматривал информацию как снятие неопределенности. Ученые пришли к выводу, что невозможно дать единого определения информации.
Информация – общенаучное понятие. Включает:
a) Обмен сведениями между людьми
b) Между человеком и автоматос
c) Обмен сигналами в животном и растительном мире
d) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
Исходя из этого определения, выделяют 3 типа информации:
a) Социальная информация
b) Механическая информация (на уровне передачи сигнала)
c) Биологическая информация
Социальная информация – передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности, т.е. вся информация, которая рождается в обществе – социальная.
Виды социальной информации:
Ø От способа передачи: вербальная или устная; визуальная; документальная (любая и. зафиксированная на носителе)
Ø От содержания: политическая, экономическая, психологическая, эстетическая, религ-филос.
Ø В зависимости от востребованности:
· Личная И. – передается от чел. К чел. И касается узкого круга лиц
· Специф.И. – адресована отдельным соц.группам, которые вырабатывают свою знаковую систему.
· Массовая И. – рождается в масс.аудитории, которая распространяется по инф.каналам и потребляется по инф.каналам аудитории. Бывает: обыденная (выражает общ.мнение, соц-псих. чувства и настроения, рассматривает поведение членов общества и ориентирует их в соц.среде – например, субкультура, нормы, обчаи), публицистическая (распространяется через СМИ), художественно-эстетическая. (канал распространения – ис-во, воздействует на эмоц.сферу чел.)
Специфика эстетической информации:
· используется особая знаковая система, которая воздействует на эмоции
· не поддается старению
· всегда субъективна, всегда художник присутствует при творчестве
· не поддается конспектированию и др.способам микроаналитическому свертыванию
Свойства Социальной информации:
a) Семантический хар-р (семантика – смысл, значения)
b) Аксиологический хар-р (аксиос — ценный)
c) Достоверность (мы д.знать источники И.)
d) Кумулятивность – способность И. к уплотнению
Урсул – вопросы соц.информации
Абдеев – философия информ. цивилизации
Соколов — Введение в социальную коммуникацию
Источник
Социальная коммуникация Формы, виды и уровни коммуникационной деятельности
Способы и методы передачи информации называются социальными коммуникациями.
Ученые сегодня говорят о том. что информационное взаимодействие осуществляется на всех уровнях (и в микромире, и в макромире).
Информация, передаваемая в человеческом обществе, называется социальной информацией.
Виды социальной информации:
По способу восприятия | По форме представления | По цели создания |
Визуальная Аудиальная Тактильная Обонятельная Вкусовая | Текстовая Числовая Звуковая Графическая Видеоинформация | Массовая Групповая Межличностная |
Свойства социальной информации
- 1. Имеет смысловой (понятийный) характер, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки процессов, явлений, предметов окружающего мира.
- 2. Имеет языковую природу (кроме нескольких видов эстетической информации, например, изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на различных разговорных языках, записано в виде математических формул и т. д.
- 3. Способна к кумуляции. С течением времени количество информации растет, она накапливается, подвергается систематизации, оценке и обобщению. Это свойство назвали ростом и кумулированием (скоплением, увеличением) информации.
- 4. Способна к рассеянию. Под рассеянием социальной информации понимается факт опубликования статей определенной тематики в журналах, к этой тематике не относящихся. Феномен рассеяния приводит к тому, что человек «теряет» значительную часть необходимой ему информации.
- 5. Стареет. Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) — медленнее.
Cоциальная коммуникация
На протяжении всего исторического развития выработано множество средств и способов передачи информации.
Способы и методы передачи информации называются социальными коммуникациями.
Структура социальной коммуникации:
• Тот, кто передаст информацию коммуникант (донор)
• Тот, кому предназначена информация — реципиент
• Способ передачи информации — канал
• Содержание передаваемой информации
• Код или правила языка, на котором выражено сообщение
• Контекст, в котором сообщение приобретает всю полноту своего смысла.
В общем виде схема социальной коммуникации выглядит так:
Виды социальных коммуникаций
1. По количеству коммуникантов
1.1. Интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний «монолог», общаясь со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т. п.
1.2. Межличностная адресуется узкому кругу лиц, связанных родственными. профессиональными и другими отношениями. Ее особенность — четкая направленность адресату.
1.3. Групповая осуществляется внутри группы, между группами или индивидом и группой (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими). Специфической особенностью групповой коммуникации является однородность реципиентов и ориентация на целевые социальные группы (например, студенты, военные, пенсионеры и т. д.).
1.4. Массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. Обращена к широкому кругу реципиентов, предназначена для всех и используется всеми. Эта информация передается обычно с помощью СМИ.
2. По способу трансляции
Вербальная коммуникация — устные и письменные сообщения. Использует в качестве знаковой системы человеческую речь.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Средствами языка может быть выражено все.
К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.
Простыми словами, к вербальным средствам общения относится наше умение говорить и писать, умение слушать и воспринимать информацию. а также наши внутренние диалоги с самими собой и внешние с окружающими.
Основные формы вербальной коммуникации:
1. Говорение — использование языка, чтобы сообщить.
2. Слушание — слуховое восприятие звучащей речи в процессе устной коммуникации. Вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием сообщения.
3. Письмо — фиксация содержания речи на материальном носителе.
4. Чтение — восприятие зафиксированной на материальном носителе информации. Состоит в понимании читателем передаваемых смыслов.
Речь является самым универсальным средством коммуникации. Посредством речи не просто «движется информация», с ее помощью участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного «вменении поведения.
Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.
Невербальная коммуникация- передача сообщения без использования слов (т. е. с помощью жестов, мимики или пространства). К средствам невербальной коммуникации относятся жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д. Они образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. По данным специалистов, около 80% информации человек получает посредством невербальной коммуникации.
Между вербальным и невербальным сообщениями возможны соотношения трех типов:
• невербальное сообщение согласуется с вербальным, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словами, дополняется одновременным увеличением дистанции);
• невербальное сообщение противоречит вербальному (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом невербальное поведение показывает, что человек ему неприятен);
• невербальное сообщение касается совершенно иного предмета, чем вербальное (например, человек обсуждает деловую проблему, а на невербальном уровне отражается информация об эмоциональных отношениях с партнером).
3. В зависимости от используемых коммуникационных каналов
Неформальные коммуникации устанавливаются непосредственно между донором и реципиентом путем личных контактов. Именно неформальные, личные коммуникации первоначально возникли в человеческом обществе. В них для передачи сообщений использовались жесты, знаки, звуки.
Основные достоинства неформальной коммуникации:
• адресность.
• обеспечение быстрой обратной связи.
К недостаткам неформальных коммуникаций относят:
• ограниченный круг распространения информации.
• отсутствие оценки достоверности передаваемых данных,
• информация не может храниться и использоваться в будущем.
К сожалению, непосредственная передача сообщения не всегда возможна. Создатель и пользователь информации часто разнесены во времени и в пространстве. И если в пространстве непосредственная передача информации возможна, хотя бы с помощью современных средств связи, то никакой Интернет не может передавать информацию из поколения в поколение. Пока это не реально. Поэтому человечество и придумало формальные (документальные) коммуникации.
Формальные (документальные) коммуникации осуществляются через специально созданные обществом организации и учреждения (систему печатных издании, информационные службы, СМИ и т. д.).
Формальные коммуникации служат для передачи информации, зафиксированной в документах. Поэтому их еще называют документальными коммуникациями.
Достоинства формальных коммуникации:
1. Возможность долговременного хранения информации
2. Возможность передачи информации широкому кругу лиц во времени и пространстве.
К недостаткам можно отнести отсутствие быстрой обратной связи.
18.04.2020, 2454 просмотра.
Источник
Виды социальной информации по способу передачи
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Источник