Виды словосочетаний по способу связи 8 класс

Содержание
  1. Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
  2. Таблица с примерами
  3. Согласование
  4. Примеры
  5. Управление
  6. Примеры
  7. Примыкание
  8. Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
  9. Виды связей в словосочетаниях
  10. Понятие словосочетания
  11. Основные виды словосочетаний
  12. Глагольные словосочетания
  13. Именные словосочетания
  14. Наречные словосочетания
  15. Примеры словосочетаний со связью согласования
  16. Примеры словосочетаний со связью управления
  17. Примеры словосочетаний со связью примыкания
  18. Презентация «Виды связи слов в словосочетании» (8 класс)
  19. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  20. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  21. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  22. Оставьте свой комментарий
  23. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  24. Подарочные сертификаты

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

Читайте также:  Способы защиты населения от инфекционных заболеваний

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Читайте также:  Способы контроля над деятельностью обществ

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Презентация «Виды связи слов в словосочетании» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды связи слов в словосочетании 8 класс Автор работы: Цедрик Елена Станиславовна учитель русского языка и литературы МОУ «Финно-угорская школа» г. Петрозаводск

Что мы уже знаем о словосочетании? Словосочетание – это сочетание двух САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ слов, связанных по СМЫСЛУ и ГРАММАТИЧЕСКИ. грамматическая связь (окончания, предлоги) смысловая связь (вопрос от главного слова к зависимому) Какой? По чему?

Что мы уже знаем о словосочетании? 2. Не являются словосочетаниями: Самостоятельное слово с предлогом Около дома; возле леса; из-за облака; перед ним Грамматическая основа (это предложение!) Небо прояснилось; дом построен; девушка красива Однородные члены (равнозначные слова) Большой и дружный; девушки и юноши; пели, играли

Что мы уже знаем о словосочетании? 3. По главному слову словосочетания бывают: ИМЕННЫЕ первый снег брусничный лист решаемая задача НАРЕЧНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ быстро устал вернулся назад написав сочинение очень недолго по-настоящему грустно слишком дорого

Что мы узнаем сегодня? Сегодня мы познакомимся с видами синтаксической связи в словосочетаниях. ЗАЧЕМ? ЧТОБЫ: правильно строить словосочетания (и предложения!) свободно владеть приёмами синтаксической синонимии успешно выполнить задание № 4 на ОГЭ по русскому языку Задание № 4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ВНИМАНИЕ! Новый материал! Подчинительная связь – это связь, при которой одно слово зависит от другого. СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЫКАНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово стоит в той же форме (род, число, падеж), что и главное кленовый лист кленовые листья на кленовых листьях Им. п., ед.ч., м.р. Им. п., мн.ч. Пр. п., мн.ч. с кленового листа Р.п., ед.ч., м.р. Что происходит с зависимым словом, когда мы изменяем главное? Оно встаёт в ту же форму, что и главное, т.е. СОГЛАСУЕТСЯ с ним.

ГЛАВНОЕ СЛОВО ЗАВИСИМОЕ СЛОВО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ прилагательное причастие местоимения числительные СОГЛАСОВАНИЕ Х Какой? Чей? Например: тоскующий друг дорогой подарок мамина косынка твои успехи на седьмом этаже

УПРАВЛЕНИЕ такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом, т.е. главное слово УПРАВЛЯЕТ падежом зависимого слова. пишет (что?) письмо рисуя (чем?) кистью лучи (чего?) солнца Вин.п. Тв.п. Род.п. отправивший (кому?) другу Дат.п. Попробуйте изменить главное слово (пишу, пишешь, пишем…) Меняется ли зависимое слово?

ГЛАВНОЕ СЛОВО ЗАВИСИМОЕ СЛОВО глагол причастие деепричастие существительное прилагательное СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (местоимение, числительное) в КОСВЕННОМ ПАДЕЖЕ УПРАВЛЕНИЕ Х Вопросы косвенных падежей Например: ждать (чего?) неприятностей; читающий (что?) статью; занимаясь (чем?) спортом; добрый (к кому?) к ученикам; директор (чего?) школы; забыл (про кого?) про меня Для справки. Косвенные падежи – все падежи, кроме именительного!

ПРИМЫКАНИЕ такой вид подчинительной связи, при которой зависимое (НЕИЗМЕНЯЕМОЕ) слово присоединяется к главному по смыслу (отсутствует грамматическая связь!) бежал (как?) быстро дом (какой?) напротив смеясь (как?) громко забывший (когда?) давно яркий (насколько?) очень уехал (зачем?) учиться вернулся (откуда?) издалека

ГЛАВНОЕ СЛОВО ЗАВИСИМОЕ СЛОВО любая часть речи НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ наречие инфинитив деепричастие слово категории состояния ПРИМЫКАНИЕ Х Как? Куда? Зачем? Где? Откуда? и др. т.е. НЕ ПАДЕЖНЫЕ, а СМЫСЛОВЫЕ вопросы

Как определить вид связи в словосочетании? Убедиться, что перед вами словосочетание. Обозначить главное слово. Какой частью речи оно является? Правильно задать вопрос от главного к зависимому слову. К какой части речи относится зависимое слово? Попробуйте изменить главное слово. Меняется ли при этом зависимое слово? 6. Вспоминаем материал сегодняшнего урока и определяем вид связи слов в словосочетании. Давайте потренируемся!

Читайте также:  Способы укладки ламината плавающим способом

Упражнение 1. над осенним садом бродил по дорожкам плавно летят макароны по-флотски в каждом человеке артист театра читающий стихи направился к дому у моего друга забавно рассказывал Распределите словосочетания на три группы по видам подчинительной связи. забота о народе по условиям игры во втором классе задумчиво смотрела приехавший издалека на главной площади шёл спотыкаясь в соседнем дворе узнать у него мои правила двигался торопливо

ПРОВЕРИМ? СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЫКАНИЕ над осенним садом бродил по дорожкам плавно летят в каждом человеке артист театра макароны по-флотски у моего друга читающий стихи забавно рассказывал во втором классе направился к дому задумчиво смотрела на главной площади забота о народе приехавшийиздалека в соседнем дворе по условиям игры шёл спотыкаясь мои правила узнать у него двигался торопливо

Давайте повторим… При каком виде связи зависимое слово встаёт в ту же форму, что и главное? При каком виде связи зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей? Какой обычно частью речи является главное слово при связи СОГЛАСОВАНИЕ? Какими частями речи выражены зависимые слова при ПРИМЫКАНИИ? Если мы изменим форму главного слова при УПРАВЛЕНИИ, изменится ли зависимое? при согласовании при управлении именем существительным неизменяемыми (наречием, деепричастием, инфинитивом) НЕТ, не изменится

Домашнее задание Параграф 11 – учить материал Упражнение 64 (указать главное слово, задать вопрос к зависимому, указать части речи главного и зависимого слова, определить вид связи)

Всем спасибо, удачного дня))

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1510023

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы