Виды санкций по способу охраны правопорядка делятся
1. Право возникло:
А) — позже государства;
Б) — раньше государства;
В) — параллельно с государством.
2. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?
А) — гипотеза;
Б) — диспозиция;
В) — санкция.
3. Какой из данных источников относится к позитивному праву?
А) — обычай;
Б) — законодательные акты;
В) — доктрины.
4. Возможно ли в структуре правовой нормы упущение какого-либо элемента?
А) — нет;
Б) — да.
5. Являются ли синонимами категории «система права» и «система законодательства»?
А) — да;
Б) — нет;
В) — да, только в правовом государстве.
6. Автор труда «Об общественном договоре»…
А) — Аристотель;
Б) — Жан-Жак Руссо;
В) — Френсис Бэкон.
7. По своему отношению к воле человека юридические факты разделяются на…
А) — события и действия;
Б) — желания и реалии;
В) — возможности и отсутствия возможности;
Г) — бездействия и стремления.
8. Какое из данных понятий «шире»?
А) — отрасль права;
Б) — правовой институт.
9. По общему определению право – это …
А) — система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;
Б) — совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;
В) — система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.
10. Судебный прецедент – источник права в наибольшей мере характерный…
А) — романо-германской правовой системе;
Б) — мусульманской правовой системе;
В) — англо-саксонской правовой системе
Г) — южно-африканской правовой системе.
11. Позитивное право – это…
А) — право, исходящее от государства;
Б) — право, принадлежащее человеку от рождения;
В) — право, дарованное человеку богом.
12. Право на жизнь относится к …
А) — естественному праву;
Б) — позитивному праву
13. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида:
А) — управомочивающие и обязывающие;
Б) — императивные и диспозитивные;
В) — правовосстановительные и карательные;
Г) — бланкетные и запретительные.
14. Правонарушение – это…
А) — виновное или противоправное нарушение договорных норм;
Б) — виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;
В) — виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.
15. Законодательство включает в себя…
А) — все законы и подзаконные акты;
Б) — только законодательные акты;
В) — все законы и подзаконные акты, судебную практику.
16. Естественно-правовая теория происхождения государства и права…
А) — рассматривает государство как результат божественного творения;
Б) — рассматривает государство как насильно образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;
В) — рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;
Г) — рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).
17. Теория теологического происхождения права определяет право как….
А) — результат деятельности монарха и его приближенных;
Б) — результат божественного воздействия;
В) — результат усилий и опыта нескольких поколений людей.
18. К какой группе методов исследования, применительно к ТГП следует отнести следующие: метод толкования норм права, метод выработки правовых решений?
А) — общие методы;
Б) — специальные методы;
В) — частные методы.
19. Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?
А) — при условии – отсюда – за исключением;
Б) — если – то — иначе;
В) — если – иначе – затем.
20. Наиболее легким является проступок/правонарушение….?
А) — уголовное;
Б) — гражданское;
В) — административное.
Источник
Виды санкций
Финансово-правовые нормы являются базовыми элементами финансового права. Санкции – это последствиями нарушения финансово-правовых норм. К нарушениям норм можно отнести несоблюдение установленных норм использования, распределения и образования денежных активов. Санкции призваны определенным образом воздействовать на нарушителей через их финансовые активы или финансовую деятельность. Применять финансовые санкции могут определенные государственные учреждения, к которым относятся Центральный банк Российской Федерации, налоговые и таможенные органы. В некоторых случаях санкции могут быть назначены посредством судебного постановления.
Виды финансовых санкций
К финансовым санкциям относятся следующие мероприятия финансово-правовой ответственности:
- Пени взыскиваются за нарушения норм налогового законодательства. С физических лиц пени взыскиваются по решению суда, в то время как организации обязаны заплатить пени в бесспорном порядке.
- Штрафы могут взыскиваться только после соответствующего судебного постановления в установленном порядке. Поскольку в судебной системе действует принцип неприкосновенности чужого имущества, штрафы назначаются только судом, так как никто не может быть лишен своей собственности иначе, кроме как через судебное постановление.
- Недоимка носит компенсационный характер и взыскивается в размере недоплаченного сбора или налога.
Виды юридических санкций
Финансово-правовые санкции можно поделить на два основных вида:
- Штрафные (карательные) санкции призваны наказать правонарушителя за совершенное нарушение финансово-правовых норм. Также такие санкции могут быть направлены на предупреждение финансового правонарушения.
- Правовосстановительные санкции назначаются в качестве меры, призванной восстановить и компенсировать ущерб, причиненный противоправным финансовым деянием. Также санкции данного типа призваны восстановить нарушенные имущественные права государства или принудить выполнить возложенные финансовые обязательства.
Источник
Виды процессуальных санкций
Попова З.В., соискатель ученой степени кандидата юридических наук, руководитель секретариата председателя Первого арбитражного апелляционного суда (г. Владимир).
Санкция — слово многозначное, и в теории права одним из его значений является «нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую оценку» . Соответственно санкции процессуальных норм — это часть процессуальной нормы права, носящая государственно-принудительный характер и представляющая собой неблагоприятные последствия для лиц, совершивших процессуальное правонарушение.
Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (Теоретические проблемы). М., 1981. С. 7.
Само явление процессуальных санкций многогранно и мало исследовано. Выделение их в особый вид обусловлено наличием специфических черт мер принуждения.
В связи с большим количеством процессуальных санкций и распределенностью по нормативно-правовым актам считаем необходимым провести их классификацию. Классификация возможна по следующим основаниям :
На основании: Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. С. 61 — 63; Теория государства и права / Под ред. А.И. Королева, Л.С. Явича. Л., 1987. С. 363; Зусь Л.Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Владивосток, 1976. С. 18; Столмаков А.И. Понятие и классификация санкций норм уголовно-процессуального права // Правоведение. 1977. N 3. С. 43; Коврига З.Ф. Уголовно-процессуальное принуждение. Воронеж, 1975. С. 44 — 45.
- функциональное назначение санкций;
- отраслевая принадлежность санкций;
- степень определенности санкций;
- направленность неблагоприятных последствий санкций.
Безусловно, каждое из названных оснований классификации процессуальных санкций имеет свою ценность для их научного анализа, поскольку характеризует ту или иную сторону правовой природы санкций.
Классификация по функциональному назначению не нова и в литературе имеет следующие модификации.
О.Э. Лейст по функциональному назначению санкций, выражающему их социальную роль, выделяет два основных вида: правовосстановительные, направленные на устранение непосредственного вреда, причиненного правопорядку, и тем самым выполняющие также задачи предупреждения правонарушений, и штрафные, карательные, задача которых — общая и частная превенция правонарушений, исправление и перевоспитание правонарушителей . Он считает, что это основная классификация санкций, а не равноценная общепринятым двум другим классификациям (по отраслевой принадлежности и по степени определенности).
Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 62 — 63.
По мнению ученого, классификация по степени определенности целиком производна от классификации по способам охраны правопорядка и полностью поглощается ею. Также деление санкций на штрафные, карательные и правовосстановительные вмещает и их отраслевую классификацию, поскольку все отраслевые санкции находят в ней свое место, причем даются не в описательном перечне, а объединяются в укрупненные группы, обладающие общими чертами, качествами, типическими признаками. Здесь же следует заметить, что О.Э. Лейст отрицает существование санкций ничтожности.
З.Ф. Коврига разделяет санкции на четыре группы: 1) поощрительные, 2) правовосстановительные; 3) карательные; 4) имущественные (компенсационные) санкции. Санкции ничтожности, по ее мнению, полностью поглощаются понятием «правовосстановительные санкции» .
См.: Коврига З.Ф. Уголовно-процессуальная ответственность. С. 45 — 46.
В целом соглашаясь с приведенными выше классификациями, ставшими уже классическими, считаем необходимым сделать ряд замечаний.
Во-первых, полагаем, что следует поддерживать позицию ученых, признающих существование такого способа охраны норм, каким является санкция ничтожности .
См.: Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов, 1959. С. 57; Пиголкин А.С. Нормы советского социалистического права и их структура / Вопросы общей теории права. М., 1960. С. 186; Столмаков А.И. Понятие и классификация санкций норм уголовно-процессуального права // Правоведение.
Во-вторых, вряд ли можно говорить о наличии в законе поощрительных санкций (к ним, например, З.Ф. Коврига относит частное определение поощрительного характера), поскольку это противоречит правовой природе санкций. Санкция — это прежде всего реакция правовой системы на совершенное правонарушение, это реализация правовой ответственности в виде наступления неблагоприятных последствий для нарушителя правовой нормы. Поощрение является стимулирующим фактором к соблюдению правовых требований, но рассматривать его следует в качестве одного из средств обеспечения процессуальных норм. Уже сами авторы — сторонники выделения «поощрительных» санкций указывают на условность термина «поощрительная» применительно к слову «санкция» . Впрочем, одним из значений термина «санкция» является «одобрение», «разрешение». От этимологии слова и стало возможным вывести понятие «поощрительные санкции».
См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. С. 49; Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1976. С. 37.
В-третьих, нецелесообразно так, как это делает З.Ф. Коврига, выделять в качестве отдельного вида имущественные санкции. Эти санкции — разновидность правовосстановительных.
На основании вышеизложенного проведем классификацию процессуальных санкций. В зависимости от способа охраны норм права от нарушений санкций выделим в процессуальном праве: 1) правовосстановительные, 2) карательные (штрафные) санкции, 3) ничтожности. Данная классификация позволяет определить место каждой санкции в механизме защиты правовых норм. Подобная точка зрения была высказана Г.Н. Ветровой .
Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. М., 1991. С. 7
Суть правовосстановительных процессуальных санкций — в восстановлении нарушенных правоотношений, устранении последствий процессуальных правонарушений, выражении отрицательной оценки действиям правонарушителя. Правовосстановительные санкции осуществляют охрану правопорядка путем устранения либо сведения к минимуму вреда, причиненного процессуальным правонарушением.
Процессуальные правовосстановительные санкции могут быть трех видов:
- отмена или изменение незаконного правоприменительного акта — санкция, налагаемая только на правоприменителей;
- принудительное исполнение обязанности — санкция, налагаемая на лиц, участвующих в деле, вспомогательных субъектов процесса и на иных участников;
- возмещение имущественного вреда — санкция, налагаемая только на лиц, участвующих в деле.
Санкции в виде отмены или изменения незаконного правоприменительного акта занимают особое место среди процессуальных, они обеспечивают выполнение властными субъектами процессуальных правоотношений своих обязанностей, непосредственно охраняют интересы законности в процессе. Также реализация данных санкций обеспечивает восстановление правопорядка и охрану субъективных прав участников процесса путем аннулирования созданных незаконным актом правоотношений и вытекающих из них прав и обязанностей .
Столмаков А.И. Правовосстановительные санкции в уголовном судопроизводстве. С. 109.
Это единственная процессуальная санкция, которая может быть применена к правоприменителю. Все другие санкции, которые налагаются на правоприменителя за совершаемые им процессуальные правонарушения, носят не процессуальный характер, преимущественно это будут дисциплинарные санкции.
Понятие «штрафных» и «карательных» санкций разработано в общей теории права и воспринято процессуальным правом.
См.: Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 102 — 108, 140 — 171.
Карательные процессуальные санкции могут быть наложены на всех участников процесса, кроме представителей правоприменительных органов.
Процессуальные карательные санкции могут быть финансовыми и карательными, выражающимися в физическом воздействии на участников процессуальных правоотношений. В свою очередь, финансовые санкции могут быть двух видов: штрафные и имущественные.
Под имущественными санкциями мы подразумеваем, в частности, процессуальную санкцию, предусмотренную ст. ст. 106 и 118 УПК РФ, — обращение залога в доход государства.
В отличие от санкций в виде принудительного исполнения обязанности карательные санкции в первую очередь направлены на пресечение правонарушения, наказание правонарушителя и ограничение прав нарушителя правовой нормы и во вторую очередь — на исполнение обязанности. В процессуальных карательных санкциях всегда ярко выражены отрицательная оценка действий правонарушителя, его порицание со стороны государства.
Санкции «ничтожности» охраняют процессуальные правоотношения путем непризнания юридической силы за действиями, совершенными с нарушением требований правовой нормы.
Вопрос о существовании санкций «ничтожности» является дискуссионным. Многие ученые выделяют в своей классификации этот вид санкций, используя при этом разные названия. Так, о санкции «недействительности» в структуре правовой нормы говорит А.С. Пиголкин . А.И. Столмаков называет их «правоотрицающими» .
Пиголкин А.С. Нормы советского социалистического права и их структура // Вопросы общей теории права. М., 1966. С. 186.
Столмаков А.И. Понятие и классификация санкций норм уголовно-процессуального права // Правоведение. 1977. N 3. С. 44.
Санкции «ничтожности» являются санкциями пассивного воздействия. Они реагируют на процессуальное правонарушение путем игнорирования противоправных действий, признавая их несостоявшимися, юридически безразличными.
Наиболее ярко наличие санкций ничтожности проявляется в процессуальных отраслях права, они отличаются особым способом воздействия на лиц, не исполнивших свои обязанности при выполнении процессуально значимых действий. Санкции ничтожности не всегда прямо сформулированы в процессуальных нормах, они вытекают из предписания правил и порядка совершения юридически значимых действий. Выполнение норм процессуального права только частично обеспечивается возможностью применения мер непосредственного государственного принуждения, таких как штрафы, принудительное исполнение обязанности. Во многих случаях такую роль выполняют: отмена незаконного акта, признание доказательства, полученного с нарушением закона, не имеющим юридической силы, отказ в приеме искового заявления (жалобы), оставление искового заявления (жалобы) без движения, отказ в совершении процессуальных действий по истечении сроков, установленных в законе, и другие.
Итак, к санкциям ничтожности, например, относят потерю права на иск из-за пропуска исковой давности, ненаступление тех юридических последствий, к которым данное лицо, как предполагается, стремилось.
По своей отраслевой принадлежности процессуальные санкции делятся по отраслям процессуального права, или, иными словами, по отраслям, содержащим процессуальные нормы.
Выделим следующие виды санкций: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, арбитражно-процессуальные, административно-процессуальные, конституционно-процессуальные.
Критерием классификации санкций может служить степень их определенности. Данный вид классификации является производным от классификации по способу охраны правопорядка, поскольку предполагает их различие по объему и размерам неблагоприятных последствий . Процессуальные нормы можно разделить на абсолютно определенные и относительно определенные.
Общая теория государства и права. Курс лекций / Под общей редакцией В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 301 — 302.
К относительно определенным санкциям отнесем те, применение которых к лицу зависит во многом от мнения правоприменителя. Например, нарушение дисциплины в зале судебного заседания в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном процессе будет прекращено удалением нарушителя из зала суда или применением к нему штрафных санкций по субъективному усмотрению председательствующего в процессе или судебного пристава (в конституционном процессе).
Абсолютно определенная санкция точно и однозначно устанавливает вид и меру ответственности (например, штраф).
Санкции уголовно-процессуальных норм по их функциональному назначению в механизме правового регулирования иногда разделяют на регулятивные и охранительные. Такое деление, обоснованное применительно к уголовно-процессуальным санкциям, справедливо применить и к процессуальным санкциям в целом. К охранительным санкциям Л.Б. Зусь относит карательные и правовосстановительные санкции в виде принудительной обязанности. К регулятивным санкциям — все остальные правовосстановительные санкции. Указанный автор полагает, что санкции «ничтожности» относятся к регулятивным санкциям .
Зусь Л.Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Владивосток, 1976. С. 18.
Разделение процессуальных санкций на регулятивные и охранительные условно. Нарушение процессуальной нормы порождает охранительные правоотношения, и любая правовосстановительная санкция в этом случае выполняет не только регулятивную, но и охранительную функцию. В то же время и карательные санкции играют роль регулятора правовых отношений, оказывая сдерживающее от нарушения правовой нормы воздействие путем угрозы неблагоприятных последствий.
Общая теория права разделяет санкции в зависимости от направленности неблагоприятных последствий на личные и имущественные .
Теория государства и права / Под ред. А.Г. Королева и Л.С. Явича. С. 363.
Полагаем, что такое разделение процессуальных санкций неприемлемо, поскольку за пределами данной классификации остаются санкции ничтожности и большая часть правовосстановительных санкций.
П.С. Элькинд разделяет по признаку направленности неблагоприятных последствий меры непосредственного воздействия на правонарушителя и меры восстановления законности. Безусловно, такой способ классификации более точно отражает систему средств защиты процессуальных норм от нарушений. При этом к «мерам непосредственного воздействия» можно отнести и карательные санкции, и правовосстановительные в виде принудительного исполнения обязанности, к мерам восстановления законности — правовосстановительные санкции, оставшиеся за пределами классификации, а также санкции ничтожности.
Рассматривая способы классификации процессуальных санкций как проявления различных сторон их правовой природы, можно предложить и иные основания.
Процессуальные санкции можно классифицировать и по способу их реализации. Это санкции активного и пассивного воздействия, которыми наделено то или иное лицо, осуществляющее судопроизводство и привлекающее к ответственности. К пассивным санкциям относят санкции «ничтожности», реализующиеся посредством простой констатации факта непризнания за противоправными действиями юридической силы. Активные санкции — это все карательные.
В зависимости от тех последствий, которые наступают для процессуального правонарушителя, выделим:
- финансовые санкции, к которым относятся штрафные санкции и санкции в виде возмещения лицам, участвующим в деле, потерянного времени (ст. 150 ГПК РФ),
- санкции в виде физического воздействия, например привод (ст. 70 ГПК РФ),
- санкции, выражающиеся в неблагоприятных для правонарушителя процессуальных последствиях, или другими словами — в действиях «не в пользу правонарушителя» (ст. 167 ГПК РФ гласит, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, если признает причины неявки неуважительными). К этой группе относятся также санкции «ничтожности», представляющие собой не что иное, как неблагоприятные для правонарушителя процессуальные последствия, например в виде оставления искового заявления без движения.
Есть единственная процессуальная санкция, налагаемая на правоприменителя в случае совершения им процессуального правонарушения, — отмена правоприменительного акта, в данной классификации она занимает особое положение и не входит ни в одну из групп.
Санкции различаются и по форме и способу выражения в нормативных актах. Выделим следующие группы санкций:
- санкции, четко обозначенные в нормативно-правовом акте (сюда относятся финансовые санкции и санкции физического воздействия);
- санкции, выводимые логическим путем из смысла процессуальной нормы. Например, в нарушение п. 2 ст. 26.3 КоАП неотражение правоприменителем объяснений лица в протоколе об административном правонарушении повлечет признание такого протокола недействительным. Данная санкция в статье прямо не сформулирована, однако она подразумевается и на практике применяется по отношению к правоприменителю, нарушившему норму, вышестоящими инстанциями. Подобных санкций в процессуальных актах достаточно большое количество, по нашему мнению, они требуют закрепления в нормативных актах.
Источник