Самостоятельная учебная деятельность и её виды.
статья по теме
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной учебной деятельности.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить учащийся, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении школьником учебного задания; в конечном счёте приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_uchebnaya_deyatelnost_i_eyo_vidy.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная учебная деятельность и её виды.
Учитель начальных классов
Тюрина Татьяна Дмитриевна
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной учебной деятельности.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить учащийся, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении школьником учебного задания; в конечном счёте приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
— в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
— формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённого класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
— вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
— является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения.
Исследования учёных-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.
Идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной работе.
2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индивидуальным и дедуктивным выводам.
4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка аналогового мышления.
Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существуют. Дать самостоятельное задание ученику, уровнем выше – это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.
Естественно, что вы можете возразить, что программа – максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвёртого уровня. Т.е. до самостоятельной деятельности.
Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.
Поэтому хотелось бы остановиться на основных требованиях к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
Итак, любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы:
— самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы;
— обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;
— назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы принятия решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свети до минимума шаблонное их выполнение;
— содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнять работу до конца;
— самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.
По форме организации самостоятельной работы можно разделить на индивидуальную, фронтальную и групповую.
В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельной работы:
Естественно, каждый из четырёх типов имеет свои дидактические цели:
1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов и определений), формирование умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Она формирует фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объём работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишает ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. А задержка на работах по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.
2. Самостоятельная работа реконструктивно – вариативного типа позволяет на основе ранее полученных знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания,
Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.
3. Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик сам определяет пути решения задачи и находит их. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. Таки формируется творческая личность учащегося.
Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания учащихся более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды таких работ самые разнообразные: это и самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, строгое обоснование видов с помощью аргументов или уравнений и расчётов.
4. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной работы школьников. Эта деятельность позволяет учащихся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочной и внеурочной деятельности.
Перечислю наиболее распространённые и эффективные из них.
1. Работа с книгой . Это работа с текстом и графическим материалом ученика:
— пересказ основного содержания части текста;
— составление плана ответа по прочитанному тексту;
— краткий конспект текста;
— поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;
— анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и редактирование прочитанного.
— тренировочные, воспроизводящие по образцу;
— составление различных задач и вопросов, их решения;
— рецензирование ответов других учащихся, оценка их деятельности.
3. Различные проверочные работы, диктанты, сочинения.
4. Подготовка докладов и рефератов.
6. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
7. Техническое моделирование и конструирование.
Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащихся цели действия и способов действий. Сегодня плохой урок характеризуется, прежде всего, тем, что на таком уроке большинство учеников праздно проводят время, не работают. На уроках больших мастеров ученики значительное время урока выполняют разнообразную самостоятельную работу. Наблюдение за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволяет выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:
— нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;
— уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;
— самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
1. Г.Д. Кириллова «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения»
2. Зотов «Организация современного урока»
3. Коротяев «Обучение-процесс творческий»
4. Лайметс «Групповая работа на уроке»
5. Махмутов «Современный урок»
6. Онищук «Урок в современной школе»
7. Кондаренко С.М. «Учите детей сравнивать»
8. Волков И.И. «Учим творчеству»
9. Границкая А.С. «Научить думать и действовать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников.
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность уче.
Развитие самостоятельности у детей процесс сложный, тем не менее, опыт показывает, что при систематическом использовании определенных видов самостоятельной деятельности на любом уроке и на разных его .
Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.Ключевые слова: универсальная учебная деятельность; группы универсальных учебных действия; ос.
презентация поможет педагогам в работе по данной теме.
О видах учебной деятельностиВиды познавательной деятельности.
Статья об организации учебной деятельности учащихся в группе продлённого дня.
Источник
Виды самостоятельной учебной деятельности и ее применение на уроках в общеобразовательной школе
Доклад на педагогическом совете МБОУ СОШ №2
учителя математики Печковской Людмилы Сергеевны г. Белореченск Краснодарский край
Виды самостоятельной учебной деятельности и ее применение на уроках в общеобразовательной школе.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что обучающийся приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т. е. то, что должен выполнить обучающийся, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, специфического воображения при выполнении обучающимся учебного задания, которое в конечном счете приводит обучающегося либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Выделяют четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям:
1. Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образом. На этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.
Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя — довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке. Основными требованиями к организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке являются:
-любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый обучающийся знает порядок и приемы выполнения работы;
-самостоятельная работа соответствует учебным возможностям обучающихся, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;
-обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;
-назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления;
-содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес обучающихся, желание выполнить работу до конца.
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые .
В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы. Каждый из четырех типов работ имеет свои дидактические цели.
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность обучающихся при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности обучающихся. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого обучающегося определить оптимальный объем работы.
Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят обучающихся к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, обучающийся определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения, обучающийся уже имеет, но отобрать их в памяти бывает порой нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность обучающегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания обучающихся более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.
Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности обучающихся. Эта деятельность позволяет обучающимся получать принципиально новые для Них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность обучающихся при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа — одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.
1. Работа с книгой . Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
Упражнения : тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
Подготовка докладов и рефератов .
Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Техническое моделирование и конструирование .
Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, т. е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.
Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания обучающимися цели действия и способов действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.
Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности обучающихся.
Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения обучающимися большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:
нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;
уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям обучающихся; слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;
самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
Таким образом на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, подготавливая для него материал.
Источник