Урок по технологии: Виды ресурсов, 5 класс
Данный урок выполнен с применением информационных технологий. Данного типа урок повышает интерес учащихся к выполнению различного вида заданий.
Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии: Виды ресурсов, 5 класс»
Тема урока: Виды ресурсов
Сформировать у учащихся представление о видах ресурсов, их классификации и рациональном использовании.
1. Ознакомить учащихся с понятиями: ресурсы, возобновляемые, невозобновляемые, исчерпаемые, неисчерпаемые.
2. Сформировать умение понимать возможности использовать ресурсы
3. Сформировать умение работать в группах;
4. Делать выводы, обобщать.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: разъяснять содержание понятий и научить адекватно пользоваться этими понятиями;
характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение работать индивидуально и в группе; вести сотрудничество с учителем и сверстниками
познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: воспитание ответственности за результаты своей деятельности, развитие трудолюбия и бережного отношение к имуществу
рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, практическая работа
Формы работы учащихся
фронтальная, индивидуальная и групповая.
Основные понятия, изучаемые на уроке
«Ресурсы», «источники энергии», «рациональное использование»
Физкультминутка: упражнения для рук, для глаз.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.
Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствуют учителя
Личностные. Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель говорит учащимся: перед Вами на экране изображены зашифрованные вопросы расшифруйте их, пожалуйста и завершите кроссворд.(Приложение 1)
Далее учитель просит учащихся сформулировать тему урока.
Анализируют информацию и отвечают на вопросы учителя
Выдвигают предположения и пытаются объяснить
Личностные — сформировать наблюдательность и фантазию.
Регулятивные — осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные — организация взаимодействия в группе.
3.Актуализация опорных знаний
Учитель говорит учащимся:
Большинство из вас делали поделки, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
1. Чем вы пользовались при создании поделок.
2. Какие подготовительные, обрабатывающие и отделочные операции применяют при изготовлении деталей?
Далее формулируется цели и задачи урока.
Выдвигают предположения и пытаются объяснить
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: вступают в речевое общение; учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
4.«Открытие» нового знания.
Учитель излагает основные сведения о видах ресурсов.
Дает задание детям написать тему урока в тетрадь, после этого выписать ключевые слова по данной теме, найти их в интернете. При объяснении материала демонстрирует примеры ресурсов.
Ресурсы-все доступные человеку компоненты живой и неживой природы, которые он имеет возможность использовать для удовлетворения своих потребностей и нужд в процессе производства и жизнедеятельности.
Неисчерпаемые-это ресурсы, которые остаются неизменными в результате длительного использования.
Исчерпаемые- это ресурсы, которые могут исчезать в результате длительного использования.
Взаимозаменяемость ресурсов — возможностьальтернативного использования разных ресурсов: а) для сохранения или достижения заданного уровня производства
ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ
▼ Проблема выбора (необходимость рационального выбора)
Слушают, записывают тему урока и основные понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя.
Личностные — Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные— определять и формулировать деятельность на уроке;
Познавательные — получать новую информацию.
Коммуникативные — ориентироваться в учебнике.
Учитель ставит на экран монитора упражнения для развития рук и глаз учащихся, просит учащихся их выполнить.
5. Практическая работа.
Первичная проверка освоенности материала, отвечают на вопросы.(Приложение 2)
В группах рисуют плакат на тему сохранение природных ресурсов.
Учащиеся делятся на 3 группы, работают над образцами.
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: формируют мотивацию к обучению. Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные: формируют умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности. Подводит итог проделанной работы на уроке.
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
— Что вызвало интерес?
— Что показалось трудным?
— Будете ли применять полученные знания на практике ?
Раздаются таблички.(Приложение 3)
Ставит оценку за выполнение работы.
Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
— умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу.
— давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
Коммуникативные — уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли
Познавательные — построение логической цепи рассуждений.
Задает домашнее задание:
Синквейн к словам: Процесс, ресурсы.
Сообщение на тему: развитие альтернативных источников энергии.
Оценивают свои возможности при выборе д/з. Записывают задание.
Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками
Источник
Презентация по технологии на тему «Технологический процесс» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Технологический процесс – это последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого продукта (результата).
Описание слайда:
1. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат.
2. Виды ресурсов.
3. Способы получения ресурсов.
4. Взаимозаменяемость ресурсов.
5. Ограниченность ресурсов.
6. Условия реализации технологического процесса.
7. Побочные эффекты реализации технологического процесса.
8. Технология в контексте производства.
Описание слайда:
Существует много различных технологических процессов. Они отличаются друг от друга используемым сырьем, формой и количеством необходимых энергетических ресурсов, количеством стадий (операций) преобразования сырья, продолжительностью процесса, видом готовой продукции.
При добыче полезных ископаемых сырьем являются каменный уголь, руда, нефть и другие; в машиностроении – металлы, древесина, пластмассы, и другие; в сельском хозяйстве – зерно, скот и другие; в кулинарии – пищевые продукты; в технологических процессах изготовления мебели – древесина, пластмассы и другое; одежды и обуви – различные ткани, кожа, резина и др.
Технологический процесс
Описание слайда:
Виды энергетических ресурсов очень разнообразны: в производственных технологиях – это электричество, природный газ и другие, в сельском хозяйстве – топливо для тракторов, комбайнов и др. Эти ресурсы связаны с первичными энергоресурсами, которые могут быть невозобновляемыми и возобновляемыми.
Виды ресурсов
Описание слайда:
Нефть, природный газ, уголь, торф и др. Со временем могут закончиться, поэтому их надо беречь.
Невозобновляемые энергетические ресурсы
Описание слайда:
Энергия рек, солнечная и ветровая энергия, энергия внутреннего тепла Земли и др. Они практически неисчерпаемые, их человечеству следует использовать интенсивнее. Замена невозобнавляемых ресурсов на возобновляемые (взаимозаменяемость ресурсов) способствует сохранению природных ресурсов Земли и улучшает экологию планеты.
Возобновляемые ресурсы
Описание слайда:
Производственный процесс – это превращение сырья в готовое изделие с помощью различных инструментов (например, процесс изготовления стола или стула из древесины).
Частью производственного процесса является технологический процесс – последовательность действий при обработке заготовки для получения какой-либо отдельной детали изделия (например, ножки стола или стула) или при сборке изделий из отдельных деталей.
Описание слайда:
материалоёмкостью – количеством сырья и материалов, потраченном в данном технологическом процессе;
трудоёмкостью – количеством времени, затраченном на изготовление одного изделия;
производительностью – количеством изделий, изготавливаемых в единицу времени (за минуту, за час, за сутки и т.д.);
себестоимостью – затратами по данному технологическому процессу (в рублях);
точностью – обеспечением высокого качества изготавливаемых изделий;
устойчивостью и надежностью – способностью технологических процессов обеспечивать высокое качество изготавливаемых изделий на протяжении длительного времени.
Технологический процесс
Описание слайда:
Для осуществления на каком-либо производстве определенного технологического процесса необходимы следующие условия: наличие сырья, материалов, транспортных средств, производственных помещений, энергоресурсов, нужного технологического оборудования и инструментов, квалификационных работников и др.
Описание слайда:
При выполнении технологических процессов часто возникают промышленные отходы. Внедрение современных систем переработки отходов позволяет повысить эффективность производства и снизить воздействие на окружающую среду. На металлообрабатывающих предприятиях накапливается очень много металлической стружки, которую отправляют на переплавку и изготавливают из этого вторичного сырья много полезных вещей. Древесная стружка и опилки с деревообрабатывающих предприятий используют при изготовлении древесно-стружечных плит. Из отходов стекольных заводов получают стекловолокно, стеклянную вату, пеностекло, которые применяют при строительстве домов. Отходы пластмасс сортируют, измельчают и изготавливают из них новые изделия.
Описание слайда:
Любой технологический процесс состоит из технологических операций.
Технологическая операция – это часть технологического процесса, выполняемая непрерывно на одном рабочем месте.
Для того чтобы любой технологический процесс был доступен человеку, его необходимо изложить понятным языком, соблюдая определенные правила. Технологический процесс может быть описан в текстовых документах, с помощью математических и химических формул, таблиц, эскизов и чертежей, моделей, алгоритмов, инструкций, макетов и др.
Технологическая операция
Описание слайда:
Вход 1 (заготовка, сырье, материалы)
Операция 1
Выход 1 (достигнуты результаты обработки на операции 1)
Операция …
Выход… (достигнуты результаты обработки на операции …)
Вход …
Вход n
Операция n
Выход n (получен конечный продукт)
Описание слайда:
Инструкция по эксплуатации – это документ, содержащий описание изделия и правила пользования им.
Алгоритм – это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения конкретной задачи.
Технологическая карта – это документ, оформленный, как правило, в виде таблицы, в которой изложена последовательность выполнения операций, их графическое изображение, а так же дан перечень инструментов и приспособлений, необходимый для каждой операции.
Описание слайда:
Тема: Разработка технологических карт простых технологических процессов.
Цель: разработать технологическую карту на изделие …
План:
Составить технологическую карту одного из приведенных технологических процессов (без выполнения эскизов):
пришивание пуговиц;
уборка помещения пылесосом;
склеивание разбитой на две части декоративной вазочки;
уход за домашними растениями;
уборка урожая на дачном или приусадебном участке (выращенный продукт по усмотрению учащегося);
уход за домашними животными.
2. Сравнить свои технологические карты с картами, составленными вашими одноклассниками.
Практическая работа № 3
Описание слайда:
Учебник технологии – пр. 3 стр. 17-22. Какие технологии мы используем для организации своего быта.
Домашняя работа
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник