Речевая или языковая агрессия в русском языке
Речевая или языковая агрессия — это форма речевого доведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. Речевая агрессия мотивирована агрессивным состоянием говорящего и зачастую преследует цель вызвать или поддержать агрессивное состояние адресата. Поэтому речевая агрессия является нарушением этико-речевой нормы. Основываясь на существующих классификациях, можно перечислить следующие виды речевой агрессии:
- активная прямая речевая агрессия — словесное поношение кого-л. или чего-л., оскорбление или унижение кого-л.; высказывание угроз, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес; призывы к агрессивным действиям, насилию;
- активная непрямая речевая агрессия — распространение злостной клеветы или сплетен о ком-либо;
- пассивная прямая речевая агрессия — отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.;
- пассивная непрямая речевая агрессия — отказ дать определенные словесные объяснения, демонстративное молчание.
Активная прямая речевая агрессия — довольно распространенное явление современной речевой действительности. В повседневном бытовом общении и в публичных выступлениях речевая агрессия встречается одинаково часто. Покажем это на примерах, взятых из художественных и газетных текстов.
- Вы шулер и подлец! (М. Лермонтов);
- Что он вор — никто этого не думал, кроме тебя, халда! — Вы сами, сударыня, халда, корова вы этакая, позвольте вам сказать (М. Горький);
- Ах, это ты, сволочь? Это тебе не нравится Советская власть? (А. Солженицын);
- Отпусти, подонок, мразь, сволочь (Кунин);
- Гад. — выговорила она с перекошенным лицом. — Гад, паскуда продажная! (Бражин);
- Они кричали: «Ваш Ельцин паразит. Ваш Горбачёв — гад. (Изв., 9 апр. 1992 г.);
- Извини за тон, Бурлаку, не выношу дешевку. Ау, да не бойся ты коммунистов. Мелкая ты сошка, кому нужен! Живи себе и кропай что-нибудь про Лолиту с Сашей — вот твой достойный удел и таких же «бурлаков». Вы везде приспособитесь, хитрющенькие мои.
Вот, собственно, и все, куколка ты моя. Трус угодливый. Класс позвоночных есть такой — пресмьтающиеся (КГ, № 41, 1996).
К активной прямой речевая агрессия относится высказывание угроз в чей-либо адрес:
- Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня. Я ему покажу кузькину мать! (А. Чехов);
- Если ты, сявка неучёная. на её [Аллы Сергеевны] уроке хоть слово вякнешь, — по стенке размажу. Понял, засранец? (Кунин).
Разновидность активной прямой речевой агресии — вербальное выражение злых, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес (смерти, увечий, разрушений и т.д.):
К этой же группе относятся выступления, в которых содержится прямой призыв к агрессивным действиям против предмета речи (призыв к ликвидации и т.п.). Нередко автор агрессивно вводит предмет речи в сферу адресата и побуждает его совершить неагрессивное, но прямо или косвенно выгодное адресату действие. Такой вид речевого воздействия является манипулятивным (см. языковое манипулирование).
Речевая агрессия в текстах СМИ — это прежде всего средство манипулирования массовым сознанием. Тот или иной предмет речи можно представить так, чтобы вызвать или поддержать агрессивное состояние у аудитории и сформировать к нему негативное отношение:
- И что же теперь, когда спустили воду в пруду, и на липком дне — только мятые банки от пива, мокрый башмак Собчака, драный лиф Новодворской? Туда, на это липкое дно, осторожно, с одышкой, спустился близорукий Примаков и лазает там в мокрой тине. Что-то передает Маслюкову, о чем-то просит Геращенко. И они втроем, как Дуремары, таскают гнилой мешок, в котором — мокрые гайки, гнутые велосипедные колеса и рыжий, из конского волоса, парик Чубайса (Зав., № 38, сентябрь, 1998).
Для создания и закрепления в сознании аудитории дискредитирующего образа (портрета-обличения) в текстах СМИ могут использоваться такие разновидности речевой агрессии, как
- наклеивание ярлыков;
- обыгрывание имени объекта речевой агрессии;
- нагнетание отталкивающих сравнений и ассоциаций;
- смакование непривлекательных и неприятных для объекта речевой агрессии деталей, подробностей, обстоятельств и мн. др.
- Что бы вы сказали, если бы несвежий кусок мяса, который вы не смогли доесть, не дожевали, выкинули куда-то в траву, где его несколько дней грызли собаки, обсиживали мухи, обклевывали вороны, — если бы этот кусок вам снова принесли на тарелке? Нечто подобное испытали люди, узнав о повторном назначении Черномырдина (Зав., № 34, август, 1998);
- Если бы Гайдар был грибом, он был бы свинушкой (Зав., № 38, сентябрь, 1998).
Одним из способов выразить агрессивное отношение к предмету речи является дисфемизация (см. Дисфемизм).
Активная прямая речевая агрессия может быть открытой (эксплицитной) и скрытой (имплицитной). Тексты, содержащие открытую речевую, имеют явную агрессивную направленность, содержат прямые выпады, угрозы или оскорбления. Скрытая речевая агрессия интересна тем, что ее цели адресантом маскируются (например, под простое информирование), а языковые средства подбираются таким образом, чтобы вызвать у адресата негативные чувства и эмоции по отношению к объекту.
Публичное самобичевание и словесное самоунижение — самая безобидная для окружающих разновидность активной прямой речевой агрессии.
Активная непрямая речевая агрессия — преднамеренный оговор, злословие, распространение клеветы, недоброжелательных домыслов: активная непрямая речевая агрессия в текстах СМИ стала причиной многих шумных судебных процессов в последние годы.
Пассивная прямая речевая агрессия, как правило, является выражением пренебрежения к инициатору общения, демонстрацией негативного к нему отношения или протеста против его поведения: одной из форм речевой грубости является молчание в ответ на вопрос покупателя.
Например: (Мужчина и женщина стоят перед прилавком; женщина обращается к продавщице)
Ж. Девушка, сколько стоит эта шапка?
М. (Молчит, не отвечает).
Ж. (Обиженно обращается к своему спутнику). Трудно ответить. Боже мой! Какая военная тайна! Я её два раза спросила. » (Русский язык конца XX столетия).
Пассивной непрямой речевой агрессией можно считать, например, нежелание вмешаться и пресечь словесные оскорбления в чей-либо адрес, расцениваемое как молчаливое согласие с агрессором, одобрение его поведения. Способом давления на политического противника могут оказаться многозначительное молчание, т.е. временный отказ от выступлений и публицистических высказываний политиков.
Литература:
- Бережная Т.М. Современная американская риторика как теория и практика манипулирования общественным сознанием: Дис. . канд. филол. наук. М., 1986;
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. М., 1997;
- Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учеб, пособие для студентов гуманитарных факультетов. М., 1996;
- Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург: УрГУ, 1997;
- Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 2. Красноярск-Ачинск, 1997;
- Шарифулин, Б.Я. Языковая экспансия, языковая агрессия, языковая демагогия // Проблемы развития речевой культуры педагога. Томск, 1997;
- Русский язык конца XX столетия (1985— 1995) / Под ред. Е.А. Земской. М., 1996.
Источник
Речевая агрессия и как её избежать!
Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия» (лат. invectiva (oratio) – бранная речь) широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий. Что же такое речевая агрессия? Как определить это понятие? И как избежать такого проявления негативных эмоций?
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить следующим образом. Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения.
С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств. К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение и пр.
Такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.
С другой стороны, речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего нанести словесный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).
Так, например, школьники могут преднамеренно высмеивать одноклассника, чтобы повысить собственную самооценку («мы лучше тебя»), продемонстрировать «власть», доминантную позицию («мы можем себе это позволить»), укрепить свой авторитет в детском коллективе («мы заставим тебя слушать даже то, что тебе неприятно»).
Агрессия «в чистом виде» наиболее опасна в коммуникативном отношении, поскольку она представляет собой продуманный, спланированный, подготовленный речевой акт, цель которого – нанесение коммуникативного вреда адресату, разрушение гармонии общения.
Речевая агрессия – сложное, многоаспектное явление, существует две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности:
– биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное качество человека (теория влечений, этологическая концепция);
– социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоризм) или ситуативное (фрустрационная теория) поведение.
Будучи специфической человеческой деятельностью или формой поведения, вербальная агрессия должна контролироваться во всех ее проявлениях как в повседневном, бытовом общении, так и в профессиональной речи, и прежде всего – педагогическом общении.
Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?
Игнорирование – один из эффективных способов в таком случае, когда ситуация не переходит в открыто обидное, неприемлемое общение. «На гнилое слово держи ухо глухо» – гласит по этому поводу пословица. У обидчика игнорирование вызывает нарушение его сценария, запал пропадает, негатив медленно, но улетучивается.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, профессия которого предполагает повышенную ответственность за свои речевые действия, – особенно необходимая.
Изучение правил и норм речевого этикета – мощный защитный механизм против агрессии. Важность «хороших манер» заключается также и в том, что они способствуют объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия.
Итак, необходимо помнить: наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения!
Использованы материалы книги: Ю. В. Щербинина. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления.
Материал подготовлен С.Ю. Гончарук, методистом ГМЦ ДОгМ
Источник
Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте
Данная работа представляет изученнный материал по видам и формам речевой агрессии. Ученица кроме того исследовала газетные статьи .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat.proekt2.doc | 87 КБ |
proekt_po_russkomu4.pptx | 125.16 КБ |
Предварительный просмотр:
VII районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ
«Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте»
Кистерная Раиса Юрьевна,
Ученица 10 класса МКОУ СОШ№8.
Ищенко Елена Владимировна,
Учитель русского языка и литературы.
Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости и нетерпимости.
В современном мире средства массовой информации занимают достаточно большую нишу в духовной жизни общества. И, к сожалению, сейчас стало повсеместно проявляться явление речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля за соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические предпосылки; падение культурного уровня населения. Речевая агрессия в СМИ проявляется по-разному.
Объект исследования – русский язык.
Предмет исследования – газетный текст (средства массовой информации).
Метод исследования – грамматический анализ текста.
Редакторы и журналисты газет знают о таком явлении как «речевая агрессия» и не используют её в своих статьях.
При создании исследовательской работы целью было рассмотреть явление речевой агрессии в СМИ.
- Выяснить, что представляет собой агрессия, её виды и цель.
- Определить, что означает речевая агрессия.
- Классифицировать речевую агрессию.
- Определить способы выражения речевой агрессии.
- Выяснить последствия речевой агрессии.
- Выяснить, появляются ли формы речевой агрессии в СМИ.
Презентация : выступление на Региональном конкурсе учебно-исследовательских работ
План организации данного проекта :
1. Учитель выбрал тему.
2 .Вместе с ученицей продумали возможные проблемы и выбрали актуальную.
3Ученица с амостоятельно изучила теоретический материал.
4.Ученица проанализировала тексты газет и сделала выводы.
5.Ученица выступила на районном конкурсе исследовательских работ с публичной защитой.
6.Ученица приняла участие в Регионально конкурсе. Тезисы работы опубликованы
в сборнике «Шаги в науку» (Копия тезисов данного проекта и подобного по литературе прилагается)
Данная технология развивает умения анализировать, систематизировать, логически мыслить; совершенствует умение работы с текстом; вовлекает ученика во все виды речевой деятельности.
- Агрессия, её виды и цель.
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности — большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрирует ее в своей повседневной жизни.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя. Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.
- Понятие речевой агрессии.
Речевая агрессия — явление многогранное, которое может затронуть практически все сферы жизни человека по причине того, что общение фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия» по-разному трактуется исследователями.
Речевая агрессия — осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное и настойчивое навязывание собеседнику (читателю) определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты.
Речевая агрессия как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок или поражение в полемике».
Речевая агрессия — намеренная нацеленность на оскорбление или причинение вреда человеку посредством речевых различных речевых способов.
Сделав вывод из данных определений, я склоняюсь к тому, что под речевой агрессией следует понимать выражение средствами языка негативного эмоцианально-оценочного жесткого отношения к кому-,чему-либо, а также перенасыщение текста словесно выраженной негативной информацией.
- Классификация речевой агрессии.
Психологическая трактовка видов речевой агрессии:
- Активная прямая агрессия . К этому виду вербальной агрессии относятся командные высказывания. Характеристики:
1) требует немедленного подчинения;
2) угрожает неприятными последствиями ;
3) использует словесное оскорбление или унижение другого человека (группы лиц), проявляет сарказм или высмеивает.
- Активная непрямая агрессия — распространение неверной информации касательно объекта агрессии.
- Пассивная прямая агрессия — ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.
- Пассивная непрямая агрессия — отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения.
Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:
- Эксплицитная речевая агрессия — ярко выраженное влияние на сознание с целью навязывания своих идей, точки зрения.
- Имплицитная речевая агрессия — скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.
По интенсивности речевой агрессии можно выделить следующие 2 вида:
- Сильная речевая агрессия — явная брань или ругательства, когда говорящий не скрывает своего желания оскорбить оппонента.
- Слабая (стертая) речевая агрессия — агрессия по отношению к оппоненту наблюдается, но при этом соблюдаются все нормы вежливости (в качестве примера можно привести иронию).
По степени целенаправленности речевой агрессии:
- Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая агрессия. Данный вид речевой агрессии характеризуется тем, что агрессор хотел именно повлиять (оскорбить) оппонента, и это было его главной целью.
- Неосознанная или осознанная недостаточно речевая агрессия. Данная речевая агрессия характеризуется тем, что оскорбление или оказание влияния на оппонента не является главной целью невольного агрессора (например, это используется при попытке говорящего своей репликой повысить себе самооценку, самоутвердиться, что может привести к оскорблению других). К данному пункту можно отнести агрессию как способ защиты (часто наблюдается в телевизионных дискуссиях).
- Способы выражения речевой агрессии.
Способ выражения речевой агрессии
1. Немотивированное, затрудняющее понимание текста использование иноязычной лексики.
1. Иноязычные вкрапления используются для создания определенного колорита, выделения какой-либо черты, специфика которой утратится, если заменить соответствующее слово его переводным эквивалентом.
1. Сюда относятся слова и выражения, принадлежащие живым языкам — английскому, французскому, немецкому: happy end, c’est la vie, о’кэй, гуд бай, бонжур, пардон, мерси. Все эти слова и выражения могут быть употреблены в текстах любого языка и представляют собой межъязыковой словесный фонд.
2. Экспансия жаргонизмов.
2.Жаргонная лексика – это слова, употребление которых ограничено социальными факторами, например, принадлежностью к определенной социальной среде, или к возрастной категории, общностью интересов и т.п. Нередко их используют для интригующего заголовка.
2. «Кто защитит семью? Скандалы последних дней, связанные с отмыванием краденых денег…»
(Газета «Аргументы и Факты».-1999.-№38)
3.Инвективная лексика — лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами, может быть использована словесно или письменно.
3.В качестве одного из самых безобидных примеров использования инвективной лексики можно привести откровенно инвективный заголовок статьи о деятельности члена Совета Федерации:
«На хрена попу гармонь?» (Журналист. — 2004. — №3)
4.Языковая демагогия — это непрямое воздействие на адресата, «когда идеи, которые необходимо внушить ему, не высказываются прямо, а навязываются исподволь путем использования возможностей, предоставляемых языковыми механизмами»
4. «Адвокат зарабатывает на смерти башкирских детей $ 1,5 миллиона!» (Газета «Комсомольская правда».-2004.-29 июня) [речь идёт о юристе, помогающем семьям детей, погибших в авиакатастрофе, получить материальную компенсацию].
5.Метафоризация в газетной речи является одним из самых распространённых средств негативного отношения к кому-,чему-либо.
5. «Настоящая русская литература. Не рукоделие всевозможных детективствующих дам, не площадные и заборные упражнения суперэлитных господ литераторов, а светлое и доброе русское Слово». (Литературная газета.-2005.-№4).
6.Прецедентные тексты – это средство ёмкой, экспрессивной характеристики кого-,чего-либо в современной художественной литературе и публицистике.
6. «…мышиная возня, поднятая литературными моськами ». (Литературная газета.-2005.-26 января).
7. Перегруженность текста негативной лексикой.
7. «Еврограбёж». – «Убийца не пожалел малыша» – заголовки статей газеты «Жизнь».
Обзор средств создания речевой агрессии отнюдь не является исчерпывающим, но даёт представление о ситуации в целом. Современный публицистический стиль немыслим без выражения авторского «я», следовательно, без эмоционально-оценочного содержания текста, которое должен расшифровать читатель или слушатель.
- Последствия речевой агрессии.
Сама постановка данной проблемы возможна и необходима в двух аспектах:
- общесоциальном (вербальная агрессия как общественное явление);
- собственно коммуникативном (вербальная агрессия как явление речи).
Опасность применения речевой агрессии в средствах массовой информации состоит в том, что люди со склонностью к внушаемости могут проецировать речевую агрессию в реальную жизнь, а это уже может привести к агрессии физической.
Другая проблема заключается в том, что очень часто в обыденной жизни агрессия слова не осознается общественным сознанием как абсолютно неприемлемая и действительно опасная.
Таким образом, мы наблюдаем широкую распространенность речевой агрессии. При этом наблюдается относительная лояльность к этому явлению со стороны современного общества.
Для анализа речевой агрессии я взяла такие газеты:
- Информационно-аналитический еженедельник «Де-факто».
Учредитель: Администрация Черниговского сельского поселения (частная газета).
Издатель: ИП Истомин.
№8 (391) 21-27 февраля 2013года.
Учредитель: Администрация Черниговского муниципального района Приморского края (муниципальная газета).
Издатель: МУП «Редакция районной газеты «Новое время».
№103 (10902) 21 декабря 2012года.
- Общественно-политическая газета «Утро России» (толстушка).
Учредитель, издатель газеты: ЗАО «Редакция газеты «Утро России», город Владивосток.
№19-20 (4666-4667) 21 февраля 2013 год.
Учредитель: ОАО «Ньюс медиа».
Издатель: ООО «Типография «Комсомольская правда», город Владивосток.
№42 24-30 октября 2012 года.
Результаты анализа занесены в таблицу:
Формы проявления речевой агрессии.
- «Новое время»
Статья: «Когда власти Черниговского сельского поселения начнут решать проблемы жителей?»
Автор Н. Споялова.
Тема статьи: нет хозяина на селе.
«Село утопает в грязи, всюду помойки, кюветы не чищены, дороги не ремонтируют годами» — использование инвективной лексики, излишняя метафоризация, перегруженность негативной лексикой.
«Посудите сами, уважаемые читатели, — четвёртая часть бюджета уходит на развитие культуры, где директором является жена главы поселения…» — скрытая языковая демагогия.
Вывод: данные речевые формы используются автором с целью произвести впечатление на потенциального читателя.
- «Утро России»
Статья: «Кто влезет на сочинскую пальму первенства»
Автор А. Успенский.
Тема статьи: критика сборной России в преддверии олимпиады в городе Сочи.
«Кто влезет на сочинскую пальму первенства» — экспансия жаргонизмов.
«Но через его дырявую систему безопасности информация просочилась в СМИ» — прецедентный текст.
«Евгений Плющенко из явного претендента превратился в тёмную лошадку» — инвективная лексика.
«Не по-детски феерят скелетонисты» — экспансия жаргонизмов.
«Собирается тряхнуть стариной и Светлана Болдыкова» — экспансия жаргонизмов.
Вывод: используя обыгрывания форм слова и выражений, достигается эффект «стёба»- иронии.
Статья: «Филя при мобиле»
Автор: С. Винокуров.
Тема статьи: «пропиарить» и высмеять.
«Действительно, за сумму, которую мобильная компания щедро «отсыпала»…» — экспансия жаргонизмов.
Название статьи: «Филя при мобиле» — инвективная лексика
«Сбросились, кто сколько смог» — экспансия жаргонизмов.
Вывод: жаргонизмы используются с целью сформировать негативный портрет отдельного человека.
- Проанализировав статьи печатных изданий, выяснила, что речевая агрессия присутствует не во всех исследуемых мной номерах газет.
- В статьях данного номера общественно-политической газеты «Утро России» речевая агрессия допускается чаще, чем в других.
- При сопоставлении двух номеров печатных изданий Черниговского района «Новое время» и «Де-факто» выяснилось, что речевая агрессия присутствует только в данном номере газеты «Новое время».
- Речевая агрессия явно выражена в критических статьях.
Одной из главных опасностей речевой агрессии в СМИ является то, что молодое поколение начинает воспринимать это как речевую норму, а не как исключение из правил.
Неумеренное использование различных форм «языковой атаки» приводит к искажению мировосприятия, негативно воздействуют на языковую культуру, на психологию личности и провоцирует ответную агрессию.
4 .Список литературы:
- Кузьмин И.В. Язык периодической печати: культурные традиции и современная социокультурная и экономическая ситуация. – Н.-Новгород,2005.-С.156
- Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе.- Научно-методическая бюллетень.- 1997.- Вып.2.- С.14
- Волкова Н.А. Особенности функционирования жаргона политиков в языке прессы.- Н.-Новгород,2005.- С.12
- Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте.- 2006.
- Речевая агрессия — намеренная нацеленность на оскорбление или причинение вреда человеку посредством речевых различных речевых способов.
- Эксплицитная речевая агрессия — ярко выраженное влияние на сознание с целью навязывания своих идей, точки зрения.
- Имплицитная речевая агрессия — скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.
- Жаргонная лексика – это слова, употребление которых ограничено социальными факторами.
- Инвективная лексика — лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица.
- Языковая демагогия — это непрямое воздействие на адресата, когда идеи навязываются исподволь.
- Прецедентные тексты – это средство ёмкой, экспрессивной характеристики кого-,чего-либо.
6.2. Гражданский кодекс.
Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации.
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.
2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.
4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.
5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте. Автор: Кистерная Раиса Юрьевна, ученица 10 класса МКОУ СОШ№8. Руководитель: Ищенко Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы .
Введение . Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости и нетерпимости. Актуальность исследования. Тема исследовательского проекта актуальна, т.к. в современном мире средства массовой информации занимают достаточно большую нишу в духовной жизни общества. И, к сожалению, сейчас стало повсеместно проявляться явление речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля за соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические предпосылки; падение культурного уровня населения.
Объект исследования – русский язык. Предмет исследования – газетный текст (средства массовой информации). Метод исследования – грамматический анализ текста. Гипотеза: Редакторы и журналисты газет знают о таком явлении как «речевая агрессия» и не используют её в своих статьях. При создании исследовательской работы моей целью было рассмотреть явление речевой агрессии в СМИ(в том числе и Черниговского района) . Задачи, поставленные мной, заключались в следующем: Выяснить, что представляет собой агрессия, её виды и цель. Определить, что означает речевая агрессия. Классифицировать речевую агрессию. Определить способы выражения речевой агрессии. Выяснить последствия речевой агрессии. Выяснить, появляются ли формы речевой агрессии в СМИ(в том числе и Черниговского района).
Теоретическая часть. Агрессия, её виды и цель. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной , служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной , ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты или на себя. Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.
Понятие речевой агрессии. Речевая агрессия — явление многогранное, которое может затронуть практически все сферы жизни человека по причине того, что общение фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия» по-разному трактуется исследователями.
. Классификация речевой агрессии. Психологическая трактовка видов речевой агрессии :
Виды речевой агрессии по способу выражения:
Способы выражения речевой агрессии. 1. Использование иноязычной лексики. Иноязычные вкрапления используются для создания определенного колорита, выделения какой-либо черты. Сюда относятся слова и выражения, принадлежащие живым языкам — английскому, французскому, немецкому: happy end , c’est la vie , о’кэй , гуд бай, бонжур , пардон, мерси и т.д.
2. Экспансия жаргонизмов. Жаргонная лексика – это слова, употребление которых ограничено социальными факторами. Нередко их используют для интригующего заголовка. «Кто защитит семью? Скандалы последних дней, связанные с отмыванием краденых денег…» (Газета «Аргументы и Факты».-1999.-№38) 3. Инвективная лексика. Инвективная лексика — лексика , уничижающая честь и достоинство другого лица.
4. Прецедентные тексты. Прецедентные тексты – это средство ёмкой, экспрессивной характеристики кого-,чего-либо в современной художественной литературе и публицистике. «…мышиная возня, поднятая литературными моськами ». (Литературная газета.-2005.-26 января). 5. Перегруженность текста негативной лексикой. « Еврограбёж ». – «Убийца не пожалел малыша» – заголовки статей газеты «Жизнь».
6. Языковая демагогия. Языковая демагогия — это непрямое воздействие на адресата, «когда идеи, которые необходимо внушить ему, не высказываются прямо, а навязываются исподволь». «Адвокат зарабатывает на смерти башкирских детей $ 1,5 миллиона!» (Газета «Комсомольская правда».-2004.-29 июня. 7. Излишняя метафоризация. Метафоризация в газетной речи является одним из самых распространённых средств негативного отношения к кому-,чему-либо . «Настоящая русская литература. Не рукоделие всевозможных детективствующих дам, не площадные и заборные упражнения суперэлитных господ литераторов…» (Литературная газета.-2005.-№4).
Исследовательская часть. Для анализа речевой агрессии я взяла такие газеты: Информационно-аналитический еженедельник «Де-факто». Учредитель : Администрация Черниговского сельского поселения (частная газета). Издатель: ИП Истомин. №8 (391) 21-27 февраля 2013года. Газета «Новое время». Учредитель: Администрация Черниговского муниципального района Приморского края (муниципальная газета). Издатель: МУП «Редакция районной газеты «Новое время». №103 (10902) 21 декабря 2012года. Общественно-политическая газета «Утро России» (толстушка). Учредитель, издатель газеты: ЗАО «Редакция газеты «Утро России», город Владивосток. №19-20 (4666-4667) 21 февраля 2013 год. Газета «Жизнь» ( толстушка). Учредитель: ОАО « Ньюс медиа ». Издатель: ООО «Типография «Комсомольская правда», город Владивосток. №42 24-30 октября 2012 года.
Информационно-аналитический еженедельник «Де-факто». Проанализировав все статьи в данном номере, выяснила, что в печатном издании №8 (391) от 21-27 февраля 2013года речевая агрессия не используется.
«Новое время» Статья: «Когда власти Черниговского сельского поселения начнут решать проблемы жителей?» Автор Н. Споялова. Тема статьи: нет хозяина на селе. 1) Использование инвективной лексики, излишняя метафоризация, перегруженность негативной лексикой : «Село утопает в грязи, всюду помойки, кюветы не чищены, дороги не ремонтируют годами» . 2) Скрытая языковая демагогия: «Посудите сами, уважаемые читатели, — четвёртая часть бюджета уходит на развитие культуры, где директором является жена главы поселения…»
«Утро России » Статья: «Кто влезет на сочинскую пальму первенства» Автор А. Успенский. Тема статьи: критика сборной России в преддверии олимпиады в городе Сочи. 1) Экспансия жаргонизмов: название статьи: « Кто влезет на сочинскую пальму первенства». 2) Прецедентный текст : « Но через его дырявую систему безопасности информация просочилась в СМИ ». 3) Инвективная лексика: « Евгений Плющенко из явного претендента превратился в тёмную лошадку ». 4) Экспансия жаргонизмов: « Не по-детски феерят скелетонисты » . 5) Экспансия жаргонизмов: « Собирается тряхнуть стариной и Светлана Болдыкова ».
Выводы: Проанализировав статьи печатных изданий, выяснила, что речевая агрессия присутствует не во всех исследуемых мной номерах газет. В статьях данного номера общественно-политической газеты «Утро России» речевая агрессия допускается чаще, чем в других. При сопоставлении двух номеров печатных изданий Черниговского района «Новое время» и «Де-факто» выяснилось, что речевая агрессия присутствует только в данном номере газеты «Новое время». Речевая агрессия явно выражена в критических статьях.
«Жизнь» Статья: «Филя при мобиле » Автор: С. Винокуров. Тема статьи: высмеять. Экспансия жаргонизмов: «Действительно, за сумму, которую мобильная компания щедро «отсыпала»…». Инвективная лексика: название статьи: «Филя при мобиле ». Экспансия жаргонизмов: «Сбросились, кто сколько смог».
Заключение. Одной из главных опасностей речевой агрессии в СМИ является то, что молодое поколение начинает воспринимать это как речевую норму, а не как исключение из правил. Неумеренное использование различных форм «языковой атаки» приводит к искажению мировосприятия, негативно воздействует на языковую культуру, на психологию личности и провоцирует ответную агрессию.
Источник