Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты обладают следующими признаками:
- они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
- правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
- акты применения права носят индивидуальный характер;
- правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.
Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов
- вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
- описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
- резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям
- по форме внешнего выражения;
- по субъектам, применяющим нормы права;
- по функциональному признаку;
- по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);
- в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;
- по способу принятия;
- по характеру решения;
- по юридическому значению;
- в зависимости от действия во времени.
По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить
- на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
- акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).
По субъектам, применяющим нормы права, различают
- акты представительных органов;
- акты исполнительных органов;
- акты правоохранительных органов;
- акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
- акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку выделяют:
- акты-регламентаторы;
- правоприменительные акты.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают
- акты конституционно-правовые;
- акты административно-правовые;
- акты уголовно-правовые;
- акты применения материального и процессуального права.
В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются
- на регулятивные;
- охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют
- на принятые коллегиально;
- принятые единолично.
По характеру решения правоприменительные акты бывают:
- запрещающие;
- обязывающие;
- управомочивающие.
По своему юридическому значению акты применения права подразделяются
- на основные;
- вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.
В зависимости от действия во времени различают
- акты однократного действия (наложение штрафа);
- длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Источник
Понятие и виды правоприменительных актов
Правоприменительный акт — один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов примененияправа вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:
1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы). Этим они отличаются от НПА;
2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
3) не содержат в себе правовойнормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
5) исчерпываютсяоднократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Большинство правоприменительных актов объективируются в форме письменных документов и, как правило, имеют определенные реквизиты. Зачастую требования к оформлению правоприменительных актов закрепляются в нормативных правовых актах . По структуре такие акты могут состоять из:
• четырех частей (вводной, описательной (констатирующей), мотивировочной и резолютивной (приговор или решение суда);
• трех частей — вводной, описательной, резолютивной (характерно для административных протоколов);
• двух частей — вводной и резулютивной (акты-разрешения на совершение определенных действий).
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.
1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.
2. По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
3. По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.
4. По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
5. По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).
6. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. , а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже — свойства нормативного акта.
Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.
37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы.Концепция юридической ответственности в отечественной общетеоретической литературе разработана проф. О.С. Иоффе, проф. М.Д. Шаргородским, проф. С.Н. Братусем, проф. О.Э. Лейстом, акад. В.Н. Кудрявцевым, проф. Н.С. Малеиным, проф. И.С. Самощенко и др. Существуют различные позиции и подходы к трактовке юридической ответственности.
1. Юридическая ответственность — охранительное правоотношение, одной из сторон которого выступает государство в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц, а другой стороной является правонарушитель. Сторонники этого подхода – проф. В.К. Бабаев, проф. С.А. Комаров, проф. А.В. Малько, и др.
2. Юридическая ответственность — обязанностьлица, совершившего правонарушение, претерпевать последствия своего деяния. Представитель данной позиции проф. В.И Червонюк.
3.Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения, т.е. юридическая ответственность трактуется как реализация санкциинормы права. Так, проф. О.Э. Лейст определял юридическую ответственность как применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией.
4. Юридическая ответственность — наказаниеза правонарушение. Данной позиции проф. Н.С. Малеин.
5. Юридическая ответственность — осуждающая оценкагосударства в качестве реакции на совершенное правонарушение (П.А. Варул, В.В. Луць и др.).
6. Юридическая ответственность — отчет в своих действиях, как необходимость предстать перед обществом в лице соответствующих государственных органов и отчитаться за совершенное деяние (проф. В.А. Тархов).
Источник
Понятие, структура и классификация правоприменительных актов
Акты применения права выступают итогом правоприменительной деятельности. В актах применения права действие норм права властно распространяется на конкретные факты, закрепляется решение компетентных государственных органов по конкретному делу.
Акты применения права характеризуются следующими признаками:
1. Это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.
2. Акт применения права содержит властное веление, обязательное для всех, кому оно адресовано, и обеспечиваемое принудительной силой государства.
3. Акт применения права имеет определенную форму, закрепленную в законодательстве.
4. Акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, является индивидуальным правовым актом. Он регулирует не род и не вид общественных отношений, а конкретное, единичное общественное отношение.
На основе вышеперечисленных признаков можно сформулировать следующее определение акта применения права: это официальное решение компетентного органа по конкретному делу, содержащее властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Правоприменительный акт включает 4 основные части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.
Во вводной части фиксируется место и время вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его, предмет разбирательства, состав лиц, участвующих в деле.
Описательная часть содержит указания на мотивы к возбуждению дела и на заявленные при этом требования.
Мотивировочная часть указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе разбирательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.
Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указания на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта.
Правоприменительный акт вступает в силу в целом, а не одной резолютивной частью. Однако заинтересованные лица могут добиваться изменения содержания акта в какой-либо части, не оспаривая самого вывода правоприменительного органа. Например, лицо, оправданное по суду, может обжаловать оправдательный приговор в части оснований и мотивов оправдания.
Классификации правоприменительных актов могут проводиться по различным основаниям.
1. По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти и управления, акты судебных органов, акты органов прокуратуры, акты органов местного самоуправления.
2. По способу принятия акты классифицируются на принятые коллегиально и единолично.
3. По предмету правового регулирования, т. е. по отраслям, к которым относятся применяемые нормы, выделяют акты: конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.
4. По форме правоприменительной деятельности можно выделить исполнительные акты, связанные с применением диспозиции, и правоохранительные акты, связанные с реализацией санкций, а также с применением мер по предупреждению правонарушений.
5. По форме внешнего выражения можно выделить акты-документы и акты-действия. В свою очередь, акты-документы по структуре можно разделить на следующие виды:
а) акты, включающие все 4 структурные части (например, приговоры судов);
б) акты, состоящие из 3 частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;
в) акты, содержащие 2 части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий);
г) акты, состоящие из одной резолютивной части (резолюции«утвердить», «оплатить» и т.д., наложенные должностным лицом на соответствующие документы).
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. К словесным можно отнести устные распоряжения руководителя государственного органа, конклюдентные осуществляются путем сочетания определенных жестов (действия регулировщика).
6. По юридическому значению акты применения права можно разделить на основные и вспомогательные. Основными считаются те, которые содержат окончательное решение по делу(приговор суда), вспомогательные содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о проведении экспертизы).
7. В зависимости от действия во времени выделяются акты однократного действия (акт о наложении штрафа) и акты длительного действия (регистрация брака, назначение пенсии).
Источник