Классификация организаций
На организацию можно взглянуть с разных точек зрения – её происхождения, взаимоотношения со своими участниками, клиентами, партнерами и прочее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
1. По способу возникновения — естественные и искусственные. Первые вырастают как бы сами по себе и ориентированы на решение собственных проблем создателей. Исходя из этого формируется их структура и распределяются ресурсы. Такие организации независимы, гибки, зачастую включают избыточные в данный момент элементы (подразделения, должности, рабочие места). Координация действий участников может основываться на взаимном соглашении. Это помогает им приспосабливаться к изменениям и придает большую устойчивость. Искусственные организации (например Министерство) создаются по определенному плану для достижения заранее заданных извне целей. Последние определяют их структуру, включающую, как правило, только необходимые звенья. Координацию обеспечивает единый центр.
2. По правовому положению – официальные и неофициальные. В совокупности образуют реальную организацию.
3. По характеру внутренних контактов – формальные и неформальные. Социологи выделяют два вида неформальных организаций. Во-первых, внеформальную, которая помогает решать задачи формальными способами, отличными от официально предписанных. Во-вторых, существует психологическая неформальная организация. В её рамках люди удовлетворяют свою потребность в общении, а также оказывают помощь и осуществляют поддержку, которые им не оказывает администрация. Границы формальной организации и неформального коллектива, чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в последний могут не приниматься или по собственной инициативе сохраняют независимость. Тем не менее большинство людей пребывают одновременно в неформальной и формальной организациях.
4. По отношению к своим членам – первичные и вторичные. Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как нечто внешнее, возникшее и существующее независимо от них. Вторичные, т.е. создаются самими участниками.
5. По особенностям распределения власти между организацией и участниками – унитарные и плюралистические. Унитарные ( от латинского — единство) организации, представляют собой сплоченную команду, работающую ради достижения целей заданных извне. Унитарные организации обычно являются первичными по отношению к своим членам. Плюралистическая ( от латинского – множественный) организация представляет собой добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую. Плюралистические организации обычно являются вторичными.
6. По особенностям функционирования – механические и органические. Механическими по своей сути являются все государственные организации., а также крупные и средние фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы. Органическим организациям свойственны размытость границ, значительная самостоятельность отдельных звеньев, их широкая специализация, свобода выбора вариантов деятельности.
7. По целям – деловые и общественные. Деловые организации – фирмы, учреждения, ассоциации и прочее, которые создаются для достижения конкретной так называемой инструментальной цели, связанной с реализацией общественныхинетересов. Общественные организации предназначены для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении.[1,52]
Источник
ВОПРОС 2: Классификация организаций
В настоящее время принято выделять 4 статуса организаций:
— юридическое лицо, зарегистрированное в государственном реестре, имеющее свою печать и расчетный счет в банке;
— неюридическое лицо, незарегистрированное в государственном органе (подразделение юридического лица, простое товарищество);
— неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без юридического лица);
— неформальная организация граждан (дружеские компании, самодеятельные коллективы).
Организации можно классифицировать масштабно:
— правительственные и неправительственные;
— коммерческие и некоммерческие;
— бюджетные и внебюджетные;
— формальные и неформальные организации.
По отраслям принадлежности:
По типу решаемых ими социальных задач:
— медицинские и т.д.
3 основных вида социальных организаций:
Для определения размерности организаций (предприятий) количественные показатели:
— объем валовой продукции;
— величина основных производственных фондов.
— промышленность, строительство, транспорт до 100 человек;
— в науке и в сельском хозяйстве до 60 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании до 30 человек;
— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности до 50 человек.
В России малым предпринимательством занимается 15-18% населения, в Японии доля малых — 45 %.
Типология хозяйственных («экономически ориентированных») организаций по М. Веберу, такова:
— собственно «экономические организации», регулируемые материальным интересом;
— неэкономические организации, выполняющие экономические функции (экономически активные), пример (государство, церковь);
— экономические организации, регулируемые неэкономическими способами («экономически регулятивные»), наподобие земельных общин, профессиональных цехов;
— организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие не экономический контроль за условиями экономической деятельности, например, правоохранительные органы.
Из исторических форм хозяйственных организаций таковы: (отечеств. подход)
— община – строится на тесных внутренних связях, зачастую объединяется по территориальному или кровному и родственным признакам. Для нее характерны: формальное равенство, общая собственность, нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций, всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку;
— корпорация – относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных, но более профессиональных связях. У нее более узкая функциональная нацеленность, выраженная многоступенчатая иерархия, жесткое разделение внутренних обязанностей, более формальный административный порядок;
— ассоциация – это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права, и частную собственность. Она создается под специальные задачи, и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида.
Американский социолог Н. Смелзер выделял организации для достижения определенной цели:
1) харизматические организации – по мере их развития формируются правила и традиции, растет упорядоченность (по Веберу – развитие структуры из 3 этапов: кристаллизации, признания и институционализации);
2) добровольные ассоциации – создаются для защиты интересов их членов, членство в них добровольное, они не связаны с правительственными органами;
3) тоталитарные организации – образуются с целью защиты государственных, религиозных и других организаций — по Гоффману их типы:
— больницы, благотворительные заведения, санатории;
— тюрьмы и концлагеря;
— военные казармы, корабли, закрытые учебные заведения;
— мужские и женские монастыри;
По способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля А. Этциони, выделяет:
— организации принудительные – опираются на прямое насилие над человеком или угрозу применения насилия (армия, тюрьма);
— утилитаристские – объединяют своих членов на базе материального интереса (сов. хоз. предприятия);
— символические – апеллируют к солидарности, основанной на общности моральной или идеологической (церковь, политическая партия).
Виды организации по отношению к своим участникам:
Рис. 4. Виды организации по отношению к своим участникам
Организации с точки зрения особенностей функционирования и структуры:
Рис. 5. Организация с точки зрения особенностей функционирования и структуры
Виды организации в соответствии со статусом:
Рис. 6. Виды организации в соответствии со статусом
Кроме того, выделяют следующие виды организации:
— по способу возникновения (естественные— вырастают сами по себе и ориентированы на решение собственных проблем, они независимые, гибкие, например, фирмы, корпорации, и искусственные— создаются по определенному плану для достижение заранее заданных извне целей, предполагает только необходимые структурные подразделения, недостаточно гибкие, координация через единый центр, например, министерство);
— по характеру внутренних контактов (формальные и неформальные);
— по особенностям распределения власти между организацией и участниками (унитарные— сплоченная команда, работающая ради достижения целей, заданных извне, жесткая власть, подавление инициативы, ограничения свободы, выраженная идеология, являются первичными, т.е. создаются независимо от участников организации, и плюралистические— добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую выгоду, выражены договорные отношения, власть для координации деятельности, являются вторичными, т.е. создаются самими участниками организации);
— по целям (деловые— создаются для достижения конкретной цели, связанной с реализацией общественных потребностей, и общественные— создаются для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении).
Современная организация должна отвечать трем требованиям:
— осуществлять профилактику стагнации (застоя).
Основой для этого являются три принципа:
Источник
Теория организации
В учебнике организация рассматривается как система, характеризуются типы и формы организаций, исследуются структура и функции управления ими, раскрываются формы организационных структур, даются различные подходы к оценке эффективности деятельности организации. Обстоятельно изложены законы и принципы организации, показывается процесс проектирования организационных систем, выявляются причины и рекомендуется механизм осуществления изменений в организации, раскрываются сущность и основные элементы организационной культуры. Особое внимание уделено вопросам развития теории организации различными научными школами. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление».
Оглавление
- Введение
- 1. Предмет и задачи курса «Теория организации»
- 2. Типы и формы организаций, их общие характеристики
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Типы и формы организаций, их общие характеристики
2.1 Особенности социальных организаций
Организация составляет основу мира менеджеров-организаторов, она является причиной, обуславливающей существование теории организаций. Поэтому необходимо усвоить, что такое организация и почему, чтобы достичь успеха, она должна быть хорошо организована.
С появлением человека на Земле сразу же возникла потребность в организации. Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни. В многочисленных организациях — детских садах, школах, университетах, предприятиях, спортивных клубах — большинство людей проводят большую часть своего времени. Организации создают продукцию и услуги; определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; являются средством выражения наших интересов и взглядов.
Почему существуют организации? В большинстве случаев люди объединяют усилия и организуются для достижения каких-либо физических, личных или экономических преимуществ. Люди организуются под влиянием убеждений, что это есть лучший путь для достижения их целей.
При этом организация стремится к достижению не только своих формализованных целей, но и личных целей своих членов. Важным также является и тот факт, что люди в процессе вступления в организацию жертвуют частью своей свободы. Они делают это с целью достижения личных и организационных целей. То есть термин «организация» представляет собой компромисс между личной независимостью и достижением целей.
Организация — это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных общих целей.
Под организацией следует понимать предприятие, фирму, учебное заведение и тому подобные структурные образования. При всем различии масштабов, сфер и видов деятельности различных организаций, у них существует несколько общих признаков:
1. Наличие конечных целей или, по крайней мере, одной цели у совместно работающих людей.
2. Существование устойчивых связей между членами организации и правил, определяющих порядок этих взаимоотношений, выраженных через организационную структуру и культуру поведения.
3. Постоянное взаимодействие с внешней средой.
4. Использование всех видов ресурсов для достижения целей организации.
Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организации есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, основным связующим элементом которых является человек. В зависимости от поставленных целей социальные системы могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. Наиболее распространены социально-экономические системы.
Социальные системы, реализующие себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальным организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально — экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Например, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; для социально-культурных организаций — достижение эстетических целей, при этом получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных организаций — достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социальные организации (в дальнейшем организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил.
В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным процессам относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации. К субъективным — процессы, связанные с принятием управленческих решений.
В организации имеются формальные и неформальные лидеры.
Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.
К социальным связям относятся:
• межличностные, бытовые отношения;
• отношения по уровням управления;
• отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся:
• материальное стимулирование и ответственность;
• прожиточный уровень, льготы и привилегии.
Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.
2.2 Классификация организаций
В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:
• нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам; это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
• возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
• принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
В современном виде типология организаций может быть представлена схемой на рис. 2.
Организации могут быть:
• правительственные и неправительственные;
• коммерческие и некоммерческие;
• бюджетные и небюджетные;
• общественные и хозяйственные;
• формальные и неформальные.
Кроме того, различают организации по:
•отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
• самостоятельности принятия решений (головные, материнские, дочерние и зависимые).
Рис. 2. Типология организаций.
Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых организаций.
К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей; для некоммерческих основная цель — удовлетворение общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, коммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе п. HI пой оплаты студентами процесса обучения; вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и др.
Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств. Они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.
Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а. хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступающие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов. Формальные организации — этоi зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., выступающие как юридические или не юридические лица.
Неформальные организации — это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Например, четыре рыбака — любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия.
Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В такой организации люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной, найти свое место в жизни, испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д. Помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации — основные причины вступления в неформальную организацию.
Однако возможно возникновение неформальной организации внутри формальной. Это естественный процесс, возникающий, когда развитие технологий, профессионализма персонала в организации идет быстрее, чем совершенствование организационных форм, функций, стиля и методов управления. Первый признак рождения неформальной организации в предметной области формальной организации — это появление неформального лидера.
В последнее время в практической деятельности наметилась тенденция разделения больших организаций на две части: управленческую и предпринимательскую. Причем каждая часть представляет собой юридическое лицо. Управленческая организация в форме «учреждения» сосредоточивает у себя стратегические управленческие и маркетинговые функции. Предпринимательские организации в форме ООО, ОАО, ПК и другие концентрируют обслуживающие и производственные функции. По этому принципу строятся все холдинги. Кроме организационных преимуществ, такое разделение уменьшает налогообложение всей организации, так как учреждение не является коммерческой организацией.
Обычно рассматриваются три формы организаций:
• неюридическое лицо: а) не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций); б) зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без образования юридического лица);
• неформальная организация граждан.
Юридическим лицом признается организация, которая:
1) зарегистрирована в установленном порядке в государственном органе;
2) имеет печать и расчетный счет в банке;
3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
6) выполняет возложенные обязанности;
7) имеет самостоятельный баланс или смету;
8) может быть истцом и ответчиком в суде.
Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.
Хозяйственные организации. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Хозяйственные организации (в дальнейшем организации) классифицируются по следующим признакам:
• по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;
• по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
• по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;
• по специализации производства: специализированное и универсальное;
• по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство.
2.3 Организационно-правовые формы организаций
Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы организаций:
• хозяйственные товарищества и общества,
• государственные и муниципальные унитарные предприятия.
• общественные или религиозные организации (объединения),
• благотворительные и другие фонды,
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Рассмотрим формы хозяйственных товариществ и обществ. К ним относятся: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, зависимые и дочерние общества.
Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), фирма, фонд, франчайз, холдинг. Например, банк может быть государственной организацией в форме акционерного общества закрытого типа. Компания может быть частной организацией в форме общества с ограниченной ответственностью.
Несмотря на процесс приватизации, проводимый в РФ, государство обладает значительной собственностью. На управление и хозяйственное владение государственным предприятием выдается временная доверенность в виде назначения на должность.
Любая форма собственности характеризуется отношениями субъекта и объекта договора к собственности. Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.
Владение — это фактическое обладание вещью. Владение может быть законным (титульным) или незаконным, т. е. не имеющим правого обоснования. Законным владельцем может быть и не собственник вещи (например, арендатор, залогодержатель).
Пользование — это право потребления вещи с учетом ее назначения. Здесь имеется в виду эксплуатация оборудования, земли, имущества и получение от нее доходов.
Распоряжение — это право определять юридическую судьбу вещи. Лицо, наделенное правом распоряжения, может совершать сделки дарения, продажи, сдачи в наем, уничтожения и т.д. Лишение данного права означает лишение права собственности (вещного права).
Ответственность гражданская (бремя собственности) — это обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за причиненный собственнику ущерб. Ответственность может быть долевой, солидарной и субсидиарной.
Отношения субъекта и объекта к собственности должны быть обязательно отражены в договоре. С точки зрения правовых форм построения организаций следует отметить особенности прав и ответственности учредителей.
Рассмотрим основные правовые формы организаций. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то — только устава. Число участников ООО не должно превышать 50 человек.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. ОДО создается и действует на основании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.
Источник