Виды опроса по способу регистрации

Виды опроса по способу регистрации

2.2 жПТНЩ, ЧЙДЩ Й УРПУПВЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС

ч УФБФЙУФЙЛЕ ЙУРПМШЪХАФУС ФТЙ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ ЖПТНЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС:
ћ ПФЮЕФОПУФШ (РТЕДРТЙСФЙК, ПТЗБОЙЪБГЙК);
ћ УРЕГЙБМШОП ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЕ ОБВМАДЕОЙЕ (РЕТЕРЙУШ, ЕДЙОПЧТЕНЕООЩЕ ХЮЕФЩ);
ћ ТЕЗЙУФТЩ.

1.пФЮЕФОПУФШ — ДПЛХНЕОФ, УПДЕТЦБЭЙК УЧЕДЕОЙС П ТБВПФЕ РТЕДРТЙСФЙС. рП УТПЛБН РТЕДПУФБЧМЕОЙС ПОБ ДЕМЙФУС ОБ ЕЦЕДОЕЧОХА, ОЕДЕМШОХА, НЕУСЮОХА, ЛЧБТФБМШОХА Й ЗПДПЧХА. рП УРПУПВХ РТЕДПУФБЧМЕОЙС УЧЕДЕОЙК ДЕМЙФУС ОБ ФЕМЕЗТБЖОХА, ФЕМЕФБКРОХА, РПЮФПЧХА.
2.уРЕГЙБМШОП ПТЗБОЙЪПЧБООЩЕ ОБВМАДЕОЙС— УВПТ УЧЕДЕОЙК РПУТЕДУФЧПН РЕТЕРЙУЕК, ЕДЙОПЧТЕНЕООЩИ ХЮЕФПЧ Й ПВУМЕДПЧБОЙК.
3.тЕЗЙУФТПЧПЕ ОБВМАДЕОЙЕ — ЬФП ЖПТНБ ОЕРТЕТЩЧОПЗП УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС ЪБ ДПМЗПЧТЕНЕООЩНЙ РТПГЕУУБНЙ ЙНЕАЭЙНЙ ОБЮБМП, УФБДЙА ТБЪЧЙФЙС Й ЖЙЛУЙТПЧБООЩК ЛПОЕГ.

чЙДЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС — ТБЪВЙЧБАФ ОБ 2 ЗТХРРЩ ОБВМАДЕОЙК:
I-РП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ДБООЩИ;
II-РП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ.

рП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ВЩЧБЕФ
Б) ФЕЛХЭЕЕ (ОЕРТЕТЩЧОПЕ);
В) РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ (РТЕТЩЧОПЕ);
Ч) ЕДЙОПЧТЕНЕООПЕ (РТЕТЩЧОПЕ).

рП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ ВЩЧБЕФ:
Б) УРМПЫОПЕ;
В) ОЕУРМПЫОПЕ, ЙНЕЕФ ТБЪОПЧЙДОПУФЙ:
1) ЧЩВПТПЮОПЕ (ЗДЕ ПВУМЕДХЕФУС ОЕЛПФПТБС ЮБУФШ ЗЕОЕТБМШОПК УПЧПЛХРОПУФЙ);
2) НЕФПД ПУОПЧОПЗП НБУУЙЧБ (ЗДЕ ЧЕМЙЮЙОБ ЙЪХЮБЕНПЗП РТЙЪОБЛБ СЧМСЕФУС РТЕПВМБДБАЭЕК ЧП ЧУЕН ПВЯЕНЕ);
3) НПОПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ (ПВУМЕДПЧБОЙА РПДЧЕТЗБАФУС ПФДЕМШОЩЕ ЕДЙОЙГЩ УПЧПЛХРОПУФЙ, РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ОПЧЩИ ФЙРПЧ СЧМЕОЙК).

уФБФЙУФЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС НПЦЕФ ВЩФШ РПМХЮЕОБ УМЕДХАЭЙНЙ УРПУПВБНЙ: ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩН ОБВМАДЕОЙЕН, ДПЛХНЕОФБМШОЩН ХЮЕФПН ЖБЛФПЧ Й У РПНПЭША ПРТПУБ.
1.оЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ, ЛПЗДБ ТЕЗЙУФТБГЙС ЖБЛФПЧ РТПЙЪЧПДЙФУС МЙЮОП ЙУУМЕДПЧБФЕМЕН, РХФЕН РПДУЮЕФБ, ПВНЕТБ, ЧЪЧЕЫЙЧБОЙС Й Ф. Д.
2.дПЛХНЕОФБМШОПЕ ОБВМАДЕОЙЕ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФБИ ХЮЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ.
3.пРТПУ — ЬФП ЛПЗДБ УЧЕДЕОЙС РПМХЮБАФ УП УМПЧ УРТБЫЙЧБЕНПЗП.

тБЪМЙЮБАФ УМЕДХАЭЙЕ ЧЙДЩ ПРТПУПЧ: ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК, УБНПТЕЗЙУФТБГЙЙ, ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК, БОЛЕФОЩК, СЧПЮОЩК.
Б) ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК — ЬФП ЛПЗДБ УРЕГЙБМШОП РПДЗПФПЧМЕООЩЕ ТБВПФОЙЛЙ (УЮЕФЮЙЛЙ, ТЕЗЙУФТБФПТЩ) РПМХЮБАФ ЙОЖПТНБГЙА ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ ЙМЙ ПРТПУБ Й УБНЙ ЪБРПМОСАФ ЖПТНХМСТ ОБВМАДЕОЙС;
В) РТЙ УБНПТЕЗЙУФТБГЙЙ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ДПЛХНЕОФЩ ЪБРПМОСАФ УБНЙ ПРТБЫЙЧБЕНЩЕ;
Ч) ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК УРПУПВ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ УВПТ УЧЕДЕОЙК ЮЕТЕЪ ЛПТТЕУРПОДЕОФПЧ;
З) БОЛЕФОЩК УРПУПВ РТЕДРПМБЗБЕФ УВПТ ЙОЖПТНБГЙЙ Ч ЧЙДЕ БОЛЕФ;
Д) СЧПЮОЩК УРПУПВ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ УВПТ УЧЕДЕОЙК Ч ПТЗБОЩ, ЧЕДХЭЙЕ ОБВМАДЕОЙС Ч СЧПЮОПН РПТСДЛЕ, ОБРТЙНЕТ, РТЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ТПЦДЕОЙС ТЕВЕОЛБ.

жПТНЩ, ЧЙДЩ Й УРПУПВЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС

РП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ЖБЛФПЧ РП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ 1 пФЮЕФОПУФШ
2 уРЕГЙБМШОП-ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ
3 тЕЗЙУФТЩ

1 фЕЛХЭЕЕ
2 рТЕТЩЧОПЕ:
Б) РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ
В) ЕДЙОПЧТЕНЕООПЕ

1 уРМПЫОПЕ
2 оЕУРМПЫОПЕ:
Б) ЧЩВПТПЮОПЕ
В) ПУОПЧОПЗП НБУУЙЧБ
Ч) НПОПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ

1 оЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ
2 дПЛХНЕОФБМШОПЕ
3 пРТПУ:
Б) ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК
В) УБНПТЕЗЙУФТБГЙС
Ч) ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК
З) БОЛЕФОЩК
Д) СЧПЮОЩК

Источник

Опрос: понятие, виды, классификация.

Опрос – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах – респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей(респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие, в них отсутствуют жесткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондента на вопросы.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно- экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Читайте также:  Приведите примеры получения бромэтана двумя различными способами

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

· Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.

· Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одним из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов выступает телефонный опрос. Он является методом количественных маркетинговых исследований, при котором получение новой информации осуществляется во время опроса респондента по телефону. Используемые респондентом вопросы разрабатываются заранее. В телефонном опросе принимают участие заранее отобранная или случайная выборка респондентов. Телефонные опросы активно используются для исследования общественного мнения, выяснения предпочтений населений в товарах той или иной группы или конкретной марки товаров, оценки эффективности проведенной кампании и т.д.

Преимущества телефонного опроса:

· Получение информации от большого количества респондентов при минимальных временных затратах;

· Быстрота и удобство в обработке полученной информации;

· Относительно невысокий уровень материальных затрат.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса.

Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая— вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты — так называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Интервьюирование — это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;

• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме.

Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что полностью «вошел» в беседу, она может приобретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.

Читайте также:  Основной способ репликации днк консервативный

Источник

I. Метод опроса: его классификации и разновидности.

МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ОПРОС.

1. Метод опроса: его классификации и разновидности.

2. Использование метода анкетного опроса в социологическом исследовании.

3. Структура социологической анкеты и требования к ее оформлению.

4. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

I. Метод опроса: его классификации и разновидности.

Социологические опросы в совре­менном понимании этого метода стали явно использо­ваться в науке во второй половине XIX века. Известно, что одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении ра­бочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпи­рической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобраз­ной визитной карточкой самой этой науки.

Этот метод эффективен при получении информации как объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях) в сжатые сроки и при сравнительно небольших организационных и материальных затратах.

Роль и значение опроса тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и они меньше доступны непосредственному наблюдению.

Виды опроса:

По способу получения информации и её интерпретации: анкетный опрос; социологическое интервью; экспертный опрос.

По степени охвата генеральной совокупности: сплошные опросы;выборочные опросы.

По процедуре проведения: индивидуальные опросы; групповые опросы.

По форме проведения: устные (интервью); письменные опросы (анкетирование).

По способу коммуникации: контактные (интервью и некоторые виды анкетных опросов); бесконтактные опросы (почтовые и прессовые).

По частоте проведения: разовые (по определенным проблемам); повторные (мониторинг, лонгитюдные исследования).

Социологическое интервью— метод научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя.

Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; то при использовании метода интервью особая роль принадлежит интервьюеру — он ведет и направляет беседу, фиксирует полученный результат. Интервьюер может пояснять смысл терминов, уточнять точку зрения респондента, указывать на противоречия в ответах.

Специфика метода интервьюсостоит в:

а) непосредственном контакте интервьюера с опрашиваемым;

б) целенаправленность контакта, состоящего в том, что содержание этого общения определяется не личными интересами, а задается извне — программой СИ;

в) строгой дифференциации ролей между интервьюером и респондентом, характеризующейся определенного рода необратимостью;

г) получении информации от респондента в ее «чистом виде». Но, учитывая, что в рамках нормированного процесса общения в интервью происходит социально-психологическое взаимодействие интервьюера и респондента, эта «чистота» информации может быть нарушена либо ошибками интервьюера, либо неготовностью к беседе опрашиваемого;

д) сочетании функций получения информации непосредственно от респондента и наблюдения за его поведением.

Преимущества интервью:личный контакт интервьюера и респондента, который обеспечивает

• максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника через приспособление бланков-интервью к возможностям отвечающих;

• снижение количества пропусков в ответах;

• лучшую реализацию функции контрольных вопросов;

• возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов;

• непосредственное общение, способствующее созданию благоприятной обстановки, повышающей искренность ответов;

• возможность получить дополнительные сведения, важные для оценки объекта исследования;

• возможность оценить ситуацию опроса;

• возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос;

• возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту.

Трудности при проведении интервью:

а) требуются значительно большие временные и материальные затраты, чем при анкетировании, и подготовленные интервьюеры, владеющие необходимыми приемами;

б) неумелое поведение интервьюера приводит как к отказу от интервью, так и (в случае согласия) к неточным (осознанно или неосознанно), искаженным ответам;

в) интервьюеры оказываются источником сильного воздействия на респондента.

В зависимости от формы, техники опроса выделяют:

— стандартизованное (формализованное, структурированное) интервью. Предполагает беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы.

— полустандартизованное (полуформализованное) интервью.

— нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой детализации поведение интервьюера и респондента во время беседы.

Вопрос полной фиксации ответов респондента стоит очень остро и имеет большое значение. Одним из приемов преодоления трудностей является использование карточек интервью. Использование карточек целесообразно также при выяснении в интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух. Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; формализовать ответ, унифицировав тем самым получаемую информацию; увеличить количество респондентов путем включения тех, кто плохо воспринимает на слух и отказывался отвечать на «некорректно поставленные», с их точки зрения, вопросы; нормализовать темп проведения интервью, сокращая время записи и интерпретацию ответов интервьюера. Исчезают «временные провалы» для респондента, в течение которых интервьюер занят фиксацией ответов, а респондент ожидает.

Читайте также:  Скумбрия домашнего посола сухим способом

По процедуре проведения выделяют:

Глубинное (клиническое) интервьюосновано на познании опыта, переживаний, чувств конкретного человека посредством изучения и интерпретации информации, получаемой от респондента. Глубинное интервью — один из видов свободного, неструктурированного интервью, нацеленного на получение полной, глубоко личностной информации, которая ценна в силу своей уникальности, широты ассоциаций, позволяет также изучать новые явления и процессы, не имеющие массового распространения, особенно во времена резких социальных перемен.

Метод глубинного интервью применяется на небольших выборочных совокупностях, поскольку в фокусе анализа находится особенное, частное, субъективное, в центре внимания — человек. Величина выборки при проведении глубинных интервью может колебаться в диапазоне от 1 до (примерно) 100 человек. Если совокупность обследуемых индивидов рассматривается как однородная, рекомендуется опрашивать около 20 человек, т. к. этого достаточно для формирования развитой типологической картины.

Методы отбора респондентов различаются в зависимости от степени структурированности исследуемого объекта. При обследовании однородной, не образующей социальной структуры, совокупности индивидов могут использоваться принципы отбора, аналогичные методам при проведении количественных опросов:

— простой случайный отбор (используется, когда необходимо зафиксировать естественный разброс мнений в данной группе);

— метод формирования равных по численности квот (используется, когда есть значимые характеристики объектов);

— метод «снежного кома»;

— метод фильтрующего опроса (используется, когда объект исследования более или менее однороден).

Преимуществаметода глубинного интервью:

— возможность получить глубинную информацию об особенностях поведения, о причинах такого поведения и его глубинных мотивах, которую невозможно выявить другими методами;

возможность обсуждения сугубо личных тем;

— отсутствие влияния на респондента других участников исследования (как, это происходит при использовании метода фокус-групп);

— преодоление тенденции выражать широко распространенные, социально приемлемые точки зрения;

возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования.

Недостаткиметода глубинного интервью:

большие затраты времени и финансовых средств на проведение интервью и обработку данных; необходимость специальной подготовки интервьюеров и их отбора по степени контактности и умению входить в доверие;

— субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию интервьюера, возможная потеря части информации в ходе ее фиксации;

— невозможность распространять полученные данные на всю генеральную совокупность;

сложность обработки и интерпретации полученных данных.

Фокусированное групповое интервью (фокус-группа)– качественный метод сбора социологической информации посредством фокусированной дискуссии со специально отобранной группой по конкретной проблеме. Сферы применения:

1) Маркетинговые исследования

2) Социально-экономические и политические исследования

3) Социальное прогнозирование

4) Методологическое обеспечение социологических исследований (генерация новых идей, проверка гипотез, совершенствование инструментария и т. п.).

Число членов одной фокус-группы — от 6 до 15 человек. Оптимальным считается 7-10 участников. Подбор участников происходит следующими методами: документальный, случайный, метод «снежного кома». В рамках одного исследовательского проекта может проводиться от 3 до 15 фокус-групп.

Преимущества метода: фокус-группа дает возможность получения глубокой качественной информации при изучении широкого спектра реакций, мнений, установок, потребностей, ценностей, стимулирует новые творческие концепции, позволяет совершенствовать исследовательские стратегии. Кроме того, возможность заказчика непосредственно видеть (слышать) ход фокус-группы значительно повышает его доверие к результатам исследования.

Недостатки метода: трудности с фиксацией и обработкой результатов, возможная нерепрезентативность данных, данный вид интервью требует больших материальных и временных затрат, чем обычное интервью.

Наиболее эффективно использование фокус-группы в сочетании с другими методиками оперативных социологических исследований (например, с анкетным опросом).

Экспертный опрос— метод получения социологической информации путем опроса экспертов. Используется при решении следующих задач: для прогноза развития того или иного явления, когда массовый опрос малоэффективен; для оценки степени достоверности массовых опросов; для аттестации коллектива по различным параметрам. Эксперт — компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом исследования.

Источник

Оцените статью
Разные способы