Виды оппортунистического поведения способы борьбы с оппортунизмом

Оппортунистическое поведение. Предконтрактный и постконтрактный оппортунизм, способы его предотвращения

Слабой формой эгоистичного поведения является непослушание. Полусильной формой является следованию собственным интересам в условиях определенности. Сильной формой является оппортунизм, трактуемый Уильямсом как преследования личного интереса с помощью коварства.

Оппортунистическим можно считать такое поведение, которое направлено на достижение собственных целей экономического агента и не ограничено соображениями морали. В основе оппортунистического поведения лежит несовпадение экономических интересов, обусловленная ограниченностью ресурсов, неопределенностью и как следствие — несовершенной специфицированностью условий контракта.

Так же различаются две основные формы оппортунистического поведения. 1) «отлынивание» индивид работает с отдачей меньшей, чем от него требуется по договору. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Особенная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группы.. 2) « вымогательство» Возможно при долгой работе в тесной кооперации, когда агенты настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменим. Если какой-то фактор решит покинуть команду, то остальные не смогут найти ему замены на рынке и понесут потери.

С точки зрения контрактного процесса выделяется два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное.

Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена отбор. Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выделяющими в ней как потенциальных партнеров тех

экономических агентов, которые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта. В качестве примера можно привести рынок подержанных автомобилей, на котором автомобили худшего качества вытесняют автомобили лучшего качества.

К постконтрактному оппортунистическому поведению относят моральный, или субъективный риск (в том числе в виде отлынивания). Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. Например, использование рабочего времени в собственных целях как свободного посредством имитации бурной деятельности явля-ется средством сокрытия информации о действительных результатах.

Предотвращение:

1. Угроза санкций за невыполнение контракта

2. Лёгкость прерывания отношений

3. Строгая оговорённость обязательств сторон, долгосрочный контракт (использование специфических активов)

5. Стимулирование з/п при отлынивании, поощрение

6. Прозрачность информации

Риски в контрактной экономике

Доверие– это намерение пойти на риск, основанное на позитивных ожиданиях относительно намерений и поведения контрагента, парнёра.

В классическом контракте уровень доверия самый низкий, в нём должны быть прописаны все условия. Участники – противники риска.

В неоклассическом контакте – доверие к третьей стороне, механизму разрешения споров, является ключевым.

Для отношенческого контрактадоверие между сторонами просто необходимо, т.к. без него партнёры не смогут осуществлять трансакции. Работники здесь – противники риска, а руководитель – склонен или нейтрален к нему

Моральный риск – риск, возникающей вследствие асимметрии информации между сторонами по поводу их поведения после заключения контракта. Он может проявляться в:

— риске «отлынивания» (недобросовестного выполнения обязательств),

— риске изменения поведения контрагента,

— опасности перекладывания рисков.

Возможность «отлынивания» возникает в тех случаях, когда одна сторона не может однозначно судить по достигнутым результатам о добросовестности выполнения другой стороной своих обязательств. Например, если сторона обязуется выполнить работу, связанную с «творческими» усилиями, сложно отделить их недостаточность от «творческой» неудачи. Поэтому сторона, выполняющая работу, имеет стимул к тому, чтобы прикладывать минимальные усилия, достаточные для того, чтобы ее обязательства считались выполненными.

Изменение поведения контрагента может возникнуть тогда, когда заключение контракта изменяет выгоды или издержки того или иного типа действий. Например, получив страховку от дорожных штрафов, индивид, который до этого соблюдал правила дорожного движения, может начать их регулярно нарушать.

Опасность перекладывания рисков появляется в тех случаях, если риски, связанные с деятельностью одной стороны, придется нести другой. Например, арендатор, понимая, что потери от повреждения актива в результате несчастного случая (когда невозможно доказать его прямую вину) лягут на арендодателя, не будет принимать меры для предупреждения таких случаев, а иногда может и провоцировать их.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1929 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оппортунизм и его виды

Признаки и основные формы оппортунистического поведения. Демократизация общества и либерализация экономики. Способы предотвращения предконтрактного оппортунизма, связанного с неблагоприятным отбором. Определение и элементы трансакционных издержек.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.06.2016
Размер файла 25,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Определение оппортунизма

2. Признаки оппортунистического поведения

3. Особенности оппортунизма ех ante и ех post

Список использованной литературы

В экономической науке ещё в XIX веке некоторые экономисты высказывали догадку, что в реальной экономике заключение сделок между агентами связано с определенными издержками. Одним из таких ученых был родоначальник австрийской школы Карл Менгер. Менгер отмечал, что в действительности случаи, когда «жертвы меновой операции» сводятся к минимуму, и контрагенты получают всю выгоду, встречаются редко, и вряд ли можно столкнуться в реальности с такой ситуацией, чтобы акт мены происходил совершенно без экономических жертв, хотя бы последние ограничились только потерей времени. Фрахты, примажи, таможенные сборы, аварии, почтовые расходы, страховка, провизия и комиссионное вознаграждение, куртаж, весовые упаковочные и складочные сборы, содержание людей, занимающихся торговлей, и их помощников вообще, расходы по денежному обращению и т.п. — всё это не что иное, как экономические жертвы, требуемые меновыми операциями; они отнимают часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения, и нередко даже делают невозможным реализацию его там, где она была бы еще мыслима, не будь этих «издержек» в общем, народнохозяйственном смысле слова.

Читайте также:  Виды неустойки как способа обеспечения исполнения обязательства

Из приведенного выше определения мы видим, что Менгер фактически дал определение трансакционным издержкам, впоследствии переоткрытых Коузом. Издержки оппортунистического поведения — это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек. Распространение практики оппортунистического поведения влечет за собой серьезные негативные последствия. Во-первых, массовые проявления оппортунистического поведения в трудовых отношениях не только экономически, но и политически ослабляют государство и уменьшают шансы на выведение страны из кризиса. Во-вторых, замедляется формирование современной деловой этики, тормозится рост иностранных инвестиций в страну. В-третьих, подрывается авторитет закона и вера работников и работодателей в институт трудовых контрактов.

оппортунизм экономика демократизация либерализация

1. Определение оппортунизма

Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими.» Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться «ex ante» и «ex post». В общем случае речь идёт только об информации и всём, что с ней связано: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера. Оливер Уильямсон, впервые обративший внимание на это явление, считал, что понятие оппортунизма включает в себя «преследование личной выгоды с использованием коварства».

В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией — открытый доступ с обеих сторон, немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам.

В предконтрактной ситуации (ех ante) продавец почти всегда более информирован, чем покупатель, что служит предпосылкой проявления оппортунизма. Например, введение потребителя в заблуждение относительно реального качества предлагаемого продукта.

В ситуации после заключения договора (ех post) показательным является пример со страхованием, когда потребитель из-за наличия у него страховки ведет себя более рискованно, чем до заключения контракта. Подобные риски компания должна предугадывать и предотвращать до заключения договора.

Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о её поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода — отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

Вторая форма оппортунистического поведения вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда «вымогательство» остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями. (Самая радикальная форма защиты от вымогательства — превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

2. Признаки оппортунистического поведения

Оппортунистическое поведение имеет ряд признаков:

1. Асимметрия информации — ситуация, когда одна из сторон договора более осведомлена по поводу объекта сделки, чем другая. Хотя организации, предоставляющие качественный продукт, заинтересованы в предоставлении клиенту полной информации о товаре, проблема асимметрии имеет место из-за наличия на рынке экономических агентов, не заинтересованных в предоставлении максимально развернутой информации о своем товаре из-за его низкого качества.

Читайте также:  Способы получения молочной сыворотки

2. Преднамеренно недобросовестное поведение, носящее скрытый характер. Например, прямой обман ресторанами, заявляющими, что готовят из экологически чистых продуктов, а на самом деле закупающими их на ближайшем рынке без проверки.

3. Различия в интересах контрагентов. Исходя из теории политической экономии, цели работодателя и работника всегда противоположны: если первый стремится снизить издержки и увеличить прибыль, то второй желает повышения заработной платы, что и является издержкой для работодателя. Фиксированный размер оплаты труда является предпосылкой оппортунизма: теряется заинтересованность работника в качественном исполнении своих обязанностей.

4. Основным признаком является несовпадение целей контрагентов. Таким образом, проблему различия интересов следует решать, ставя доходы трудящегося в зависимость от качества его работы.

Могут быть выделены три типа оппортунистического поведения, соответствующие видам асимметрии информации.

1. Скрытые характеристики определяются тем, что производители и продавцы всегда больше осведомлены о характеристиках товара или услуги, чем покупатели. Тем более, что характеристики некоторых благ нельзя оценить даже в процесс их потребления. Примером могут быть лекарства и косметические средства. Сложно объективно оценить последствия применения определенных лекарств, не обладая специальными знаниями, может иметь место эффект плацебо и ряд других факторов. Этот вид оппортунизма приводит к проблеме неблагоприятного отбора.

2. Скрытые действия — это действия более информированного участника сделки, которые менее информированный не может наблюдать. Такой тип оппортунизма приводит к моральным рискам. Моральный риск может объясняться со стороны несовершенства контракта. Исходя из предпосылки ограниченной рациональности, невозможно составить совершенный контракт.

3. Скрытые намерения партнера по сделке могу привести к вымогательству. В ситуациях, когда одна из сторон сделки может понести большие издержки, чем другая, имеет смысл опасаться скрытых намерений контрагента. Например, строительная компания заключила договор с дизайнером на выполнение изобразительных работ, позже дизайнер потребовал увеличения гонорара, обещая в противном случае не выполнить контракт. Если в данном случае организация понесет большие издержки от поиска нового дизайнера и введения его в курс дела, чем от повышения гонорара текущему, рационально будет удовлетворить требование нынешнего дизайнера.

Важно отметить, что оппортунистическое поведение не подразумевает, хотя и не исключает, явное нарушение контракта. Например, если случится ситуация, когда одна из сторон может выиграть в результате нарушения договора настолько, что будет в состоянии полностью компенсировать потери другой стороны от нарушения контракта и все равно остаться в выигрыше, то после компенсации такое поведение следует назвать рациональным. Оппортунизм подразумевает перераспределение богатства от кредитора к должнику, от одного контрагента к другому. Но при этом жертва оппортунистического поведения должна иметь законное право на ту часть богатства, которую она теряет в результате оппортунистического поведения контрагента.

3. Особенности оппортунизма ех ante и ех post

Основной проблемой в предконтрактной ситуации (ех ante) является поиск наилучшего партнера. Данная проблема описывается отношениями принципала и агента, т.е. поручителя и исполнителя. В простейшем случае допускается, что агенты распадаются на два вида: «хорошие» и «плохие». Таким образом, задача принципала состоит в том, чтобы выбрать из множества агентов «хорошего». При это агенты знают свой вид, а принципал — нет, ему известно лишь вероятностное распределение видов агентов. В этой ситуации имеет место сокрытие информации со стороны потенциальных агентов, это обуславливает актуальность проблемы оппортунизма ех ante. Важнейшим последствием скрытой информации о виде агентов является неблагоприятный отбор. Неблагоприятный отбор — вытеснение с рынка лучших агентов худшими.

Следует отметить, что на разных рынках и потребитель, и продавец выступают как в роли принципала, так и в роли агента. Например, при покупке бытовой техники потребитель является принципалом и осуществляет поиск «хорошего» агента, опираясь на ограниченную информацию, находящуюся в его распоряжении (отзывы знакомых, привычки, цены, реклама, ожидания). Иначе обстоит ситуация на рынке аренды квартир. Роль принципала играет продавец услуги: он старается отсеять потенциально «плохих» агентов, хотя не обладает всей полнотой информации о конкретном потребителе и также опирается на доступные ему данные (оценивает внешность, манеру разговора, образование и другие характеристики).

Существует два стандартных способа предотвращения предконтрактного оппортунизма, связанного с неблагоприятным отбором. В решении данной проблемы заинтересованы прежде всего принципал и «хороший» агент, следовательно, от них и исходят основные способы преодоления асимметрии информации:

Сигнализирование определяется активностью агента, который посылает достоверный сигнал, позволяющий потенциальному принципалу распознать в нем «хорошего» агента. Одним из самых очевидных примеров сигнализирования для рынка труда является образование агента (это обуславливает популярность ВУЗов сегодня). Всю информацию, находящуюся в резюме потенциального агента, можно отнести к сигнализированию. Универсальным способом сигнализированияво многих сферах является внешность: ухоженная прическа, костюм могут создать нужное мнение об агенте.

Просеивание (фильтрация) характеризуется активностью принципала, он создает такие условия заключения контракта, которые обеспечивают самоотбор хороших агентов. Ситуация, когда в контракте заработная плата сотрудника ставится в зависимость от стажа/выработки, иллюстрирует заинтересованность принципала в агенте, не склонном менять работу. Еще одним примером просвечивания является предусмотрение договором санкций за нарушения, ведущие к оппортунизму.

Читайте также:  Трекрезолид 200мг способ применения

Главной проблемой постконтрактных агентских отношений является оппортунизм ех post. Он заключается в несоответствии действий агента с интересами и/или ожиданиями принципала. Асимметрия информации в данном случае касается деятельности агента в рамках договора, поэтому такую асимметрию называют скрытыми действиями. Контракт в случае с нанимателем и работником содержит поручение и фиксированное вознаграждение. Оппортунистическое поведение здесь возникает из-за низкой материальной заинтересованности агента в наиболее благоприятном результате. Иначе ситуация обстоит в сфере страхования, в ней контракт обуславливает деление риска между принципалом и агентом, которые обладают разной склонностью к риску. В данном случае большая его часть возлагается на более склонного к риску. Это имеет место, при получении менее склонным к риску фиксированной полезности, а более склонным к риску — ожидаемой полезности. Таким образом, различие в отношении к риску является необходимой предпосылкой оппортунизма ех post.

Следствием постконтрактного оппортунистического поведения является моральный риск, который при страховании может проявляться как в мягкой форме (меньшая осторожность при езде за рулем, чем до оформления страховки), так и в грубой (намеренное совершение ДТП). Моральный риск на рынке труда заключается в вероятности того, что после заключения договора трудящийся будет прилагать недостаточно усилий в выполнении своих обязанностей. В данном случае моральный риск, связанный с оппортунизмом принимает форму отлынивания от работы. Вряд ли можно найти предприятие, где бы не было хотя бы одного работника, который бы не стремился извлечь свою выгоду из общего дела, не задумываясь над тем, какой ущерб его корыстные устремления нанесут предприятию, на котором он трудится. Данная форма позволяет работать с меньшим напряжением сил, меньшей ответственностью и, соответственно, с меньшей отдачей, меньшей производительностью.

Наряду с сокрытием резервов рабочих мест одной из наиболее очевидных форм проявления трудового оппортунизма можно назвать скрытое сопротивление персонала и менеджмента предприятий исполнению официальных требований по охране труда. Здесь можно вести речь о двойном, или встречном, оппортунизме: с одной стороны, менеджмент современных предприятий в целях снижения затрат на создание безопасных условий труда не обеспечивает должной оснащенности рабочих мест средствами — иногда дорогостоящими, предохраняющими работников от травм, профессиональных заболеваний и т.п. С другой стороны, и сами работники, стремясь к экономии своего времени, а также и по другим причинам (которые иногда даже объяснить не могут), нарушают требования техники безопасности, подвергая себя опасности.

Еще одной очевидной формой трудового оппортунизма можно назвать сопротивление персонала изменениям, которые предприятия вынуждены внедрять с тем, чтобы адекватно откликаться на динамику внешней среды. В последние годы эта форма трудового оппортунизма все больше и больше превращается в весьма острую проблему. Одним из весьма важных обстоятельств, как установили зарубежные исследователи, является то, что внедряемые на предприятиях изменения вызывают у персонала негативные отношения к ним, поскольку люди во время изменений зачастую переживают некую психологическую травму. В конечном итоге эти переживания большей частью выражаются в сопротивлении этим изменениям. Делается это чаще всего скрытно, что тормозит процесс изменений или даже вовсе прекращает его.

В качестве еще одной формы трудового оппортунизма можно назвать различного рода закулисные действия персонала в процессах карьерного роста коллег. Поскольку карьера представляет собой индивидуальную осознанную позицию и поведение индивидуумов, обусловленные накоплением и использованием ими постоянно возрастающего человеческого капитала, скрытого сопротивления коллег в продвижении таких индивидуумов по службе не избежать. От таких «помех» может страдать общее дело, поэтому не управлять карьерным ростом в компаниях никак нельзя. И такое управление будет более продуктивным, если подходить к нему, в том числе и с учетом наличия оппортунистических настроений, намерений и действий персонала по отношению к тем лицам, карьера которых развивается более успешно.

Демократизация общества и либерализация экономики вывели из тени такое явление, как предпринимательство и его олицетворение — предпринимателя, затевающего дело с целью получить прибыль. Вместе с тем, ослабление государственного вмешательства во многие сферы деятельности и жизни общества принесло с собой отдельные негативные явления.

Так, в последние двадцать лет в странах, отличающихся высоким уровнем экономики и социальной стабильностью, а также ориентированностью трудового законодательства на интересы нанятых работников, отмечается снижение производительности труда при отсутствии явных причин для такого снижения. Явление получило название «оппортунизм». Масштабы и темпы роста оппортунизма перевели его в разряд важных проблем современности, нуждающихся в практических мерах урегулирования, в последние годы явление оппортунизма активно исследуется методами экономики, права, психологии.

Список использованной литературы

1. Агапова И.И. — Институциональная экономика: учебное пособие. — Москва, 2006. -254 с.

2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. Учебник. Под общ. Ред. А.А. Аузана. М.: ИНФРА — М, 2006, — 416с

3. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. — Институциональная экономика: Курс лекций

4. Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1992.

Источник

Оцените статью
Разные способы