- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.7. Общение.
- 1.7. Общение.
- Общение.
- Культура общения включает в себя:
- Структура общения.
- Функции общения (то есть его роль в жизни человека).
- Виды общения.
- Что означает общение в обществознании? Определение простыми словами
- Содержание:
- Что такое общение
- Виды общения
- Другие виды общения
- 2.5. Общение
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.7. Общение.
1.7. Общение.
Общение.
- Сущность понятия «общение».
- Культура общения.
- Структура, функции и виды общения.
Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле слова общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Культура общения – важное условие нормальных взаимоотношений между людьми.
Культура общения включает в себя:
- наличие доверия к тому, с кем общаешься;
- наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;
- демонстрация уступчивости в общении;
- отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;
- внимание к собеседнику;
- владение культурой речи.
Структура общения.
- Субъекты общения (те, кто обменивается информацией, идеями, чувствами, действиями).
Типы субъектов общения:
— реальные люди (человек-человек, человек — группа)
-реальный субъект и иллюзорный (человек – животное, человек -разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
-реальный и воображаемый партнёр (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
-воображаемые субъекты (например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
- Цель – ради чего люди общаются друг с другом.
- Содержание – конкретная информация, чувства, действия.
- Средства – способы общения (органы чувства, рисунки, Интернет, телефон и др.).
Функции общения (то есть его роль в жизни человека).
- Социализирующая — формирование личностных качеств.
- Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
- Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
- Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения.
- Познавательное (обмен знаниями).
- Деловое (средство достижения определённых целей).
- Интимно-личностное (общение на уровне чувств, эмоций, отношений друг к друг).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Что означает общение в обществознании? Определение простыми словами
Содержание:
Что такое общение
Понятие общения имеет несколько трактовок со схожим смыслом. Общение в обществознании – это процесс равноправного контакта нескольких субъектов.
Приведем три главных определения:
- Общение — обмен информацией между субъектами с равными по отношению друг к другу правами. Субъекты – это люди, группы, иногда все человечество.
- Общение – установка контактов и их поступательное развитие.
- Общение – взаимодействие, основанное на восприятии и понимании друг друга.
Общение подразумевает наличие участников.
Общение отличается от остальных видов деятельности тем, что обычно деятельность носит субъект-объектный характер, тогда как общение подразумевает взаимодействие равноправных субъектов.
Виды общения
По содержанию:
- материальное – обмен благами, необходимыми для жизни;
- когнитивное – обмен необходимой информацией, подразумевает наличие тем;
- кондиционное – обмен состояниями тела и психики;
- деятельностное – обмен активностью и навыками;
- мотивационное – обмен установками и стимулами к деятельности.
По признакам опосредованности общение делится на два вида:
- непосредственное – осуществляется с помощью органов, полученных человеком от природы;
- опосредствованное – осуществляется с помощью орудий или предметов культуры; орудия – это камни и палки, а культурные предметы – разные записи знаков на электронных носителях.
Более того, оно может быть прямым и косвенным. Прямое общение предполагает отсутствие посредников. Косвенно общаются при их помощи.
Другие виды общения
Существует деление и по стилю:
- Деловое – общение ради достижения договоренности по важному для всех сторон делу;
- Воспитательное – ставит целью воздействовать на другого субъекта;
- Диагностическое – общение ради выявления сведений об одной из сторон, например, общение между врачом и пациентом.
- Интимно-личностное – основано на доверии и искренней симпатии. Субъекты интимно-личностного общения – члены семьи, родственники, друзья.
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. В этом заключается сходство всех видов описываемого явления. В общении присутствуют два или более субъектов, и цель такого взаимодействия – достижение результата каждой стороной, извлечение пользы и получение результатов, материальных или нематериальных. Любое общение предполагает взаимозависимость сторон и объединение усилий ради достижения общей цели.
Функции общения: информационная, контактная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная – связана с пробуждением в партнере чувств; функция установления отношений; функция оказания влияния.
Итак, описываемое в статье явление – неотъемлемая часть жизни людей.
Источник
2.5. Общение
Человек — существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его членами, которое называется общением.
Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое общение. Речь — важнейшее социальное свойство человека. Часто короткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с помощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений — все это несет определенную информацию. Формами неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализация. На стыке речевого и неречевого общения находится передача письменной информации.
В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцептивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное общение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще возможно между близкими людьми — родителями и детьми, влюбленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких людях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное общение — это общение с помощью слов, т. е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от говорящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).
Диалог — наиболее распространенная форма вербального общения. Он предполагает самостоятельность и активность его участников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога проходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог — основной способ передачи информации между людьми и в обыденной жизни.
Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при совместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного общения люди приспосабливаются друг к другу, между ними возникают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоровой конкуренции; не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, тушение огня пожарниками совместно с жителями соседних домов — все это виды интерактивного общения.
В связи с развитием средств передачи информации видовое разнообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выделить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-общение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотношении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинаковым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как известно, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приводит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями которой становятся все участники общения. Коммуникация же предполагает передачу информации одним субъектом другому без обратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.
Общение выполняет несколько важных функций в зависимости от того, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых,информационная функция. Общение служит средством передачи информации. Во-вторых, обучающая функция. Получая новую информацию, люди обогащают свои знания. В-третьих,воспитательная функция. При общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образцы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержания совместной деятельности людей и включения человека в общество как равноправного его члена.
В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуществляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.
Бытовое (повседневное) общение — это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни.
Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение положительных результатов трудовой деятельности. В рамках делового общения руководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способствовать улучшению качества работы.
Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, родители могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кандидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, органы пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обращаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза наказания и т.д.
Обучающее общение — это воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обыденной жизни.
Культурное общение связано с взаимодействием людей в процессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посещение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных коллективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.
Научное общение сопровождает научно-исследовательскую деятельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велосипед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.
Межкультурное общение осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимодействие представителей разных направлений в музыке, искусстве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на основе сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.
Ритуальное общение — это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жизни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, входящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при совершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие приглашения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.
Одной из разновидностей ритуального общения выступает этикет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом называют совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.
Наиболее распространенное правило в нашей жизни — это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержанным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчиненный — с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с человеком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при приветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протянутой для рукопожатия, считается оскорблением.
Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину — женщине, сотрудника — руководителю. Отдельного человека представляют группе.
На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опоздании следует извиниться и объяснить причины задержки.
Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет невежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспрашивать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хотели бы видеть, вы, тем не менее, должны с ним поздороваться.
Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стариками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой женщине, выбора темы для разговора в обществе т.д.
Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения. Независимо от сферы общения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скромность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.
Вопросы и задания
1. Что такое общение? Какие виды общения вы знаете?
2. Приведите примеры речевого и неречевого общения.
3. Охарактеризуйте виды общения в зависимости от способов взаимодействия людей. Приведите примеры.
4. К каким видам общения вы чаще всего прибегаете?
5. В чем состоит различие общения и коммуникации?
6. Какие функции выполняет общение?
7. Какие формы общения вы знаете? Охарактеризуйте их.
8. Какую роль во взаимоотношениях между людьми играет этикет? Назовите известные вам правила этикета. Какие из них вы чаще всего выполняете?
9. Что такое культура общения? Какого человека можно назвать культурным?
10. Опираясь на слова Б.Шоу, определите значение общения: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Источник