Философия. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
- 1. Возникновение философии и становление ее предмета
- 2. Предмет философии
- 3. Основные функции философии
- 4. Философия как мировоззренческое знание
- 5. Мировоззрение как философское понятие
- 6. Формы мировоззрения
- 7. Основной вопрос философии: бытие и сознание
- 8. Онтологическая сторона основного вопроса философии
- 9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
- 10. Мифология как начальная форма мировоззрения
- 11. Основные философские учения Древней Индии
- 12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая
Из серии: Зачет
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Формы мировоззрения
Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.
1. Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.
2. Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.
3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.
В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:
Философское мировоззрение имеет определенную структуру.
1-й уровень (элементарный) — совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.
2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.
3-й уровень (методологический) — включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.
Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции:
Источник
Мировоззрение, его виды и формы
1. Что такое мировоззрение? Объединяющим компонентом духовного мира человека является его мировоззрение. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир (природу, общество, познание..) и на свое место в нем. Мировоззрение отражает ценностное отношение человека к себе и ко всему в мире
2. Формирование мировоззрения.Оно формируетсяпостепенно и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.
· сначала у человека появляется мироощущение – чувственный, эмоциональный, лоскутный образ мира;
· следующий этап формирования мировоззрения – мировосприятие – соединенный, но преимущественно чувственный образ мира;
· на следующем этапе в сознании формируется целостное более или менее представление о мире, основанное прежде всего на личном опыте;
· когда знания о мире расширяются, а между отдельными компонентами представлений о мире устанавливаются причинно-следственные связи складывается миропонимание.
3. Структура мировоззрения. В целом мировоззрение включает в себя несколько структурных элементов:
Первый компонент – это вся совокупность знаний, накопленная человеком в течение жизни. Эти знания человек получает из различных источников – книг, средств массовой информации, общения, личного опыта, образования. Постепенно они систематизируются, – что-то оказывается более, а что-то менее важным. Эта пирамида выстраивается в зависимости от иерархии ценностей, от отношения человека к основным общественным идеалам. Однако мировоззрение включает в себя не только знания и ценности, оно предполагает соответствующее им поведение, в нем проявляется деятельностный компонент. Для того, чтобы действовать в соответствии со своими убеждениями и ценностями человеку нужен определенный психологический настрой, сила воли.
4. Подходы к классификации мировоззрения. Каждый человек облает собственным неповторимым мировоззрением, тем не менее, в науке существует несколько типологий мировоззрения по разным основаниям.
А. По доминирующему способу отражения действительности выделяют 4 вида мировоззрения
Исторически первой формой мировоззрения было мифологическое. В основе него лежит неосознанная подмена реальности вымышленным содержанием. Еще и сегодня многие люди являются носителями отдельных элементов такого мировоззрения. Вера в сверхгероев, летающие тарелки, новоявленных мессий, приметы – черты мифологического взгляда на мир.
Второй тип мировоззрения – религиозный, в основе которого лежит иррациональная вера в существование Бога (Абсолюта). Любой по настоящему верующий человек обладает религиозным мировоззрением, ведь все религии предоставляют своим последователям образ мира и человека в нем, систему ценностей и норм поведения, модель образа жизни.
Научное мировоззрение основано на современной научной картине мира, признает только выводы полученное научными методами и только на основе них формулирует свои представления.
Философское мировоззрение, основано на рациональных рассуждениях. Не только на знании трудов великих философов по основным вопросам бытия, но и на собственном философствовании. Философское мировоззрение наиболее обобщенно и целостно и включает в себя элементы всех других форм мировоззрения.
Б. По сходству общей направленности, мировоззренческого стержня, выделяют такие типы мировоззрения как теоцентризм, антропоцентризм, природоцентризм, социоцентризм и наукоцентризм.
В эпоху Возрождения (от лат teos – Бог) сменялся антропоцентризмом – мировоззрением, в центре которого человек. Это гуманистическое мировоззрение основано на почитании человека как некоего абсолюта, образца, возможности которого безграничны. Логическим продолжением антропоцентризма является наукоцентризм. Ему свойственна безграничная вера в возможности науки, в то что это высшее из достижений человека, способное все в мире объяснить и изменить к лучшему.
Восточным культурам более чем антропоцентризм свойственен природоцентризм. В связи с современными экологическими проблемами многие жители Европы все больше склоняются к природоцентризму – мировоззрению, в котором за идеал и единственный здоровый источник жизни почитается природа. Социоцентризм – это тип мировоззрения, главной ценностью которого является общественное развитие, интересы общества как единого организма, коллективизм.
5. Уровни мировоззрения. Кроме типов выделяют так же два уровня мировоззрения.
Уровни мировоззрения | Признаки уровней мировоззрения |
обыденное | есть у каждого человека. Оно стихийно формируется в течение жизни человека и базируется прежде всего на его повседневном опыте и здравом смысле. |
теоретическое | не может сформироваться без знания достижений науки и философских трудов, он обладает более глубоким проникновением в сущность явлений, большим уровнем обобщенности, базируется на большем объеме знаний. |
Вы находитесь в активной фазе формирования мировоззрения, поэтому в своем мировоззрении вы сейчас сможете обнаружить элементы всех перечисленных видов.
6. Менталитет.В мировоззрении проявляются и обобщаются все элементы духовного мира человека. Мировоззрение является высшим регулятором человеческой деятельности. Однако в обыденной жизни, в своих ежесекундных проявлениях, действуя так или иначе, люди исходят не столько из мировоззрения, сколько из менталитета (от фр. мentalite — образ мышления, умонастроение, мировосприятие). Менталитет – это коллективно-личностное психическое образование представляющее собой устойчивые глубинные ценностные установки, навыки, автоматизмы, верования, привычки, стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой восприятия действительности, образа жизни и поведения.
Выделяют социально-классовый, этнический, гендерный (половой), профессиональный и др. виды менталитета.
Источник
Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний
План темы:
I. Мировоззрение
1.1 Понятие «мировоззрение»
1.2 Структура мировоззрения
1.3 Основные этапы формирования мировоззрения
1.4 Особенности мировоззрения
1.5 Виды мировоззрения
II. Познание
2.1 Понятия «познание» и «знание»
2.3 Формы знаний
2.4 Уровни познания
2.5 Особенности чувственного и рационального познания
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражением в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Оно включает в себя идеи, убеждения, знания, идеалы.
Структура мировоззрения.
Основные этапы формирования мировоззрения.
Этап | Наименование | Его сущность |
I | Мироощущение | Чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира |
II | Мировосприятие | Преимущественно чувственный, соединенный образ мира |
III | Миропонимание | Характеризует познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира |
Особенности мировоззрения.
✔︎ Всегда исторично , т.е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество;
✔︎ Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека;
✔︎ В нём могут проявляться : 1. Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; 2. Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; 3. Разумный критицизм;
✔︎ Всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки;
✔︎ Определяет общую направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации;
✔︎ Сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Классификация видов мировоззрения.
Основания для классификации | Основные виды мировоззрения | Основные приоритеты |
Мировоззренческая основа | Теоцентризм | Приоритет отдается Богу |
Природоцентризм | Приоритет отдается природе | |
Антропоцентризм | Приоритет отдается человеку | |
Социоцентризм | Приоритет отдается обществу | |
Знаниецентризм | Приоритет отдается знаниям, науке | |
Вектор направленности | Прогрессивное | Приоритет перехода от более низких форм развития как высшим, движение вперед, изменения к лучшему |
Реакционное | Приоритет перехода от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему | |
Революционное | Приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия | |
Консервативное | Приоритет сохранение существующего положения | |
Оптимистическое | Приоритет позитивного начала, уверенность в будущем | |
Пессимистическое | Приоритет негативного начала, настроения безысходности, неверия в будущее | |
Способ отражения действительности | Обыденное (житейское) | Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей встречается в ЕГЭ: ✓ опирается на непосредственный опыт человека; ✓ незначительно использует опыт науки и религиозного сознания; ✓ формируется в процессе личной практической деятельности; ✓ передается из поколения в поколение; ✓ порождается непосредственными условиями жизни; ✓ соединяет противоположные взгляды, идеи, установки; |
Религиозное | Признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения встречается в ЕГЭ: ✓ включает разработанную систему моральных заповедей; ✓ содержит культовую систему; ✓ утверждает первенство духовного начала над естественным бытием; ✓ недостаточное внимание к достижениям науки; ✓ признание сверхъестественного начала; ✓ ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека; | |
Философское | Теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей | |
Научное | Теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания | |
Мифологическое | Основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру встречается в ЕГЭ: ✓ отражение переживаний людей по поводу объективной действительности; ✓ совмещение фантастического и реально существующего; ✓ перенесение черт животного на человека; |
Мировоззрение:
📍 дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
📍 позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
📍 создает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
О мировоззрении (встречается в ЕГЭ):
✳︎ мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни;
✳︎ субъектами мировоззрения могут выступать социальные группы, классы и общество в целом;
✳︎ мировоззрение может зависеть от непосредственных условий жизни;
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний.
Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию.
✳︎ Донаучное – прототип, предпосылки научного знания;
✳︎ Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами;
✳︎ Паранаучное – внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием;
✳︎ Лженаучое – сознательно использующее домыслы и предрассудки;
✳︎ Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности;
Знание обеспечивается единством чувственного и рационального познания действительности.
О знаниях и познании (встречается в ЕГЭ):
✔︎ каждой форме духовной культуры соответствуют специфические формы знания;
✔︎ знание представляет собой познавательно значимую информацию;
✔︎ к исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание;
Уровни познания.
📌 Ощущение — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы;
📌 Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
📌 Представление — образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств;
📌 Понятие — это одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки;
📌 Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками;
📌 Умозаключение — логическая форма получения выводного знания, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок;
Особенности чувственного и рационального познания.
Чувственное познание | Рациональное познание |
✓ непосредственность, выражающая в прямом воспроизведении объекта; ✓ наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; ✓ воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | ✓ опора на результат чувственного познания; ✓ абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов; Источник |