Виды медицинской информации по способам восприятия

—> —>Категории раздела —>

Тема 1.2 Медицинские аспекты познавательных психических процессов

Содержание учебного материала: Познавательные психические процессы. Ощущения: механизм формирования, виды. Восприятие: основные характеристики, сенсорная депривация. Внимание: виды. Память: виды и особенности памяти.

Психические процессы — динамическое отражение действи­тельности в различных формах психических явлений.

К познавательным психическим процессам относятся ощущения, восприятие, пред­ставление, память, внимание, мышление, воображение, речь.

Основой знания об окружающем мире являются ощущения. Знакомясь с окружающим миром, человек активно взаимодействует с ними различает цвет, форму, размеры предметов и объектов, слышит звуки, чувствует запахи, пробует вкус. Это и составляет наши ощущения.

Ощущение — отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Механизмы формирования ощущений

Роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

  1. рецепторов, воспринимающих раздражение;
  2. проводящих центростремительных (афферентных) нервных пу­тей , по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, пере­дается в соответствующие участки коры головного мозга;
  3. центральных корковых отделов анализатора , где происходит об­работка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

В основе любого психического процесса, в том числе ощущения, лежат физиологические процессы возбужде­ния и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.

Виды ощущений (классификация)

  1. По расположению рецептора:
  1. экстерорецептивные,
  2. интерорецептивные,
  3. проприорецептивные ощущения.
  1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

К ним относятся:

  • Зрительные ощущения формируются с помощью палочек (около 130 млн), являющихся аппаратом сумеречного зрения, и колбочек (около 7 млн), позволяющих различать цвета. Человек способен распознавать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. Все цветовые тона можно получить с помощью смешения трех основных цветов: красного, синего и зеленого.
  • Обонятельные ощущения помогают человеку распознавать лету­чие вещества и запахи. Обонятельные рецепторы расположены в каждой половине носовой полости (около 30 мл).
  • Слуховые ощущения возникают в результате звуковых волн. Гром­кость звука определяется амплитудой волны, а его высота — часто­той колебаний.
  • Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или в воде, на вкусовые рецепторы (около 1000), расположенные на поверхности языка, задней повер­хности глотки, нёбе и надгортаннике.
  • Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными со­ставляют осязание, с помощью которого человек отражает каче­ственные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
  • Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода в ре­зультате активизации температурных рецепторов.
  1. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов, информация от которых непрерывным потоком поступает в мозг.

К интероцептивным ощущениям также относятся ощущения равновесия, возникающие в результате деятельности вестибулярно­го анализатора и обеспечивающие вертикальное положение тела. Особое внимание среди интероререцептивных ощущений заслуживает боль.

  1. Проприорецептивные ощущения — это ощущения, отражающие движения нашего тела.

С помощью мышечно-двигательных ощу­щений человек получает информацию о положении тела в про­странстве, о взаимном расположении всех его частей, о сокраще­нии, растяжении и расслаблении мышц и т.д. Утрата таких ощущений чревата грубыми расстройствами походки и выполнения автоматизированных двигательных актов (напр., еды).

Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не от­дельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человече­ский мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объе­диняет их в какой-либо образ. Такой процесс называется восприятием.

Читайте также:  Способы решения неравенств высших степеней

Восприятие — это целостное отражение предме­тов и явлений окружающего мира, возникающие при непосредственном воздействии на органы чувств.

В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связа­ны между собой.

Например , мы видим вдалеке человека, и по мере его при­ближения начинаем различать цвет волос, особенности приче­ски, строение носа и т. д., т.е. выделяем отдельные черты внешне­го облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля.

Вид восприятия определяется по тому анализатору , который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды, как: зрительное, слуховое, осязательное.

Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место. Такие сложные виды восприятия имеют двойное название. Например, при просмотре телевизионных передач, театральных пьес ведущую роль играет зрительно-слуховое восприятие.

Особенности ухода среднего медицин­ского работника за больными с различными наруше­ниями восприятий:

  • внима­тельное выслушивание жалоб пациента;
  • никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними;
  • если эти на­рушения впервые выявлены сестрой, об этом необхо­димо доложить лечащему врачу;
  • если же они наблю­дались и раньше, необходимо действовать в соответ­ствии с предписаниями врача.

Сенсорный голод (сенсорная депривация). Сенсорная адаптация

Вся инфор­мация от органов чувств поступает в мозг. Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода. Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послущать, пощупать.

Сенсорный голод (сенсорная депривация) — это недостаток или от­сутствие внешних раздражителей.

Он особенно опасен в детском воз­расте. Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах. Слух и зрение функционируют уже у семимесячного плода.

Сенсорная адаптация это приспособления органа чувств к внешнему раздражителю.

Например: Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи, так и неприятные запахи урологического отделения. Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот.

Существует эмоциональная адаптация. Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и пахнет плесенью.

Социально-психологическая адап­тация. Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться. От этого зависит, как сложатся меж­личностные взаимоотношения.

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека.

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.

Одна из классификаций внимания основана на зависимости внимания от уровней психической регуляции.

  1. При непроизвольном внимании психическая деятельность чело­века устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предвари­тельного намерения.

Основная функция непроизвольного внима­ния заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые мо­гут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или лич­ностный смысл.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов:

  • Внешние факторы сила, интенсивность, неожиданность раздражителя.

Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздра­жителя и особенно контраст между раздражителями.

Например: Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание мед­сестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем. Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущее­ся. На этих закономерностях построена реклама.

  • Внутренние факторы — постоянная или временная значимость раздражителя.

Направление непроизволь­ного внимания человека связано с общей направленностью лично­сти. Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям.

Например: Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.

Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки.

Например: Если медсестре ее работа не нра­вится, то она может не заметить усиления отечности лица у паци­ента или запаха ацетона в палате.

  1. Произвольное внимание возникает по нашему собственному же­ланию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли.
Читайте также:  Все способы укладки половой плитки

Произвольное вни­мание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно при­влекательными, интересными и новыми качествами (изучение ма­лоинтересного предмета). Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует. Уровень развития такого внимания характеризует направленность интересов человека, его личностные, волевые качества. Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольноro внимания является сам человек: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания.

Например: Трудно заставить себя быть внимательным в непривыч­ной обстановке, когда появляется много дополнительных конкури­рующих раздражителей. Лучше работается там, где есть четкий ре­жим, рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего), устранены сильные посторонние раздражители. Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.

Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное те­сно связаны между собой и порой переходят друг в друга.

  1. Послепроизвольное внимание — это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего ин­тереса.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение индивидом его опыта.

Физиологической основой памяти является образование, сохра­нение и актуализация вpeмeнныx нервных связей в мозге. Времен­ные связи и их системы образуются при смежном во времени дей­ствии раздражителей на органы чувств при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.

Виды и особенности памяти

Человек пользуется в жизни различными видами памяти.

Основные критерии памяти:

По времени сохранения материала :

  • сенсорная (непосредственная) – это процесс, осуществляемый на уровне ре­цепторов. Следы в ней сохраняются очень короткое время. За это время ретикулярная формация, кото­рая выполняет роль фильтра, «решает вопрос» о важности для организма поступающей информации и необходимости обращения к высшим отделам головного мозга;
  • кратковре­менная — если информация привлекла внима­ние, она может короткое время сохраняться. При этом «решается вопрос» о необходимости ее долговременного хранения. Срок хранения информации 15-30 с.;
  • долговременная — ин­формация может храниться сколько угодно долго, от повторного об­ращения улучшается;
  • генетическая память , которая хранит информацию в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Через нее передается психологическое и поведенческое сходство родственников (эмоциональность, чувствительность, тем­перамент). Генетическая память — единственная, которую мы не можем развивать с помощью обучения и воспитания.

В работах Эббингауза (1885), Миллера (1956) показано, что кратковременная па­мять в среднем не может одновременно хранить более 7 элементов. В зависимости от сложности элементов это число может колебать­ся от 5 до 9 (7±2). Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую более 7 составляющих, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого.

На переход информации из кратковременной памяти в долго­временную влияют:

  • Привычность материала Если какое-то событие повторяется много раз, то оно запоминается легче и на более длительный срок: до­рога к дому, таблица умножения, любимая песня или детский стишок;
  • Контекст Сохранение в памяти часто связа­но с ситуацией, в которой происходило запоминание, поэтому извлекать из памяти необходимую информацию важно в том контексте, в котором произошло запоминание. Некоторые сильно окрашенные события запоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются;
  • Мотивация Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем не интересные нам сведения. Мотивация играет в запоминании и другую роль. Как показала Б. Зейгарник, мы дольше помним незавер­шенное нами дело, чем работу, выполненную до конца;
  • Углубление в изучаемый предмет Материал запоминается очень хорошо, если студент: самостоятельно работает над предметом, пытается установить межпредметные и внутрипредметные связи и привести примеры из повседневной жизни.
Читайте также:  Способ формирования государственного совета

Многие студенты садятся за учебники только в сес­сию и исключительно для того, чтобы получить хорошую отметку. Зубрежка перед самым экзаме­ном — вещь сравнительно бесполезная с точки зрения приобретения знаний.

Память — это способность не только к запоминанию, но и к забыванию информации.

На забывание влияют следующие факто­ры :

1. Возраст Пожилые люди склонны забывать недавние события или то, что им предстоит сделать. Они могут поражать способностью вспоминать прошлое. На са­мом деле они рассказывают, как правило, о достопримечательных событиях. Такие события столько раз пересказываются самим че­ловеком или его близкими, что навсегда остаются в памяти.

Когда пожилые люди сталкиваются с новыми обстоятельствами, с непривычными действиями, например, в случае госпитализации, им нужно время, чтобы освоить новое.

Большую помощь им могут оказать памятки:

  • «Как и когда принимать лекарство»;
  • «Как пользо­ваться ингалятором»;
  • «Как измерить артериальное давление» и т.д.
  1. Интерференция Сохранению информации в памяти могут мешать предшествующие (проактив­ная интерференция) или последующие (ретроактивная интерферен­ция) события.

Например: Если перед тем как студент начинает готовиться к экзамену, он получит дурные вести, то усвоение материала будет ослаблено.

  1. Вытеснение информации По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний.

Например: Дети, постра­давшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о случив­шемся. Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно всплывают вновь уже у взрослого человека.

  1. Подавление В отличие от вытеснения, подавление — это со­знательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком­-либо событии.

Например: Мы можем «забыть» заплатить долг, «забыть» о не­приятном нам свидании, и несданном экзамене, глупом поступке.

  1. Лекарственные средства От большинства лекарств память, может ухудшаться. Сильное отрицательное действие на па­мять оказывают, например, транквилизаторы.

Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом.

Эббингауз был увлечён идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций.

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идёт вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35 % от изученного. Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остаётся в памяти и через месяц.

Медсестре необходимо обратить внимание на пациентов, полу­чающих эти препараты, и напоминать им о распорядке дня, пред­стоящих процедурах устно или письменно.

Вопросы для самоподготовки

  1. Какое значение имеют ощущения в жизни человека?
  2. Какие виды ощущений вы знаете? Дайте им краткую характеристику.
  3. Назовите факторы, влияющие на восприятие. Приведите конкретные примеры.
  4. Дайте краткую характеристику различных видов памяти.
  5. Чем отличается непроизвольное внимание от произвольного?
  6. Какие внешние и внутренние факторы влияют на различные виды внимания? Приведите конкретные примеры.

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Полянцева О.И. «Психология» стр. 52-76 .

Составление рекомендаций по способам оптимизации памяти и обучения. Составление рекомендаций для медицинской сестры по тактике взаимодействия с пациентами с нарушением памяти.

Для составления данной лекции использовался материал:

— Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.

— Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.

— Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.

Источник

Оцените статью
Разные способы