- Виды лекции
- Общая характеристика лекции
- Готовые работы на аналогичную тему
- Методическая характеристика видов лекций
- Свежие записи
- Рубрики
- Дирекция основных образовательных программ НИУ ВШЭ
- Виды лекций — определение, особенности, формы и функции
- Функции категории
- Основные виды лекций
- Вводная лекция
- Лекция-информация и обзорная
- Проблемная
- Лекция-визуализация
- Бинарная
- Интересный формат
- Слайд-лекция
- Лекция-телеэссе
- Лекция-конференция
- Лекция-консультация
- Пресс-конференция
Виды лекции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Лекция – это последовательное, систематизированное и монологическое изложением педагогом (учителем, лектором) учебного материала, чаще всего теоретического характера.
Общая характеристика лекции
Лекция является одной из традиционных форм обучения в высшей школе, на ее основании формируются образовательные курсы по большинству учебных дисциплин. В общеобразовательной и профессиональной школе лекция может подменять собой отдельный урок, либо может быть использована как специфическая и необычная форма обучения. Использование лекции в данном случае выполняет функцию по подготовке учащихся высшей школе, а также как одного из основных средств самообразования.
Структурный каркас любой лекции включает следующие этапы:
- формулировка темы;
- сообщение плана работы;
- рекомендуемая литература для осуществления самостоятельной работы по теме лекции;
- работа с учебным материалом, в соответствии с планом.
К прочтению лекции предъявляется ряд требований, выполнение которых обеспечивает ее успешность:
- Излагаемая информация должна быть высокого научного уровня, иметь мировоззренческое значение для учащихся.
- Объем научной информации необходимо плотно и четко систематизировать и методически переработать до состояния учебного материала.
- Высказываемые лектором суждения должны быть аргументированы и иметь доказательную базу.
- В процессе лекции следует представлять достаточное количество подтверждающих фактов, документов и текстов.
- Ясное изложение мыслей, способствующее активизации мышления слушателей.
- Четкая постановка вопросов для самостоятельной работы по проблемам рассматриваемой темы.
- Осуществление анализа различных точек зрения на решение поставленных проблем по теме лекции.
- Особое выделение основных положения и мыслей по теме, формулирование выводов.
- Тщательное разъяснение каждого нового вводимого термина и названия.
- Скорость изложения учебного материала должна быть такой, чтобы предоставить учащимся возможность слушать, осмысливать и конспектировать информацию.
- Умение устанавливать эффективный педагогический контакт с учебной аудиторией.
- Использование для наглядности предоставляемого материала разнообразные дидактические и технические средства.
- Применение конспектов, блок-схем, графиков, таблиц и чертежей.
Готовые работы на аналогичную тему
Методическая характеристика видов лекций
Лекции классифицируются по нескольким основаниям:
В зависимости от места в учебном (лекционном) курсе:
- Вводная лекция – дает первоначальное целостное представление об изучаемом учебном предмете или курсе, ориентирует учащегося в нем. Лектор озвучивает цели, задачи, содержание и план изучения учебного материала.
- Установочная лекция – дает установку на изучение курса, учащихся знакомят с объемом содержания, историей предмета, количеством лекций по разделам и темам, определяется основная изучаемая проблема.
- Обзорная лекция – систематизация научных и учебных знаний по изучаемому курсу на достаточно высоком научном уровне. Содержит стержень изучаемых теоретических положений.
- Текущая лекция – проводятся на протяжении всего изучения курса, лектор «дает» учащимся весь объем учебного материала, поделенный на отдельные самостоятельные темы.
- Заключительная лекция – подведение итогов по изученному курсу или разделу, определение обобщающих выводов.
В зависимости от частоты общения лектора с аудиторией учащихся:
- Разовая лекция – проводится в рамках одного учебного занятия по конкретной теме или проблеме.
- Тематическая лекция – может быть представлена несколькими лекциями, которые объединены между собой одной темой, которую необходимо изучить (рассмотреть, исследовать).
- Цикловая лекция – включает в себя цикл лекций, объединенных между собой одной темой и составляющей цикл тематических лекций.
В зависимости от проблемности изложения:
- Бинарная лекция – лекция читается двумя преподавателями, которые могут быть представителями разных научных школ или взглядов. Проводится для того, чтобы познакомить учащихся с разными точками зрения на одну ту же проблему.
- Лекция с заранее запланированными ошибками – рассчитана на стимулирование учащихся к контролю за излагаемым учебным материалом, на протяжении всей лекции. Целью лекции может быть поиск ошибок в содержании, методологии, орфографии, методике и т.д. В заключительной части лекции необходимо провести диагностику и анализ выявленных учащимися ошибок.
- Лекция-конференция – проводится в форме научно-практического занятия, имеющего конкретную проблему и систему докладов учащихся, на 5-10 минут каждый. Каждое выступление учащихся – это логично законченный текст, который подготовлен ими самостоятельно в рамках исследуемой темы или проблемы. Совокупность всех представленных докладов позволяет осветить тему всестороннее и с разных точек зрения. В конце лекции педагог подводит итоги выступлений и самостоятельной работы учащихся.
- Лекция-консультация – может проводиться по различным сценариям. Чаще всего используется форма проведения лекции по типу «вопрос – ответ», когда учащиеся задают вопросы, а лектор отвечает на них. Второй вариант лекции: «вопрос-ответ-дискуссия».
- Информационная лекция – представляет собой изложение и объяснение учащимся научной информации, которую им необходимо осмыслить и запомнить. Данный вид лекции является часто используемым в практике высшей школы.
- Проблемная лекция – предусматривает введение нового знания через определенную проблемность, представленную в виде ситуации или задачи. Процесс познания в данном случае осуществляется через диалог с педагогом.
- Лекция-визуализация – предполагает визуальную форму подачи ученого материала, посредством использования средств ТСО, ИКТ и т.д. Суть лекции заключается в том, что учащимся представляют последовательно визуальные материала, которые лектор комментирует или поясняет их суть.
Источник
Свежие записи
Рубрики
Дирекция основных образовательных программ НИУ ВШЭ
Проблемная лекция.
Задача преподавателя — создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.
Лекция-визуализация.
Визуальная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:
- натуральные (минералы, реактивы, детали машин);
- изобразительные (слайды, рисунки, фото);
- символические (схемы, таблицы).
Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:
- обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
- обеспечить усвоение новой информации;
- обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;
- демонстрировать разные способы визуализации.
Лекция — пресс-конференция.
Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех — пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Лекция с заранее запланированными ошибками
Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в её содержание определённое количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. Опыт использования лекции с заранее запланированными ошибками показывает, что студенты, как правило, находят задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком таких ошибок).
Лекция вдвоем
Эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей, это работа двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателя и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Лекция протекает в виде диалогического общения двух лекторов и слушателей. Лекция создаёт полифонию, эмоционально положительную атмосферу, высокую степень мотивации и вовлекает слушателей в активный диалог. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нём непосредственно. Методика чтения подобной лекции предлагает выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности.
Мультимедиа лекции.
Для самостоятельной работы над лекционным материалом слушатели используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал, благодаря использованию мультимедиа средств, структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счёт содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счёт использования, например, виртуальных опытов и тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.
Лекция-дискуссия
В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы. Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии. Отрицательная сторона данного вида лекции – это то, что студенты могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы.
Лекция с разбором конкретных ситуаций.
Данная лекция по форме проведения похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, поэтому изложение её должно быть очень кратким, но содержать достаточно информации для оценки явления и обсуждения
А.А. Бессонов «Памятка начинающему лектору», ФГБОУ ВПО «ЧГУ»
Источник
Виды лекций — определение, особенности, формы и функции
Слово «лекция» произошло от латинского lection, что в переводе означает «чтение». Появилась категория в Древней Греции и в Средние века продолжила свое развитие. Под вузовской лекцией следует понимать ключевой элемент дидактического цикла процесса обучения. Основной ее целью является создание ориентировочной базы усвоения слушающими учебного материала в последующем. В нашей статье рассмотрим понятие и виды лекций. Разберем их основные особенности, формы и функции.
Функции категории
Прежде чем рассмотреть каждый из видов лекций в отдельности, целесообразно привести их общий функционал. В учебном процессе актуален целый ряд ситуаций, в соответствии с которыми лекционный вариант обучения не может быть заменен никаким другим. Отчасти это происходит из-за того, что все виды лекций выполняют такие функции, как:
- Информационная (предоставляет необходимую информацию).
- Стимулирующая (пробуждает интерес к той или иной теме).
- Воспитывающая.
- Развивающая (оценивает явления, а также развивает мышление слушающих).
- Ориентирующая (в литературе, в проблеме).
- Разъясняющая, которая прежде всего направлена на формирование ключевых научных понятий.
- Убеждающая (акцент делается на комплекс доказательств).
Основные виды лекций
Лекция является незаменимой также в функции структурирования и систематизации всего объема знаний по той или иной дисциплине. В настоящее время принято выделять такие виды (типы) лекций:
- По общим целям — агитационные, учебные, развивающие, воспитывающие, а также просветительные.
- По уровню в научном плане — популярные и академические.
- По задачам дидактического характера существуют следующие виды лекций: заключительно-обобщающие, текущие, вводные, обзорные, установочные, лекции-визуализации (то есть с повышенным уровнем наглядности), лекции-консультации.
- По методу изложения информации — лекции-дискуссии или бинарные (то есть диалог двух читающих, которые защищают разные позиции), лекции-конференции, а также проблемные.
Целесообразно рассмотреть представленные виды и формы лекций в отдельности.
Вводная лекция
Такая лекция предполагает первое представление о предмете. Она является ориентиром для студента в системе деятельности по конкретному курсу. Лектор организует знакомство слушателей с задачами и назначением курса, его местом и ролью в системе дисциплин учебного плана, а также в подготовке специалистов.
Дается достаточно краткий обзор материала, вех развития практики и науки, достижений в данной сфере и, конечно же, приводятся имена известных представителей направления, ученых. Помимо этого, описываются перспективные варианты исследований. На такой лекции раскрываются организационные и методические особенности деятельности в рамках курса, анализируется учебно-методическая литература, которая рекомендована студентам, а также уточняются формы и сроки отчетности.
Лекция-информация и обзорная
Среди существующих на сегодняшний день видов лекций важно отметить обзорную. На ней происходит систематизация знаний на предельно высоком уровне, которая допускает большое количество связей ассоциативного плана в процессе осмысления сведений, излагаемых при раскрытии межпредметных и внутрипредметных связей. При этом детализация и конкретизация исключаются.
Лекция-информация прежде всего ориентирована на изложение и дальнейшее объяснение слушающим научной информации, которая подлежит не только осмыслению, но и запоминанию.
Проблемная
Такой вид учебной лекции, как проблемная, предполагает введение нового знания через «проблемность» ситуации, вопроса или задачи. В данном случае познавательный процесс у студентов в диалоге и сотрудничестве с преподавателем в достаточной мере приближается к исследовательской работе. Суть проблемы раскрывается посредством организации поиска ее преодоления или обобщения и последующего анализа как традиционных, стандартных, так и современных, то есть нетрадиционных точек зрения.
Лекция-визуализация
Это такой вид лекции, деятельность преподавателя на которой сводится к краткому или развернутому комментированию визуальных материалов, относящихся к просмотренным (к примеру, опорного конспекта). Ключевой составляющей образно-ассоциативной конструкции считается опорный сигнал. Под ним следует понимать единичный образ ассоциативного типа, который служит заменой некоему смысловому значению. Он поможет мгновенным образом восстановить в памяти информацию, известную ранее.
Бинарная
Лекция «вдвоем» проводится в форме диалога, в котором участвуют два преподавателя. Они являются либо представителями разных научных школ, либо ученым и практиком, студентом и преподавателем. Стоит заметить, что последние зачастую придерживающиеся различных точек зрения на проблемные вопросы. Они способны развернуть дискуссию прямо на глазах слушателей. Лекторы активизируют их и посредством этого приводят пример научной полемики.
Интересный формат
Среди методов и видов лекций особое место занимает вариант с запланированными заранее ошибками. Он рассчитан на стимулирование слушателей к постоянному контролю предлагаемых сведений. Речь идет о поиске ошибки в содержании, методологии, орфографии или методиках. В конце материала осуществляется диагностика студентов и разбираются допущенные ошибки.
Слайд-лекция
Это представление материала в формате цифр. В данном случае имеют место слайды с речевым сопровождением лектора, преподавателя. При просмотре, сразу же после логически законченной мысли (приблизительно спустя 5-7 минут) автоматическим образом запускается проверочный тест, который обычно состоит из одного вопроса, касающегося прочитанной информации. Если он не пройден, то демонстрация материала останавливается. В свою очередь слушатель возвращается к началу просмотра. В качестве завершения предлагается 5-6 соответствующих теме вопросов. Следует подчеркнуть, что структура подачи сведений при условии обратной связи способствует повышению степени усвоения информации и активизации внимания студентов.
Лекция-телеэссе
Основной целью здесь выступает отработка коммуникативной компетенции. Студент, после того как прослушал материал, должен выбрать один из параграфов (примерно на 5-7 минут) и записать собственное устное выступление посредством web-камеры. Самые удачные могут применяться преподавателем для иных курсов. В данной ситуации целесообразно организовать конкурс.
Лекция-конференция
Эта разновидность лекции проводится как занятие научно-практического плана. Причем проблема и система докладов оговариваются заранее. Каждое выступление длится порядка 5-10 минут. Оно представляет собой законченный в логическом плане текст, который подготовили в рамках программы, предложенной преподавателем, заранее. Совокупность зачитанных текстов позволяет всесторонним образом осветить проблему. Как правило, в конце лектор оглашает результаты самостоятельной деятельности, выступлений студентов. Он дополняет или уточняет предложенные сведения, формулирует ключевые выводы.
Лекция-консультация
Первый вариант такого подхода реализуется в соответствии с типом «вопрос — ответ». Преподаватель во время лекционного периода отвечает на вопросы слушателей по всему курсу или разделу. Второй подход предполагает такую схему: «вопрос — ответ — дискуссия». Это троякое сочетание: изложение новых учебных сведений читающим, постановка вопросов и, наконец, организация дискуссии, связанной с поиском ответов на актуальные вопросы.
Пресс-конференция
В заключение рассмотрим такой формат лекции, как пресс-конференция. Огласив тему, преподаватель предлагает студентам задать ему интересующие их вопросы письменно. На протяжении нескольких минут слушатели формируют списки и передают их преподавателю, который в течение некоторого времени сортирует вопросы в соответствии с их содержанием и начинает лекцию. Материал излагается не в качестве ответов на вопросы, а как логичный, связный текст. Однако именно в процессе прочтения лекции формулируются ответы, интересующие студентов. В конце преподаватель осуществляет анализ материала как отражение знаний и интересов учащихся. Необходимо заметить, что данный формат достаточно широко применяется на территории России как в высших учебных заведениях, так и в колледжах.
Каждый из перечисленных вариантов представления материала имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому любой преподаватель находит наиболее удобный подход для себя и слушателей. Он выбирает то, что будет интересно студентам, ведь так важно, чтобы лекция была полезной.
Источник