Виды и классификация конституций.
Классификация конституций осуществляется (виды конституций):
3) по содержанию;
4) по утвержденному политическому режиму;
5) по установленной форме правления;
6) по порядку издания;
7) по способу изменения;
8) по срокам действия;
9) по уровню конституционного регулирования.
1) Виды конституций по форме:
а) писанные – в виде одного или нескольких правовых актов, принятых в установленном именно для конституций порядке и имеющие соответствующую письменную форму;
б) неписанные – в виде совокупности писаных правовых актов и неписанных конституционно-правовых обычаев, которые не отражены в официальных документах.
2) Виды конституций по структуре:
а) кодифицированные – в виде единого структурированного правового акта с преамбулой, разделами, главами, статьями (параграфами), поправками, приложениями;
б) некодифицированные – в виде нескольких (многих) правовых актов (законов), не сведенных в единую правовую систему.
3) Виды конституций по содержанию:
а) оригинальные – содержат оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые конституционные институты;
б) заимствованные – содержат адаптированные к национально-государственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций.
4) Виды конституций по утвержденному политическому режиму в стране:
а) демократические – утверждают и защищают общепризнанные права и свободы человека, принципы демократии и политический плюрализм;
б) авторитарные – утверждают и защищают основные права и свободы человека, декларируют демократию, но не являются фактической юридической базой законодательства страны по обеспечению политического плюрализма и демократии;
в) тоталитарные — утверждают и защищают права и свободы человека в соответствии с государственной идеологией и не допускают политического плюрализма и реальной демократии.
5) Виды конституций по установленной форме правления в государстве:
Источник
Виды конституций
Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.
Виды конституций по форме выражения:
Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.
Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.
Виды конституций по субъектам принятия:
— исходящие от народа (народные конституции).
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.
Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Виды конституций по порядку принятия и изменения:
Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.
Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.
Выделяют также юридические и фактические конституции .
Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.
Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.
С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.
Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.
Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).
Функции конституции
ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.
Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:
а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ);
б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125 Конституции РФ);
в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ);
г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.
Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.
Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.
Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.
Источник
Виды конституций
Виды конституций определяются выбором критерия классификации. При самом поверхностном анализе обнаруживается многообразие таких критериев.
В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные.
Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько разновременных актов (например, два в Дании, четыре в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны.
Неписаная конституция – система различных законов, судебных прецедентов, обычаев, конвенциональных норм, которые в своей совокупности закрепляют основы существующего строя, но формально не провозглашаются в качестве главных законов (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль). Следует отметить, что в настоящее время нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными. Даже Великобритания, которая считается классической страной неписаной конституции, имеет в составе основного закона множество писаных актов.
С точки зрения структуры конституции делятся на консолидированные и неконсолидированные. В большинстве стран конституция представляет собой единый консолидированный документ.
По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на 1) октроированные (дарованные); 2) представительные – принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); 3) народные – одобренные на референдуме.
С точки зрения порядка изменения конституции и внесения в нее поправок различают гибкие и жесткие конституции.
Изменение гибких конституций осуществляется путем принятия обычного закона. Поправка в жесткую конституцию, как правило, должна быть принята квалифицированным большинством каждой палаты или парламента в целом
В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными.
Ряд ученых проводят дифференциацию конституций по такому критерию, как обусловленность конституционных приоритетов. Первое поколение конституций, приоритет которых выражался в регулировании государственной власти и отношений власти и человека, прежде всего с позиций естественных прав последнего именуются инструментальными и индивидуалистическими конституциями. Конституции второго и третьего поколений, добавившие в задачи конституционного регулирования вопросы социально-экономического развития общества, достижения надлежащего уровня жизни народа, социальных групп и каждого человека в; единстве на основе социальной справедливости и солидарности получили название социальных и коллективистских конституций.
Научно-практический интерес представляет классификация конституций по социально-идеологическим признакам.
Так, марксистско-ленинское учение различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному (в странах капиталистической ориентации) и – социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). Однако в современных государствах на качественно новом уровне произошли процессы сближения различных правовых систем. Элементы некогда различавшихся систем капитализма и социализма переплетаются гораздо сложнее и глубже. В условиях распада социалистических систем государства и права, социализации буржуазного строя отечественные государствоведы стараются сегодня избегать использования самих терминов социалистический и буржуазный для характеристики конституций и других конституционно-правовых явлений.
С точки зрения закрепляемых в конституции государственно-правовых режимов можно выделить конституции демократических, авторитарных и тоталитарных государств.
С точки зрения государственно-территориального устройства различают: конституции надгосударственных образований; конституции государств (федеративных и унитарных); конституции составных частей федерации или иных территориальных образований, основанных на автономии.
Примером конституций надгосударственных образований является Европейская Конституция. Как известно в Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России также предусмотрено принятие Конституции (Конституционного Акта) Союзного государства.
Можно привести и иные классификации, часть из которых уже была рассмотрена выше, при анализе сущности и основных свойств конституции.
Источник