Виды конституции по способу принятия по способу изменения

Виды конституций и законов. Способы принятия и изменения (пересмотра) конституций

— писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах,

— неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, – Великобритания);

— кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран);

— не кодифицированные (конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему, – Великобритания);

3) по содержанию:

а) по новизне содержания (на момент принятия):

– оригинальные (т. е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты – британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.);

– заимствованные (т. е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций – большинство конституций);

б) по политическому режиму (демократические, авторитарные);

в) по установленной форме правления (монархические (Бельгия); республиканские (США, ФРГ));

г) по порядку издания:

– октроированные, т. е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);

– принятые представительным органом (парламентом);

– принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария);

– одобренные на референдуме (Армения, Испания);

д) по способу изменения:

– гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы) – Израиль, Новая Зеландия;

– жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами) – большинство конституций;

– смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);

е) по срокам действия:

– постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций;

ж) по уровню конституционного регулирования:

– конституции федеративного государства (США, ФРГ);

– конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).

Принятие конституций может осуществляться:

1) обычным представительным органом (социалистические страны, за исключением Кубы);

2) специально созываемым для разработки и принятия конституции органом (Конституантой, Учредительным собранием, Великим народным собранием, Учредительной ассамблеей и т. п.);

4) октроированным способом, т. е. дарованием конституции актом главы государства (Катар, Кувейт, ОАЭ);

5) иным способом (руководством политической партии и т. п.).

Изменение гибких конституций проводится путем принятия обычного закона.

Для изменения жестких конституций устанавливается усложненный порядок по сравнению с изменением гибких конституций.

Например, могут предъявляться требования:

1) квалифицированного большинства;

2) нескольких последовательных обсуждений с перерывом;

3) повторного голосования парламента того же созыва через определенный срок;

4) повторного принятия поправок парламентом следующего созыва;

5) утверждения поправок на референдуме;

6) одобрения субъектами федерации (большей частью субъектов федерации или всеми);

7) внесения изменений специально созываемым органом.

Источник

Классификация конституций

В основе деятельности государства лежит нормативно-правовой документ, под названием Конституция. Существует определенная классификация конституций, предполагающая их принадлежность к определенным группам в зависимости от их свойств, форм, содержания, времени принятия, способа изменения.

Классификация конституций по группам

Фактическая и юридическая конституция.

Фактическая конституция – существующие нормы общественного и государственного строя, правового статуса гражданина, система социально-экономических и политико-правовых взаимоотношений, которое непосредственное влияние на юридическую конституцию.

Содержание юридической конституции определены этими взаимоотношениями, а также процессами, происходящими в сфере экономической, политической и социальной деятельности.

Юридическая конституция – нормативно-правовой акт, имеющий определенную структуру, утвержден по установленным правилам. Является реализацией реального закона, поскольку содержит определенный набор статей.

Материальный и формальный смысл конституции

Конституция в смысле материальном представляет собой комплекс правовых норм, которые регулируют основы общественного устройства, государственного устройства и положения гражданина в них, где нормативно-правовые акты по своей юридической силе равны между собой. Конституция в смысле формальном – правовой акт (значительно реже – несколько правовых актов), который имеет наивысшую юридическую силу среди актов внутреннего права и изменяется в усложненном по сравнению с иными законодательными актами порядке.

Но, как и в любых правилах, существуют исключения.

Читайте также:  Лучший способ победить искушение поддаться ему

В Великобритании конституция носит лишь материальный смысл. Это связано с тем, что в государстве отсутствует акт высшей юридической силы, который может изменяться в особом порядке, более усложненном. Здесь основы государственного устройства, общественного устройства а также правовой статус гражданина определяется на основе не только законодательными нормами, но и правовыми обычаями, судебными прецедентами, доктринальными правовыми источниками.

В некоторых странах в то же время используются нормы, имеющие чисто формальный характер, потому что включены в текст закона. С точки зрения права материального, они не являются нормами особой важности.

При употреблении определения «Конституция», чаще всего подразумевается юридическая конституция в формальном смысле.

Писаная и неписаная конституция

Конституция по форме выражения классифицируется на писаную и неписаную.

Фома выражения конституции – способ организации и представления конституционных норм и ее институтов.

Конституция писаной формы выражения представляет собой законодательный акт, которые были провозглашены в качестве основных законов государства.

Неписаная конституция выражена совокупностью законодательных актов, прецедентов и правовых обычаев. Из-за правовых обычаев такая конституция и относится к категории неписаных.

Совокупность актов и правовых норм закрепляют основные положения уже существующего государственного строя, но в качестве основополагающих законов они формально не объявлены.

В настоящее время такие конституции отсутствуют в принципе, поскольку не существует на данный момент государств, в которых конституции были бы полностью неписанными. Даже являющаяся классической страной неписаной конституции, в ее состав входит множество писаных актов. Поэтому различия в вышеуказанных конституциях заменяют на различия, присущие формальной и материальной конституции.

Конституции дарованные: принятые учредительным собранием и одобренные на референдуме

Дарованная конституция – конституция, которая предоставляется стране уже полностью структурированной и народ не принимает участия в процессе осуществления конституционных процедур.

Дарованные конституции подразделяются на:

  • Принятие монархом конституции для своего государства самостоятельно, без разделяя права с иными лицами в процессе ее принятия. К таким конституциям следует отнести Конституцию Бельгии, принятой в 1831 году и прекратившей своё действие в 1994 г.; Конституция Канады 1867 года; Конституция Японии 1889 года; Иорданского Хашимитского Королевства, принятой в 1952 году. Также Президентом Пакистана в 1962 году даровалась Конституция.
  • Колониальные конституции. Суть заключалась в снижении обострения национально-освободительной борьбы. Государство создавало конституцию для своей колонии и преподносило ее в качестве дара с той целью, чтобы жители не требовали независимости. То есть речь не идет о реальном отделении и независимости колоний, а просто о предоставлении конституций для зависимых от государства колоний. Первыми такими конституциями были конституции, разработанные англичанами для зависимой от нее колонии – Индии. Они утверждались английским парламентом и подписывались королем. Франция была дарован Алжиру закон о «Статуте Алжира» 1948 года, а США – Конституцию Кубы в 1901 году.

«Гибкие» и «жесткие» конституции

Конституции этого вида различаются по способу изменения.

«Гибкие» конституции» – конституции, которые изменяются так же, как и иные законодательные акты (пример – неписаная конституция Великобритании).

«Жесткие» конституции требуют иных, более жестких условий:

  • Квалифицированное большинство голосов;
  • Проведение двойное голосования;
  • Утверждение на референдуме.

В современном мире наблюдается закономерность появления конституций, которые по своему характеру являются смешанными с точки зрения изменений конституционных положений: одни статья не подвергаются изменениям вовсе, другие – изменяются в более сложном порядке, третьи – в упрощенном.

В «жестких» конституциях существует некоторые особенности, применяемые в различных странах:

  • Конституционные нормы должны быть изменены квалифицированным числом голосов, то есть двумя третями, тремя четвертями и так далее;
  • Принцип двойного голосования, подразумевающей возможность внесения поправок только процедур проведения голосования;
  • В федеративных государствах для внесения изменений в «жесткие» конституции существует правило, которое гласит, что поправки в конституцию помимо государственного парламента должны быть приняты еще и квалифицированным большинством федеративных субъектов. Касаемо Конституции США, поправки должны быть приняты 2/3 голосов каждой из палат Конгресса, а одобрена ¾ штатов (36-ю штатами, как минимум).
  • Такой вышеуказанный аспект, как принцип двойного голосования, подразделяется на следующее разновидности:
  • Простой – за внесение поправки голосование проходит дважды через определенный промежуток времени. В Конституции Италии указано, что двойной вотум проводится с промежутком не менее трех месяцев;
  • Усложненный – первая поправка подлежит голосованию и принимается квалифицированным большинством, второй раз она выставляется на голосование, но в составе уже переизбранного государственного парламента.
Читайте также:  Простой способ засолки арбузов холодным способом

В определенных государствах установлены неизменяемые нормы конституции.

В конституции Португалии или в статье 139 Конституции Италии указано, что республиканская форма правления никак и никогда не может быть изменена.

Постоянные и временные конституции

Конституции, относящиеся к конституциям постоянного действия, не означают неограниченного срока своего действия.

Постоянная конституция – конституция, в которой не установлены хронологические границы ее действия и не предусмотрены события, предполагающие ее замену.

Временная конституция – конституция, ограничивающая срок собственного действия, устанавливающая условия, возникновение которых влечет замену постоянной конституцией.

Временные конституции принимаются без созыва учредительных собраний и не выносятся на референдум. Они провозглашаются или главной государства или руководством страны после осуществления государственного переворота. В тексте временных конституций указывается срок действия по решению учредительного собрания конституционного конвента и в результате проведения референдума. Иногда временная конституция без необходимости ее изменений, становится постоянной. К таковой можно отнести Основной Закон Федеративной Республики Германия, принятой в 1949 году. Этот документа изначально был принят в качестве временной конституцией и первоначальное ее действие распространялось не на всю территорию Германии, а на англо-французскую зону оккупации.

Конституции программные и констатирующие

Программные конституции – социалистические конституции, которые определяют основные цели строительства социализма и коммунизма. (В Китае, Конституцией которого указана цель построения социализма, по мнению руководителей потребуется около 100 лет).

Констатирующие конституции – конституции, не содержащие программных положений о преобразовании общества.

Но большая часть программных конституционных норм – констатирующие, а такие конституции содержат программные элементы и целевые установки (введения, преамбулы). Различают конституции федеративных государств, унитарных государств, федеральных субъектов. В очень редких случаях конституции в автономиях политического характера (Автономная Республика Крым на территории Украины).

Источник

Виды конституций

Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

— исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

Читайте также:  Проектная деятельность как способ достижения метапредметных результатов

Выделяют также юридические и фактические конституции .

Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).

Функции конституции

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:

а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ);

б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125 Конституции РФ);

в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ);

г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.

Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

Источник

Оцените статью
Разные способы