Виды конкуренций по способу удовлетворения

Что такое конкуренция — ее функции, виды (совершенная, несовершенная, монополистическая) и закон о защите конкуренции

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Несомненно, вы часто слышите слово «конкуренция». Оно встречается там, где есть соперничество. И не важно, в какой сфере и кто соперничает между собой.

Сегодня в деталях проанализируем, что такое конкуренция в экономике и в общих чертах рассмотрим, где еще встречается это понятие.

Определение конкуренции — что это

Простой пример: преподаватель говорит студентам, что зачет без официальной сдачи получит только один человек из группы, который подготовит лучший реферат. Очевидно, что каждый из учеников будет очень стараться, чтобы его работа стала лучшей.

То есть в группе разворачивается конкурентная борьба, студенты конкурируют между собой.

Вывод: конкуренция – это соревнование за получение какого-либо ограниченного ресурса. В экономике – это рынок сбыта, прибыль. В спорте – это призовые места. В шоу-бизнесе – музыкальные премии и т.д.

«Конкуренция» – слово из латинского языка (concurrere), означающее «соперничать». Это явление предполагает совершение комплекса намеренных действий – «конкурирования, соперничества».

Экономическая конкуренция при рыночной экономике – естественное явление, вызванное рядом объективных причин:

  1. функционирование множества субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих компаний), имеющих приблизительно равный потенциал;
  2. экономическая обособленность данных субъектов друг от друга;
  3. зависимость хозяйствующих субъектов от условий рынка;
  4. необходимость соперничества между субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Функции конкуренции в экономике

Почему конкуренция так важна для эффективного развития экономики государства и, как следствие – для благосостояния его граждан?

Рассмотрим ее функции, которые благотворно влияют на экономическое развитие любой страны.

    Фактор мотивации. Стимулирует внедрение инновационных достижений науки и техники в производство, появление новых технологий и услуг, улучшение качества продукции и т.д.

Пример: владелец предприятия, внедрив инновационную технологию в производственный цикл, выпускает больше продукции и получает прибыль (что это такое?), намного превышающую прибыль конкурентов.

Вывод: конкуренция мотивирует предпринимателя на применение новейших достижений.

Фактор регулирования (размещения). Позволяет направить потоки ограниченных ресурсов в те отрасли хозяйственной деятельности, которые в настоящий момент времени имеют наибольший спрос.

Пример: повышение спроса на тот или иной товар подсказывает, что в настоящий момент выгодно производить, а производство какой продукции нужно остановить. Например, финансировать выпуск радиоприемников нерентабельно, спрос на них минимальный, гораздо выгодней производить мр-3 плейеры с функцией прослушивания радио.

Таким образом, финансовый ресурс перераспределяется на выпуск более востребованной продукции.

  • Фактор контроля – способствует естественному регулированию наличия монопольных структур на рынке. Это своеобразный самонастраиваемый инструмент антимонопольной борьбы. При наличии конкуренции на рынке потребитель выбирает продукцию с оптимальным соотношением цены и качества, не позволяя какому-либо одному производителю завоевывать монопольные позиции в отношении цены и ассортимента.
  • Фактор распределения – позволяет оптимизировать рынок по составу участников: доходы распределяются между успешными производителями, аутсайдеры (кто это?) естественным путем выходят из конкурентной борьбы. «Побеждает сильнейший».
  • Федеральный закон (№ 135-ФЗ) о защите конкуренции в РФ

    Конкуренция – это тот фактор, который заставляет эволюционировать человечество в науке, экономике, производстве, торговле, спорте и даже культуре.

    Практически все государства мирового сообщества на законодательном уровне выступают в защиту конкуренции, сдерживая монополизацию экономики. Российская Федерация не исключение, правительством приняты меры для развития свободного рынка.

    Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности в РФ вступил в силу 27 июня 2006 года. Это Федеральный Закон (ФЗ) № 135 «О защите конкуренции». Кратко о том, что прописано в этом законодательном акте:

    Читайте также:  Способы предупреждения дефектов при сварке

    1. цели ФЗ – обеспечение свободы экономической деятельности и защита конкуренции;
    2. определение понятия (ст. 4):
    3. виды конкуренции и обозначение рамок конкурентных действий;
    4. функции и полномочия антимонопольных органов;
    5. обеспечение государственного контроля за концентрацией экономики;
    6. ответственность (что это?) за нарушение антимонопольного законодательства.

    Виды конкуренции в экономике

    Конкуренция классифицируется по параметрам, представленным на схеме ниже.

    Кратко рассмотрим каждый из указанных видов, а затем отдельно остановимся на основных видах, имеющих основополагающее для экономики значение.

    Классифицирующий фактор Виды конкуренции Основные особенности
    по методам осуществления ценовая осуществляется методом демпинга (резким снижением цен), является одной из форм недобросовестной конкуренции
    вне ценовая базируется на улучшении качества, оптимизации менеджмента в компании
    по отраслевой принадлежности отраслевая процесс протекает внутри одной отрасли производства
    межотраслевая конкурируют компании из разных отраслей с целью расширения рынка сбыта и максимизации прибыли
    по способу организации организованная возникает при создании равноценных условий для всех участников рынка
    стихийная активизируется при ослаблении государственного контроля за монополизацией рынка
    по статусу рынка внутренняя (национальная) существует в рамках экономики одной страны, может быть отраслевой и межотраслевой
    мировая происходит на межгосударственном уровне в целях завоевания новых рынков сбыта, улучшения условий сбыта. Характеризуется конкурентоспособностью государства
    по степени легальности легальная осуществляется в рамках установленного законодательства
    криминальная проводится с помощью неэкономических методов: рейдерских захватов, коррумпирования чиновничьего аппарата, фальсификации продукции
    по степени свободы совершенная экономическая модель конкуренции при идеальных рыночных условиях (при отсутствии возможности влияния на цены)
    несовершенная конкуренция в условиях возможности регулирования цен вследствие монополизации рынка сбыта

    Совершенная конкуренция

    Теперь приступим к более подробному анализу совершенной и несовершенной конкуренции.

    Рынок совершенной конкуренции – это идеальная модель рынка, в которой каждый из многочисленных продавцов (производителей) занимает совсем небольшую нишу, а потому не может диктовать условия продаж, формирования цен и т. д.

    Эта конкуренция также называется чистой, потому что отсутствует какое-либо давление на покупателя.

    Цены на товар формируются методом соответствия спроса и предложения.

    Признаки, которые характеризуют совершенную конкуренцию:

    1. нет препятствий для начала и развития бизнеса (отсутствие специальных условий, например, приобретения лицензии);
    2. большое количество участников рынка. Покупательский спрос на определенный товар покрывается несколькими продавцами (производителями);
    3. свободное формирование цен;
    4. достаточное количество однородного товара от разных производителей. Это предоставляет возможность альтернативного выбора;
    5. отсутствие давления на участников рынка или, напротив, выборочного предоставления каких-либо льгот.

    Примеры совершенной конкуренции: производство сельхозпродукции, станции техобслуживания автомобилей, пошивочные ателье, т. е. такие предприятия, которые в сфере себе подобных представляют одинаковый спектр услуг (ассортимент товара) по примерно равной цене (имеют равные исходные условия).

    Несовершенная конкуренция (монополистическая и др.)

    Основной вид конкуренции в современных условиях – несовершенная. Это обусловлено сложностью создания условий для чистого конкурирования.

    Конкуренция является несовершенной, если присутствует хоть один из перечисленных ниже факторов:

    1. искусственное занижение цен (демпинг);
    2. наличие препятствий (юридических, материальных и др.) для выхода на рынок. Например, получение специальной лицензии и уплата дополнительных налогов;
    3. распространение заведомо ложной информации (или утаивание сведений) о товаре, его качествах, производстве и т. д.;
    4. криминализация деятельности организации. Например, получение определенных льгот с помощью коррумпированного чиновника.

    Формы несовершенной конкуренции

    монополистическая конкуренция. Характеризуется сочетанием монополии и конкурентной борьбы. Ее суть: на рынке присутствует множество продавцов, реализующих похожий (но не идентичный) товар, т. е. каждый из них является монополистом на свой вариант товара. Но в то же время есть множество конкурентов, продающих похожий ассортимент.

    Пример монополистической конкуренции: небольшие магазины розничной торговли. Данные участники рынка предлагают свой вариант товара, конкурируя между собой за потребителей.

    Монополистическая конкуренция – это оптимальный вариант рынка:

    ПРЕИМУЩЕСТВА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
    1. наиболее полно соответствует интересам покупателей;
    2. дифференциация (что это?) продукции расширяет возможности выбора потребителя;
    3. сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном уровне.
    Читайте также:  Чем отличается способ от техники
  • олигополия. Суть: на рынке господствует несколько крупных участников, удовлетворяющие практически весь спрос на конкретный товар или услугу. Например, операторы мобильной связи (МТС, Билайн, Мегафон и т. д.).
  • монополия. Суть: на рынке доминирует один производитель (продавец). Ему полностью подконтрольны цены и объемы продаж. Примером монополии в РФ может служить ОАО «Российские железные дороги».
  • » alt=»»>

    Конкуренция — это не только экономика

    Повторюсь: конкуренция есть везде, где присутствует необходимость быть впереди, в том числе и в плане выживания.

    В биологии конкуренция подразумевает борьбу особей одного вида за условия существования или даже за жизнь. Например, львы конкурируют за право иметь свой прайд (семью, состоящую из самок и впоследствии – детенышей).

    В трудовом коллективе – это стремление занять лидирующие позиции на служебной лестнице, обойти остальных в знаниях, умениях, навыках.

    В спорте – это борьба за лучшие результаты, за право быть победителем.

    Если вы хотите знать больше, читайте наш блог!

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Статья прям по полочкам тему разложила. Конкуренция — настоящий мотор прогресса, но некоторые лидеры (хоть и понимая это) все-таки зачастую ставят собственную выгоду выше общего прогресса.

    Конкуренция нужна в любой отрасли, иначе у человека пропадет мотивация и стремление двигаться дальше. Ведь если всё хорошо, дела идут в гору и огромная аудитория довольных клиентов, чего бояться? Но стоит появиться конкуренту, как сразу же хочется улучшить качество и ассортимент, а порой снизить цену и запустить акции. Нужно уметь быть конкурентноспособным, и тогда всё получится.

    Источник

    Виды конкуренций по способу удовлетворения

    Варвара Николаевна Ильина

    Шпаргалка по конкуренции

    1. Понятие, основные виды конкуренции

    Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

    Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

    Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

    Положительные стороны конкуренции:

    1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

    2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

    3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

    4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

    5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

    6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

    7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

    8) конкуренция вводит новые формы управления.

    Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

    На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

    1) при его производстве:

    а) производительность труда;

    б) уровень налогообложения;

    в) внедрение научно-технических разработок;

    г) размеры прибыли предприятия;

    д) величина оплаты труда.

    2) при его потреблении:

    а) продажная цена товара;

    г) послепродажное обслуживание;

    д) уровень предпродажной подготовки.

    Существует шесть видов конкуренции:

    1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

    2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

    3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

    4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

    5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

    а) продажа личного товара по цене конкурента;

    б) снижение цены потребления товара;

    Читайте также:  Способами по сроку окупаемости

    6) незаконные методы:

    а) антиреклама товаров конкурентов;

    б) производство товаров имитаторов (подделка).

    2. Формы и методы конкуренции

    Различают три формы конкуренции:

    2) видовую (личностную);

    Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

    Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

    Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

    Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

    1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

    2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

    3) на основе снижения цены (ценовая);

    4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

    5) на основе повышения качества управления;

    6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

    Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

    При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

    При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

    Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

    К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

    1) промышленный шпионаж;

    2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

    3) выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

    3. Конкуренция по степени интенсивности

    Интенсивность конкуренции – характер и степень противостояния конкурентов

    одной отрасли или на одном рынке. На конкурентную ситуацию влияют меры государственного регулирования отрасли – ограничения импорта, запреты на экспорт и т. п., что способно как увеличить, так и уменьшить привлекательность отрасли. Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил:

    1. Угроза выхода на рынок новых компаний – добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым уменьшают рыночные доли существующих конкурентов;

    2. Рыночная власть поставщиков влияет на цены и качество поставляемых продукции, услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая:

    а) доминирование нескольких поставщиков;

    б) большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей;

    в) недоступность товаров-заменителей;

    г) незначимость производителя для поставщиков;

    д) важность продуктов поставщиков для производителя;

    е) высокая дифференциация поставщиков;

    ж) высокие издержки производителя по смене поставщика;

    з) возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.

    3. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей:

    а) большая концентрация, чем в отрасли производителя;

    б) большие объемы покупок;

    в) недифференцированные или стандартные товары, услуги производителя;

    г) угроза обратной интеграции покупателя с производителем;

    д) открытость информации о составе затрат производителя;

    е) высокая ценовая эластичность спроса в отрасли;

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы