Гравюры, гравюры. Это интересно!
Альбрехт Дюрер «Меланхолия»
Что такое рисунок известно каждому. А вот, что такое гравюра знают, пожалуй, не все, хотя они встречаются нам повсеместно. Между тем и рисунок, и гравюра относятся к одному и тому же виду искусства – к графике (греч. «grapho» — пишу, рисую). Действительно, гравюра и рисунок оперирует линией и штрихом. Правда, между ними имеется принципиальное различие.
Гравер не рисует прямо на бумаге, а наносит изображение сначала на какую-либо твердую поверхность, а уже потом с нее переносит изображение на бумагу.
Гравюрой (франц.«graver» — вырезать) называют оттиск рисунка на бумаге или другом материале, полученный с пластины, именуемой «печатной доской» или просто «доской». Она может изготавливаться из дерева, металла, камня, полимера и так далее.
Гравюрой называют также и сам вид графики, включающий способы собственноручного нанесения художником изображения на печатную доску, ее ручной обработки и печатания оттисков.
В зависимости от материалов и способа обработки различают разные техники гравюры: ксилография, офорт, литография, лавис, линогравюра, акватинта, сухая игла, меццо-тинто и другие.
Гравюры могут исполняться в сочетании разных техник. Они бывают черно-белые или цветные.
Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
Правда, эстампом (фр. «estampe» – оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.
Обычай вешать на стену репродукции основан на дороговизне произведений живописи.
Однако репродукция – это не искусство. И не только потому, что в ней, как правило, искажается цвет, меняется формат и теряются многие тонкости оригинала.
Репродукция — не искусство еще и потому, что в ней нет непосредственности подлинника, того неуловимого присутствия автора, которым именно и ценно подлинное художественное произведение.
Фактически репродукция служит лишь напоминанием или воспоминанием о произведении искусства. В том-то и прелесть эстампов, что в них живет душа художника, чувствуется трепет его руки.
Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А. Дюрера, Рембрандта, П. Брейгеля, Ф. Гойю, А.Ван Дейка, Э. Делакруа, В. Ван Гога, С. Дали и др.
Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А. Доре, О. Домье, В. Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.
В Европе гравюра появилась относительно недавно – в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их.
Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.
Самая древняя гравюрная техника – это гравюра на дереве или ксилография (греч. «ксилон» — деревянная дощечка). Считается, что в Европе первый оттиск с деревянной доски был сделан в конце XIV века в Германии.
Процесс создания ксилографии упрощенно выглядит следующим образом. Гравер, работая ножом и долотом, создает на доске выпуклый рисунок, где линии рисунка выступают в виде перегородочек.
В качестве доски для ксилографии использовали древесину мягких сортов дерева, главным образом грушевого. На выступающие перегородочки валиком накатывают специальную краску, чаще всего типографскую, потом сверху накладывают лист бумаги и проглаживают его косточкой – фальцовкой. Рисунок переходит на бумагу. Гравюра готова.
Таким же способом до изобретения книгопечатания «печатали» и книги. Каждая страница вырезалась целиком с текстом и иллюстрациями, а потом оттиски склеивали обратными сторонами. Надо отметить, что ксилограф работает только с контрастами черного и белого.
Старые мастера умели в сплетении линий, контрастах черно-белых пятен передавать самые разнообразные оттенки чувств и переживаний.
Вспомним хотя бы хрупкие пейзажи А. Альтдорфера, выразительную «Пляску смерти» Г. Гольбейна, мощный «Апокалипсис» А. Дюрера и так далее.
К XVIII — началу XIX века относится расцвет японской цветной ксилографии. Эти гравюры печатались с нескольких досок – каждая другого цвета.
Творчество художников Хокусай, Харунобу, Утамаро оказало значительное влияние на европейское искусство.
В наши дни получила распространение линогравюра, то есть гравюра на линолеуме. По технике линогравюра подобна ксилографии, но работать в ней легче.
Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра.
Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А. Дюрера.
Вырезание линий требовало применения большой силы, и художники искали способ избежать длительной и утомительной работы.
Таким способом оказался офорт (франц. «eau-forte» — азотная кислота или крепкая водка), появившийся в XVI веке.
Чаще всего офорты делают на меди или цинке. Металлическую доску покрывают специальным лаком на основе воска и смолянистых веществ.
Художник рисует иглой, которая свободно ходит по восковому лаку, обнажая поверхность меди. Рисунок проступает красным на черном фоне лака. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая разъедает медь, протравливая рисунок.
Офорт ближе всего к рисунку пером – быстрому, динамичному, точному.
Недаром Рембрандт использовал офортные доски и для создания мгновенных уличных или дорожных «зарисовок».
И все же техники углубленной и выпуклой гравюры должны были отступить перед литографией. Литография (греч. «лито» — камень) была изобретена в конце XVIII века мюнхенцем Алоизом Зенефельдом (1771-1834).
Он разработал эту чрезвычайно богатую возможностями технику гравюры, которая почти без изменений употребляется и сейчас.
Литография относится к плоской печати и основана на взаимном отталкивании жира и воды. Художник наносит рисунок на литографский камень (тип известняка) жирным литографским карандашом или жирной литографской тушью. Эти составы, проникнув в поры камня, плотно пристают к его поверхности.
Затем камень увлажняют окисленной водой, жирная поверхность отталкивает воду.
Когда на обработанный таким образом камень накатывают типографскую краску, то она пристает только в тех местах, где нанесено изображение жирными литографскими составами, так как «пробельные» увлажненные места остаются невосприимчивыми к краске.
Далее процесс изготовления оттисков идет, как и для других гравюрных техник.
Литография дает возможность делать огромное количество оттисков.
Со второй половины XIX века литография начала свой триумфальный марш по Европе. Потом появилась цветная литография.
В Европе первая цветная литография была сделана Э. Мане.
Крупнейшим мастером цветной литографии был А.Тулуз-Лотрек. Легкий карандашный стиль, прозрачные штрихи пера, ровные заливки тушью часто сочетались у него на одном листе и давали великолепный эффект.
Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства.
Она вносит в нашу жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Хочу замуж (164)
- Гитара (8)
- Анекдот (27)
- Бабушка. Дедушка (68)
- Война (418)
- Дети (611)
- Душевно о главном (84)
- Живопись (1389)
- Здоровье (570)
- Интересное (621)
- История (2870)
- Кино. Театр (247)
- Компьютерная грамотность (64)
- Красота (214)
- Лицо (17)
- Волосы (4)
- Крым (5484)
- Ай — Петри (52)
- Ак — Кая (Белая скала) (19)
- Алупка (86)
- Алушта (86)
- Армянск (11)
- Артек (38)
- Байдары (35)
- Бакла (8)
- Балаклава (117)
- Бахчисарай (1093)
- Белогорск (Карасубазар) (42)
- Бисерный храм (9)
- Гаспра (7)
- Греки Крыма (68)
- Гурзуф (100)
- Дворцы и усадьбы Крыма (150)
- Демерджи (17)
- Джанкой (37)
- Евпатория (99)
- Евреи Крыма (26)
- Животные Крыма (15)
- Жилье у моря в Крыму (10)
- Известные люди в Крыму (334)
- Ильяс — Кая (6)
- Инкерман (53)
- История Крыма (2214)
- Исход. Крым (37)
- Караимы Крыма (99)
- Кацивели (4)
- Качи — Кальон (25)
- Керчь (111)
- Кино, театр в Крыму (21)
- Книги о Крыме (146)
- Коктебель (39)
- Кореиз (15)
- Кофейни Крыма (18)
- Крым — времена года (13)
- Крым в живописи (463)
- Крым. Истории любви (11)
- Крым. Разное (203)
- Крым. Ретро — фото (1060)
- Крым. Референдум. До и после (126)
- Крымская война 1853 — 1856 гг. (96)
- Крымские художники (56)
- Крымско — татарская кухня (15)
- Кучук — Ламбат (5)
- Лаванда (20)
- Лаки (5)
- Легенды Крыма (47)
- Ливадия (81)
- Максимова дача (10)
- Мангуп — Кале (47)
- Массандра (15)
- Места силы Крыма (33)
- Мисхор (11)
- Мой сад (37)
- На автомобиле по Крыму (57)
- Научный (Обсерватория) (7)
- Недвижимость в Крыму (11)
- Немцы Крыма (28)
- Никитский ботанический сад (13)
- Новый Свет (18)
- Ореанда (17)
- Отдых в Крыму. Жильё в Крыму у моря (24)
- Партенит (20)
- Песни о Крыме (11)
- Пляжи Крыма (33)
- Растения Крыма (128)
- Романовы в Крыму (69)
- Саки (16)
- Севастополь (1012)
- Села Крыма (325)
- Симеиз (39)
- Симферополь (288)
- Соколиное (Коккозы) (19)
- Старый Крым (38)
- Стихи о Крыме (134)
- Судак (56)
- Суук — Су (7)
- Тайны Крыма (145)
- Тепе — Кермен (21)
- Успенский монастырь (35)
- Феодосия (140)
- Фиолент (45)
- Форос (31)
- Фото — художники о Крыме (14)
- Ханские дворцы (103)
- Херсонес (39)
- Храм Донаторов (3)
- Чуфут — Кале (95)
- Швейцарцы Крыма (4)
- Шокирующий Крым (40)
- Экскурсии в Крыму (127)
- Эски — Кермен (22)
- Юмор.Крым (36)
- Ялта (290)
- Крымские татары (720)
- Любовь. Любовная лирика (680)
- Мифы об Украине (4)
- Море. Пляж (74)
- Мужчина. Женщина (264)
- Музыка (498)
- Непознанное (199)
- О, женщина! (25)
- Полезные советы (447)
- Психология (528)
- Рецепты (346)
- Россия (3250)
- Муром (6)
- Приднестровье. Тирасполь (41)
- Романовы (85)
- Россия в мемуарах (40)
- Сахалин (31)
- Семья (699)
- Соционика (1)
- СССР (915)
- Старые фотографии (1277)
- Стихи (489)
- Стройнею (127)
- Украина (2212)
- Частушки (31)
- Шитьё (503)
- Выкройки и моделирование (184)
- Вышивка (3)
- Идеи. Советы дизайнеров (55)
- Переделка одежды (41)
- Сумки и др. (13)
- Технология шитья (36)
- Школа (211)
- Юмор (1172)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
О гравюре. Ксилография. Линогравюра. Литография. Офорт. Резцовая гравюра. Шелкография
Гравюра (франц. gravure, от graver — вырезать; нем. graben — копать) —
1) всякое изображение, выполненное с применением гравировки, то есть прорезки, процарапывания на камне, на деревянной доске или на металле;
2) вид графического искусства, к которому относятся произведения (гравюры), созданные при помощи печатания с награвированной формы (доски); 3) печатный оттиск (эстамп) на бумаге (или каком-нибудь сходном материале) с пластины, на которой вырезан рисунок.
Вид долины Каралез 1824 год. Художник Карл фон Кюгельген (Johann Karl Ferdinand von Kügelgen, 1772 — 1832). Литография
По сложившейся традиции, гравюрой называют также литографию, в которой гравирование (прорезывание, процарапывание) не используется. В зависимости от способа обработки печатной формы различают выпуклую (ксилография, линогравюра), углубленную (гравюры на металле) и плоскую (литография) гравюру. В свою очередь, в гравюре на металле существуют механические способы создания печатной формы (резцовая гравюра, «сухая игла», меццо-тинто) и химические — травлением изображения кислотой (офорт, «мягкий лак», лавис, пунктир). Специфика гравюры как вида искусства заключается в ее тиражности — возможности получать множество оттисков с одной печатной формы.
Гравюра известна очень давно. Самые простые оттиски и сейчас делают дети, отпечатывая выпуклые рисунки или подкрашивая монеты и надавливая ими на бумагу. По своей природе, все техники гравирования пришли из ремесел: из резных набоек, которыми рисунок наносился на ткань, из ювелирного дела, которое использует резьбу по металлу и травление, из техник украшения оружия. Не случайно гравирование перешло из ремесел на бумагу — человеку всегда хотелось повторить рисунок, картинку, орнамент, знак без изменений, сохранив их точность и красоту. Потому сначала в Китае, а затем и в Европе стали гравировать то, что хотели растиражировать — изображения святых, популярные листки, игральные карты и книги. И сейчас гравюра есть в каждом доме — это и марки, и бумажные деньги, и иллюстрации в некоторых старых книгах, и сами книги.
Самые древние гравюры — гравюры на дереве (ксилографии) — появились в VI–VII веках в Китае и затем в Японии. А первые европейские гравюры начали печатать лишь в конце XIV века в Южной Германии. Они были абсолютно простыми по рисунку, без изысков, иногда раскрашивались от руки красками. Это были листки с картинками на сюжеты из Библии и церковной истории. Для неумеющего читать населения такие листки и проповеди были единственным источником знания Священного Писания, и, наверное, тогда же появились аллегорические изображения, азбуки, календари. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» (ксилографические) книги, при издании которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве. По сути, печатная книга времен Иоганна Гуттенберга сама по себе была гравюрой, так как текст в ней выкладывается и множится оттисками с рельефных клише.
Желание сделать цветное изображение и «рисовать» не только линиями, но и пятном, «лепить» светотень и давать тон привело к изобретению цветной ксилографии «кьяроскуро», при которой печать осуществлялась с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Ее придумал и запатентовал венецианец Уго да Карпи (ок. 1455 — ок.1523). Техника эта, однако, была трудоемкой, и ею пользовались редко — ее «второе рождение» произошло только в конце XIX в.
Итак, ксилография позволяет сделать много оттисков — пока не сотрется «оригинал». И дальнейшая история изобретений в гравюре находилась в прямой зависимости от желания увеличить число отпечатков, довести рисунок до большей сложности и еще точнее воспроизвести мельчайшие детали. Так, почти вслед за ксилографией — в конце XV в. — появилась резцовая гравюра на металле (медной доске), позволявшая работать в рисунке более гибко, варьировать ширину и глубину линии, передавать легкие и подвижные очертания, разными штриховками делать тон сгущенным, точнее воспроизводить то, что замыслил художник — фактически делать рисунок любой сложности. Наиболее значительными мастерами, работавшими в этой технике, были немцы — Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр и итальянцы — Антонио Поллайоло и Андреа Мантенья.
Если ксилографии Дюрера, сделанные им в конце XV в., его жена продавала с телеги прямо на рынке, то его «мастерские гравюры», сделанные через 20 лет резцом на металле (в том числе и сухой иглой), уже были признанными шедеврами и ценились как подлинные произведения искусства. Так, наконец, XVI век оценил гравюру как высокое искусство — похожее на живопись, но пользующееся графическим рисунком со своей технической интригой и своеобразной красотой. Так, выдающиеся мастера XVI в. превратили гравюру из массового прикладного материала в высокое искусство со своим языком, своими темами. Таковы гравюры Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Марко Антонио Раймонди, Тициана, Питера Брейгеля-старшего, Пармиджанино, Альтдорфера, Урса Графа, Лукаса Кранаха-старшего, Ханса Бальдунга Грина и многих других выдающихся мастеров.
К концу XVI века резцовая гравюра на металле достигла совершенства: простой рисунок сменила богатая пластика, сложнейшие способы параллельной и перекрестной штриховки, которыми художники добивались оригинальных эффектов светотени и объема. Это всеобщее стремление к достижению сложных светотеневых эффектов и более изысканного рисунка привело к экспериментам с химическим воздействием на доску — с травлением, и, в конечном счете, способствовало рождению новой техники — офорта, расцвет которого приходится на XVII век. Это было время лучших мастеров-граверов, разных по темпераменту, вкусам, задачам и отношению к технике. Рембрандт делал отдельные эстампы, добиваясь травлением и штриховкой на разной бумаге сложнейших светотеневых эффектов. Жак Калло сделал офорт своей жизнью и награвировал целую вселенную портретов, сценок, человеческих типов; Клод Лоррен воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. Он назвал собранную им книгу офортов «Книгой истины». Питер Пауль Рубенс устроил даже специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, Антонис ван Дейк награвировал офортной иглой целую серию портретов современников.
В это время в офорте были представлены самые разные жанры — портрет, пейзаж, пастораль, батальная сцена; изображение животных, цветов и фруктов. В XVIII веке почти все крупные мастера пробуют себя в офорте — А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар — во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди — в Италии. Появляются большие серии гравюрных листов, объединенные темами, сюжетами, иногда они собираются в целые книги, как, например, сатирические листы У. Хогарта и жанровые миниатюры Д. Ходовецкого, архитектурные ведуты Дж. Б. Пиранези или серии офортов с акватинтой Ф. Гойи.
Расцвет гравюрных техник во многом объясняется потребностью быстро развивающегося книгоиздания. А любовь к искусству, постоянно требовавшая все более точных воспроизведений знаменитых произведений живописи, способствовала развитию репродукционной гравюры. Основная роль, которую гравюра играла в обществе, была сравнима с фотографией. Именно потребность репродуцирования привела к большому числу технических открытий в гравюре в конце XVIII века. Так появились разновидности офорта — пунктир (когда переходы тона создаются сгущением и разрежением набитых специальными заостренными стержнями — пунсонами — точек), акватинта (т. е. окрашенная вода; рисунок на металлической доске протравливается кислотой через нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль), лавис (когда рисунок наносится кистью, смоченной кислотой, прямо на доску, а при печати краска заполняет протравленные места), карандашная манера (воспроизводит шероховатый и зернистый штрих карандаша). Видимо, вторично в конце XVIII — начале XIX века была открыта придуманная еще в 1643 г. тоновая гравюра меццо-тинто.
Еще большему развитию репродукционной техники способствовало изобретение англичанином Томасом Бьюиком в 1780-х годах торцовой гравюры на дереве. Теперь художник не зависел от структуры волокон дерева, как это было раньше, когда он имел дело с продольным распилом, теперь он работал по поперечному спилу дерева твердых пород и мог резцом создавать более сложные и изощренные по своему характеру композиции.
Следующая «революция» произошла в 1796 г., когда Алоизиус Зенефельдер придумал литографию — плоскую печать с камня. Эта техника избавила художника от посредничества репродукциониста — теперь он сам мог наносить рисунок на поверхность камня и печатать его, не прибегая к услугам резчиков-граверов. Со 2-й четверти XIX в., с ростом популярности литографии, началась эпоха массовой печатной графики, и связано это было, в первую очередь, с книгоизданием. Гравюрами иллюстрировались журналы мод, сатирические журналы, альбомы художников и путешественников, учебники и пособия. Гравировалось все — ботанические атласы, страноведческие книги, «буклеты» с городскими достопримечательностями, пейзажи, поэтические сборники и романы. И когда в XIX веке изменилось отношение к искусству — художников окончательно перестали считать ремесленниками, а графика вышла из роли служанки живописи, началось возрождение оригинальной гравюры, самоценного в своих художественных особенностях и приемах эстампа. Свою роль здесь сыграли представители романтизма — Э. Делакруа, Т. Жерико, французские пейзажисты — К. Коро, Ж. Ф. Милле и Ш. Ф. Добиньи, импрессионисты — Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Писарро. В 1866 году в Париже было создано общество аквафортистов, членами которого стали Э. Мане, Э. Дега, Дж. М. Уистлер, Я. Б. Йонгкинд. Они занимались изданием авторских альбомов офортов. Так впервые было создано объединение художников, занявшихся собственно проблемами граверного искусства, поиском новых форм, обозначившее свои занятия как особый род художественной деятельности. В 1871 году такое общество было основано и в Санкт-Петербурге при участии Н. Ге, И. Крамского и. Шишкина.
Далее развитие гравюры шло уже в русле поисков своего оригинального языка. К XX веку история гравюрных техник и самого этого искусства будто замкнула цикл: от простоты гравюра пришла к сложности, а достигнув ее, вновь стала искать выразительной остроты немногословного штриха и обобщенности до знака. И, если на протяжении четырех столетий она старалась избежать обнажения своего материала, то теперь вновь заинтересовалась его возможностями.
Значительным явлением в истории печатной графики конца XIX — начала XX века стал расцвет русской и советской школы гравюры, представленной большим числом талантливых художников и несколькими крупными явлениями художественной жизни европейского масштаба, такими, как петербургское объединение «Мир искусства», авангардные течения первых лет ХХ века, формотворческие поиски графиков круга Фаворского и неофициальное искусство 1960-80-х годов.
Ксилография
Ксилография (от греч. xylon — дерево, grapho — рисую), вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок — с XV в.
Линогравюра
Линогравюра (от «линолеум» и «гравюра») — вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или другой полимерной основе и затем отпечатывается на листе бумаги. Изобретена в начале XX в., по своим приемам близка ксилографии. Самая простая из техник высокой печати.
Литография
Литография (от греч. lythos — камень, grapho — рисую) — вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня. Принцип работы заключен в самом названии — с греческого оно переводится как «рисую на камне».
Офорт
Офорт (фр. eau-fortе, итал. acquaforte [аквафорте] — «сильная, крепкая вода», т. е. азотная кислота) — вид гравюры, в котором химический процесс травления заменяет механический способ обработки доски различными гравировальными инструментами. Получил распространение с конца XVI века.
Резцовая гравюра
Резцовая гравюра — старейшая разновидность гравюры на металле. Рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск.
Источник